Золотное шитье: история и секреты «драгоценного» рукоделия

Перья жар-птицы

Процесс выделки нити из металла назывался «волочение». Тончайшая проволока, которая получалась при этом, носила название «волоченое золото» (так же работали и серебром, медью). Ею вручную обвивали прочную нить, как бы пряли ее, поэтому она и получила название пряденой. Позже в качестве основы стали использовать шелк. Такая нить стала называться скань:

Еще один способ получения золотой нити дал ей название «бить». Она выглядела как тонкая и узкая полоска. Затем ее скручивали в спираль и получали витушку, которая также называлась канителью:

Прочтите это: Сумки своими руками: пошаговое руководство

Процесс изготовления нитей был очень трудоемок, использовались дорогие материалы, поэтому готовый продукт имел высокую стоимость. Это было одной из причин, почему золотое шитье не было так широко распространено. Второй причина – для овладения мастерством требовалось специальное обучение.

Мастер-класс по дорогому шитью с подробными фото и видео

Материалы для работы:

  • Ткань;
  • Нить золотая;
  • Нить вышивальная;
  • Нить синтетическая вспомогательная;
  • Материал для подложки (драп, сукно или толстый картон);
  • Мягкая толстая нить;
  • Универсальный клей;
  • Фольга;
  • Фурнитура для украшения (бусины; пуговицы, бисер и т.д.);
  • Иглы для вышивки;
  • Шило;
  • Вязальный крючок.
  • Рамка или пяльцы.

Важно

  1. Натягивайте ткань на пяльцы туго, провисания нельзя допускать. Но и перетягивание основы не рекомендуется. Рисунок может деформироваться.
  2. Внимательно переносите рисунок на рабочую ткань, точно по шаблону вырезайте подложки.
  3. Блестящую нить периодически подкручивайте.
  4. Ткань с рисунком совмещайте с подкладкой из плотного материала.

Шов «Мягкий прикреп».

Этим способом нить крепится по узору.

При выполнении декоративной сетки пользуются тем же способом. Сетка закрепляется шёлковыми нитями контрастного цвета.

При вышивании плоской гладью для прикрепления рабочей нити тоже используют мягкий прикреп. Перевязки стараются сделать незаметными. Но иногда для особого мерцания и оригинальности шов исполняют нитью контрастного цвета.

Шов «Прикреп по счету».

Эта техника используется для особых узоров. Ими заполняют объёмные части рисунка. Рисунки имеют название и закрепляются цветным прикрепом.

Шов «литой».

Такой шов является разновидностью односторонней глади. При работе этой техникой золотую нить укладывают на плотную основу и закрепляют на краю узора. Необходимо оптимально выбрать рабочую нить, чтобы получить шов хорошего качества.

 Нитка закрепляется особенным способом. Шилом делается прокол у начала подложки. Через него протягивается рабочая нить с «лица» на «изнанку» и в обратном направлении. На изнаночной стороне завязываем узелок. Шов проложен, иглу переносим на «лицо» работы, в том же месте переводим её на «изнанку», затягивая аккуратную петлю. Спокойно ведём нить в обратном направлении.

Все нити, вышитые по подложке, натягивайте равномерно. На изнаночной стороне просматриваются изящные, блестящие петельки.

Вот примеры картин, вышитых описываемым способом:

Таким образом, шитьё золотом – замечательная техника. С её помощью получаются настоящие произведения искусства.

Техники золотного шитья

Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».

В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.

Канитель

Канитель

Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.

Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.

Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,

Расположение золотой нити над тканью

поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.

Схема процесса волочения золота

На ткань узор мастерицы переносили различными способами, один из самых распространенных — «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок. Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) — для темных тканей или синьки и керосина — для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси. В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.

До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.

Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре

Элементы узора церковного облачения

металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.

Уменьшенная копия платья Екатерины Великой

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.

Золотое шитье на головных уборах

Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.

Современное панно мастериц Торжка

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.

Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.

Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.

Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.

Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше

Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.

Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Голос редакции

Матрёна

Фанатка вышивки и шитья

Задать вопрос

В ряде случаев ведется вышивка золотом по бархату. При такой основе ткань-подложка не требуется, так как бархат достаточно плотный. Наиболее эффектно выглядит вышивка на черном, темно-синем и винном бархате. В сочетании с этими цветами золотая нить смотрится особенно нарядно и выразительно.

Различные способы шитья золотом

При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить. Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа». Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» – полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» – полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.

Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке – пропускали нить через ткань. Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии. Или же, наоборот, применяли шелковую нить контрастного цвета и, в этом случае, ложась на нить из золота, она дает отблеск и нижней нити передается оттенок прикрепляющей.

Очень эффектный вид имеют изделия, выполненные с применением техники «шитья по карте». Такая техника обычно используется при вышивке геометрических и растительных узоров, орнаментов и различных букв. Для этого сначала вырезают необходимые элементы узора из какого-либо плотного материала, например, картона или кожи, далее наклеивают на ткань в соответствии с нужным рисунком и после этого их обшивают золотой нитью в «прикреп». Для прикрепляющей нити из шелка необходимо заранее разметить узор на подложке и потом с помощью тонкого шила проделать отверстия в нужных местах. Изделие с вышивкой, при которой использовались золотые нити и вставки из картона нельзя стирать, их можно только очищать очень мягкой щеткой, медленными и осторожными движениями.

Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель». Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка. Шов золотом и серебром можно встретить в восточных вышивках – индийских, арабских, китайских или японских.

Вышивка золотыми нитками на Руси

В нашу страну вышивка золотом пришла из Византии, вместе с православием. Надо сказать, что наши мастерицы стали известны во всём мире, и до сих пор именно русское золотошвейное искусство считается одним из самых красивых в этой области. Тонкие узоры вышивки золотом завораживают вот уже много столетий.

У нас металлическую нить накладывали сверху на ткань, составляли узор, а потом пришивали поверх шёлковой ниткой в тон. Быстро додумались использовать позолоченную медь. В XV веке из монастырей золотое шитьё распространилось и на светскую жизнь.

Кафтан и камзол императора Петра II. Франция, 1727-1730; сукно — Англия

Церковная вышивка золотом из Борисоглебовского монастыря

Городецкая золотая вышивка

Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка. Городец был одним из крупнейших центров нижегородских земель, и своими мастерицами прославился так, что и сейчас помнят.

Особенно хороши были платки: тёмно-зелёные и вишнёвые, из бархата, расшитые узорами из роз и виноградных гроздьев. Мастерицы владели таким количеством различных техник, что и не перечесть. Их работы так ценили, что расшитые золотом вещи передавались от матери к дочери в качестве приданного – многие поколения.

В наше время это искусство возрождают: городецкая золотная вышивка снова известна и популярна.

Золотые нитки для вышивки

Городецкая золотная вышивка: выставка

Дивеевская золотошвейная мастерская

Дивеево известно нам своим женским монастырём, который основал один из любимейших русских святых – святой праведный Серафим Саровский. Дивеевский женский монастырь был создан только для девиц: вдов в него не принимали.

Чем заниматься благочестивым монахиням, как не вышивкой? Дивеевская золотошвейная мастерская известна на всю Россию и за её пределами: именно там создаются самые прекрасные золотые иконы. Кстати, мы тоже можем предложить вам вышивку икон, наши нитки для вышивки золотом идеально подходят для передачи многих оттенков.

Золотая вышивка по материи иконы: образ Богоматери Умиление, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»

Вышивка иконы: святой архангел Михаил, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»

Вышивка иконы: Казанская Богоматерь, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»

Торжокская золотошвейная фабрика

Торжок так славился своими мастерицами, что со времён Екатерины II императорский дом частенько обращался именно туда со своими заказами, хотя и в столицах хватало вышивальщиц. Основным узором здесь была роза, украшенная завитками: чтобы переход от рисунка к фону был плавным.

В советские времена именно в Торжке вышивались знаки отличия для Красной армии. А мастерство фабрики было признано и за границей, свидетельствуют многочисленные награды с международных выставок.

В последние годы Торжокская золотошвейная фабрика так же возрождает былые традиции.

Торжокская вышивка золотом и серебром. Техника вышивки золотом

Вышивка золотыми нитками

О ВЫШИВКЕ И ЕЁ СИМВОЛИКЕ

Автор статьи: Александр Демидов

Наши предки обладали действительно выдающимися познаниями об окружающем мире и его скрытых силах

Поэтому вышивке уделялось особое внимание. Одежда с особыми символами и знаками была у каждого

Одним она приносила любовь и благополучие, других спасала в битвах, отводя увечья и даже смерть.
Для вышивки большое значение имеют цвет и материал, из которого она сделана.

Оранжево-красные узоры используются для защиты в физическом мире и обретения любви. Красными или чёрными вышивали узоры для маленьких детей. Когда ребенок подрастал, вышивка менялась на фиолетовую. Такие цвета помогают в обучении, оберегают от переутомления. Вышивку, приносящую успех в любой сфере жизни человека делали голубой или золотистой.

Основные цвета для женщин – красный и чёрный, цвета самой великой матери – Земли. Они помогают в поддержании женского здоровья, обретении счастья, зачатии ребёнка.
Синий и зелёный цвета – защищают от увечий и ран, преобладают в мужской вышивке.

Основные материалы для вышивки

Хлопок оберегает от сглаза, защищает от порчи.
Шелк – сохраняет ясность в мышлении, дает возможность добиться высоких результатов, построить хорошую карьеру.
Если человек попал в беду, вышивку делаю шерстью. Она помогает восстановить энергетику, справиться с проблемами, избавится от напастей.
Лен – успокаивает, уравновешивает. Чаще всего его использовали для изображения солнца, звезд, птиц и деревьев.
Узоры в вышивке должны быть замкнутыми в круг. Не забывайте это правило. Поэтому воротник, манжеты рукавов, подол одежды – излюбленное место для нанесения рисунка у наших предков, славян. Наносить узоры, назначение которых разное, на один предмет одежды нельзя. Для каждой отдельной цели необходимо использовать разную одежду.
Вышивку всегда делают гладкой, не допускают никаких узлов. Потому что узлы нарушают связь оберега с владельцем, ухудшают циркуляцию энергии.

Символы в вышивке

Для предотвращения зла при вышивке одежды и предметов обихода, используют кресты – знак закрытости.
Деревья – символ долголетия и взаимосвязи всего в мире.
Цветы – символ непорочности и чистоты. Красные цветы вышивали для привлечения земной любви и её сохранения.
Звезды – небесный огонь, символ мудрости и ясности мышления.
Круг – основной женский знак. Это символ плодородия и изобилия, материнства.
Квадраты – символика земледельцев, отвечает за хорошие урожаи.
Спираль красного, чёрного или белого цвета – мощнейший символ, отводящий всех созданий тёмного мира.
Волнистая линия – символизирует воду, знак начала жизни. Вертикальные линии использовали для самосовершенствования, доступа к тайным знаниям.
Треугольник – означает самого человека.
Такие знаки используют для повседневных одежд. Свою актуальность они не утратили и сегодня. Украшая одежду, Вы привносите радость в свою жизнь. Постарайтесь использовать вышивку для украшения своей повседневной и праздничной одежды, и Вы почувствуете, как нарядная одежда поднимает Ваше настроение и самооценку, притягивает к Вам взгляды других людей, делает Вас центром их внимания и любования.

Популярные мотивы шитья с золочением

Искусство шитья золотом в России особенно развилось в XVII веке, когда мастерские золотошвейки занимались украшением храмов, такими мастеровыми обзаводились и бояре. Именно момент работы вышивальщицы золотом запечатлел на своей картине «Золотошвейка» В. А. Тропинин. Однако на картине мы наблюдаем только заключительный этап создания шитых золотом образцов.

Картина «Золотошвейка»

Работу начинали мужчины, именно они создавали узоры и мотивы, которые впоследствии будут вышиты золотом на плащанице. Их готовили профессиональные «знаменщики» или иконописцы. Сначала мастера выполняли рисунок на бересте или картоне, затем его переносили на ткань, «травщики» занимались прорисовкой узоров. Эти уникальные по своему совершенству мотивы и схемы дошли до наших дней.

  • рыбка;
  • крест;
  • руно.

Самым популярными являются элементы декоративной цветочной росписи, из религиозных мотивов – крест. Из новых – руно. Символом Христианства и Христа, является, конечно же, рыбка. Эти мотивы будут отличным вариантом изысканного оформления дома или создания персонального оберега.

Дело в том, что руно относится к произведениям Гомера, древнегреческого поэта, воспевшего многие легенды, но в русской культуре не было греческого наследия. Греческие мотивы могут быть больше характерны для французского декоративного стиля Ампир, одного из направления неоклассицизма, основанного на эллинистическом искусстве. Бесплатные и авторские схемы вышивки Золотое руно помогут создать своеобразный оберег для благосостояния вашего дома, а также оформить его в одном из самых роскошных, изысканных французских стилей. Образцы и рисунки можно скачать прямо сейчас.

Вышивка Золотое руно

Чем вышивать, и как долго выполняется работа

Золоченое шитье мастерицами в «светлицах», так назывались в старину мастерские золотошвейки, могла делаться по 2-3 года. Причем речь шла о кропотливой ежедневной работе. Конечно, все зависит от техники и сложности рисунка. По этой причине мотивы для шитья представлены с разной сложностью.

Особенно красиво смотрятся золоченые нити на черном фоне, не менее торжественно – на красном, очень изысканно – на белом. Для шитья можно использовать акрил, шелк, вискозу, для переноса рисунка – картон. Конечно, можно найти и образцы с натуральным металлом, но это очень затратное и дорогое сырье. Попробуйте для начала бесплатные мотивы с невысокой сложностью, постепенно повышая свое мастерство. Далее переходите к более сложным работам, которые будут иметь высокую художественную ценность.

Из чего делаются золоченые нити

Для золототканых одежд использовались настоящие золоченые нити. Данная традиция пришла в современную культуру из Древнего Вавилона. Однако, что касается того периода, ничего не сохранилось, чтобы оценить способ производства. Ближе к нашим дням металлические нити изготавливались из тончайшей пластины золота методом обычного нарезания. Второй способ появился в IX веке и состоял в получении проволоки канители. Уже в XIII веке, используя золотые схемы вышивки крестом, золотошвейки стали применять серебряную канитель с позолотой, ею предварительно обматывали прочную шелковую нитку.

Очевидная дороговизна технологии привела к появлению различных имитаций, некоторыми из них мы можем воспользоваться и сейчас. В настоящий момент нити для шитья изготавливаются в основном из недорогого синтетического сырья, которое покрывается металлизированной краской.

Рисунки доступны бесплатно, их обычно переносят на картон, затем на ткань. Именно такой материал рекомендуем брать, чтобы вышить схемы вышивки крестом Золотое руно (смотрите фото) на черном фоне, крест и рыбки. Он максимально имитирует настоящий металл, красиво блестит на солнце, основную ценность после окончания работы составят не бесплатные мотивы и нитки, а ваша работа.

Техника вышивки «вприкреп»

В этой технике создавали плотный фон из рядов золотой нити. Шитье выполняли непосредственно по ткани основы или по настилу, выполненному нитками различной толщины. Для настила, как правило, использовали льняные, а позднее бумажные нитки.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки при подвороте.

Порядок работы

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
  3. Выполните первый ряд шва «вприкреп».
  4. Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
  5. Расправьте золотую нить (мы шьем в два сложения) так, чтобы она не была перекрученной.
  6. Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
  7. Отступите на выбранное расстояние (примерно в середине стежка первого ряда) и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Такой прием поможет уплотнить ряды вышивки. Прикрепка стежком, «скобочкой», достаточно подвижна и притягивает золотую нить к нити предыдущего ряда. Выполните прикрепку.
  8. Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
  9. В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в пп. 4-6.

Правило 1. Ряды шва должны располагаться очень близко друг к другу.

Правило 2. Прикрепки делают тем чаще, чем тоньше золотая нить.

Вышивка по карте

В этой технике выполняют объемные детали рисунка. Как правило, по карте вышивали на жестких изделиях: головных уборах, обуви. В качестве подкладки использовали бересту, а позднее картон. Подкладку пришивали или приклеивали к основе.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Вырежьте подкладку и закрепите ее на основе.
  3. Шейте как в аксамитовом шве, располагая прикрепки вплотную к контуру прокладки.
  4. По краям деталь можно обшить швом «вприкреп», используя толстую или скрученную в несколько сложений нить.

Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити по карте

Кованая техника

Фон в этой технике очень плотный, напоминающий металлическую поверхность с нанесенным на нее чеканным рисунком. Он получается за счет игры света и тени.

Женский головной убор-сборник. Сольвычегодский уезд Вологодской губернии, конец XIX в.

Графическая схема. Контур рисунка прошит золотой нитью с помощью шва вприкреп

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
  3. Выполните первый ряд шва «изнаночный прикреп».
  4. Поверните нить на 180° и выведите иглу в точке поворота. Выполните прикрепку и протяните золотую нить наизнанку.
  5. Отступите на выбранное расстояние и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Выполните прикрепку.
  6. Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
  7. В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в п. 4.
  8. При шитье битью используйте шов «вприкреп».

Графическая схема. Заполнение фона рисунка золотой нитью с помощью шва «изнаночный прикреп»

Фон, вышитый битью

Правило 1. Вышивку выполняют тонкими металлическими нитками в одно сложение.

Правило 2. Для основы вышивки подходит очень плотная крепкая ткань. Рыхлая мягкая ткань может порваться.

Великолепные работы российских мастериц

Русский княжеский костюм


Русский придворный костюм


Деталь придворного костюма

Николай Иванович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

пышной, восточной, византийской

Мундиры офицерские XVIII — начало XX века, музей-заповедник Царское село


Воротник мундира


Воротник мундира и эполеты, расшитые канителью


Ташка офицерская Лейб-гвардии Гусарского полка, Российская империя, копия

Эполеты образца 1809г.

Гардероб императора Петра II


Коронационное платье Екатерины I

Коронационное платье Анны Иоановны


Коронационное платье Екатерины Великой

Коронационное платье Александры Федоровны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector