Национальный костюм карелов

Семейные традиции карелов

В XX веке практически все карельские семьи были очень многочисленными. Вполне нормальным считалась численность членов семьи в 20-25 человек. Главой семейства считался мужчина (отец, муж, дед), однако важные вопросы выносились на семейный совет, где решение оставалось за самыми старшими представителями рода.

Периодически возникала необходимость отделения от большой семьи. Это мог сделать сын, который уже обзавёлся женой и детьми. Готовились к такому событию заранее. Ведь нужно было построить дом, в котором станет жить “новое” семейство.

Карелы

Плохой приметой было использование в строительстве жилища сухого дерева. Считалось, что в таком случае жильцы этого дома будут “сохнуть” (болеть), а сам дом обязательно притянет неприятности.

Одним из первых при строительстве завершали “красный угол” (тот, где потом вешали икону). Под это место зарывали косточки петуха или глухаря, которого приносили в жертву при закладке нового дома. Также следовало оставить другие дары покровителям жилища – монеты, шерсть, кусок ладана. Как видите, даже в оном этом ритуале ярко проявляется слияние христианства и язычества.

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Республика Карелия – край удивительной природы, красивых живописных мест. Именно на таком колоритном уголке земли живут люди многих национальностей: русские, карелы вепсы и другие.

Немного истории

Издавна повелось, что каждая хорошая хозяйка должна была обладать определенными навыками рукоделия: шитье, ткачество, вышивка, вязание. Девушки и женщины создавали роскошные сарафаны и платья, украшенные бесподобной вышивкой тамбурным швом. Отделка изделий обязательно имела кружево, атласные ленты и тесьму с ярким рисунком.

Народный национальный карельский костюм отражал жизнь и быт обычных жителей, привыкших много трудиться и заниматься любимым делом.

Свободный крой был основой всей одежды. Сарафаны, платья шились из следующих материалов: лен, пестрядь, шерсть, посконь. Ткань часто местные жители делали сами. Карелы высеивали лен, коноплю, держали овец.

Во многих домах присутствовали домашние ткацкие станки и прялки. Умелые мастерицы проводили много времени за таким ремеслом, как ткачество и прядение различных нитей.

Одежда изготавливалась из ситца, кумача, которые покупались на ярмарках и у ремесленников.

Национальный карельский костюм являлся повседневной и праздничной одеждой. Что входит в подобный костюм? Следующая глава подробно раскроет детали и особенности костюма. Сегодня национальный костюм используют исключительно для проведения праздничных мероприятий, связанных с историей, традициями республики Карелия.

Особенности

Узнать карельский костюм можно некоторым выразительным деталям костюма. Рукодельницы всегда украшали платье или сарафан потрясающей вышивкой. Это были вышитые мотивы крестиком или тамбурным швом.

На вышивке присутствовали животные и растения, орнамент, напоминающий снежинки и другие геометрические фигуры. Как, правило, рукодельницы использовали красную нить для выполнения красивых мотивов. Красная нить символизировала праздничное украшение для всех нарядов. Повседневные платья украшались вышивкой белой или бежевой нитью.

Сегодня такое украшение используется при изготовлении столового белья, домашнего текстиля и сувенирной продукции, сценических костюмов.

Рассматривая фасон платья, стилисты отмечают и особенную отделку рукавов. Многие варианты карельского платья имеют рукава, собранные на резинку и украшенные пышным воланом.

Цвета и оттенки

Цвет являлся в национальном костюме определяющим фактором. Большинство карельских праздников проходит с вождением хороводов, пением песен. Зимой юноши и девушки катались на санях, на масленицу прыгали через костер. Поэтому платье должно было быть ярким, заметным нарядом.

Помимо красной вышивки на изделии, многие хозяйки предпочитали шить красные, синие платья, но обязательно в сочетании с белым фоном. Удивительно нежно, красиво и роскошно смотрелось такое платье.

Ткани и крой

Соприкасаясь с вехами карельской истории и культуры, можно проследить, что одежда женщин и мужчин всегда была свободной, не стесняющей движений.

Платья, сарафаны, мужские рубахи шились прямого фасона. Множество оборок, воланов дополняли и украшали одежду.

Целомудренность карельских народов подтверждалась и длиной женской одежды — она шилась длинной, в пол.

Разновидности

Национальный костюм – одежда, которую носили от мала до велика. Что включала в себя мужская, женская и детская одежда? Следующий обзор ознакомит с национальной, карельской одеждой.

Мужчины, как истинные джентльмены были галантны и привлекательны. Мужской костюм состоял из белой рубахи с вышивкой, цветных штанов, портов, черной жилетки и шляпы.

Шляпу мог заменить и другой головной убор (фуражка). Высокие черные сапоги роскошно дополняли мужской костюм. Рубаху юноши и мужчины подвязывали поясом. Рубаха шилась 2-х видов: длина первой доходила до колен (выполнялась она из домотканого полотна) и короткая (из красного коленкора, с узким воротником — стойкой). Шейный платок был обязательным предметом карельского костюма для мужчин.

У женщин костюм был более разнообразным. Рукодельницы составляли свой наряд из сарафана и свободной кофты, либо юбки и холщовой рубашки. Легкий клеш присутствует на каждом сарафане.

Очень часто хозяйка украшала подобный наряд красивым фартуком. Фартук декорировался воланом, традиционной вышивкой и даже бахромой.

Прическу женщины украшали старинными головными уборами. Девушки повязывали свою голову повязкой или платком. Повязка часто выполнялась из бересты и имела красивое переплетение. Замужние женщины в качестве головного убора выбирали повойники или кокошники. Роспись жемчугом таких уборов подчеркивала благосостояние местных жителей.

Одеваемся по-карельски / Šuorita karjalakse

Современный карельский сарафан — он какой?

Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Суоми. В сценическом пляшет финскую польку блондинка из «Кантеле». В форменном официантка «Карельской горницы» несёт на стол настойку «Третья песня» горькую.

Ирина Порошина, художник-дизайнер национального костюма, может спроектировать и сшить любой. И шьёт уже не один десяток лет.

Ирина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».

— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.

Крой традиционной рубахи и сарафана, юбки и душегреи всегда был прост и экономичен. Обусловлен цельными полотнищами ткани, ширина которых варьировалась от 35 до 50 см (в зависимости от размеров ткацкого стана).

Поэтому в основе конструкции народной одежды лежит уникальная система геометрического кроя, основанная на составлении деталей костюма из простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник). Эти же фигуры лежат в основе народных орнаментов.

Из этих фигур, несущих еще и важную смысловую нагрузку, составлены более сложные и символические фигуры кроя: крест (рубаха), трапеция (косоклинный сарафан, юбка), полукруг и круг (душегрея, коротена, верхняя одежда).

Мы попросили Ирину провести мастер-класс для «Уроков карельского» — сшить косоклинный сарафан — современный, но и традиционный.

В магазине нас слегка занесло: купили аж четыре вида вискозной фланели (однотонной и в клетку). Так что пришлось шить целый комплект с косоклинным сарафаном во главе.

Источник

Буряты национальный костюм. Бурятский национальный костюм

Бурятский национальный костюм — это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его эстетика, культура, обычаи.

Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни.

Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Из овчин шили шубы, из кожи — сапоги, из шерсти — чулки и т.д.

Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра. По одежде можно было определить социальный статус, место проживания человека и род (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры).

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах — дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний).

Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата.

В свою очередь дэгэлы имеют две полы — верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.

Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр), где вшиваются три разноцветные полосы. Внизу желто-красного цвета (хуа yнгээ), в середине чёрного цвета (хара унгээ), на верху разнообразные: белый (саган унгээ), зелёный (ногон унгээ) или синий (хухэ унгээ).

Первоначальный вариант был — желто-красный, чёрный, белый. Данное разделение по цветам в далнейшем легло в основу образования родов (омог) — Хуасай, Харгана, Сагаангууд.

Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.

Женская одежда состояла из рубахи — самса и штанов — умдэ, поверх которых носили халат — дэгэл. Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.

Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию.

В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма-тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»).

Другие элементы национального костюма карелов

На Карельском перешейке, женские сарафаны носили на востоке и юге, а юбки на севере и западе. Костюмы Rekko бывают любого типа, в зависимости от района.

На западной стороне перешейка юбка надевается из одного цвета, как в Муолаа. Плед из полосатого сукна шили на подол, как в Койвисто и Куолемаайярви.

В Ингрии rekko костюм также иногда носят с юбкой.

Женские фартуки из шерсти или льна, как правило, с нашивными элементами и/или вышивкой.

Льняные фартуки часто имеют nyytinki вставки, бобины, кружева и/или окантовку, как этот пример из Саккола.

Тан – кожаные повседневные ботинки, которые характерны для Карелии. Они аналогичны тем, что носили саамы (лопари), но короче. Они имеют характерный острый носок.

В Ингрии ленту часто украшают бисероплетением и металлическими пластинами. Вот пример из Тайро.

Замужние женщины носят головной убор под названием sorokka, который сделан из ткани с вышивкой и/или украшен аппликацией из лент вокруг головы.

Современные модели

Сегодня в Карелии проходит много праздников, фестивалей, концертов, связанных с наследием и культурой республики. Костюм девушек состоит из длинного сарафана с вышивкой и воланом по краю изделия.

Девушки обязательно поверх надевают красивый передник. Свободная рубашка без воротника. Русская коса или распущенные волосы украшаются повязкой.

Республика Карелия – край народных умельцев и настоящих рукодельниц. Оригинальная вышивка – отличительная особенность, которая присутствует в каждом национальном костюме и других вещах, предметах интерьера, сувенирной продукции.

Карельский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Народный костюм / Rahvahalline soba

Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.

А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.

Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.

Вообще, этнограф Круковский с присущей ему наблюдательностью заметил, что карелы обычно запахивали правую полу верхней одежды на левую. Православные карелы считали, что застежку на правую сторону мог поместить только представитель недремлющей нечисти.

Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.

Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.

Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).

Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.

Кижи / Kizhi

Наталья Михайлова в карельском сарафане ходит на работу — руководить фольклорно-этнографическим ансамблем музея «Кижи». Как-то раз пришла в обычной одежде, так охранник её и пускать не хотел: не узнал.

Наталья Михайлова с мужем Евгением. Фото из архива музея «Кижи»

В летний туристический сезон (с начала мая по конец сентября) участники ансамбля в концертном облачении практически живут . Муж Натальи Евгений — гармонист, обе дочери выросли на Кижах, старшая Екатерина уже выступает вместе с родителями.

Участники фольклорно-этнографического ансамбля — только во вторую очередь артисты, певцы и музыканты. А в первую — сотрудники отдела фольклора. Ездят по карельским деревням с диктофоном и блокнотом, записывают песни и наигрыши на музыкальных инструментах. Задача — достоверная реконструкция народной культуры, в том числе и костюма.

Кижские пейзане. Фото: Павел Пелевин

Повседневный сарафан — клетчатый или однотонный, из плотной хлопчатой ткани (сверху серый передник). Северянки, кстати, очень любили «клетку». А в праздничном варианте сарафан обычно богатый, яркий (бордовый или коричневый), а передник ещё ярче — изумрудно-зелёный.

Нижняя часть рубахи-рядчины могла быть домотканой, а всё остальное шилось уже из готовых тканей, которые жительницам северных карельских деревень обычно привозили отцы и мужья из Финляндии. Никаких воланов, складок, рюшей в одежде северных карелок мы не видим: всё очень просто, надёжно и функционально.

Кижская регата. Фото из архива музея «Кижи»

Головной убор — отдельная тема для исследований. Платок в повседневной одежде вроде был простой, но завязывался строго определённым образом. По элементам костюма (в том числе и по головному убору) сотрудник отдела фольклора музея «Кижи» точно скажет: вот так носили на севере Карелии, так — на юге. Это поморки, а это заонежские барышни.

В праздники замужняя северянка надевала на голову сороку — мягкую шапочку, всегда из яркой ткани. Сорока была самым дорогим элементом костюма: создавалась из лоскутков, что остались от пошива облачения церковного настоятеля. Заведёт себе батюшка новую рясу или мантию, а остатки ткани бабам отдаст — на сороки!

Кстати, эту традицию соблюдают и участники кижского фольклорного ансамбля: отец Николай Озолин (бывший настоятель Спасо-Кижского прихода) лоскутами щедро делился. Так что головной убор Натальи Михайловой (как и всё остальное в её народном костюме) сшито по правилам.

Головные уборы, украшения

Головные уборы – это то, без чего не представляли себе карелы национальный костюм. Фото классических вариантов отличаются разнообразием. Среди древнейших головных уборов можно упомянуть накомарник, который в основном надевался перед работой в лесу. Изделие имело вид капюшона, шилось из белого холста.

В холодные месяцы мужчины отдавали предпочтение шапкам, изготовленным из заячьего либо овечьего меха. Внешне они выглядели практически как современные ушанки. Незамужние барышни носили платки, повязки, а дамы, состоящие в браке, украшали головы повойниками, сверху дополненными платками

Декору головных уборов уделялось повышенное внимание: применялись жемчужные поднизи, вышивка

Вышивка – один из излюбленных методов украшения одежды, которым активно пользовались карелы испокон веков. Мотивы узоров отличались величавостью, торжественностью. Мастерицы любили образы фантастических животных, птиц. Вышивка применялась при производстве рубашек, сарафанов, головных уборов. Также женщины не ограничивали себя в традиционных украшениях, выбирая изделия из жемчуга, золота, серебра.

Таковы основные черты, которыми обладали карельские национальные костюмы.

Читайте далее:

Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.

Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.

Национальный костюм марийцев — фото. особенности фасонов, украшений, обуви, головных уборов. одежда для свадьбы, зимы, лета.

Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.

Костюм монашки на хэллоуин своими руками. шьём балахон и головной убор. делаем правильный макияж. особенности костюма.

Какую шапку носить с пальто: головной убор для женщин, для мужчин. выбираем головной убор для пальто по цвету и материалу

Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.

Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора

Костюм вишенки для девочки своими руками: основа, головной убор, атрибуты

Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.

Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма

Никаб и хиджаб: отличия, виды восточных головных уборов

Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.

Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.

Бейсболка это: описание, история и особености головного убора

Трансформация мужского карельского костюма

Какой национальный костюм был у карелов-мужчин, описать несложно. Ведь за долгое время он претерпел незначительные изменения.

Свободного туникообразного кроя рубаха, как и прежде, подвязывалась кушаком. Но изменила форму ворота и стала напоминать косоворотку. Обычно она носилась поверх прямых и свободных холщевых или суконных портов, заправленных в голенища кожаных сапог. В некоторых случаях длинная косоворотка заменялась более узкой и короткой красного цвета рубахой с воротом-стойкой, пошитой из коленкора или льна. Рукава в таких рубахах были прямые по крою и не имели манжет. А подмышки оформлялись вставками в виде клинообразных заплат. Воротник рубахи украшался сверху надетым шейным платком с разнообразными орнаментами. Что касается расцветки, то карелы очень любили набивку «в горошек» или прямую клетку темных и светлых цветов.

Достаточно разнообразны и головные уборы мужчин-карел: в теплое время — фуражки или шляпы из легких материалов, в зимнее — шапки из сукна или меха или двухчастные шапки, в которых основная часть была сделана из ткани, напоминающей бархат, а опушка — из меха.

yarodom

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ КАРЕЛИИ

Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.

Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте. Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).

Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).

Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.

Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали

Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.

В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.

Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.

У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.

Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.

Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.

Мужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.

В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.

Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.

В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.

Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.

В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.

Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.

Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector