Традиционная узбекская одежда
Содержание:
- Узбекский национальный костюм
- Обувь
- Особенности узбекского национального костюма
- Чапан узбекский
- Мужская одежда[править | править код]
- Отличия платьев
- Мужской и женский национальный костюм. Узбекские тюбетейки
- Изменения в крое платья
- Особенности узбекского национального костюма
- Роль национального костюма в наши дни
- Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки
Узбекский национальный костюм
Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная.
Первая отличительная черта узбекского национального костюма – это искусная золотая вышивка. Археологи во время раскопок в Ташкентской области обнаружили следы золотого шитья: есть версия, что подобное украшение одежды было известно ещё до появления шёлка. Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.
Современные узбеки могут надевать национальные костюмы по большим праздникам и в дни особенно знаковых событий. Могут использовать какую-то деталь, мотив. Например, мужской свадебный костюм обязательно украшается парчой с золотом. Разумеется, фоном для такой роскоши служат богатые ткани – шёлк, бархат или вельвет.
В чём узбекский национальный костюм не испытывает недостатка, так это в цвете. Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. А тёмные оттенки узбеки не жалуют: считают, что своим мрачным видом они способны привлечь несчастье. Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами.
Отличительные черты мужского костюма
Мужчины в Узбекистане носят рубахи куйлак. Изначально рубашка такая была довольно неудобной – длина ниже колен сковывала движения. Со временем фасон верхней части костюма сменился до стандартной длины. Горловина выглядит по-разному: либо к вертикальному разрезу пришивается ворот, либо горизонтальный разрез опускается к плечам. Мужские штаны иштон напоминают шаровары и доходят до щиколоток. Они начисто лишены каких-либо декоративных элементов и украшений. Мужской халат чапан – настоящее произведение искусства! Вот где мастерицы соревнуются в умении вышивать удивительные узоры.
У каждого настоящего узбека должно было быть минимум три халата – тонкий летний, утеплённый межсезонный и на ватной подкладке в случае холодов. По бокам для удобства ходьбы – высокие разрезы. Края и рукава декорируются тесьмой, а в качестве пояса используют кушак из хлопка или шёлка, но обязательно контрастного цвета. На голове мужчины носят тюбетейку, отдавая предпочтение белой вышивке на чёрном фоне.
Отличительные черты женского костюма
Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь! Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.
В наше время жители солнечной страны мастерски смешивают европейский стиль со своими традициями: добавляют к повседневному образу национальные украшения, уважают орнаментальные платки, струящиеся ткани. У многих в гардеробе найдётся халат и пара шаровар, ведь на больших праздниках национальная одежда является желанным атрибутом. А кроме того, национальный узбекский костюм и всяческие детали, его образующие, это действительно очень красиво!
Обувь
Самым распространённым видом узбекской обуви были сапоги. Они изготавливались из кожи, которая выделывалась по специальным технологиям. Это позволяло носить сапоги в любое время года. В них было тепло зимой и не жарко в летнее время. В сапоги обувались все, начиная от маленьких детей и кончая стариками. Сапоги имели особый покрой. В середине подошвы был сделан небольшой скос. Он делался для того, чтобы при верховой езде, мужчинам удобно было удерживаться в седле. Те узбеки, что были богатыми, имели в гардеробе по две пары сапог. Одни были для повседневного ношения, а вторые были праздничными.
Для женщин использовались модели из нежной кожи, сделанные по особому фасону, без каблука и задника. Они имели гибкую подошву и назывались ичиги. Кроме сапог, женщины носили полузакрытые туфли с небольшим каблучком и узкими носами. Такие туфельки шили из замши и кожи. Если на улице было прохладно, то их обували поверх ичигов.
Обувь тоже подразделялась, как и все компоненты одежды, была повседневная и нарядная. Праздничные варианты были расписаны разноцветными узорами и вышивками.
Узбекистанцы сегодня очень любят галоши и резиновые тапочки. Сейчас их тоже научились украшать стразами, камнями и бисером.
Особенности узбекского национального костюма
Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности.
Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.
Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен.
При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь. В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром.
Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду.
Еще одной характерной чертой для узбекских традиционных нарядов является выбор богатых тканей для пошива – бархата и вельвета.
А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.
Чапан узбекский
Чапан называют кладом, а не халатом. Чапан – это символ народа. Он обязательно входит в комплект одежды. В прошлом чапан присутствовал только в мужском гардеробе. Со временем его стали носить и женщины. Чапан представляет собой обыкновенную стеганую одежду, просторного покроя. На узбекской модели нет воротника и пуговиц. Он покроен так, что верхняя пола заходит на нижнюю, создавая защиту от холода и ветра. По боковым сторонам подола сделаны разрезы. Они не сковывают движение человека при ходьбе, и когда он присаживается на пол. Чапаны бывают тёплые и лёгкие для защиты от жаркого солнца. По краям обшивались тесьмой. Эту одежду носят в будничные дни, но есть праздничные варианты.
В старину, чапаны для знатных людей расшивали золотыми узорами так, что они были уникальными произведениями народного творчества. Расшитые серебряными и золотыми нитями чапаны, и современные люди надевают на торжественные мероприятия. Их также приносят в дар почётным гостям.
Мужская одежда[править | править код]
Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.
Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха — куйлак, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Её шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи — гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.
Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.
Верхняя одеждаправить | править код
Халат — мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.
Головные уборыправить | править код
- Чалма — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.
- Папаха — головной убор хорезмийских, бухарских узбеков. Хорезмийские и бухарские узбеки предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.
- Тюбетейка — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для неё характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на чёрном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали чёрный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение
Обувьправить | править код
Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.
Галереяправить | править код
Мирза Абдулхак и Рустам–бег, узбеки рода катаган. На переговорах в г, Афганистан. | Узбеки Хивы, Хорезмский оазис, Северо-Северо-Западный Узбекистан, г. | Узбек на фестивале шелка и специй в Бухаре. |
Отличия платьев
Узбечки замужние носили платья с разрезом ворота вертикальным, расположенным на середине груди и длиной около 25 см. Эти разрезы также завязывались тесемками, застегивались на пуговицу или же закалывались брошью.
Как называется узбекское платье? Куйлак. Этот наряд при всей своей однотипности в крое имел самые разнообразные виды.
Узбекские национальные платья в каждой области имели определенные различия. Например, платья узбечек, проживающих в Самаркандской и Бухарской областях, по краю ворота с вертикальным вырезом обшивались пешкуртой. Это тесьма из золотого шитья. Также вороты могли украшаться и красивой национальной вышивкой.
Дома женщины носили летом одно платье, а в холодное время года одновременно надевали два (одно на другое). Узбекские национальные платья для праздничных мероприятий тоже надевались по несколько штук одновременно. Обычно так наряжались женщины наиболее знатных слоев или молодые девушки после свадьбы.
Например, три платья надевали одновременно таким образом, чтобы рукава, украшенные богатой вышивкой, были видны все (один из-под другого). Таким образом показывалось богатство и великолепие гардероба. Многие женщины, идя в гости, брали с собой и другие платья, переодеваясь в которые, они демонстрировали свои прекрасные туалеты.
Мужской и женский национальный костюм. Узбекские тюбетейки
Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко можно встретить людей в национальной одежде, сегодня ее надевают на традиционные праздничные мероприятия, но в сельской местности она все еще служит частью как повседневного, так и выходного наряда.
Узбекская мужская одежда
Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.
Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.
Узбекская женская одежда
Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.В сурхандарьинском регионе больше предпочитали цвета красных оттенков как символ достатка. Узор вышивки выбирался не случайно. Он всегда имел либо магическое, либо практическое значение. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме это своего рода оберег. Одежду из тканей тёмно-синих, черных цветов из-за суеверия не носили ни в одном регионе Узбекистана. Согдийские узоры сохранили в себе влияние зороастризма. Цвета в этом регионе подбирались исходя из положения в обществе. К примеру, превалирование голубых и фиолетовых оттенков в женском платье говорило о высоком положении мужа, а зеленоватые мотивы часто использовали крестьяне и ремесленники.
Обувь состояла из махси (ичиги – красивые сапожкибез задника, с мягкой подошвой, без каблука) и сапогов из грубой кожи или резины. Это была очень удобная и теплая обувь, которая и по сей день пользуется авторитетом.
Женский и мужской национальный головной убор. Тюбетейки
Одной из главных деталей в традиционной узбекской одежде служит головной убор. Национальным головным убором во многих странах Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане- считается тюбетейка. Название тюбетейки происходит от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Ее носят и мужчины, и женщины, и дети. Только пожилые женщины не носят тюбетейки.
Сейчас в крупных городах редко можно увидеть человека в тюбетейке, и по большей части она выступает важной деталью одежды на семейных и религиозных праздниках. Традиционная тюбетейка имеет четырехгранную конусообразную форму, она черного цвета с белой узорчатой вышивкой в виде 4-х «перчиков» и 16-ти миниатюрных арочек
Повседневная тюбетейка «калампир» — одна из самых простых и распространённых, но нельзя недооценивать её значения. Даже в условиях повсеместного влияния европейской культуры, такая тюбетейка необходимый атрибут на некоторых мероприятиях. У каждого региона Узбекистана – своя тюбетейка по высоте и узорам. При всем богатейшем разнообразии принято считать, что в Узбекистане шесть основных школ шитья тюбетеек: ферганская, ташкентская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, самаркандская, бухарская и хорезмско-каракалпакская. Для особых, праздничных случаев существуют нарядные тюбетейки — они богаты яркими и красочными вышивками и узорами, золотым шитьем.
Изменения в крое платья
Традиционная национальная одежда узбеков (в том числе и женские узбекские платья) долго сохраняла черты архаичности. Это продолжалось до самого 20-го века. Раньше мужская, детская и женская одежды отличалась однообразием и практически имели совершенно одинаковую форму и крой.
Лишь к концу 19-го века фасон одежды, в том числе и женских платьев, был немного модернизирован. Появилась отрезная кокетка в районе груди, на горловине маленький воротник стоячий и манжеты.
Стали более смело использоваться разные цвета в пошиве женской одежды. Вот тут-то и засияли женские платья своими удивительно яркими, разноцветными шелками и знаменитыми в те времена хан-атласами.
Особенности узбекского национального костюма
Хотя стиль национальной одежды жителей Узбекистана формировался под воздействием общих исламских тенденций, узбекский костюм имеет ряд отличительных особенностей, отражающих специфику региона и культуру страны. Сейчас традиционную одежду надевают по праздникам, но в кишлаках люди старшего возраста носят ее постоянно. Узбекская одежда для мужской половины жителей государства состоит из чапана – халата с поясом, рубашки – куйлака, шароваров и тюбетейки. Женский комплект включает в себя платье-тунику и шаровары. Голову женщины покрывают платком, чапаном или надевают тюбетейку.
Цвета и оттенки
В изготовлении одежды используется ткань разных цветов, кроме темных оттенков синего и черного. Считается, что эти цвета притягивают неудачу. По цвету костюма можно определить не только область проживания человека, но и его социальный статус. Богатые люди предпочитали голубые и фиолетовые оттенки. Одежда простолюдинов была в основном зеленого цвета. Как и в других мусульманских странах, обязательно носили паранджу – длинный халат с сеткой, закрывающей лицо. Лишь с приходом советской власти представительницы женского пола сняли паранджу, заменив ее на тюбетейки или платки.
Ткани и крой
Отличительная особенность узбекского костюма – яркие красочные узоры на ткани. Узбекские ткани для пошива одежды – это хлопок, атлас, бархат и вельвет. Для теплого времени года изделия изготавливались с шелковым подкладом, а для зимы делали толстую подстежку. Крой узбекской одежды очень простой, причем он одинаков для мужских, женских и детских изделий. Вещи сшивали из кусков ткани без выкроек. Халаты, туники и тюбетейки обязательно украшали вышивкой. Повседневные вещи вышивали хлопчатобумажными или шелковыми нитями. Состоятельные люди использовали вышивку золотом на всех видах одежды. Искусная вышивка золотыми нитями – отличительная особенность узбекской одежды. Вышивали также тюбетейки и даже обувь. Для создания рисунка использовались растительные или геометрические мотивы.
Женские платья и шаровары шьют из натуральных тканей. Узбекский атлас прекрасно держит форму изделия, не вызывает раздражения на коже и очень красив. Все ткани имеют неповторимый . Особую популярность у модниц во всем мире получили платья, изготовленные из адраса. Это ткань, состоящая из хлопка и атласа в равных пропорциях и выполненная по технологии «ИКАТ». Эта сложная технология выполняется вручную и представляет собой обвязывание пучков нитей для окрашивания их в разные цвета.
Узбекские халаты очень популярны в мире. Их изготавливает из хлопка или атласа, и поставляют во многие государства мира. Красивый орнамент и прекрасное качество ткани обеспечивают узбекским изделиям большую популярность.
Современные тенденции
На протяжении многих веков национальная узбекская одежда оставалась консервативной. Лишь в последнее время женские платья в Узбекистане претерпели изменения. Появилась кокетка в фасоне, рукава стали изготавливать с манжетами, присборенными снизу. Модницы шьют приталенные фасоны платьев с воротниками-стоечками.
Роль национального костюма в наши дни
В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.
Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.
Источник
Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки
Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.
Одежда
Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.
Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.
В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.
Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.
Головной убор
В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову
В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.
Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.
Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.