Восточная роскошь: история национального костюма армении
Содержание:
Головные уборы и аксессуары
Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.
Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.
В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.
Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.
Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.
Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.
На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».
Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.
Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.
К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.
Разновидности
Армянский национальный костюм девушек и парней отличается самобытностью, несмотря на то, что за свою долгую историю ему пришлось пережить огромное количество метаморфоз.
Женский
Повседневный комплект барышни включал: рубаху (халав), штаны (похан), верхнее платье (архалух) и фартук (гогноц). На праздничные мероприятия к нему добавляли «минтану» (дополнительное платье).
Сорочка была длинной, со вшитыми по бокам клиньями с косым покроем. Рукава рубахи имели прямую форму, а горловина круглую. На груди делали разрез. Под «халав» надевали штаны, пошитые из хлопка. Обычно они имели красную расцветку. На щиколотках «поханы» декорировали орнаментом или вышивкой.
Поверх сорочки и штанов надевали архалух, имевшее боковые разрезы. Праздничную «минтану» кроили аналогичным способом с повседневным верхним платьем. Правда, существовало одно различие.
Торжественная модель не имела по бокам разрезов. Подпоясывали его шелковым платком. Рукава «минтаны» пристегивали отдельно с помощью маленьких пуговиц в форме шариков или крепили шнурками. Края декорировали тесьмой.
Важным элементом женского костюма армянок считается фартук. Его обильно украшали яркой вышивкой и крепили сверху с помощью узкого пояска.
Отдельного внимания заслуживает головной убор. Он содержал в себе сведения о социальном статусе своей хозяйки. Девушки плели огромное количество мелких косичек с добавлением шерстяной нити такого же оттенка, как и волосы. Подобный хитрый прием визуально делал прическу пышней, а локоны длинней.
На голову надевали шапочку из войлока небольшого размера. К ней на цепочках прикрепляли разнообразные украшения (листочки, кольца и т. д.). После замужества барышня меняла головной убор.
Войлочную шапку декорировали жемчугом и драгоценностями.
Если семья не могла похвастаться большим достатком, то убор украшали мелкими цветками из шёлка. Когда девушка выходила на улицу, поверх шапочки накидывали покрывало, обшитое каймой. У молодых барышень она была белоснежного цвета, у пожилых дам – синего. |
Детский
Малышей, которым не исполнилось одного года, облачали в простую рубашечку. После двенадцати месяцев к ней добавляли верхнее платье. Порой его шили слишком длинным, что мешало крохе ползать и ходить. Делали это не во вред ребёнку, а, чтобы было проще за ним уследить.
До семи лет мальчиков и девочек воспитывали вместе, затем разделяли. Национальный костюм Армении для детей практически ничем не отличается от взрослой модели. Первый «настоящий» архалук мальчишки надевают только в десять лет.
Детские наряды также декорировали обильной вышивкой, которая несла в себе особое значение. Часто применяли кресты и подобные элементы. Они выполняли роль оберега от злых сил и нечисти.
В приданном юной леди обязательно было несколько нарядов, которые называли «тараз».
Мужской
В состав одеяния парней входили: рубашка, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива сорочки брали шёлк или ситец. Изделие отличалось небольшим стоячим воротником, который имел боковую застежку. Шаровары изготавливали из хлопка или шерсти, завязывали широким поясом. На кушак крепили кинжал и кошелек.
Жители Восточной Армении по примеру женщин, облачались в «аралух». Только верхнее платье для мужчин было в несколько раз короче, длиной до колен. Армяне с запад его не носили. Вместе «аарлуха» они надевали жилет (елак), поверх которого накидывали куртку с цельнокроеными рукавами. Она не имела застежки и называлась «бачкон».
Все детали мужского костюма были декорированы изысканной вышивкой. В зимнее время года парни облачались в шубы из овчины. Если обитали в местах, где нет суровых морозов, то выбирали жилетки из козьего пуха.
Обувь
Армянин из Нагорного Карабаха в Джорабсе , открытка Макса Тильке
С давних времен обувь была неотъемлемой частью традиционной армянской одежды. Мужская и женская обувь (вязаные носки и настоящая обувь) во многом были идентичны
Вязаные носки с узором — джораб и гулпас , которые, наряду с мужскими лосинами, были известны еще в урартский период и занимали важное место в армянской обуви. В традиционной повседневной жизни мужские и женские узорные джорабы плотно вязались из шерсти определенного региона
Они могут быть одноцветными или разноцветными, при этом для каждой области есть свой любимый узор и цвет. В Османской империи армяне и евреи были обязаны носить синие или фиолетовые туфли, чтобы обозначить свой статус меньшинств. Позже армянам пришлось носить красные туфли, чтобы показать османам, что они армяне. Они широко использовались не только в быту, но и имели ритуальное значение. Носки входили в приданое девушки и были одним из основных предметов обмена подарков на свадьбах и крестинах . Они были широко распространены по всей Армении и оставались во многих регионах до 1960-х годов .
Женский костюм
Женский армянский костюм называется «Тараз» и состоит из нескольких обязательных элементов, которые хорошо видны на фото. Костюм мог иметь некоторые различия для жителей разных регионов.
Обязательные элементы
Рубашка — халав
Независимо от места проживания, женский наряд включал в себя рубаху. Она была белого цвета на западной территории и красного оттенка на востоке. Фасон украшен длинными клиньями по бокам. Обязательно должен быть длинный прямой рукав. Горловина рубахи имела продольный вырез, который украшался вышивкой.
Кафтан — архалук
Поверх рубахи надевали длинное платье или яркий кафтан с вырезом на груди и разрезами по бокам.
На талии он фиксируется застёжкой. Обычно для архалука выбирают яркие цвета. Он бывает жёлтого, фиолетового, зелёного и красного оттенка.
Шаровары — похан
Женский костюм армянки обязательно включал в себя штаны. Горная прохлада требовала дополнительного утепления, поэтому такие изделия не считались только мужскими. Женщины шили для себя красные штаны, которые по бокам были украшены сборкой. Низ брючин дополнительно оформлялся золотой вышивкой.
Передник — гонгоц
Некоторые костюмы имели еще одну делать — передник. Носили его преимущественно жительницы западных районов. Передник подвязывался тонким пояском, который украшался вышивкой, имевший смысловое значение. Яркой тесьмой на поясе вышивали надпись-оберег «на доброе здоровье».
Праздничный наряд
Праздничное платье — минтана
По праздничным дням армянские женщины вместо архалука наряжались в платья. В зависимости от материального достатка они могли быть выполнены из шёлка или хлопковой ткани. Платье по силуэту напоминает архалук, только отсутствуют разрезы по бокам. Рукава одежды украшаются тесьмой и пуговкой — застёжкой.
В западных регионах женская одежда более разнообразна. Там носили платья, которые назывались джуппа, хрха, антифа, хатифа. Отличием этих платьев являются крой и состав ткани. Объединяющая их деталь — это расклешенные рукава.
Торжественность и праздничность платья подчеркивали дополнительно. Для этого поверх платья или архалука обязательно повязывается пояс. Он был довольно широкий, сшитый из шёлка или шерсти.
Справка. Особо состоятельные дамы носили пояса золотого или серебряного цвета.
Покрывало (пальто)
При выходе на улицу обязательным условием было завернуться в покрывало, чтобы скрыть всю фигуру. Оно ткалось из тонкой шерстяной пряжи.
Замужние женщины предпочитали носить синий цвет, а девушки выбирали покрывало белого оттенка.
В холодное время женщины надевали пальто. Оно шилось из бархата красного цвета, оторачивалось мехом куницы или лисицы.
Разновидности
Женский
В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха «халав», штаны «похан», верхнее платье «архалух» и передник «гогноц». По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье «минтана».
Рубаха «халав» была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны «похан». Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.
Поверх рубахи и штанов надевали платье «архалух». Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.
Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой
Сверху он крепился на узкий поясок.
Особую роль играл головной убор. Он нес в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, ее головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.
Детский
Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.
До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.
Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.
Вместе с приданным родители должны были дать дочери несколько костюмов, которые назывались «тараз».
Мужской
В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал.
Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет – «елак». Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась «бачкон». Вся одежда имела очень красивую вышивку.
Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.
Особенности орнамента и цвета в армянском национальном костюме
Одной из определяющих характеристик народной одежды является орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определенные цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. Женская традиционная одежда армян повсеместно отличается красочностью и богатой тональностью. Мужская одежда многоцветна лишь в западноармянских областях, между тем как восточноармянский мужской костюм характеризуется общей сдержанностью и скромностью расцветки, с преобладанием темных тонов, иногда сочетающихся с белым (под городским влиянием в начале XX века). В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет — от темно-вишневого до кроваво-огненного тонов. Красный цвет использовался как для нижней (женские нательные рубашки, штаны), так и верхней одежды: мужские и женские шапочки, вязаные носки, пояса, женские головные платки, покрывала, нагрудники, передники. Последние играли важную роль в комплексе женской одежды как символ семейного положения: не случайно у армян выражение «красный передник» (karmir gognoc) означало «замужняя женщина». Красный цвет широко использовался также в вышивках и нашивках, украшавших как мужскую, так и женскую одежду. У армян, как и у многих народов, красный цвет отождествлялся с «красивым», «хорошим», «праздничным». По народным представлениям этот цвет символизирует жизнь/кровь, солнце/огонь, плодородие и одновременно служит защитой от зла, болезни и бесплодия. Сочетание красного цвета с зеленым в армянской традиции являлось символом брака, поскольку в народном цветовосприятии зеленый отождествляется с молодостью, весной, зеленью, произрастанием, с новым поколением. В женской одежде Высокой Армении, Ширака, Джавахка зеленый цвет уступает место синему (фиолетовому, темно-сиреневому). Сочетание красного с синим, характерное как для Армении, так и для Передней Азии, прочно вошло в символику христианской иконографии. Замена красного передника как символа замужней женщины на синий — признак потери женщиной репродуктивной силы. Вместе с тем, синему цвету одновременно приписывалась целительная сила, и он широко использовался в лечебной магии: сине-черные бусинки до сих пор считаются амулетом, оберегом от порчи, сглаза.
Черный однозначно воспринимается как ритуально нечистый цвет. Черным кодируются все темные тона — серый, коричневый, синий. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости.
Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании желтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Желтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику, он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным.
Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зеленый, белый) и негативного (синий/фиолетовый, желтый, черный) цветов.
Головной убор как часть национального костюма
Женский
Восточные области
Женщины восточной области носят маленькую шапочку, которая украшена спереди ленточкой и цветочным узором. Лицевая сторона украшается монетками.
Затем повязывается белый платок, который закрывает шею. На белый сверху повязывали платок алого цвета.
Западные области
Особенности головных уборов западных армянок стали деревянные ободки. Женщины могли выбрать для себя разные ободки.
- Котики. Такой ободок оборачивается бархатом, на нем вышивают небо, звёзды, солнце.
- Варды. Вышивка изображает райский сад, птичек, цветов. Носят этот ободок поверх красной шапочки, украшенной кисточкой. По бокам варды крепится по большой пуговице. А вдоль лба проходит лента с рядами золотистых монет.
Справка. Незамужние девушки выделялись прической: они заплетали большое количество косичек.
Мужские головные уборы
Достаточно разнообразны были и мужские головные уборы. Армяне носили от меховых каракулевых шапок до вязанных из шерсти изделий.
- На востоке Армении доминировали папахи конусообразной формы. Верх украшался красным шёлком.
- Западные армяне предпочитали шапки полусферической формы. Предпочтительно красных оттенков. Поверх этих шапок повязывали платок, который предварительно скручивали жгутом.
Самой распространённой обувью у армянских мужчин и женщин были кожаные лапти «трех». Эта обувка выделяется заострёнными мысками. Они имели шнуровку, которая должны быть длинной, чтобы можно было обмотать её вокруг голени. Выполнялась из грубой кожи крупного рогатого скота.
Женская обувь была желтого, зелёного и красного цветов. Мужчины носили «трех» из черной или красной кожи.
Сегодня национальный костюм не забыт современным поколением. Он используется во время праздников, элементы народной одежды используются в современных изделиях.
Мужской национальный костюм
Основой национального мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик — Շապիկ) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар — Շալվար) из шерсти или хлопка, чаще всего синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской – тесьмой шириной в 2 сантиметра, украшенной на концах узором и кистями, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.
Восточные армяне поверх рубашки надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.
Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.
Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.
Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.
Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.
Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.
Женский национальный костюм
Женская одежда армян отличалась однородностью. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки надевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы, идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.
В праздничные дни поверх архалуха армянки надевали платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.
Поверх рубахи западные армянки носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами ниже бедер – антари, зпун. Зимой поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха — из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.
Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.
Очень важной частью традиционной одежды армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском
Женский костюм
Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем. Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы».
В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка. В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.
Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой
Сверху он крепился на узкий поясок.
Отличительной характерной особенностью традиционной женской одежды в Западной Армении был передник — mezar. Сшитый из хлопчатобумажных или дорогих (бархат, сукно) тканей, обильно украшенный (особенно подвенечный), он был необходимой частью наряда: как на востоке «стыдно» было выходить с открытым подбородком, так здесь «стыдно» было появляться без фартука. Классический вариант его — передник из красного сукна в комплексе одежды Карина – Ширака с изысканным золотым шитьем и тесьмой, который повязывался на антари . К переднику пришивался длинный узкий поясок (в 2–3 см ширины и 3 м длины), вытканный из красных и желтых шелковых (золотых) нитей.
Обувь
В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.
Женщины носили остроносые туфли без задника. Они обязательно надевали носки или чулки. Ходить босиком было неприлично.
В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.
На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зеленой кожи – для женщин, из черной и красной – для мужчин.
Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве — махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.
Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).
Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (ЗДЕСЬ), и первыми читайте самые свежие новости, материалы, видео и статьи про Армению и армянскую Диаспору!
Красота свадебного наряда
Одеяние для бракосочетания отличалось лишь тем, что верхнее платье шили из дорогостоящей материи. Особой была и расцветка вещей. Носки должны надевали только красного оттенка, поскольку он считается защитным от невзгод и нечисти.
Отдельное внимание на церемонии уделяли серебряным поясам. Их отдавали новобрачным родители в процессе венчания
Ранее важным элементом свадебного наряда был передник. Его шили из дорогой материи и декорировали золотыми нитями. Платье невесты обязательно украшают традиционной вышивкой.
Узор на костюме обычно выдержан в красно-зеленых тонах. Если алый символизировал защиту, то изумрудный – молодость и весну.
Постепенно в традиционный наряд армян стали проникать европейские нотки. Платье невесты шили более приталенным и обязательного белого цвета. Неизменным остался только серебряный пояс.
Как украшают армянский костюм? Женский тараз
Декорирование армянского национального женского костюма
Оговорюсь, что женский армянский костюм существует в двух основных вариантах — западноармянском и восточноармянском. Западноармянский костюм отличается большей вычурностью и, соответственно, декором.
В отличие от мужского костюма, армянки украшают даже свое нижнее платье — нижние штаны у щиколоток собираются и имеют нарядную бархатную кайму, украшенную позолоченной тесьмой, поскольку видны из-под платья (а вот мужские штаны просто заправляют в носки). Как и мужские, женские нательные штаны держатся на талии при помощи ходжана — скрученного из разноцветных нитей пояса, имеющего на концах яркие кисточки.
В некоторых провинциях Армении украшалось и платье-рубаха — грудь и ворот обшивали все той же бархатной тканью и мелкими серебряными украшениями.
Однако на основании многочисленных фотографий можно сделать вывод, что это было не единственным способом украшения полочки нижнего платья: зачастую ее расшивали разноцветными орнаментами, как правило, стилизованными растительными мотивами, а также любимой армянами геометрической фигурой — ромбом — во всевозможных вариациях и сочетаниях.
Однако главным украшением женского армянского тараза, конечно, является фартук. Он может представлять из себя прямоугольник или иметь иную форму, быть ярким или довольно сдержанным, но все равно является поистине искусством.
На фото выше запечатлена жительница Западной Армении (современной Турции), как ни странно, в довольно скромном бархатном фартуке, лишь по низу украшенном позолоченной вышивкой.
На фотографии выше представлена другая разновидность фартука скошенной внизу формы, широко используемая при пошиве танцевальных армянских костюмов.
На фотографии выше представлены разные разновидности фартука — сидящая справа девушка одета в платье, стиль которого отдает даже грузинским влиянием — фартук представляет собой две полосы однотонной ткани, в точности как и в грузинском костюме.
Закрепляется на талии фартук поясом, обычно изготовленным из серебра или с серебряными вставками. Нужно сказать, что армянские пояса столь искусно сделаны и изящны, что многие из них времен Османской империи сегодня хранятся в музеях!
Верхнее платье — архалук, как и мужское, также шикарно украшено по периметру: рукава, часто длинные и распашные, по краю украшаются золотой тесьмой или вышивкой растительных или геометрических орнаментов, как и подол самого платья:
На этом фото запечатлен костюм западной армянки, на нем можно разглядеть не только декор подола архалука, но и великолепную расписную тесьму на нижних штанах!
А на этих фотографиях хорошо виден декор рукавов платья — золотые вышитые орнаменты.
Отдельно нужно коснуться темы головных уборов. Как правило, головной убор армянки представляет собой высокую или низкую шапочку с закрытым или открытым верхом, богато украшенную монетами и другими мелкими серебряными деталями, поверх которой набрасывается легкая фата.
Редко шапочка лишена серебряных украшений и декорирована узором из ромбов, как на правом фото ниже.