Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы

Мировое дерево

Образ мирового дерева характеризует удмуртский национальный орнамент. Поскольку жители населяли в основном лесную местность, неудивительно, что с деревьями связано многое. Так, удмурты верили, что после смерти человек может обратиться в дерево. Каждый ствол с кроной имел свою душу, с ним можно было поговорить или помолиться ему. Больше всего удмурты поклонялись сосне, ели, рябине и березе.

Позднее мировое дерево перевоплотилось в образ богини плодородия, которая изображалась с поднятыми вверх руками. По бокам обязательно изображались ветки с листиками. Мать Солнце называлась у удмуртов Шунды-Мумы и не только являлась покровительницей небесного светила, но и отвечала за плодородие земель.

Что расскажут символы

Символы удмуртских узоров и орнаментов, вышитые на костюме, сообщали социальный статус, возраст, семейное положение. Одним из важных предметов женской одежды является нагрудник, называемый кабачи. Перед приездом жениха на нем вышивались звезды, ступенчатые линии, квадраты.

В основном использовалось двухцветное сочетание красного с белым, черным, синим, черного с серебром. Накидку со свадебного наряда, на которой обязательно должна была быть вышита луна, женщина носила до появления первого ребенка, а каждый рожденный сын отмечался на нарядном переднике появлением нового ромба. Они означали также засеянные поля, пожелания порядка. Луна изображалась в виде восьмиконечной звезды с лучами в виде ромбов.

Женский костюм

Женская одежда различалась по нескольким признакам:

  • место жительства (северные, южные);
  • возраст обладательницы;
  • семейный статус.

Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.

Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.

Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.

Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.

Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.

Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. Южанки носили сложные головные уборы. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.

На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. У мужчин они были шире, позже появились вязаные длинные носки с ярким орнаментом. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.

Культурные особенности

В культуре удмуртов особенное место всегда занимала музыка. В Удмуртии поют обо всём – о природе, временах года, занятиях человека, профессиях, своём настроении и чувствах. Особый колорит народным традициям удмуртов добавляет театр. Он появился в этом крае на основе древнейших верований – синкретизма.

Учения эти были основаны на сложном абстрактном восприятии мира. В древние времена театральные сценки были частью религиозных культов и обрядов, однако в дальнейшем стали затрагивать светские сюжеты, превратившись в искусство и развлечение для людей.

Съемка ансамбля Ай Кай за исполнением народных песен в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский

Удмурты – обладатели таинственной и богатой истории, которая хранит немало тайн. Быть может, она позволит нам разгадать часть этих загадок уже в ближайшем будущем. Особый колорит родины этих людей, традиции и культурные особенности, преданность старинным обрядам привлекают в Удмуртию всё больше путешественников. Это действительно необыкновенная земля с необыкновенными людьми.

На обложке представлены свадебные наряды северных и южных удмуртов, съемка проходила в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский

Краеведение на тему «Костюм северных и южных удмуртов»

УРОК КРАЕВЕДЕНИЯ

2 класс

Тема: Костюм северных и южных удмуртов.

— Здравствуйте, дети. Сегодня мы продолжаем изучать национальный костюм удмуртов, а именно рассмотрим, как одевались южные и северные удмурты, выясним, есть ли в их одежде сходства и различия.

На предыдущих уроках мы говорили, что в одежде удмуртов выделяются два основных варианта — северный

июжный :

  • северо-удмуртский

    (нижнечепецкий, верхнечепецкий);

  • южно-удмуртский

    (собственно южный, бавлинский, арский).

Женский костюм северной удмуртки

представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов

Как вы думаете, почему? (Для ответа на этот вопрос внимательно рассмотрите карту, обратите внимание на расположение соседних регионов относительно Удмуртии)

По крою, способу оформления, одежда северных удмуртов делится на две группы: верхнечепецкую и нижнечепецкую (слободской и косинский вариант).

Летняя одежда северных удмурток состоит из:

  • распашного кафтана (шортдэрем),
  • рубахи (дэрем).
  • фартук без грудки (азькышет)
  • аппликативный нагрудник (муресазь).

Верхнечепецкий костюм

Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов — Глазовский и частично Сарапульскийуезды Вятской губернии, нынеЯрский, Глазовский, Балезинский,Игринский, Красногорский,Юкаменский,

Дебесский районы УР.

Летняя одежда состоит из распашного кафтана и рубахи, дополняют их фартук без грудки и аппликативный нагрудник.

Нижнечепецкий костюмный комплекс

состоит из

  • рубахи
  • кафтана.

Косинский вариант

Манера ношения своеобразна — с большим напуском. Поверх рубахи повязывают пояс, делая напуск, затем надевают распашной кафтан и пояс и снова — напуск.

Комплекс одежды Слободского района Кировской области

состоит израспашного кафтана ирубахи . Дополняют нательную одежду вышитый съемный нагрудник, фартук, пояс, головное полотенце, шелковый платок, красный небольшой платок, белый цветной платок. Носят одежду без напуска.

Верхнюю женскую одежду, как и мужскую, шили из белого или цветного холста, шерстяных тканей и сукна домашнего изготовления. Летним выходным платьем удмуртки в северных районах был надеваемый поверх рубахи шортдэрем — длинная белая распашная одежда типа халата, с короткими рукавами, украшенная вышивкой и полосками кумача.

Одежда южных удмуртов

В южных районах рубаху шили из домотканой цветной пестряди (алача);

по покрою она отличалась от северных районов. Здесьрубаха была значительно шире в подоле. Рукава — прямые, длинные. Под рукавами вшивали квадратные ластовицы. Воротник — стоячий, застегивался на пуговицу или на крючок. Нагрудный разрез обшивали полосками цветного ситца, тесьмой или кружевами. Под рубахой женщина носиланагрудник (кыкрак), сшитый из кусков разноцветного ситца или бархата. Подол рубахи заканчивался одной или двумя оборками. Такие рубахи-платья, сшитые из фабричной ткани, носят и теперь. Молодые удмуртки шьют платья из ситца и сатина, сохраняя старые традиции в отделке, применяя много цветных нашивок, лент, оборок.

Под рубахой удмуртки южных районов носили штаны

, по покрою аналогичные мужскому варианту. На севере удмуртские женщины штанов не носили. В настоящее время повсеместное распространение получило мужское и женское нижнее белье, которого раньше у удмуртов не было.

Поверх рубахи или платья женщины надевали цветной передник(айшет, азъкышет). У южных удмурток верхней одеждой служил кафтан(зыбын) из цветной, обычно красной, шерстяной ткани, длиной до колен, сшитый в талию со сборами.

Более теплой верхней одеждой был суконный кафтан (сукман или дукес), по покрою аналогичный мужскому. Зимой носили шубу(пасъ) из дубленых овчин.

Задание:

1.

Прочитайте внимательно текст и рассмотрите иллюстрации и фото северных и южных удмуртов.

2.

Устно определите, в чём их сходство и различие.

3.

На листах раскраски (см. ниже) рассмотрите костюмы, выберите нужные цвета и аккуратно раскрасьте их.

4.

На обратной стороне каждого листа раскраски дайте небольшой комментарий о костюме.

Женские головные уборы[править]

Удмуртка в айшоне

Головные уборы северных удмуртокправить

Большим разнообразием отличались женские головные уборы: повязки, покрывала, шапки, полотенца. Самым распространенным девичьим головным убором была холщовая шапочка (такья), обшитая кумачом и монетами. Девочки 10-12 лет носили круглую такъю (котрес такъя), 14-15 лет — продолговатую (кузялэс такъя). Невеста на свадьбу надевала обе такъи сразу. Кроме такъи, девушки носили головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, блестками, позументом, лентами, а также платки из белого холста, ситца, в праздники — из кашемира и шелка.

Замужние женщины, кроме налобных повязок и платков, носили головное полотенце (весяк кышет, йыр котыр), концы которого украшались вышивкой и красными ткаными полосками .

Головные уборы южных удмуртокправить

Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Укотуг состоял из полосы позумента, нашитого на холст или кумач, густой бахромы с блестками и деревянных подвесок, обвитых позументной нитью.

Налобная повязка женщин (йыркерттэт), в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев. Сложенная вдвое по длине, она закреплялась на голове булавками или нитками, на спине — пояском фартука. Чалму носили только замужние женщины. В 50-55 лет ее заменяли холщовой шапочкой (пелькышет) с пришитыми к ней ситцевыми закругленными концами в виде полотенца, которые оторачивались кружевами или оборкой.

Удмуртский айшон был аналогичен русскому кокошнику, мордовскому панго, марийскому шымакшу. Его высота колебалась от 7 до 35 см.

Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Через три года после свадьбы на айшон пришивали так называемый бырттос (от слова бырттыны — вдеть, продеть) из кусочка ткани с пришитыми бусами и монетами.

Поверх айшона надевался сюлык. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором. Свадебный сюлык украшался черной ковровой вышивкой с древовидным орнаментом, исходящим от углов к центру, края обрамлялись массивными кистями из бордовых или черных ниток. Повседневный сюлык был красного цвета с зелеными шерстяными кистями, вместо вышивки — аппликация из разноцветного материала.

Черный сюлык женщина носила в течение трех лет после свадьбы (или до рождения первого ребенка), после чего меняла его на красный, который носила примерно до 50-55 лет. В конце XIX в. айшон стал выходить из употребления, а сюлык в качестве свадебного покрывала бытовал до 40-х гг. XX в.

Национальная обувь, головные уборы и украшения

О семейном положении женщины можно было судить по головному убору. Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.

Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.

Важно! Праздничные костюмы обрабатывались бисером, монетами, ракушками, которые использовались для изготовления украшений (серёжек, ожерелье). В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти

Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки

В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Екатерина Сергеевна

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Кукла «Италмас» в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе «Звездочки».

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками.Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртиииспользовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм,они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук)

. Другие мастера могли копироватькостюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение. Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик

Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле. К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было.

Аксессуары и обувь

Головной убор удмуртской женщины мог рассказать о её семейном положении.

В девичестве молодыми удмуртками надевались круглые или овальные шапочки из холста (такья), которые обшивались кумачовой тканью, бисером и монетками.

Также девушки покрывали голову повязками из кумача или холста, декорированными вышивкой, ленточками, блёстками и платки.

В другом виде наряда присутствовала налобная повязка с объёмным бантом из платка.

Женщины, которые уже были замужем, проживавшие на севере, помимо платков (кышет) и налобных повязок (йыркерттэт), повязывали вышитое полотенце, а южные удмуртки носили налобную повязку, которая по низу украшалась бусами и монетками в комплекте с головным полотенцем (чалма), конусовидным убором (айшон) и покрывалом (сюлык).

Узорные концы полотенца исполняли роль наспинного украшения.

Женские костюмы, предназначенные для праздничных гуляний, декорировались бусами, монетками, раковинами, из которых делались ожерелья и серьги.

Сакральный смысл вышивок

Удмуртские орнаменты связаны и с религиозными представлениями народа.

Кроме того что расшитые ткани выглядели богато, каждый символ имел свое сакральное значение, связанное с верованиями и религиозными взглядами народа, отражал окружающие реалии. Они должны были призывать удачу, здоровье, плодородие, а также милость богов, которые представляли силы природы, земли и космоса.

Верх одежды отражал связь с небом, место на груди, где находилась душа по представлению народа, нуждалось в особой защите от магических воздействий. Для этого вышивались орнаменты Радуга, Светец, Небесная роса, различные обереги.

Солнце является одним из важнейших символов в ведических и славянских традициях. Его изображение, называемые коловоротом или свастикой, было и одним из любимейших мотивов в удмуртских орнаментах на одежде, орудиях труда, предметах быта.

Женщины вышивали их даже в войну под угрозой ареста. Символ Солнца изображался также ромбом.

По шаблону удмуртского орнамента внизу одежды размещались узоры, посвященные силам земли, располагалось небесное древо жизни «куак».

Национальные головные уборы

Многослойность всегда была присуща национальным костюмам. Для удмуртов это тоже типично. Южные девушки облачались в сложные головные уборы:

  • шапочки с высоким лбом (айшона);
  • налобные повязки, украшенные бусинками и ленточками;
  • платки, расшитые и отделанные бахромой;
  • когда замужняя женщина становилась матерью, она надевала вышитое полотенце, закрепляя его сверху косынкой.

Костюм удмуртской девушки с севера включал холщевую шапочку (такья), которая декорировалась монетками и кумачом. Девочки-подростки надевали круглую такью. Взрослея, они меняли ее на продолговатую. Еще молодые девушки носили повязки с блестками и лентами, а также платки из беленых тканей. Замужние женщины дополняли тюрбан полотенцами, вышитыми красными нитями. Пожилые удмуртки вместо берестяного айшона (кокошника) носили пелькышет (шапочку с длинными концами), который покрывали платком.

Удмуртский костюм для мужчин был дополнен суконным колпаком в форме цилиндра. Зимой они носили теплые овчинные шапки. Эти уборы были пошиты по типу малахая.

«Со льном у меня не очень»

Ткани дизайнер берет на ижевских базах, частенько заглядывает в магазин «Леда» или в другие специализированные точки. Не всегда купленные материалы сразу идут в ход. Иногда может пройти несколько лет, прежде чем Дарали найдет хорошее сочетание и создаст платье.

Еще девушка обожает винтажные ткани из бабушкиного сундука и даже специально покупает их на блошиных рынках

– Если мне нравится какая-то фактура и она переплетением нитей, узором, тем, как соткана вещь, напоминает мне традиционный костюм, то я беру эту ткань, она вдохновляет меня на определенный фасон. Мне близко мыслить как реставратор. Могу повторить реплику (вещь, сделанная по мотивам оригинального предмета одежды. – Прим. ред.) традиционного платья, но чтобы она была не просто традиционной, а выглядела современно. У национальной элиты считается хорошим тоном, когда есть народный костюм: платье, фартук, мониста, ботинки, гетры, повязка, платок, украшение камали. У южных удмуртов, если ты замужем, принято носить чалму. Когда есть полностью парадный образ, то это очень хорошо. Многие эстонцы, кстати, копят себе денежки на национальный костюм и постепенно одевают себя, потому что одна только юбка стоит очень дорого, это ручная работа.

Фото: Диля Ахмадишина

Фото: Диля Ахмадишина

Фото: Диля Ахмадишина

Фото: Диля Ахмадишина

Шьет Дарали из хлопковых тканей и совсем не любит лен, потому что он сильно мнется.

– Некоторые любят лен, коми-дизайнеры, например. У меня много знакомых, которые делают упор на этномоду и шьют только из экологических тканей, например, Валентина Решетникова. Но у меня со льном не очень, может, потому, что я по цветотипу темненькая. Лен редко бывает ярких оттенков. Мне кажется, что в льняном я бледная, поэтому я просто захожу в магазин, вдохновляюсь цветом, фактурой других тканей. Один материал, например, напомнил мне удмуртское ткачество манерой переплетения нитей.

Фото: Диля Ахмадишина

Цветовая гамма зависит от района. У южных удмуртов чаще всего используется красный и черный цвета, у северных – белый. У башкирских удмуртов под влиянием татар сложилась яркая цветовая гамма – в основном это красный и черный цвета, но распространены и синий, зеленый, бордовый.

– Если посмотреть на старые тканые платья, то они будут выглядеть так же, как сейчас, но с другим сочетанием тканей. У меня трикотажные платья, потому что хочу, чтобы они выглядели круто и вписывались в современный гардероб, чтобы их можно было носить, например, со спортивной обувью. Они универсальные, их можно носить и с фартуком, и это уже более традиционный вариант. Если хочется добавлять современные элементы, то с рюкзаком, ботинками на грубой подошве, и это смотрится совсем по-другому.

Я не могу сказать, что я делаю очень дерзкую одежду. Последняя коллекция достаточно спокойная. Но бывает, что платье очень яркое или этническое
Дарали Лели, дизайнер

Один из фартуков в шоу-руме Дарали несколько месяцев вручную ткала ее тетя. Делала она это на станке в 1960-70-е годы! Сама же Дарали сшить платье может за один день, но если оно с какими-то оборками, вышивками, то потребуется больше времени – дня два-три.

Тот самый фартук, который ткала тетя дизайнера, – посередине Фото: Диля Ахмадишина

– Если ткани замачиваю, отглаживаю, тогда подольше. Еще процесс зависит от скорости выбора материала, подготовки, когда пытаешься мыслить коллекцией. Хотя последнее у меня никогда не получалось. Я делаю коллекцию, и какие-то вещи не вписываются, я не могу отшивать по 20 «луков» (образов. – Прим. ред.), это очень затратно, и это определенный статус дизайнера: когда ты профессионал и этим живешь, только шьешь и продаешь

Для них важно количество, чтобы все окупалось, они арендуют студию, покупают технику, а я шью дома. У меня есть много знакомых дизайнеров, которые ткут и вышивают вручную, Татьяна Тихонова, например, или Маша Андриянова какую-то деталь может вышивать несколько лет

Женский костюм

Женская одежда различалась по нескольким признакам:

  • место жительства (северные, южные);
  • возраст обладательницы;
  • семейный статус.

Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.

Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.

Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.

Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.

Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.

Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. Южанки носили сложные головные уборы. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.

На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. У мужчин они были шире, позже появились вязаные длинные носки с ярким орнаментом. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector