Национальные костюмы народов россии и их особенности

Женский русский народный костюм

Основой женского народного костюма также являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона. Представители центральных и северных губерний щедро украшали свои рубахи золотой вышивкой, для губерний юга был характерен орнамент красного цвета. В Воронежской губернии рубахи вышивали черными нитями.

Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Для пошива повседневных сарафанов и платья крестьян использовалось грубое сукно или ситец. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка.

Замужние женины и девушки, которые были готовы к посватанию, могли носить поневу. Это вышитое полотно с завязками, которое отдаленно напоминает современную юбку с запахом. Сарафаны и понева дополнялись передниками.

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

  • Женский головной убор русского народного костюма
  • Русский народный платок
  • Русская народная женская рубаха
  • Русский народный сарафан
  • Русская народные женские сапожки

Особенности и значение деталей

Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.

Детали мужского костюма

Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.

Внешний вид ворота различался. Он мог быть закругленным, квадратным или вовсе отсутствовать. Если воротник все же был, то он дополнялся завязками или пуговицами.

Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.

Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.

Для того чтобы сохранять тепло внутри, шубы шились мехом внутрь. Снаружи они покрывались плотным сукном. Наряды для знати расшивались парчой или бархатом. Роскоши шубе придавал широкий меховой ворот.

Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.

Еще одна важная деталь мужского русского костюма – головной убор в национальном стиле. Существовало несколько разновидностей шапок: тафья, клобук, мурмолка и треуха.

Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.

Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.

Детали женского костюма

В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.

Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.

Более теплой альтернативой летнику в национальном женском костюме была шубка. Длинная и украшенная мехом шуба с декоративными рукавами была признаком роскоши, поскольку особой практичностью не отличалась. Руки либо продевались в специальные прорези под рукавами, либо в сами рукава, которые подкатывались для удобства. Греть ладони можно было в муфте, которая не только украшалась меховой опушкой, но и прошивалась мехом изнутри.

Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником ,повязывая сверху нарядный цветастый платок.

Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.

Как сшить русский народный сарафан

Что понадобится, чтобы сшить русский народный сарафан для ребенка:

  • Ткань: ситец, атлас или сатин. Подойдет любой цвет, какой только ваша душа пожелает: красный, голубой, зеленый, золотой или синий. Понадобится отрез шириной 115 см и длиной 2,5 м. Нужно помнить, кокошник делается из того же полотна, что и платье. Учитывайте это при покупке. Можно взять ткань с запасом.
  • Отделочная узорчатая лента (тесьма, атласные ленты). Они бывают различной цветовой гаммы, с разнообразными рисунками растительной или геометрической тематики, с пестрой вышивкой или разноцветными стразами.
  • Крепкие нитки, не слишком тонкие.
  • Ножницы для шитья и иголки с ушком, измерительная лента, металлическая линейка 1,5 – 2 метра, английские булавки и иголки с бусинкой.
  • Бумага-миллиметровка для построения схемы выкройки.
  • Утюг, гладильная доска, чистящий карандаш. Обязательно отглаживайте изделие во время шитья, чтобы избежать перекосов, заломов.

Если все собрано, можно приступать к работе. Помните, что залог успеха – качественная, хорошо просчитанная, правильно вычерченная выкройка. Попробуйте сделать ее сами или найдите готовый вариант.

— Снятие мерок. Для того, чтобы сделать выкройку народного сарафана своими руками, нужно правильно снять мерки обхвата груди (ОБ)

Важно, чтобы человек, с которого снимаются мерки, стоял не напрягаясь, в свободном и естественном для него положении. Обхват груди измеряйте по наиболее выступающим точкам груди и лопаток

— Выкройка. Длину основания обычно берут 115 см. Высота высчитывается исходя из роста и длины готового костюма, которую вам бы хотелось иметь. Переделайте чертеж, учитывая свои измерения.

— Шитье. Вырежьте из заранее отглаженной ткани две трапеции, сшейте их по бокам. Обязательно оставьте припуски на швы. Кокетку и лямки вырежьте из оставшегося отреза. Лямки можно сделать из отделочной ленты с узорами. Кокетку прострочите по бокам и далее пришейте к нижней части наряда (к сшитым трапециям). К центральной части передней стороны прострочите отделочную полоску с узорами. Так же ею украшается и низ. Лямки сложите и прострочите, после чего пришейте к кокетке. Обшейте кокетку отделочной лентой.

Затем остается только отгладить изделие и насладиться своей работой.

Русская народная рубаха и её особенности

Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.

Все русские рубахи имели следующие общие черты:

  • Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
  • Под мышками всегда вставляли ластовицу;
  • Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
  • Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
  • Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
  • Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
  • Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.

Пояс

Неотъемлемый элемент женского национального костюма. В старину было принято подпоясывать нижнюю сорочку. Существовал даже специальный обряд, в котором новорожденную крошку опоясывали. Ритуал проводили для защиты ребенка от нечисти и сглаза.

Существовало поверье, что пояс – это своеобразный магический амулет. Его не снимали даже отправляясь в баню. Считалось большим грехом разгуливать по улице с неподпоясанной рубахой.

В конце девятнадцатого столетия в южных регионах «ремешок» носили под сарафаном. Для их пошива брали лён, шерсть или хлопок. Их вязали либо ткали. Иногда кушак достигал длины трех метров. Подобные изделия предписывали носить незамужним девушкам.

А вот женщины, прошедшие процедуру венчания, облачались в пояс с объемным геометрическим орнаментом. Для праздничных мероприятий дамы доставали из гардероба жёлто-красный кушак из шерсти, декорированный тесьмой.

Платок

Неотъемлемый элемент гардероба замужней барышни. Его надевали поверх кики, которую доставали из шкафа лишь по великим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, под низ натягивали шапочки из шерсти.

Пуховой аксессуар часто дарили на церемонии бракосочетания. Поскольку после обретения статуса замужней дамы, выйти из дома с непокрытой головой считалось позором.

Убрус порой достигал ширины пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок сшили из тонкого полотна прямоугольной формы. Один конец изделия всегда декорировали вышивкой из серебряных или золотых нитей. Он свисал на плечо, девушки никогда не прятали его под верхнюю одежду.

Вторым концом платка обвязывали голову и подкалывали с помощью булавочки под подбородком. В десятом столетии поверх убруса располагали целый комплект ювелирных украшений.

Спустя некоторое время платок стали шить из куска ткани треугольной формы. В этом случае оба конца изделия закалывали под подбородком либо закрепляли на макушке с помощью фигурного узла. Некоторые девушки предпочитали опускать богато расшитые концы аксессуара на плечи или закидывали за спину. Подобная мода пришла в страну лишь в восемнадцатом столетии.

До этого момента дамы просто туго обвязывали шею, а незамысловатый узел располагали на макушке. Подобную методику современники именовали «головкой». Считалось, что с помощью платка девушка могла подчеркнуть свою индивидуальность и красоту.

Страны Ближнего Востока

Ближний Восток – колоритная земля, на которой обитает огромное количество народов со своими традициями и многовековой историей. Соответственно, национальные костюмы здесь также разные:

  1. Армяне. Мужской костюм имел простую комбинацию — рубаха, шаровары, кафтан, штаны. У рубахи обязательно был стоячий небольшой воротничок. На шароварах – пояс, куда крепился кошелек и оружие. Восточные армяне носили еще аралух, который был чуть короче женского аналога. Дамы облачались в рубаху, штаны, платье и передник. Рубаха была длинной, с округлой горловиной и клиньями косого кроя. Головной убор мог многое сказать о социальном статусе армянки, поэтому ему придавали особое значение.
  2. Турки. Всегда носили многослойные костюмы. Для женщин это были платья с широкими рукавами, которые полностью скрывали руки. К ним прибавлялся передник. Для мужского наряда характерен особый пояс — кушак, который одевался поверх короткого жакета. Головной убор — феска или тюрбан.
  3. Израильтяне. Еврейский костюм отличался колоритностью, был наиболее религиозен среди всех остальных. Для мужчин это черный сюртук и накидка, которая имела кисточки по краям – они всегда должны быть поверх брюк. Для женщин гардероб состоял из платья с передником. Вместо платья также использовали юбку с блузкой.
  4. Иранцы. Женщины носили одежду с V-образными вырезами, их костюм отличался многослойностью. Мужчины предпочитали штаны, рубашку, кафтан. Ранее они носили меховые и кожаные штаны, а рукава кафтана были широкими, имели лучеобразные складки.
  5. ОАЭ. Костюмы в Арабских эмиратах были максимально закрытыми. Мужчины носили длинные хлопковые белые рубашки, а для праздника одежда шилась из дорогого шелка. Дамы надевали рубашки из тонкого полотна поверх шаровар. Женскую фигуру на улице скрывали с головы до пят черным покрывалом, оставляя открытыми только глаза.
  6. Грузины. Отличались строгостью мужского наряда, который состоял из штанов или шаровар, рубахи, кафтана и черкески. Зимой носили шубы. Женщины надевали приталенное платье в пол с лифом, украшенным тесьмой, бисером, лентами. Обязательным атрибутом был пояс из бархата или шелка. В холодное время года костюм дополнялся тулупом.
  7. Азербайджанцы. Мужчины предпочитали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время года – шубу из овчины, а на голову папаху. Женский костюм — рубаха, расширенная книзу, короткий кафтан, пышная юбка.

Каждая нация, несмотря на современный стиль, старается сохранить свой народный костюм, поскольку это история и символика. Не только на праздниках и фестивалях, но в повседневной жизни можно встретить человека в традиционном облачении. Это своего рода визитная карточка, а также дань уважения.

АзербайджанцыАрмянеИзраильтянеИранцыТурки

Главные особенности русского костюма

Традиционные костюмы, которые использовались в русских губерниях вплоть до конца 19 — начала 20 века, отличались многослойностью, особенно женские модели. Поверх своей одежды замужние женщины надевали понёву. Уже просватанная девушка тоже могла одеть запашную понёву. Вся русская одежда имела следующие общие черты:

  • Одежда обычно была свободного покроя. Это позволяло делить её всего на несколько основных размеров. Как правило, это был детский и взрослый размер. Чтобы подогнать её для конкретного человека, использовалась система вставок и различных завязок;
  • В любом костюме обязательно присутствовал такой обязательный элемент, как пояс. Его главной функцией являлось поддерживание одежды. Кроме того, именно за пояс русские мужики засовывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса расшивались обережными орнаментами и символами;
  • Ключевым элементом русского национального костюма была вышивка. По этим узорам можно было узнать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
  • Праздничные костюмы отличаются яркостью и многообразием различных вставок, блёсток и бисерных украшений. Повседневная рабочая одежда, как правило, была серого цвета;
  • Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Наиболее знаменитым головным убором замужних женщин считается кокошник. Это праздничный элемент одежды, вопреки распространенному мнению, его в быту не носили. Вес кокошника в некоторых случаях мог достигать 5 кг.

История костюма

Одежда древних славян является национальным нарядом населения Руси до правления Петра I. Фасон, украшения, образ костюма формировался под влиянием:

  • Основной деятельности населения (землепашество, скотоводство);
  • Природных условий;
  • Географического расположения;
  • Взаимоотношений с Византией и Западной Европой.

Одежда славян шилась из натуральных волокон (хлопка, шерсти, льна), имела простой крой и длину до пят. Наряды у знати были ярких цветов (зеленый, багряный, червленый, лазоревый), да и украшения были самые роскошные:

  • Шелковое шитье;
  • Русская вышивка золотой и серебряной нитью;
  • Отделка каменьями, бусами, жемчугом;
  • Оформление мехом.

Период 15-17 века. Русский национальный костюм сохраняет свою самобытность и приобретает более замысловатый покрой. Под влиянием польской культуры появляется распашная и приталенная одежда у восточных славян. Используются бархатные, шелковые ткани. У знатных княжеских и боярских сословий наряды были дороже, многослойнее.

Конец 17 века. Петр I издает указы, запрещающие носить национальные костюмы знати. Не касались эти указы только священников и крестьян. Указ запрещал шить и продавать русский костюм, на что были предусмотрены штрафы и даже изъятие имущества. Издал их русский монарх, чтобы перенять европейскую культуру и закрепить отношения с Европой. Эта мера прививания чужого вкуса отрицательно отразилась на национальном развитии.

Вторая половина 18 века. Екатерина II попыталась вернуть в костюмы дворянства европейского стиля русскую самобытность. Это проявилось в тканях и пышности оформления нарядов.

Отечественная война 19 века. Поднимается патриотический дух населения, что вернуло интерес к национальной одежде русского народа. Знатные барышни стали надевать сарафаны, кокошники. Наряды шили из парчи, кисеи.

20 век. Из-за натянутых отношений с поставщиками из Европы произошло возвращение к стилю в одежде Древней Руси. Проявилось это в модных тенденциях с элементами русского стиля.

Лапландия

Лапландия – это область, которая охватывает северные европейские территории Норвегии, Швеции, Финляндии, а также российскую часть Кольского полуострова. Основным коренным народом, проживающем в Лапландии, являются саамы. Или, как их раньше называли в России, «лопари». Главными источниками пищи этого народа являлись собирательство съедобных ягод, грибов и кореньев, а также охота, рыбалка и оленеводство.

Саамы Лапландии. Начало XX века / Фото: uarctic.org

Способы приготовления мяса и рыбы у саамов такие же, как и у жителей сибирской тайги. Кроме того, оленину и рыбу здесь часто вялили и использовали как естественные «консервы» в дальних охотничьих походах. Примерно полтора столетия назад европейцы завезли сюда муку. С тех пор саамы считают ее едва ли не «своим блюдом» и обязательно используют в качестве кляра для жарки рыбы и мяса.

Поскольку настоящая мука все же здесь является дефицитом, местные научились ее делать из сосновой заболони. Высушенную ее измельчали и добавляли в муку. Часто такой «порошок» использовали и вместо муки. Традиционным напитком саамов можно считать травяные чаи. Часто чай также делали из высушенных грибов чага. Местные считают его тонизирующим и общеукрепляющим для всего организма.

Практически у всех северных народов главным напитком является чай / Фото: dailymail.co.uk

Настоящим деликатесом для саамов являлось мясо медведя. Как и оленину, его жарили, варили, сушили и вялили. В древности охотник, добывший «косолапого», имел честь первым съесть самую вкусную по мнению саамов часть туши – сырую медвежью печень. Также сырыми ели язык оленя и его костный мозг.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:

  • В Сибири делались самые красивые кокошники;
  • В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
  • В Тверской – лучшее шитье золотом.

Национальные мотивы в современной моде или этнический стиль

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие дизайнеры используют его детали при создании современных нарядов

Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой моднице

Платья в русском стиле должны быть сдержанными, ведь вульгарность, короткие юбки и слишком глубокое декольте тут просто неуместны. Одной из главных ценностей наших предков была целомудренность. Девушки должны были одеваться скромно и сдержанно, не выставляя напоказ свое тело. Современные наряды в русском этническом стиле создаются по тому же принципу.

Платья в русском стиле украшают изысканными цветочными узорами, ручной вышивкой, кружевом или набивными рисунками. Подол и манжет декорируются бахромой или элегантной мережкой.

В тренде натуральные ткани и природные оттенки. Прекрасно смотрятся такие цвета, как зеленый, фисташковый, красный или бежевый. Сарафаны могут быть, как длинными, в традиционном стиле, так и более короткими. Впрочем, выбирая платье минимальной длины, обязательно дополняйте свой образ плотными колготками, чтобы образ не выглядел слишком вульгарно.

Различается также длина рукавов. Крой платье тоже может быть разным. Стильно смотрятся, как приталенные наряды, так и свободные. Наряд с юбкой клеш и завышенной талией ни в чем не проигрывает модели рубашечного кроя.

Но для создания полноценного образа в русском народном стиле недостаточно одного только платья. Как и наши предки, женщины нередко дополняют платье разными аксессуарами и верхней одеждой. В сочетании с таким платьем отлично смотрятся объемные бусы или сережки.

В качестве головного убора можно использовать экстравагантный кокошник или расшитый яркими узорами платок. А поверх платья накинуть жилетку или пальто. В прохладную погоду не отказывайте себе в удовольствии дополнить образ шубой, муфтой и теплой меховой шапкой.

Русский национальный костюм – это часть нашей истории и одновременно настоящий источник вдохновения для современных дизайнеров.

Русский народный русский костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Традиционная одежда народов Азии

Национальные костюмы народов Азии являются, наверное, наиболее древними, поэтому собрали в себе огромный опыт и культуру. Внутри азиатских наций этнические особенности одежды также отличаются:

  1. Монголы. Летом носили специальный легкий халат тэрлэек, осенью утепленный, а зимний больше напоминает овчинную шубу. Костюмы отделывались строчной или стежковой вышивкой, орнаментом, символы которого имели определенное значение. Детали одежды могли многое сказать о владельце. Например, остроконечная шапка у монголов являлась признаком благополучия.
  2. Таджики. Для мужчин — рубашка из хлопка, сшитая из цельного куска ткани, широкие шаровары, полосатый халат. Брюки сужались книзу. Для женщин — длинные платья-рубахи, двойные шаровары. Форма воротника указывала на семейное положение дамы. Национальный головной убор — тюбетейка.
  3. Киргизы. Мужчины носили шаровары, распашную рубаху длиной ниже колена и халат. На голову надевали ал-калпак, высота которого свидетельствовала о статусе владельца. Женщины облачались в платье и шаровары.
  4. Вьетнамцы. Для мужчин это скромная коричневая рубашка и белые штаны. В качестве головного убора — кусок ткани, обернутой вокруг головы. На официальных мероприятиях — тюрбан черного или коричневого цвета. Женщины облачались в длинное платье с разрезами по бокам. Для зрительного уменьшения талии на ней закреплялся кусок ткани розового или фиолетового цвета.
  5. Японцы. Их богатые тысячелетние традиции отразились в национальном костюме. Мужчины носили хакама – штаны, которые внешне напоминали юбку. Дополнял наряд кимоно или хаори – верхняя одежда со стоячим воротником. Крестьяне облачались в шаровары и рубаху, которую подвязывали веревкой. Женский гардероб — кимоно с широким поясом и различными украшениями. Внизу — несшитая по бокам юбка (косимаки).
  6. Китайцы. Мужской гардероб — брюки ку, рубашка. Часто одежды было много, поскольку на Севере климат холодный. Сверху носили куртку на ватной подкладке длиной до середины бедер. Преобладающий цвет мужского костюма — красный. Шили наряды исключительно из натуральных материалов. Для женщин — платье с удлиненными рукавами и накидки. Богатые китаянки носили шубы из натурального меха.

ВьетнамцыКитайцыМонголыТаджикиЯпонцы

Особенности и значение деталей

Мелкие элементы в национальном одеянии славян играли огромную роль.

Детали мужского костюма

Русская народная одежда у славянских парней была представлена обычной сорочкой. Простолюдины носили рубаху, как основной элемент костюма. А вот знать использовала ее исключительно в качестве нижнего белья. Для пошива сорочки брали лён или шёлк.

С внутренней части рубаху дополняли подкладкой, именуемой подоплекой. Рукава широкие и сильно сужающиеся к низу. Воротник отличался по форме, он мог быть круглым или квадратным. В некоторых моделях вовсе отсутствовала подобная деталь.

Как правило, воротник декорировали завязками и пуговицами. Дополнением к костюму считались зипун, опашень и охабень. Все эти слова обозначали один элемент гардероба – кафтан. Поверх сорочки и зипуна надевали свитку, кожух или сермягу. Для торжественных мероприятий подбирали парадный плащ или однорядку, пошитую из шерсти.

Большой популярностью пользовались шубы. Простолюдины выбирали верхнюю одежду из меха зайца или плотной овчины. Аристократия могла позволить себе приобретение наряда из чернобурки или соболя.

Чтобы сохранить тепло, шубу шили мехом внутрь. Сверху изделие покрывали плотным сукном. Наряды, предназначенные для знати, покрывали бархатом или парчой. Меховой воротник придавал изделию роскошности.

Классическая модель русской шубы была практически до пяток. Рукава отличались невероятной длиной, но руки продевали не в них, а в специальные прорези, распложенные в передней части дохи. Одеяние носили не только в зимний, но и в летний период, чтобы добавить облику торжественности.

Еще одна важная деталь в костюме мужчин на Руси – национальный головной убор. Существовало несколько его разновидностей: тафья, клобук, мурмолка, треух.

Первая представляла собой маленькую шапочку круглой формы, которая плотно прилегала к голове. Поверх тафьи нередко надевали обычный головной убор. Для пошива аксессуара крестьяне использовали войлок, знатные славяне останавливались на бархате.

Мурмолкой именовали высокие шапки, расширяющиеся к верху. По аналогичному принципу создавали горлатные головные уборы. Их декорировали мехом лисы, соболя или зайца, идущим от горла. Он не только согревал голову, но и украшал шапку.

Детали женского костюма

В основе одеяния девушек лежала сорочка, декорированная вышивкой или уникальной оторочкой. Дамы, относящиеся к аристократии, поверх простой рубахи надевали праздничную, созданную из шёлка яркой расцветки. Самым торжественным вариантом считалась сорочка алого оттенка.

Поверх рубахи надевали летник. Классический наряд барышень Древней Руси был длиной в пол. Для его пошива применяли шёлк. Летник имел оригинальное украшение у самого горла. Аристократия носила изделие, декорированное вышивкой из золота или жемчуга. Ворот летника украшали ожерельем.

В холодное время года дамы облачались в длинные шубки, украшенные мехом. Характерная черта изделий – декоративные рукава. Они считались символом роскоши, поскольку элемент не отличался высокой практичностью.

Чаще всего руки продевал в прорези, расположенные под рукавами. Для согрева ладошек использовали муфту, украшенную снаружи и внутри оторочкой из меха.

Важную роль в одеянии девушек играл головной убор. Дамы, связанные семейными узами, в обязательном порядке прикрывали локоны, даже находясь в избе. В обычные дни для покрытия головы использовали волосник или повойник, сверху повязывали платок яркой расцветки.

В летний период славянские девушки носили венчик (широкая тканевая плоска, декорированная длинными ленточками разных оттенков). С наступлением холодов им на смену приходили меховые шапки. Но национальный костюм русского народа до сих пор ассоциируют с кокошником. Это головной убор в форме опахала. Его обильно украшали, поэтому кокошник становился главным элементов в наряде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector