Казахский национальный костюм
Содержание:
- Женский наряд
- Проект казахский национальный костюм. Презентация «Казахский национальный костюм»
- Самобытная красота национальных свадебных нарядов
- Северный Кавказ. Ингушетия и Чечня
- Шьем шапку бини из трикотажа
- Мужская казахская национальная одежда
- Национальный костюм казахов для мальчиков. Особенности мужской казахской национальной одежды
- Материалы и инструменты
- Северный Кавказ. Дагестан
- Национальный мужской казахский костюм. Казахский национальный костюм
- Разновидности
- Детская шапочка на весну или осень (2 способа)
- Украшения, пояса, головные уборы и обувь
- Слайды и текст этой презентации
Женский наряд
В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.
В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан — широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное — с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные — отложной воротник.
Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего — мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.
Проект казахский национальный костюм. Презентация «Казахский национальный костюм»
Презентация рассказывает про Казахский национальный костюм, описывает составляющие предметов костюма и их предназначение, узоры, технологию изготовления узора.
Описание разработки
Цель: ознакомить учащихся с предметами одежды, с аксессуарами составляющими казахский национальный костюм.Задачи:Образовательная: Дать представление о зрительных иллюзиях в одежде. Способствовать применению полученных знаний на практике.Развивающая: развитие творческих способностей, образного мышления, воображения, внимания, памяти.Воспитательная: Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса
Женский головной убор замужней женщины состоял из двух частей: нижней — кимешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась.
Cаукеле — высокая, конусовидная шапка (около 70 см)Вышивается рубинами, жемчугом, кораллами и прочими драгоценными камнями, которые подчеркивают богатство «саукеле». Шьют из дорогого бархата, велюра и т.д. Края «саукеле» украшают пушниной — норкой, лисицей; вышивают мелким бисером, бахромой, орнаментом; различными мелкими золотыми и серебряными монетами, украшениями.
Мужская обувь пожилых казахов состояла из маси — ичиг, на которые при выходе из дома надевали кебе — калоши кожаные. Взрослые мужчины все без исключения носили кожаные сапоги — коксауыр, внешне мало чем отличающиеся от обычных. Шили их из шагрени зеленого цвета, которую получали, посыпая просо на размягченную кожу и притискивая ее тяжестью. Казахские сапоги старинного покроя, нередко с заостренными и загнутыми кверху носками, не различались на левый или правый, что позволяло носить их дольше, меняя периодически с одной ноги на другую.
Исключение составляли инкрустированные разноцветной кожей сапоги на высоких каблуках. Наиболее примитивной обувью, которой пользовались бедняки, были шокай — кожаные сандалии, которые изготовлялись из сыромятной кожи, как и ремни, а также шарык, надеваемые на сапоги для их предохранения при ходьбе по каменным осыпям.
Самобытная красота национальных свадебных нарядов
Создание новой семейной пары, по своей сути, является продолжением рода и гарантией того, что история данного народа будет продолжаться на протяжении многих веков. Именно поэтому в любой стране свадьба – это великий праздник. Разнообразие свадебных национальных нарядов поражает своей красотой и не знает границ.
Например, русское свадебное платье в национальном стиле представляло собой произведение народного искусства и передавалось из поколения в поколение. Свадебный наряд русской невесты представляет собой рубашку, украшенную народными орнаментами, вышитыми собственноручно невестой и длинного сарафана, пошитого из материала яркого цвета также служившего доказательством ее мастерства. В зависимости от состоятельности семьи невесты наряд украшался драгоценными камнями и мехами. Голову русской невесты венчал красивый кокошник, а в косы вплетались ленты.
БАЗА ЗНАНИЙ: Стильный и практичный вариант для свадьбы или платье со съемной юбкой
Если рассмотреть наряд белорусской невесты также можно обратить внимание на обилие вышивки в народном стиле и кружев ручной работы
А как прекрасны свадебные платья красавиц из Осетии! Неповторимый национальный колорит придает невесте изящество и грацию. Несмотря на максимальную закрытость наряда, благодаря приталенному простому покрою и традиционным украшениям, невеста в таком платье выглядит величественно и благородно.
Из всего этого можно сделать только один вывод: истинная красота сильнее времени и даже по истечении множества лет тема традиционных нарядов, как прежде – актуальна и востребована.
Северный Кавказ. Ингушетия и Чечня
В отличие от женщин Дагестана, чеченки и ингушки не носили покрывал. Однако все они ходили в платках или шалях даже дома. Девушки носили белый платок, а замужние под него надевали еще и черный.
«Головной убор замужней женщины включал в себя прежде всего небольшой платок обычно черного цвета. Его складывали углом, спереди спускали очень низко на лоб, чтобы волосы не были видны. Концы проводили назад под косы, оставляя открытыми уши, а затем завязывали на темени особым узлом с выпущенной вниз одной петлей», – пишет этнограф Евгения Студенецкая.
Чеченки, дочери Генжуева из Вознесенска. Фото: Дмитрий Иванович Ермаков, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»
«Этот платок не снимали ни днем, ни ночью, – указывает исследовательница. – Поверх него, особенно при выходе из дома, обязательно надевали большой платок или шаль».
В Чечне вместо платка, закрывавшего волосы, замужние женщины носили чухту.
Студенецкая так описывает этот головной убор: «Это подобие узкого незашитого внизу мешка, в который закладывали косы. В верхней части мешок по шву не был зашит до конца и имел на углах две завязки неравной длины. При надевании мешка завязки пропускали под мешок с косами и завязывали на темени или сзади. По нижнему концу чухту иногда украшали бахромой, вышивкой или (особенно в Восточной Чечне) монетами».
Шьем шапку бини из трикотажа
Хотелось бы остановиться на пошиве шапочки из свитера. Выкройки могут отличаться друг от друга количеством вытачек, наличием отворота и количеством слоев. Так как особенностью модели бини является объем на затылке и удлиненная форма (beanie — в переводе «фасолинка»).
Рассмотрим вариант изделия с двумя вытачками, однослойную шапочку, с отворотом.
Чертим выкройку шапки бини
Точная выкройка обеспечит успех всей работе. Для шаблона подойдет тонкая бумага. Размер кальки берется таким: 30 см в длину, а ширина зависит от обхвата головы. Бумажный лист складываем пополам, затем еще на ½.
Чертим прямоугольник, где одна сторона — длина шапки (30 см), вторая — 12 см (1/4 часть от 48 см). На левой стороне прямоугольника, откладываем 17 см снизу вверх. От этой точки чертим плавную выпуклую дугу к правому верхнему углу.
От нижней угловой точки откладываем 20 см наверх. Из полученной вершины влево чертим угол 30 градусов и ведем его до дуги. Получившейся треугольник будет вытачкой. Вырезаем по линиям.
Пошаговая инструкция шитья шапки бини
Разворачиваем эскиз, расправляем и прикладываем к ткани.
- Обводим мелком и полученный контур вырезаем.
- Деталь из ткани складываем лицевой частью вовнутрь. Резинка шапки расположена внизу, а короткий срез (выточка) в верхнем левом углу.
- Для начала стачиваем выточку, затем длинный боковой шов, до резинки.
- Выворачиваем на лицо, дошиваем резинку. Когда сделаете отворот, шов виден не будет. Если шьете бини без отворота, шов прострачиваем до конца.
- Раскладываем шапку так, чтобы длинный задний шов стал посередине. Верх бини скалываем булавками и прошиваем.
Шапочка готова, примеряем и носим.
Мужская казахская национальная одежда
Национальная казахская одежда для мужчин состояла из таких предметов, как:
Нательная рубаха
Первоначально рубахи были распашными, однако после на смену им пришли нераспашные, по крою напоминающие туники. Рубахи выполнялись из легких тканей, например шелка.
Штаны
Брюки были свободными, со вставками из кожи на внутренней поверхности бедра, что позволяло с комфортом ездить на лошади. Штаны шили из плотных хлопчатобумажных материалов или сукна.
Халат
Этот предмет гардероба — самый важный в мужском костюме. Он указывал на статус обладателя. Принято было шить шапан из однотонных и плотных материалов.
Как красиво накрыть стол по-казахски
Преимущественно халаты делали темными, например бордовыми или синими. Праздничные халаты украшали золотой или серебряной контрастной вышивкой.
Верхняя одежда кочевников
Мужчины облачались в шубы или тулупы, созданные с использованием овчины и верблюжьей шерсти. Верхняя одежда часто была яркой.
Казахская шапка
Летом представители сильного пола носили конусообразный колпак, который шили из войлока преимущественно белого цвета. Зажиточные мужчины предпочитали колпаки с яркой или золотой вышивкой.
Носили казахи круглые шапки, по краям украшенные опушкой из меха. Они имели название «борик». Головной убор подходил как для лета, так и для зимы. Шапка создавалась из плотных материалов, например плюша и атласа. Для меховой опушки брали лису, волка, куницу.
Локоны на короткие волосы в домашних условиях
Когда наступала суровая зима, мужчины надевали теплую шапку — тымак. Он состоял из четырех частей, две из которых прикрывали уши, одна — шею и затылок, а последняя напоминала козырек. Чтобы защита от холода и ветра была максимальной, края шапки обшивали мехом.
Обувь
Обувь у мужчин почти не отличалась от женской. Они также ходили в высоких сапогах. Иногда поверх них надевали калоши из кожи, не забывая снимать при входе в жилище.
Менее богатые мужчины довольствовались сапогами, выполненными из войлока, которые имели кожаную подошву. Совсем же малоимущие ходили в обуви, которая напоминала сандалии. У нее была подошва из кожи, крепящаяся с помощью ремешков.
Как связать снуд спицами и крючком своими руками
Казахская одежда славилась удобством, при этом внешний вид практически каждого костюма впечатлял. Ныне же национальная одежда уже не пользуется таким спросом, встретить ее можно на торжествах или в закромах у старшего поколения.
Источник
Национальный костюм казахов для мальчиков. Особенности мужской казахской национальной одежды
Мужская казахская национальная одежда отражает множество исторических нюансов — от климата до социального уровня. Расскажем о деталях традиционных мужских нарядов и том, как называется каждая из них.
Фото: Национальный акцент
Вот из чего состоял казахский национальный костюм:
Нательная рубаха (көйлек).
Национальная одежда казахов не обходилась без этой немаловажной детали. Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей
Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей.
Фото: История Казахстана
Штаны.
Нижние назывались дамбал, а верхние — шалбар. И те, и другие шились по одному крою и отличались широкими недлинными штанинами.
Шалбар традиционно изготавливали из плотных материалов: замши, кожи и домотканых материй. Но в ХІХ веке их заменили темные легкие ткани и бархат ярких оттенков на манер русских верхних штанов.
Штаны заправлялись в обувь.
Камзол.
Камзол (другие названия — бешмет, бешпент) — предмет верхней одежды, который считался домашним. Покидая пределы аула, поверх надевали что-нибудь еще.
Камзол отличался распашным покроем и достигал длины середины бедра или колен. Его носили навыпуск. Бешмет запахивали слева направо.
Материал камзола зависел от времени года и случая. Его изготовляли из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, плиса, бархата и даже шелка.
В зимнее время шили бешметы на меховой подкладке.
Фото: Hameleons.com
Халат.
Самый популярный вариант верхней одежды, известный как шапан.
Халаты шили во всевозможных вариациях: из разных тканей, отличающихся национальным орнаментом, разнообразных оттенков.
В холодное время носили утепленные шапаны на шерсти и вате. В период сильных морозов казахские мужчины надевали несколько халатов один поверх другого.
Также несколько шапанов символизировали солидный статус мужчины. Поверх традиционно надевался самый дорогой и лучший халат.
Фото: richton.kz
Верхняя одежда.
Одним из вариантов верхней одежды с древних времен считался күпі. Это одеяние шили из шерсти, которая свалялась естественным путем. В качестве дополнительных материалов использовалась верблюжья шерсть.
Также в традиционный зимний казахский костюм входит тулуп (тон). Для их пошива использовали овчину.
Состоятельные мужчины носили тоны из меха (ішік), которые обшивались дорогими тканями — бархатом и сатином.
Пояса (кісе).
Они всегда были частью национальных казахских костюмов. Пояса шили из кожи, к ним же цепляли небольшие сумочки оқшантай, украшенные металлическими рельефными бляхами, стилизованными под фигуры птиц и зверей.
Иногда бляхи покрывали серебряным напылением или украшали черненым узором.
Кушаки шили из верблюжьей шерсти, шелка, козьего пуха и бархата.
Фото: Domgoconix
Головные уборы.
Казахская национальная одежда обязательно включала в себя головной убор. Его носили даже в домашней обстановке.
Среди обязательных и повседневных разновидностей была круглая тканевая шапочка, называемая кепеш или тақия.
Также существовали остроконечные тюбетейки, которые сменились уборами с плоским верхом.
Традиционно такие уборы кроились из четырех тканевых треугольников ткани или круглого отреза материи.
Летние уборы (қалпақ) шили из войлока, а для теплых дополнительно использовали мех.
Популярным вариантом зимнего головного убора на выход был тымақ (или малақай). Для его пошива использовали войлок, а также ткань и мех для обшивки.
Наиболее престижным среди казахов считался малақай с лисьим мехом.
Покрой этого предмета гардероба отличался в разных регионах. Благодаря особому виду тымақа можно было определить род казаха.
В ХIХ веке серди казахов Среднего и Младшего жузов популярным головным убором был башлық (другие известные названии — далбай, жалбағай, далбағай или күлепара). Его шили из плотных тканей и верблюжьего сукна.
Фото: Сыр медиа
Обувь.
Самой популярной обувью для мужчин всегда были кожаные сапоги. Они имели закругленный носок и плоский каблук.
Как правило, сапоги шили универсальные — без различий для правой и левой ноги.
Хотя сапоги носили во все поры года, их вид отличался в зависимости от сезона.
Зимняя обувь была выше и шире, так как в нее заправлялась плотная ткань штанов. Также многие мужчины носили в морозы войлочные чулки, называемые киіз байпақ.
Национальная мужская одежда казахов отличалась простотой и удобством. При этом эстетичный вид одежды для предков тоже имел значение.
Материалы и инструменты
Трикотажная шапочка – аксессуар, который никогда не выйдет из моды. Сегодня подобный головной убор представлен в разных вариациях, поэтому каждая женщина подберет модель на свой вкус. Для пошива трикотажной шапочки лучше использовать следующие виды материи:
- из хлопчатобумажных нитей – легкая полупрозрачная ткань, которая пропускает воздух, хорошо тянется, идеально подходит для создания летних и весенних моделей;
- из шерсти – представляет собой плотное теплое полотно с небольшим ворсом, такой материал используют для пошива зимних и осенних моделей;
- из синтетики – материал хорошо тянется, применяется для создания зимних и летних шапок.
Также в продаже можно найти комбинированный трикотаж, который является лучшим вариантом. Ткань изготавливается путем смешивания натуральных и синтетических волокон. Она хорошо держит форму, не мнется, не линяет. Чтобы сшить шапку-чулок из трикотажа или любую другую модель, понадобятся:
- ткань любимой цветовой гаммы;
- нитки в тон;
- иголка;
- выкройка;
- ножницы;
- швейная машинка.
Схему рекомендуется предварительно распечатать на принтере. Если использовать электронный вариант, повышается вероятность неправильной выкройки деталей. При этом печатать ее рекомендуется в реальном размере.
Северный Кавказ. Дагестан
Женщины на Северном Кавказе никогда не закрывали лицо. Девочки до шести лет могли ходить без головного убора. Однако взрослым ходить с непокрытой головой не полагалось, а замужние женщины были обязаны полностью прятать волосы.
«В начале XX века некоторые девушки ходили с открытой головой, особенно если на плечах у них была шаль или шарф. Но это было уже поздним явлением и осуждалось старшим поколением», – отмечает этнограф Евгения Студенецкая в своей книге «Одежда народов Северного Кавказа».
Этнограф Сакинат Гаджиева разделяет головные уборы женщин Дагестана на три группы: чухта (тип мешочка или чепчика, прикрывающего волосы), платки (сюда же относятся и покрывала, которые закрывали не только голову, но и фигуру) и чалма (ее повязывали поверх платка либо покрывала).
Чухта – нижний головной убор, который прикрывал верхнюю часть лба и свисал с затылка вниз. Она имела различную длину и форму в зависимости от региона. Чухту носили замужние женщины, не снимая даже ночью. Когда женщина выходила из дома или же в дом приходили посторонние, она была обязана набросить поверх чухты платок или покрывало.
Аварка. Фото: Дмитрий Иванович Ермаков, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»
Покрывало было основным видом верхнего головного убора в Нагорном Дагестане – у даргинок, аварок, агулок и части лачек. В ширину оно могло быть от двух до четырех метров, в длину – от метра до пяти. Покрывало полностью закрывало голову, плечи, грудь, а сзади – все туловище. Чаще всего покрывала были белые или черные.
«Носили покрывала у всех народов почти одинаково: длинный край его почти до середины подворачивали и прикладывали к подбородку. Левый конец набрасывали на голову слева направо, а правый (более длинная часть) сверху – справа налево; перекрещенные таким образом концы покрывала свисали либо по спине, либо по левому плечу. Конец верхней части часто свисал до подола платья, иногда до пят. Нередко края покрывала на темени скрепляли булавкой», – отмечает Сакинат Гаджиева в книге «Одежда народов Дагестана».
Аварки. Фото: Александр Соломонович Роинов, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»
«Покрывала дагестанских женщин имеют широкие аналогии во многих странах мусульманского Востока, – пишет Сакинат Гаджиева. – В Афганистане, Иране подобные уборы бытуют и по сей день. Общие черты с покрывалом горянок имеют и повсеместно распространенные персидские и турецкие женские покрывала для улицы».
Этнические азербайджанки в Дербенте носили чадру (чарчав). Она была квадратной формы в основном черного, синего и коричневого цветов. Ее надевали поверх платка, накинув на голову и поддерживая руками так, чтобы она скрывала всю фигуру с головы до ног.
К 30-м годам XX века такие покрывала уже почти никто не носил. А на смену чухте пришел небольшой платок. Сначала женщины носили его как нижний головной убор, набрасывая поверх еще один. Однако постепенно он стал применяться и в качестве верхнего головного убора.
Национальный мужской казахский костюм. Казахский национальный костюм
Казахстан – это республика, где и в наше время чтят традиции, уважают старших и живут согласно обычаям
Важной частью казахской культуры считается национальный костюм. У элементов одежды местного гардероба древняя история
Рассмотрим ее подробнее.
История казахского костюма
Аспекты казахского национального костюма родились из истории тюрко-монгольских племен. Каждый элемент такого наряда имеет историческое обоснование, обусловленное климатом, образом жизни казахов, условиями жизни и нравственными устоями.
Национальная одежда отражает статус человека, носящего ее. По назначению костюмы казахов делились на праздничную, повседневную, дождевую, верхнюю, а также нательную одежду.
Согласно древним обычаям воины перед битвой одевали лучшую и самую дорогую одежду. Богатые ткани использовались для пошива праздничных нарядов.
Казахская одежда шилась из шелка, шерсти, кошмы, шкур животных, добытых на охоте .
Бархат, парча, велюр, атлас и вельвет были также знакомы казахам, но использовались реже. Дубленки и шубы были распространены в Казахстане задолго до того, как они появились у других народов. Мужские и женские брюки изготавливали из роскошных тканей, редко использовались простые натуральные материалы.
Особенности казахского костюма
Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:
- Для декора костюма использовались перья птиц, мех, люрекс, пух;
- Большинство элементов одежды имели приталенный силуэт;
- Повседневная одежда украшалась также богато, как и праздничная. Отличием одежды для торжества были более объемные украшение и больше декора;
- Распашной крой присутствовал и на верхней, и на нательной одежде;
- Высокие головные уборы украшали мехом и золотой вышивкой. Мужчины также носили высокие колпаки из легких и светлых тканей;
- Халаты (шапаны) не только носили сами казахи, но и дарили их дорогим гостям любого вероисповедания.
Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.
Женские казахские наряды
Одежда женщин отличалась от костюмов мужчин большим разнообразием цветом, вышивкой, затейливыми орнаментами и, конечно, таким элементом, как платье.
К нательной одежде у женщин относили казакин, брюки, жилетки, платья. Чапан и купи были верхней одеждой. Купи шили на подкладке из меха.
Праздничные юбки женщин отшивались с многочисленными оборками. Девушки и девочки носили халаты с застежками, замужним женщинам было дозволено носить костюмы без застежек с поясом.
Мужские варианты костюма
Многие мужские костюмы у казахов шились на подкладке из войлока. Кенепы и плащи дополнялись брюками из легких тканей, жилетами, рубахами.
Вышивка на мужских костюмах тоже присутствовала, но в меньшем объеме, чем у женщин. Безрукавки были популярны у казахов летом, а теплые кафтаны зимой. Борики и колпаки для мужчин шились из белой кошмы. Головные уборы мужское население Казахстана носило в любое время года.
Цвета национального костюма казахов
В казахском национальном костюме применялось немного цветов, зато много оттенков. Вся одежда отшивалась из ярких тканей. Основными цветами считались красный, зеленый, синий, серебряный и золотой.
Белый цвет казахи носили на свадьбе. Из белого атласа и драгоценностей делали женский головной убор саукеле .
Позднее стали использовать голубой, желтый и розовый оттенки. Этих цветов хватало, чтобы создавать неповторимые наряды с индивидуальной вышивкой. Данную цветовую гамму казахи делили на оттенки и применяли несколько вариантов одного цвета в одном наряде.
Вышивка на одежде считалась оберегом человека от сглаза и зла. Цена материалов прямо указывала на финансовое положение владельца. Детей казахи одевали точно так же, как и взрослых. Единственным отличием был размер национального костюма ребенка.
Разновидности
Женский
От тюркских племен казахским женщинам передался – жаулык, убор для головы. Он был пошит из шёлковой ткани, мог быт оторочен мехом. Женщины носили юбки белдемше. С ними надевались халаты или камзолы.
Другой вариант – это платье, юбка которого была расклешённой. Оно носило название кулиш койлек. Российский костюм повлиял на создание другого фасона платья, жах койлек. В нём использовался отложной воротничок и популярная тогда плиссированная кокетка.
Женская верхняя одежда был представлена в виде шалана, халата с тёплой подкладкой из шерсти для зимнего времени года.
Мужской
Мужской национальный костюм включает шапку, шаравары и камзол. Он предполагает наличие особенного головного убора. Этот убор напоминает шапки древних скифов и носит название мурак или ай-ыркалпак.
Шаровары или шалбар-сым пошиты со вставками из овечьей шкуры. Она защищает кожу при трении и делает более удобной верховую езду. Края штанов заправляются в сапоги.
Бешмет, то есть камзол по-казахски может быть самых разных цветов, шьется утеплённым для холодного времени года и стягивается поясом. Под верхней одеждой казахи носят жейде – белье, пошитое из хлопчатобумажной ткани. Реже используется шёлк. Поверх костюма мужчины надевают шубу или длиннополый халат, чтобы защищаться от холода.
Мужчины носили два вида обуви: либо сапоги (допускался невысокий каблук), либо кожаные чешки ичиги. Обувь тоже украшалась вышивкой.
Особенной частью и женского, и мужского костюма казахов всегда были пояса. Их шили из разных тканей. Существовали специальные праздничные модели, искуссно расшитые и украшенные подвесками, полудрагоценными камнями.
Детский
Национальные казахские наряды для детей – это уменьшенные модели взрослых костюмов. Они такие же яркие, красивые и богаты украшениями.
Детская шапочка на весну или осень (2 способа)
Способ 1: Двуслойный вариант
Эту шапочку я сшила в два слоя из тонкого трикотажа. Нижний слой из однотонного трикотажа, а верхний с рисунком и дырочками. Итак, из ткани вырезаем вот такие детали (по 2 шт). Размеры деталей зависят от окружности головы ребенка (плюс прибавляем по 5-7мм с каждой стороны на швы). На примерный возраст малыша 2,5-3 года и окружность головы 48 см, ширина деталей 25см (нижний слой меньше на 5 мм) и высота 17,5-18см (нижний слой меньше на 1-1,5см).
Сшиваем нижнюю и верхнюю части с изнаночной стороны. Если вы решили сшить шапочку полностью из одной ткани, то лучше вырезать только 2 такие детали.
Затем сшиваем обе эти части с боков, оставляя непрошитыми только дырочки сверху и снизу (вытачки, см.фото).
Через одну из этих дырочек выворачиваем шапочку на лицевую сторону, оставив все швы внутри. Складываем шапочку вдвое и с нижней стороны сшиваем оставшееся отверстие (см.фото).
Выворачиваем шапочку на лицевую сторону. Можно украсить нашу шапочку на свой вкус (цветок, аппликация и мн.др.). Я украсила вот таким трикотажным съемным цветком.
Способ 2: Шапочка с подгибом
Нам понадобится немного трикотажа, из которого нужно вырезать 3 детали (см.фото). На ребенка 1,5-2 лет (окружность головы 46 см) вырезаем 2 детали 23х16 см и 1 деталь 46х13 см (детали вырезаем так, чтобы ткань тянулась по горизонтали).
С изнаночной стороны сшиваем вместе обе детали 23х16 см (верхняя часть шапочки), а нижнюю часть сшиваем меньшей стороной в кольцо.
Затем нижнюю часть складываем вдвое (швом внутрь).
И сшиваем вместе верхнюю и нижнюю части шапочки.
Можно украсить нашу шапочку цветком, вышивкой или аппликацией или сшить шапочку из ткани разных цветов.
Украшения, пояса, головные уборы и обувь
Орнамент — главное украшение казахского костюма. Вышивка может быть абсолютно разной: анималистические узоры природы и фауны, геометрические линии, цельные сюжеты. Вышивали орнаменты нитями из люрекса золотого цвета, использовали бисер, жемчужные бусины, цветное стекло.
Декоративных или драгоценных элементов в костюме великое множество. Это могут быть серьги, перстни, браслеты и ожерелья, пояса с бляхами или пряжками разной формы. Их изготавливали из различного материала в зависимости от материального положения владельца: меди, серебра или золота, обычного металла.
Головной убор — неповторимый элемент казахского костюма. Они были самыми различными:
- для девушек — низкая расшитая тюбетейка или зимняя меховая шапочка;
- для мужчин — тюбетейка, войлочная высокая шляпа с загнутыми наверх полями или меховая шапка из овцы или лисицы.
Обувь представляет собой высокие широкие сапоги, в которые удобно заправлять шаровары. Они практически не различались для представителей мужского и женского пола. Единственное, сапоги для девушек были расшиты гораздо более богато. Также они могли быть украшены аппликациями из кожи. Летняя обувь отличалась красивым загнутым носом и наличие каблучка.
Слайды и текст этой презентации
Средняя школа – лицей № 23
г. Актобе
Казахский национальный костюм учитель технологии Мусина К.С.
Фольклорный стиль
Фольклорный стиль включает в себя все только самое удобное, чистое универсальное , то что собиралось на протяжении многих веков и хранилось народами.
История женского национального костюма
Казахская национальная одежда имеет богатую историю, она всегда отличалась простотой и рациональностью.
Казахская национальная одежда
Зимняя одежда
Праздничная одежда
Головные уборы
Тюбетейка(Такия)
Такия
Тюбетейку носили девушки. Тюбетейка украшалась орнаментами, к макушке пришивали пучок перьев.
Мужские головные уборы
Кемешек и жаулык
Женщины среднего и пожилого возраста одевали на голову кемещек и жаулык.
Рубашка платье
Древнейший вид нательной женской одежды. Койлек шили из разных тканей для повседневной носки-дешевых, для праздников — из дорогих. Платье выполнялось из цельного куска ткани сложенного пополам.
Камзол
С платьем красиво и гармонично сочетается камзол. Это распашная одежда, сшитая по фигуре , к низу расширяется. Камзол искусно и богато оформляется апликацией или вышивкой. Предметом изображения в основном являются казахские орнаменты.
Бешмет
Камзол с короткими рукавами часто называют – бешметом. Камзол и бешмет шили из бархата или других дорогих тканей, на подкладке или шерсти.
Чапан
Это прямой широкий халат с длинными рукавами.
Казахские национальные орнаменты
Орнаменты — выражение культурного наследия и мировоззрения народа в символах.
Легенда Сумрайхан
Узорчество возникло в процессе деятельности, общения человека с окружающей средой. С давних времен кочевники умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истиннах. Их образный мир появлялся в узорах орнамента.
Народный костюм- как элемент современного дизайна и источник творчества модельеров.
В настоящее время у казахских дизайнеров появилась возможность показать ценности своего народа, а так же выйти на международные площадки высокой моды, продемонстрировать соединение самобытности национального костюма в сочетании с современными тенденциями моды.
Дизайнер — Айгуль Касымова
Дизайнер — Айгуль Касымова
Дизайнер — Аида Каумнова
Дизайнер — Аида Каумнова
Дизайнер – Аида Каумнова
Элементы казахского национального костюма в отражении творчества современных дизайнеров.
Айя Бапани
Анкетирование
Предпочитаете ли вы одежду фольклорного стиля?Нравятся ли вам вещи украшенные вышивкой, аппликацией, мерешкой?Имеются ли в вашем гардеробе одежда с элементами народного костюма?Вы преобретаете одежду в фолклорном стиле или одежду с элементами национального костюма?Национальная одежда утратила свое значение сегодня? Необходимо ли развивать фольклорный стиль одежды дальше?
Подведем итоги!
Обобщив все то, о чем мы говорили на уроке, можно с уверенностью заявить, что фольклорный слить в одежде как никогда актуален. Дизайнеры черпают вдохновение в традиционных нарядах и приносят новое интересное звучание таким родным и знакомым с детства национальным костюмам.