Национальные костюмы мира

«Киргизия — миролюбивая страна»

Секретарь Бишкекской и Кыргызстанской епархии иерей Александр Пелин рассказал RT, что во вторник, 13 июля, у него была встреча с ребёнком и его семьёй. «Инициатором встречи была епархия, потому что, когда мы узнали об этом случае, мы решили отреагировать», — отметил он.

Иерей подтвердил информацию местных СМИ о том, что ребёнок был участником сборов по дзюдо и среди всех ребят он был единственным русским.

«На протяжении многих дней его били за то, что он христианин, и местами даже внушали, что мусульманство — правильнее религия. Поэтому мы решили оказать духовную, молитвенную поддержку этой семье, побеседовать и предложить какие-то возможные от нас ходы», — сказал Пелин.

Он отметил, что правительство страны взяло на контроль эту историю и обещало дать адекватную оценку происходящему.

Президент общественного объединения «Народный собор» в Киргизии, член Координационного совета организации российских соотечественников в Киргизии Иван Иванов рассказал RT, что подобные случаи в республике происходят крайне редко. 

  • Иван Иванов
  • Facebook

Когда мы узнали об этом случае, то по горячим следам хотели обращаться сразу и в наши киргизские спецслужбы, МВД, но потом взяли паузу и сейчас хотим посмотреть, чем это кончится, потому что с этой историей сейчас очень активно разбираются в госорганах. Тем более мы сами пока до конца не понимаем, что произошло у них там, хотим в этом разобраться. Сейчас мы подготовили письмо и, наверное, всё же его отправим его в госагентство по спорту, чтобы они посмотрели на то, как тренер себя в этой ситуации вёл», — рассказал RT Иванов.

Он подчеркнул, что в целом люди разных национальностей в республике живут мирно.

«На Пасху мы угощаем мусульман крашеными яйцами и куличами, а когда у них праздники мусульманские, то они нам что-то приносят, в плане религии отношения у людей очень спокойные, вражды никакой нет», — отметил Иванов.

Вместе с тем посольство России в Киргизии взяло на контроль дело об избиениях русского девятилетнего мальчика на спортивных сборах в Иссык-Кульской области. 

«Следим за ситуацией вокруг избиения русского мальчика — возможно, на национальной почве — на спортивных сборах в Иссык-Кульской области. Как известно, дело взял под особый контроль председатель кабмина страны У.А. Марипов, дал поручения уполномоченному по правам ребенка Ж.Б. Рысбековой», — говорится в сообщении посольства России. 

2.

Они играют в поло тушей козла
Самая популярная национальная игра кок-бору чем-то напоминает поло, где вместо мяча используется туша козла или ее муляж. Основная цель — забросить козла на специальное сооружение на территории команды-противника или доскакать с ней до ранее оговоренного места где-нибудь на вершине горы. В начале сентября 2016 года в Киргизии прошли вторые Всемирные игры кочевников, призванные сохранять боевые искусства и игры кочевых народов и возрождать к ним интерес. Помимо кок-бору в программу игр вошли разные виды борьбы, в том числе на поясах, конные скачки, стрельба из лука и комплексные охотничьи игры.

Узбекский национальный костюм

Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная.

Первая отличительная черта узбекского национального костюма – это искусная золотая вышивка. Археологи во время раскопок в Ташкентской области обнаружили следы золотого шитья: есть версия, что подобное украшение одежды было известно ещё до появления шёлка. Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.

Современные узбеки могут надевать национальные костюмы по большим праздникам и в дни особенно знаковых событий. Могут использовать какую-то деталь, мотив. Например, мужской свадебный костюм обязательно украшается парчой с золотом. Разумеется, фоном для такой роскоши служат богатые ткани – шёлк, бархат или вельвет.

В чём узбекский национальный костюм не испытывает недостатка, так это в цвете. Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. А тёмные оттенки узбеки не жалуют: считают, что своим мрачным видом они способны привлечь несчастье. Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами.

Отличительные черты мужского костюма

Мужчины в Узбекистане носят рубахи куйлак. Изначально рубашка такая была довольно неудобной – длина ниже колен сковывала движения. Со временем фасон верхней части костюма сменился до стандартной длины. Горловина выглядит по-разному: либо к вертикальному разрезу пришивается ворот, либо горизонтальный разрез опускается к плечам. Мужские штаны иштон напоминают шаровары и доходят до щиколоток. Они начисто лишены каких-либо декоративных элементов и украшений. Мужской халат чапан – настоящее произведение искусства! Вот где мастерицы соревнуются в умении вышивать удивительные узоры.

У каждого настоящего узбека должно было быть минимум три халата – тонкий летний, утеплённый межсезонный и на ватной подкладке в случае холодов. По бокам для удобства ходьбы – высокие разрезы. Края и рукава декорируются тесьмой, а в качестве пояса используют кушак из хлопка или шёлка, но обязательно контрастного цвета. На голове мужчины носят тюбетейку, отдавая предпочтение белой вышивке на чёрном фоне.

Отличительные черты женского костюма

Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь! Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.

В наше время жители солнечной страны мастерски смешивают европейский стиль со своими традициями: добавляют к повседневному образу национальные украшения, уважают орнаментальные платки, струящиеся ткани. У многих в гардеробе найдётся халат и пара шаровар, ведь на больших праздниках национальная одежда является желанным атрибутом. А кроме того, национальный узбекский костюм и всяческие детали, его образующие, это действительно очень красиво!

Киргизский национальный костюм

В древности на одежду киргизов сказывался приимущественно натуральный характер хозяйства. Широко использовались грубая домотканина из овечьей и верблюжьей шерсти, домашней выделки шкуры и войлок. Завозившиеся из узбекских и таджикских городов, а с середины XIX в. и из России, хлопчатобумажные ткани, бархат и шелк приобретали в основном зажиточные скотоводы; их использовали для изготовления праздничной одежды. Общая стоимость одежды была высока, и в семьях, имевших мало скота, ее носили, пока она не расползалась от ветхости. Одежда знати отличалась от одежды простых пастухов и табунщиков. Ее шили из добротного материала, она украшалась дорогим мехом, вышивкой, серебряной чеканкой.

Во второй половине XIX в. богатые скотовладельцы стали покупать готовую одежду и, таким образом, в традиционный костюм киргизов начали входить новые элементы, заимствованные от соседних народов.

Киргизский женский костюм

Традиционный киргизский женский костюм включает два компонента – это набедренная одежда в виде распашной юбки бельдемчи и шапочка, надевающаяся под тюрбан. Нарядные бельдемчи из черной блестящей ткани, из пестрых среднеазиатских шелков, иногда из домотканого сукна украшались вышивкой. Вышивку выполняли специальные мастерицы. На повседневных бельдемчи вышивка отсутствовала. По подолу и полам нарядные бельдемчи обшивались мехом выдры. Нарядные, богато вышитые бельдемчи надевали с праздничным национальным костюмом, отправляясь на свадьбу или в гости, а дома – принимая гостей, в дни семейных праздников. Такие бельдемчи давали в приданое, причем дочь получала их от матери, когда через год после свадьбы приезжала в дом к родителям. Бельдемчи надевали чаще всего поверх камзола (кемсал), имевшего короткие или длинные рукава, иногда – поверх платья.

Шапочка плотно охватывала голову и закрывала волосы. Обычно она украшалась вышивкой, причем вышивка выполнялась разными швами. Основные узоры выполнялись ярко-красными (типичный цвет для киргизкой вышивки) нитками, а небольшие промежутки между швами заполнялись преимущественно желтыми, белыми, зелеными нитками. Готовую шапочку обшивали красной шелковой тесьмой.

Для женского костюма характерны также длинное широкое платье-рубаха со стоячим воротником, безрукавка и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. Женским национальным головным убором был также высокий тюрбан – элечек.

В женский комплекс входили свободное длинное платье-рубаха из яркой ткани, шаровары, короткая безрукавка из темной ткани или сшитая из такой же ткани приталенная халатообразная одежда — «бешмант» («камзур»). Замужние женщины на бедрах носили короткую распашную юбку — «бельдемчи», которая пришивалась к широкому поясу. Бельдемчи и пояс украшались вышивкой. Зимой женщины одевали шубу — «ичик». Головным убором девушек была небольшая шапочка, отороченная мехом и украшенная на макушке перьями, — «тебетей». У женщин бытовал сложный двойной головной убор, состоящий из вышитой шлемообразной шапочки, закрывавшей волосы, и высокого белого тюрбана — «элечек». Его форма у разных групп киргизов была различна: у одних он напоминал широкий цилиндр, у других — свободно повязанную чалму. В комплекс одежды богатых женщин также входили ювелирные украшения, имевшие значение оберегов.

Киргизский мужской костюм

Наиболее характерными частями киргизской традиционной одежды в мужском комплексе были распашной войлочный халат — «кементай», который подпоясывали кожаным поясом или подвязывали кушаком, широкие штаны из кожи или замши с вышивкой шерстью или шелком — «джаргакшым», войлочные или кожаные сапоги с загнутым вверх носком и войлочная шапка — «калпак», с высокой белой тульей и загнутыми вверх черными отворотами, зимой — нагольный овчиный тулуп — «тон» с широкой темной опушкой и шапка с меховым околышем.

Мужской киргизский костюм состоял из туникообразной рубахи со стоячим воротником, стеганого чапана с широкими клиньями внизу. Штаны были общего среднеазиатского покроя с широким шагом. Самый распространенный мужской головной убор киргизов – белая войлочная шляпа.

Халаты (чепкен) киргизы из валяного сукна носили поверх остальной одежды. В холод и непогоду такой халат был незаменим – не промокал, не продувался ветром, одинаково хорошо защищал от холода и солнечных лучей. Он очень прочен и в качестве повседневной рабочей одежды служил 5-6 лет. Халат из верблюжьей шерсти был не рабочим, а скорее выходным, щегольским нарядом; он стоил очень дорого и был доступен лишь богатым киргизам. Очень состоятельные киргизы носили также и штаны из этой ткани.

Источник

Колпак

Колпак
— этот старинный киргизский головной убор до сих пор очень популярен в республике.

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой.

Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.

Разновидность колпака — ай колпай — была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Их юрты могут стоит дороже иномарки

Искусство изготовления киргизских юрт боз-уй недавно вошло в список наследия ЮНЕСКО

Юрта продолжает занимать важное место в жизни киргизов: в них живут семьи во время сезонного перегона скота, для детей кочевников в юртах организованы детские сады, по всей стране юрты используются как временные точки продаж или места общественных встреч. Стоимость юрты варьируется в зависимости от ее размера, вместительности и материалов: самая дешевая будет стоить порядка 80 000 руб., а что касается самой дорогой — совершенству предела нет

На форумах можно увидеть объявления по продаже юрт как за $3000, так и за $15 000. При этом срок службы юрты намного дольше, чем у среднестатистической иномарки, — примерно 25 лет в кочевых условиях.

СОВРЕМЕННЫЙ КОСТЮМ

Если раньше национальные костюмы были в гардеробе старшего поколения, то сегодня картина кардинально изменилась. Одежда в этническом стиле стала трендом. Кыргызские модельеры используют элементы национального костюма в современных нарядах, чем приводят в восторг столичных модниц.

Ансамбль «Кыз Кыял» особое внимание уделяет кыргызским танцам. Для каждого номера шьют специальный костюм

Жалын бий — танец огня. Колоритное, завораживающее представление. Каждое движение напоминает старинный узор. А национальный костюм подчеркивает красоту и самобытность древнего танца, и передает дух прошлого.

ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ

В старину верхняя женская и мужская одежда были похожи. Например, безрукавка на подкладке, женщины надевали ее поверх широкого платья. Одежда незамужней девушки отличалась от одежды семейной дамы. Независимо от социального положения и региона проживания все женщины покрывали голову и носили длинные платья.

«Длинное платье связано с религией ислам. Оно такое широкое, чтобы было удобно вести хозяйство. Сверху надевали чыпкен разного цвета и головной убор — каляк. Это белая хлопчатобумажная ткань, которая очень легкая. Длина могла быть от 15 до 40 метров», — рассказала экскурсовод Кумушай Абашакирова.

Шлейф был не только украшением. В старину во время переездов его могли использовать, как пеленки для младенцев или в качестве савана. Такой головной убор носили только замужние женщины.

Почти каждое украшение в древности являлось оберегом. Например, накосники – изделие в виде длинных бархатных лент или серебряных цепочек, которые полностью закрывали волосы, кроме того, слегка оттягивало голову девушки назад, придавая ей грациозность.

Кыргызские женщины в основном носили серебро, кораллы и бирюзу. Эти камни обладают целебными свойствами. Таким образом женщины подчеркивали свою красоту и оберегали себя от болезней.

Они крадут невест

Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего — перешагнуть через него

Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки

Особенности узбекского национального костюма

Хотя стиль национальной одежды жителей Узбекистана формировался под воздействием общих исламских тенденций, узбекский костюм имеет ряд отличительных особенностей, отражающих специфику региона и культуру страны. Сейчас традиционную одежду надевают по праздникам, но в кишлаках люди старшего возраста носят ее постоянно. Узбекская одежда для мужской половины жителей государства состоит из чапана – халата с поясом, рубашки – куйлака, шароваров и тюбетейки. Женский комплект включает в себя платье-тунику и шаровары. Голову женщины покрывают платком, чапаном или надевают тюбетейку.

Цвета и оттенки

В изготовлении одежды используется ткань разных цветов, кроме темных оттенков синего и черного. Считается, что эти цвета притягивают неудачу. По цвету костюма можно определить не только область проживания человека, но и его социальный статус. Богатые люди предпочитали голубые и фиолетовые оттенки. Одежда простолюдинов была в основном зеленого цвета. Как и в других мусульманских странах, обязательно носили паранджу – длинный халат с сеткой, закрывающей лицо. Лишь с приходом советской власти представительницы женского пола сняли паранджу, заменив ее на тюбетейки или платки.

Ткани и крой

Отличительная особенность узбекского костюма – яркие красочные узоры на ткани. Узбекские ткани для пошива одежды – это хлопок, атлас, бархат и вельвет. Для теплого времени года изделия изготавливались с шелковым подкладом, а для зимы делали толстую подстежку. Крой узбекской одежды очень простой, причем он одинаков для мужских, женских и детских изделий. Вещи сшивали из кусков ткани без выкроек. Халаты, туники и тюбетейки обязательно украшали вышивкой. Повседневные вещи вышивали хлопчатобумажными или шелковыми нитями. Состоятельные люди использовали вышивку золотом на всех видах одежды. Искусная вышивка золотыми нитями – отличительная особенность узбекской одежды. Вышивали также тюбетейки и даже обувь. Для создания рисунка использовались растительные или геометрические мотивы.

Женские платья и шаровары шьют из натуральных тканей. Узбекский атлас прекрасно держит форму изделия, не вызывает раздражения на коже и очень красив. Все ткани имеют неповторимый . Особую популярность у модниц во всем мире получили платья, изготовленные из адраса. Это ткань, состоящая из хлопка и атласа в равных пропорциях и выполненная по технологии «ИКАТ». Эта сложная технология выполняется вручную и представляет собой обвязывание пучков нитей для окрашивания их в разные цвета.

Узбекские халаты очень популярны в мире. Их изготавливает из хлопка или атласа, и поставляют во многие государства мира. Красивый орнамент и прекрасное качество ткани обеспечивают узбекским изделиям большую популярность.

Современные тенденции

На протяжении многих веков национальная узбекская одежда оставалась консервативной. Лишь в последнее время женские платья в Узбекистане претерпели изменения. Появилась кокетка в фасоне, рукава стали изготавливать с манжетами, присборенными снизу. Модницы шьют приталенные фасоны платьев с воротниками-стоечками.

«Систематически избивали»

По словам известной в Киргизии правозащитницы и юриста Индиры Саутовой, которая сейчас представляет интересы пострадавшей семьи, ребёнок с 5 по 22 июня находился на сборах юных дзюдоистов в посёлке Булан-Соготту на озере Иссык-Куль.

«23 июня он приехал домой. Его встретили в Бишкеке, он был в кепке. Когда Иван (имя изменено. — RT) сел в машину, родители увидели, что у ребёнка большой синяк под глазом. Стали его расспрашивать, он расплакался и рассказал историю, которая произошла с ним на сборах. Выяснилось, что за неделю до окончания поездки его систематически избивали сверстники, он получил синяки и гематомы на голове. Родители связались с тренером. Она сказала, что действительно произошла драка между детьми, но выяснять и разбираться и тем более сообщать об инциденте родителям Ивана не стала. Его несколько раз рвало. Родителей возмущает тот факт, что, несмотря на травмы у мальчика, тренер не оказала медицинскую помощь, а продолжала заставлять его тренироваться», — цитирует 24.kg Индиру Саутову. 

По словам правозащитницы, мальчик ходил в частную секцию по дзюдо с пяти лет и летом его постоянный тренер рекомендовал впервые отправить ребёнка на сборы, направив к знакомому тренеру из Федерации дзюдо Киргизии.

Сами сборы, на которые отправились 40 детей, как выяснила Саутова, были неофициальными и организованы с грубейшим нарушением действующих в республике правил, а мальчику, несмотря на синяки на лице и рвоту, не оказали своевременно медицинскую помощь.

При этом, со слов мальчика, за 18 дней сборов они лишь раз помылись в бане, а общаться с родителями по телефону он мог редко и недолго.

По данным киргизских СМИ, уже на следующий день после возвращения ребёнка в Бишкек в Октябрьское РУВД города поступило сообщение из травматологического отделения горбольницы №3 о том, что с телесными повреждениями поступил девятилетний мальчик. Материалы были отправлены в ОВД Иссык-Кульского района, на территории которого проходили спортивные сборы.

Сообщение было зарегистрировано в Едином реестре преступлений и проступков (ЕРПП), начато досудебное производство по ст. 65 «Побои» Кодекса о проступках. Ребёнку была назначена судебно-медицинская экспертиза, которая показала, что был причинён лёгкий вред его здоровью.

Отмечается, что в рамках досудебного производства опросили мать мальчика, были установлены личности тренера и несовершеннолетних, которые, со слов матери, принимали участие в избиении.

Удивительные традиции киргизов

В Кыргызстане есть немало удивительных обычаев, что способны поразить иностранца. Я расскажу о некоторых из них. К примеру, на улицах Бишкека или Оша нередко можно увидеть мужчин в войлочных шапках. Такие носили киргизы ещё пару веков тому назад.

Однако значение имеет не сама шапка, а её высота. Так владелец показывает свой высокий статус. Самыми почитаемыми считаются люди старшего возраста, шапки которых сделаны из белого войлока, дополненным чёрными полосами.

Киргизский старец – Аксакал

И в наши дни в Кыргызстане принято строить поминальные юрты. В них и располагается тело покойника на протяжении трёх дней после смерти. Такая традиция позволяет всем родственникам, знакомым и соседям умершего проститься с ним.

Сегодня во многих киргизских селениях нередко можно увидеть юрты такого рода. Кстати, если говорить о юртах для живых, не стоит считать их устаревшим видом жилища. Часто такие дома в Кыргызстане стоят гораздо дороже, чем иномарка.

Киргизские юрты / katorisi / wikipedia.org

Важной частью любой трапезы является “омен”. Сегодня он уже не является религиозной традицией киргизов, как было прежде, а связан, скорее, с ритуалом дани уважения за щедро накрытый стол

Прежде чем встать из-за стола следует поднести к лицу обе ладони и произнести: “Омен”.

Самобытность и своеобразие традиций киргизов заметно даже в наш век технического прогресса и многочисленных новшеств. Честно признаться, меня подобное радует, ведь никакие инновации не должны заставлять людей забывать исконные обычаи и культуру своих предков, что и является основой любого народа.

Семейные обычаи народа

Семейные традиции киргизов имеют богатую и долгую историю своего формирования. В их основе лежит принцип почитания старших и воспитания у младшего поколения уважения к своим родственникам. Каждый из членов семьи должен стремиться сохранять мир и взаимопонимание с родными, ценить своих близких.

Решение старших членов семьи издавна считается законом для молодого поколения. В старину даже браки между киргизами заключались по решению их родителей

Сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако слово отца или матери имеет не менее важное значение, чем прежде

Издавна при решении важных вопросов киргизы прибегали к советам аксакалов (в переводе значит “белобородые”). Это были старейшины рода, к которым во всём селении относились с особенным уважением.

Сокольничий со своим орлом в долине Барскаун, Кыргызстан / Tjabeljan / wikipedia.org

Киргизов нельзя назвать “Иванами, не помнящими родства”. Напротив, каждый киргиз обязан знать предков до седьмого колена. Во-первых, это необходимо было для заключения брака – чтобы убедиться, что у невесты и жениха нет общих родственников.

Во-вторых, с этим обычаем была связана традиция “ашар”. В переводе с киргизского это слово обозначало “взаимопомощь”. Если кто-то из родных оказывался в трудной ситуации или беде, родственники спешили выручить его, чтобы уберечь единство представителей рода. Конечно, такая сплочённость заслуживает искреннего уважения.

Фредерик де Хенен «Киргизское ухаживание», 1913 год

ГОВОРЯЩИЕ ДЕТАЛИ

Старинные кыргызские костюмы сохранились не только в музее. Известный модельер Татьяна Воротникова много лет коллекционирует национальные наряды. Ее уютная мастерская — настоящее хранилище уникальных старинных вещей.

Функциональность – главная особенность одежды кочевников. Поверх платья замужние женщины носили распашную юбку с широким поясом. От холодного горного воздуха могли спасти только теплые вещи. Поэтому мастерицы всегда пришивали войлочную подкладку в районе поясницы.

«Она могла очень легко сниматься. Ее можно было постелить на землю, когда были временные остановки, ее надевали как, если было холодно и дождливо», — говорит Татьяна.

Мастерица использует традиционный крой для своих работ, старинные орнаменты. Костюм многое мог рассказать о человеке. Тип ткани, узоры, украшения говорили о социальном статусе хозяйки.

Монеты вместо пуговиц – не просто атрибут декора. Раньше таким образом хозяйки хранили семейные сбережения. Сундуки были забиты текстилем, а все монеты и драгоценные изделия крепили на одежду, чтобы во время переезда ничего не потерять. С пуговицами было связано еще и древнее поверье.

Еще одна важная деталь в одежде – орнамент. Каждый узор имел свое значение. К примеру, круг символизировал солнце, треугольник — горы. Через вышивку передавали еще и важную информацию. Например, для этого кафтана из старого ковра туш кийиза вырезали небольшие детали, на которых вышила свое имя и год рождения. Такие послания были своеобразной летописью рода, которую передавали из поколения в поколение.

Они крадут невест

Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего — перешагнуть через него

Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки

Формирование народа

Как показывают археологические исследования, первые поселения людей на территории современной Киргизии датируются ещё средним палеолитом. Большинство коренных племён занималось скотоводством, чему способствовали климатические условия. Кроме того, значительная их часть вела кочевой образ жизни, что позволяло в зависимости от времени года перемещаться на новые земли в поисках пастбищ для животных.

К древнейшим предкам киргизов принадлежали скотоводческие племена саков, расцвет которых на землях, что в дальнейшем станут Киргизией, приходится на I тысячелетие до нашей эры. В “Истории” древнегреческого учёного Геродота упоминается о близости территорий саков и персидской империи Ахеменидов. Это указывает, что в тот период времени саки уже обрели немалое могущество и, конечно, сформировались как народ.

Воинственным сакским племенам и их преемникам усунам пришлось вести долгие и изнурительные военные противостояния с гуннами, что представляли собой самую грозную силу Азии. В дальнейшем разворачивается война уже с монголо-татарскими завоевателями. Предкам киргизов приходилось удерживать территории Тянь-Шаня и Памиро-Алтая.

В. В. Верещагин «Богатый киргизский охотник с соколом»

Переселение в Тянь-Шань

Кстати, о переселении на Тянь-Шань в истории по сей день ведут дискуссии. Кто-то считает, что произошло это уже в тюркские времена, кто-то придерживается мнения, что ещё в период власти саков на соседних землях Тянь-Шань оказался под властью предков киргизов. Но я хочу отметить, что проблема здесь кроется не столько в исторических аспектах, сколько в особенностях идентификации киргизов различных регионов.

Этнограф С. М. Абрамзон в своих работах подчёркивал:

Туркестанская серия В. В. Верещагина «Перекочёвка киргизов»

6.

Они крадут невест
Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего — перешагнуть через него

Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки

Чапан

Чапан — мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты — дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан — широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан — покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector