Отличительные черты чеченского национального костюма

Особенности

Цвета и оттенки

Мужской костюм имел преимущественно темные тона, а бешмет (нижняя рубашка) контрастировал с остальным. Оттенки женских нарядов более разнообразны. Однако яркие платья обычно надевали молодые девушки и женщины, пожилые чеченки считали это неприличным и носили спокойные по цвету костюмы. Традиционно для платья использовалась зеленая, желтая, красная и черная гамма.

Ткани и крой

В качестве материалов в мужской одежде присутствовали шерсть, мех, кожа. Женские шились из парчи, атласа, шелка, органзы. Наряды чеченских жителей достаточно закрытые. Вместе с тем они отличаются удобством и не сковывают движения.

Костюмы мира. Национальный чеченский костюм.

Чеченцы веками занимались овцеводством, они замечательно разбираются в обработке и прядении шерсти. Именно этот материал взят за основу изготовление костюма. Помимо шерсти, использовался мех и кожа.

Национальный чеченский костюм имеет несколько видов: женский, мужской, свадебный, боевой, торжественный. Детская одежда такая же, но с одним маленьким нюансом. Мальчики до 14 лет не носили кинжал. Подробнее рассмотрим особенности традиционной одежды чеченцев.

Мужской костюм преимущественно темного цвета, а нижняя рубашка обязательно контрастного оттенка. Цвета женских нарядов очень разнообразны. Яркие платья носили молодые женщины, а пожилые – спокойные по цвету одеяния. Традиционные цвета для платья – зеленый, желтый, красный и черный.

Мужскую одежду шили из шерсти, меха, кожи. Женскую – из парчи, атласа, шелка, органзы. Наряды чеченцев достаточно закрытые, при этом они удобные и не сковывают движения.

  • Бешмет – облегающий расширяющийся книзу полукафтан чуть выше колен, застегивался до пояса на узел-пуговицу.
  • Штаны, зауженные книзу. Чтобы движения не сковывались, их кроили из легкой ткани.

Дополнительно к костюму шли:

  • Черкеска – носилась поверх. По покрою схожа с бешметом, но застегивалась только на поясе. Шили из самого лучшего сукна.
  • Бурка – накидка без рукавов с зауженными твердыми плечами, расширяющаяся книзу. Шилась из войлока.
  • Платье-туника – длинное, из легкой ткани с неглубоким разрезом на груди. Обязательно присутствуют рукава, закрывающие кисти, и нагрудник (его украшают камнями и вышивкой). Есть воротник-стойка, который застегивается на маленькую пуговицу.
  • Широкие штаны, низ собираются в оборку.
  • Платок – с вышивкой или простой.
  • Кожаный или матерчатый пояс.

Такой костюм шили из блестящей яркой ткани. На торжества сверху бешмета надевали черкеску из сукна. У нее не было воротника и застегивалась только на талии. Рукава одежды длинные. На черкески крепили газырницы. Черкеску не носили расстегнутой, обычно с узким поясом. Раньше на нем висело оружие.

Платье невесты могло быть любого цвета, не только белого.

Свадебное платье состояло из двух элементов – туники и верхнего платья. Обязательно из – шелка, органзы, атласа и т.д. Особенно богато украшают нагрудник наряда.

Верхнее платье шили из дорогого шелка или тяжелого атласа. У него были длинные рукава. Его украшали тесьмой из бисера, стразами и жемчугом. Фата заменялась платком из шелка.

Главный элемент украшения девушки – серебряный пояс, который дарил жених перед церемонией.

Элементом костюма обязательно был пояс. Молодые девушки носили косынки из легкой ткани, а женщины старшего возраста – платок из ткани поплотней. Чеченские женщины носили ожерелья, кольца, браслеты, броши из серебра или бронзы.

  • Кожанные тапочки;
  • Туфли на каблуке;
  • Ботинки из нескольких кусков кожи;
  • Сапоги из сафьяна на каблуке.

Мужская обувь – это сапоги ниже колен из кожи.

Обязательный аксессуар в мужском костюме – папаха из овчины конусообразной формы.

Чеченцы чтут традиции, соблюдают их и сейчас. Молодежь наряжается в национальный костюм в основном на праздники. Мужчины же носят папахи даже с деловым костюмом.

И сегодня пожилые чеченцы носят черкеску и бешмет. Женщины также носят длинные платья и покрывают голову.

Свадебные костюмы делают адаптированными национальными нарядами.

Заключение

Культура Кавказа универсальна. Обычаи, принципы и характер народа отражается в национальной одежде чеченцев. Традиционный наряд яркий, как и сам свободолюбивый народ.

Источник

Известные личности

Среди чеченского народа много выдающихся личностей в политике, спорте, творчестве, науке и журналистике:


Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе

  • Мовсар Минцаев, оперный певец;
  • Махмуд Эсамбаев, народный артист СССР, мастер танца;
  • Умар Бексултанов, композитор;
  • Абузар Айдамиров, поэт и писатель, классик чеченской литературы;
  • Абдул-Хамид Хамидов, драматург, яркий талант чеченской литературы;
  • Каты Чокаев, языковед, профессор, доктор филологических наук;
  • Раиса Ахматова, народная поэтесса;
  • Шерип Инал, киносценарист и кинорежиссер;
  • Харчо Шукри, художник-каллиграфист;
  • Салман Яндаров, хирург, ортопед, кандидат медицинских наук;
  • Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе;
  • Салман Хасимиков, 4-х кратный чемпион по вольной борьбе;
  • Заурбек Байсангуров, боксер, дважды чемпион Европы, чемпион мира в первом и полусреднем весе;
  • Лечи Курбанов, чемпион Европы по карате Кёкусинкай.

Постоянные переселения

История чеченцев знает немало времён, когда этому народу приходилось оставлять насиженные места и искать убежище в ином краю. Изначально (в далёком прошлом) их предки под натиском воинственных соседей переправились в горные регионы.

Немало потрясений принесли и войны. В 1865 году после Кавказской войны немало чеченских семей переселились в Османскую империю. Сегодня потомки тех переселенцев проживают в Турции, Иордании, Сирии, представляя местные чеченские диаспоры.

Чеченцы (рисунок из книги К. Рейхберга, 1812 — 1813)

В 1944 году происходит депортация чеченцев в среднюю Азию. В дальнейшем многим из них было разрешено вернуться, но большая часть выехавших людей осталась в Казахстане и Киргизии.

Две чеченские войны также вынудили народ искать лучшей жизни за пределами родины. Но, несмотря на это, чеченцы проявили мужество и невероятную стойкость, что стала одной из главных национальных черт характера.

Современный чеченский костюм (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Жители Чечни высоко чтут традиции и обычаи своего народа. В отличие от многих народов, они не полностью отказались от него и с удовольствием носят и в наши дни. Молодежь, конечно же, надевает национальный костюм только по праздникам, а в остальные дни предпочитает одеваться так, как принято в современном мире. Мужчины сохраняют дань традиции и носят папахи, сочетая их даже с деловыми костюмами. В Чечне можно встретить пожилых людей, облаченных в бешмет и даже черкеску. Женщины этой же возрастной категории тоже придерживаются национальных традиций, надевают в повседневной жизни длинные платья и шаровары и всегда ходят с покрытой головой. Некоторые современные чеченские дизайнеры, желая воплотить неразрывную связь между прошлым и настоящим, создают модели в так называемом этническом стиле, используя особенности древнего национального костюма чеченцев. Так, в модных коллекциях можно встретить кавказские рубашки с воротником “стойка” на одной пуговице и т. д. То же самое касается и женской одежды: здесь гораздо больше возможностей привнести национальное в современный образ.

Кстати, в последнее время не только чеченские дизайнеры одежды, но и мировые метры фэйшн-индустрии стали использовать элементы кавказского, в частности, чеченского костюма при создании моделей в стиле “этно” или “фольк”. Несколько лет назад российская известный модельер Ульяна Сергеенко в своей коллекции «Кавказ», на создание которой ее вдохновило творчество М. Ю. Лермонтова (кавказский период), представила несколько моделей женской одежды, которые представляли собой черкески, то есть элемент не женского, а мужского национального чеченского костюма. Сегодня также в тренде кавказские украшения и различные аксессуары (пояса, подвески, головные уборы или обувь. Довольно часто свадебные современные наряды авторства чеченских дизайнеров представляют собой адаптированные варианты старинного брачного платья. Каковы же их характерные черты?

Презентация на тему «Чеченский национальный костюм».

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Чеченский народный костюм.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чеченский народный костюм

Одним из важнейших элементов культуры каждого народа является его национальный костюм. Традиционная одежда чеченцев является отражением исторического, этнического и даже экономического характера. В различных деталях наряда можно найти взаимодействие разных культур, хотя весь костюм изготавливался из местного сырья. Шапки и шубы делались из овчины, здесь же шилась кожаная обувь, а саму одежду делали из сукна и войлока, которые также получали из шерсти домашних животных.

1. Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля. Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство. 2. Патронташи — газырницы, куда вставлялись заряды для оружия, пришивались по обе стороны черкески на груди. 3. Бешмет — полукафтан, который подчеркивал силуэт горцев, их мужественную фигуру. Он туго обтягивал торс и с талии расходился вниз почти до колена. Воротник-стойка застегивался на шее несколькими пуговками и почти полностью закрывал ее. Бешмет обычно состоял из легких материалов, которые не стесняли движений. Праздничные варианты бешмета шились из красивых и блестящих материалов, таких как атлас, и могли удивить разнообразием цветов.

4. Пояс. На талию повязывался тонкий кожаный пояс, куда вставлялся кинжал (шашка). 5. Кинжал — важный элемент в национальном костюме чеченцев. 6. Черкеска напоминала накидку, которая застегивалась на талии и расширялась книзу. Длина черкески обычно была ниже колен, однако взрослые мужчины могли носить и длиннее. 7. Кожаные сапоги — традиционная обувь к национальному костюму. Легкая обувь, которая поднималась до самого колена. Туда же заправлялись штаны, которые так же были сшиты из лёгкого материала и сужались книзу, чтобы их удобнее было заправлять в сапоги.

Чеченская женщина – это красавица, которой не нужно подчеркивать свою привлекательность нескромными вырезами и откровенными платьями. Одного взгляда её тёмных глаз, одного взмаха головы достаточно, чтобы покорить любого мужчину. Именно это подчеркивают национальные чеченские свадебные платья. Они не открывают ничего лишнего, но делают девушку неотразимой. Но кавказские национальные свадебные платья, это не только дань моде, а и вековые традиции. Так истинно чеченское платье должно обязательно состоять из нижней рубахи, со стоячим воротом. Символизирующей скромность девушки. Украшает рубаху верхнее платье, не слишком пышное, но богато расшитое и изукрашенное. Неотъемлемой деталью его является разрез спереди, делящий платье, словно на два лепестка. Серебряный пояс и роскошная шаль на голове придают платью особую нарядность, а девушке королевский вид. Пояс выполняет, как правило, из чистого серебра, а шаль богато украшается кружевом, ведь восточная женщина – настоящая драгоценность, требующая соответствующей оправы.

Мужской национальный костюм

Главными частями любого мужского костюма были штаны и удлиненный полукафтан (бешмет). Штаны имели крой, зауженный книзу, чтобы было удобно заправить их в сапоги.

Бешмет – это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи. Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки. Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.

Бешмет использовался и как домашняя одежда и как праздничная. Различие было только используемой ткани. Для повседневного варианта применялась простая хлопковая ткань, а для праздничного – дорогой разноцветный атлас. Несмотря на плотную посадку бешмета по фигуре, он всегда был удобен и не стеснял движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для обмундирования войск.

Черкеска – это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма. Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.

Самой интересной деталью этой одежды были газырницы, которые располагались по обеим сторонам на груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время в прямом назначении этой детали надобности уже нет, однако, она все равно присутствует в качестве декора одежды.

Отличительной часть мужского костюма является бурка. Бурка представляет собой войлочный плащ без рукавов с твердыми, зауженными плечами. Она была неотъемлемым спутником пастухов, воинов, путников. Новорожденных мальчиков всегда сперва заворачивали в бурку, чтобы в будущем они выросли настоящими горцами.

Бурку изготавливали только женщины, причем этим правом обладали только лучшие из мастериц. Для производства использовали только качественную овечью шерсть.

Значение бурки трудно переоценить. В непредсказуемых условиях высокогорной местности этот теплый и непродуваемый плащ служил и одеждой, и подстилкой, и одеялом.

Дополняли традиционный костюм головной убор – папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги. Папаха – это символ чести и достоинства чеченского мужчины. Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.

Трогать чужую папаху запрещено, чтобы не оскорбить хозяина. Интересно, что в некоторых случаях папаха могла заменить на свидании молодого человека. Друг, взяв папаху жениха, мог заменить его встрече с девушкой. И она могла разговаривать с ним, как со своим любимым.

Папахи и сейчас являются постоянным головным убором чеченцев, выстояв против давления современной моды.

Обязательным элементом костюма был также кожаный пояс. Украшенный металлическими вставками, он служил для ношения холодного или огнестрельного оружия.

Имена

Чеченские имена включают в себя три составляющих:

  1. Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
  2. Исконно чеченские имена.
  3. Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.

Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз — волк, Леча — сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.

Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог

Характер

Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе.

Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии. В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху.

Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи.

Папаха в современности

Кто же покупает такие шапки и для кого кавказские мастера шьют головные уборы, каждый из которых является эксклюзивным?

  • Прежде всего, это актёры национальных песенных и танцевальных коллективов.
  • Мужчины из горских селений, до сих пор поддерживающие традиции предков, тоже покупают и носят папахи.
  • Генералы и полковники российской армии продолжают носить папахи из разных видов каракуля.

Некоторые известные кавказцы тоже занимаются популяризацией национального головного убора.

  • Махмуд Эсамбаев, танцовщик, солист Большого театра, Народный артист СССР, до конца своих дней не снимал каракулевую трухменку, находясь в ней даже на заседаниях Верховного Совета. Исключение делал только для театральных постановок.
  • Хабиб Нурмагомедов, российский борец, который является действующим чемпионом UFC, много лет подряд на публичных мероприятиях показывается в папахе. Даже на ринг он поднимается в национальном головном уборе, пренебрегая просьбами спортивных корпораций о рекламе их продукции. Хабиб гордо отвечает, что перед боем будет носить шапку своих предков. После одной из его громких побед в октябре 2016 года спрос на них поднялся в 16 раз.

Модные женские шапки из песца, чернобурки или другого меха с высокой тульей и плоским круглым дном называются кубанки, что является вариантом трухменки и скроено по её подобию. Кубанка также время от времени появляется и в мужском гардеробе. Одно из модных поветрий – светлая каракулевая шапка. Вязальщицы имитируют фасон плотной фактурной вязкой.

Мужчины и женщины смотрятся в папахах очень интересно и современно. Эта шапка на все времена – придавая рост и формируя гордую осанку, она всегда будет оставаться в моде.

Костюмы разных стран всегда связаны с историей и легендами. Они несут в себе богатство традиций и память о давно ушедших в небытие временах. Грузинский национальный костюм не ограничивается определенными критериями. Ведь в разных регионах Грузии есть свои особенности и нюансы, применяемые к одежде. Есть повседневные и праздничные, женские, мужские и детские наряды.

Костюмы мира. Национальный чеченский костюм.

Чеченцы веками занимались овцеводством, они замечательно разбираются в обработке и прядении шерсти. Именно этот материал взят за основу изготовление костюма. Помимо шерсти, использовался мех и кожа.

Мужской костюм преимущественно темного цвета, а нижняя рубашка обязательно контрастного оттенка. Цвета женских нарядов очень разнообразны. Яркие платья носили молодые женщины, а пожилые – спокойные по цвету одеяния. Традиционные цвета для платья – зеленый, желтый, красный и черный.

Мужскую одежду шили из шерсти, меха, кожи. Женскую – из парчи, атласа, шелка, органзы. Наряды чеченцев достаточно закрытые, при этом они удобные и не сковывают движения.

Дополнительно к костюму шли:

Платье невесты могло быть любого цвета, не только белого.

Свадебное платье состояло из двух элементов – туники и верхнего платья. Обязательно из – шелка, органзы, атласа и т.д. Особенно богато украшают нагрудник наряда.

Верхнее платье шили из дорогого шелка или тяжелого атласа. У него были длинные рукава. Его украшали тесьмой из бисера, стразами и жемчугом. Фата заменялась платком из шелка.

Главный элемент украшения девушки – серебряный пояс, который дарил жених перед церемонией.

Элементом костюма обязательно был пояс. Молодые девушки носили косынки из легкой ткани, а женщины старшего возраста – платок из ткани поплотней. Чеченские женщины носили ожерелья, кольца, браслеты, броши из серебра или бронзы.

Мужская обувь – это сапоги ниже колен из кожи.

Обязательный аксессуар в мужском костюме – папаха из овчины конусообразной формы.

Чеченцы чтут традиции, соблюдают их и сейчас. Молодежь наряжается в национальный костюм в основном на праздники. Мужчины же носят папахи даже с деловым костюмом.

И сегодня пожилые чеченцы носят черкеску и бешмет. Женщины также носят длинные платья и покрывают голову.

Свадебные костюмы делают адаптированными национальными нарядами.

Заключение

Культура Кавказа универсальна. Обычаи, принципы и характер народа отражается в национальной одежде чеченцев. Традиционный наряд яркий, как и сам свободолюбивый народ.

Источник

“Птичье” название

Сами чеченцы называют себя нохчий (во множественном числе). Исследователи связывают происхождение этого слова с особенностями родо-племенного деления и именований.

Согласно самой распространённой теории, слов “нахчо” могло означать основную часть племён, которые, объединяясь, передали своё название и родственным этносам. Таким образом появились чеченцы, что сохранили самоназвание.

Групповой портрет мужчин и девушки в традиционных костюмах. Вторая половина XIX века / Зейдлиц Николай Карлович

А вот привычное нам слово “чеченцы” имеет крайне необычное происхождение. Востоковед А. П. Берже, отмечал, что название это могло появиться у русских как ассоциация языка чеченцев с птичьим щебетом.

Адольф Петрович Берже писал:

В дальнейшем учёные высказывали предположения, что этноним образовался от названия села чечень, но, на мой взгляд, изначально всё происходило именно так, как указал А. Берже.

Чеченцы на свадьбе, XIX век / Джордж Кеннан

Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.

Чеченская национальная культура своеобразна и самобытна, и при этом универсальна, так как легко взаимодействует с другими культурами, особенно соседних республик, и развивается в симбиозе с ними. Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев. Их традиционный костюм такой же яркий, торжественный, как и сам свободолюбивый народ. Изготавливали наряды исключительно из местного сырья: шубы – из овчины, одежду – из сукна и войлока.

Мужской Костюм

Основной национальный костюм чеченцев состоял из двух частей: бешмета – полукафтана и сужающихся книзу штанов. И то, и другое шили из легких материалов, не стесняющих движения. Бешмет туго сходился на торсе и застегивался на специальные пуговицы, сделанные из шнурка, которые, по сути, являлись плетеными узелками. По длине бешмет на 8-10 сантиметров был выше колен. Рукава кафтана были заужены к концу, на манжетах были такие же пуговицы-узелки. После талии кафтан расширялся, делая фигуру носящего не только крепкой, но и стройной. Мужчины в возрасте носили более длинные и утепленные бешметы. Праздничный вариант шился из цветной блестящей ткани. Эти традиционные полукафтаны служили одновременно и домашней одеждой, и выходной. Бешметы также использовались как форменная одежда казачьих войск.

Праздничный мужской костюм включал черкеску. Она надевалась поверх бешмета. Ее покрой совпадал с покроем кафтана. Черкеска обычно шилась из лучших сортов сукна. Она застёгивалась только на талии и не имела воротника. Рукава спускались ниже кисти, потому их обычно отгибали. Самой интересной частью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – маленькие кармашки, в которых хранились деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия — газыри. Однако к концу XIX в. с появлением многозарядных винтовок газырницы утратили свое первоначальное назначение и остались лишь как часть традиционного костюма. Черкеску носили всегда застегнутой и подпоясанной узким поясом с бляхами, на котором висело оружие чеченца, будь то шашка, кинжал или пистолет.

Характерной частью чеченского национального костюма была бурка – накидка с зауженными плечами, расширяющаяся книзу. Такая накидка была очень удобна всадникам, она защищала от дождя, ветра и жары. По ночам бурка могла служить одеялом.

Традиционный головной убор мужчины-чеченца – конусообразная папаха, сделанная из овчины. Дотронуться до нее означало нанести смертельное оскорбление владельцу. Богатые носили папаху из шкуры бухарского барашка. Летним головным убором была шляпа из войлока.

На ногах чеченцы носили кожаные легкие сапоги до колена, штаны заправляли внутрь. Богатые предпочитали обувать чувяки – мягкие туфли без каблуков, а сверху поверх брюк натягивали ноговицы – вид обуви, закрывающей голени, но без ступней.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

Женский костюм

Одежда чеченских женщин была более разнообразной по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды отражали возраст и социальный статус женщины. Традиционный наряд состоял из четырех элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.

Туника была длиной до щиколоток, шилась из легких однотонных материалов, имела разрез на груди и маленький стоячий воротничок, застегивавшийся я на пуговицу. Под тунику надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком. Чеченка в подобной платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Рукава туники были длинные и прямые, закрывали кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов могла доходить до пола. Украшением нижнего платья был нагрудник. Его делали из серебра, золота, покрывали камнями. Со временем нагрудники стали делать в виде застежек.

Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Шили его из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья считались слишком яркими для взрослых женщин, поэтому их носили только молодые.

Презентация на тему «Чеченский национальный костюм».

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Чеченский народный костюм.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чеченский народный костюм

Одним из важнейших элементов культуры каждого народа является его национальный костюм. Традиционная одежда чеченцев является отражением исторического, этнического и даже экономического характера. В различных деталях наряда можно найти взаимодействие разных культур, хотя весь костюм изготавливался из местного сырья. Шапки и шубы делались из овчины, здесь же шилась кожаная обувь, а саму одежду делали из сукна и войлока, которые также получали из шерсти домашних животных.

4. Пояс. На талию повязывался тонкий кожаный пояс, куда вставлялся кинжал (шашка). 5. Кинжал — важный элемент в национальном костюме чеченцев. 6. Черкеска напоминала накидку, которая застегивалась на талии и расширялась книзу. Длина черкески обычно была ниже колен, однако взрослые мужчины могли носить и длиннее. 7. Кожаные сапоги — традиционная обувь к национальному костюму. Легкая обувь, которая поднималась до самого колена. Туда же заправлялись штаны, которые так же были сшиты из лёгкого материала и сужались книзу, чтобы их удобнее было заправлять в сапоги.

Чеченская женщина – это красавица, которой не нужно подчеркивать свою привлекательность нескромными вырезами и откровенными платьями. Одного взгляда её тёмных глаз, одного взмаха головы достаточно, чтобы покорить любого мужчину. Именно это подчеркивают национальные чеченские свадебные платья. Они не открывают ничего лишнего, но делают девушку неотразимой. Но кавказские национальные свадебные платья, это не только дань моде, а и вековые традиции. Так истинно чеченское платье должно обязательно состоять из нижней рубахи, со стоячим воротом. Символизирующей скромность девушки. Украшает рубаху верхнее платье, не слишком пышное, но богато расшитое и изукрашенное. Неотъемлемой деталью его является разрез спереди, делящий платье, словно на два лепестка. Серебряный пояс и роскошная шаль на голове придают платью особую нарядность, а девушке королевский вид. Пояс выполняет, как правило, из чистого серебра, а шаль богато украшается кружевом, ведь восточная женщина – настоящая драгоценность, требующая соответствующей оправы.

1. Платок — кортали, женский головной убор, дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из лёгкого материала. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта). В чухту женщины закидывали заплетенные косы и надевали на голову, как шапочку, чтобы волос не было видно, а поверх накидывался большой платок. Чеченские женщины носили платок, как символ целомудрия. Он считался символом общественного могущества, сохранения чистоты женщины. 2. Нагрудники. На нижнее платье пришивались так называемые нагрудники. Это украшение на платье делалось по заказу, исходя из фантазии и финансовых возможностей заказчика. Нагрудники делались из серебра, с камушками, порой даже покрывались золотом. Со временем эти пластины стали делать в виде застежек нижнего платья. 3. Пояс придавал одеянию особую красоту. Он делался индивидуально на заказ, чаще всего из серебра. Эта деталь национального костюма считается самой ценной. Иногда серебро покрывалось золотом, украшалось камнями, различной гравировкой. Самые красивые пояса считались фамильной драгоценностью и передавались из поколения в поколение. Девушки получали его в подарок от матери накануне свадьбы.

Одежда для торжеств

Праздничный чеченский костюм шился из яркой и блестящей ткани. Поверх бешмета в особых торжественных случаях надевалась черкеска, покрой которой совпадал с покроем кафтана. Черкеску, как правило, шили из сукна высшего качества. Она не имела воротника и застёгивалась исключительно на талии, подчеркивая стройность стана. Рукава были довольно длинными, ниже кисти, поэтому их огибали. На черкеске по обеим сторонам груди нашивались газырницы. Это маленькие кармашки, которые предназначались для хранения трубочек из дерева с зарядами для оружия. Со временем они утратили свое предназначение. Однако на костюме они сохранились, как дань традициям чеченского народа. Черкеску никогда не носили расстегнутой. Ее подпоясывали узким поясом, на котором висело оружие — кинжал, шашка или пистолет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector