Как выглядела русская свадьба в xix веке: исторический ликбез

История создания

Древнерусским костюмом считается национальная одежда населения Руси домонгольского нашествия и Московской Руси, до прихода Петра I к власти. На формирование особых черт нарядов повлияло сразу несколько факторов: тесные отношения с Византией и Западной Европой, суровые климатические условия, деятельность подавляющего числа населения (скотоводство, землепашество).

Одежду шили в основном из льна, хлопка, шерсти и сама по себе она имела простой покрой и длинный, закрытый фасон. Зато те, кто мог себе это позволить, всячески украшали скромный наряд нескромными декоративными элементами: жемчужинами бусами, шелковой вышивкой, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой. Национальный костюм отличался и яркой расцветкой (багряный, червлёный, лазоревый, зелёный оттенки).

Костюм эпохи Московской Руси с XV по XVII века сохранил характерные особенности, но претерпел некоторые изменения в сторону более замысловатого покроя. На различия нарядов населения повлияло классовое разделение: чем богаче и знатнее был человек, тем многослойнее был его наряд, причём носили его как в помещении, так и на улице, независимо от времени года. Появились распашные и приталенные одежды, своё влияние оказала восточная и польская культура. Кроме льна использовались суконные, шелковые, бархатные материалы. Осталась традиция шить яркую одежду и богато украшать её.

На рубеже XVII – XVIII веков Петр I издал указы, запрещающие всем, кроме крестьян и священников, одеваться в национальные костюмы, что сыграло отрицательную роль в их развитии. Указы были изданы с целью наладить политические отношения с европейскими союзниками, перенять их культуру. Народу насильно привили вкус, заменив шикарные, но длиннополые и неудобные многослойные одежды более комфортными и облегчёнными общеевропейскими с короткими кафтанами, декольтированными платьями.

Русский национальный костюм остался в пользовании народа и купечества, однако всё-таки перенял некоторые модные веяния, например, подпоясанный под грудью сарафан. Во второй половине XVIII века Екатерина II сделала попытку вернуть некоторую национальную самобытность вошедшим в моду европейским костюмам, особенно в том, что касалось используемых материалов и пышности отделки.

XIX век вернул спрос на национальный костюм, в чём свою роль сыграл возрастающий из-за Отечественной войны патриотизм. Сарафаны и кокошники вернулись в обиход знатных барышень. Шились они из парчи, кисеи, батисты. Появляющаяся одежда, например, «женский мундир», может внешне и не напоминала национальный костюм, но всё-таки имела определённое символическое разделение на «рубаху» и «сарафан». В XX веке из-за отрезанности от европейских поставщиков произошло своеобразное возвращение национальных нарядов, а во второй половине, в 70-ых, оно являлось не больше, чем модной тенденцией.

Несмотря на то, что можно выделить определённый традиционный комплект одежды, из-за большой территории страны национальный костюм принимал характерные черты в тех или иных регионах. Северорусский комплект является сарафанным, а чуть более древний южнорусский – понёвным. В центральной России костюм был больше схож с северным, однако встречались черты южных регионов.

Сарафаны были распашные и глухие, имели трапециевидный фасон, шились из одного или нескольких полотен. Более простыми сарафанами являются изделия на лямках, прямого покроя. Праздничные шились из шёлка и парчи, а для ежедневных дел и жизни – сукна и ситца. Иногда поверх сарафана надевали душегрею.

У каждой губернии были свои предпочтения и особенности в декорировании, цветах, элементах и даже названиях. В Воронежской губернии понёвы украшали вышивкой оранжевого цвета, в Архангельской, Тверской и Вологодской были распространены геометрические символы, а то что в Ярославской губернии называли «ферязь», в Смоленской было «сороклин».

В современном мире своя особенная мода, но в народе наблюдается интерес к истокам, национальной одежде. Традиционные наряды можно увидеть в музеях и иногда на выставках, их используют для театральных и танцевальных постановок, на праздниках. Многие дизайнеры и модельеры используют характерные черты русского народного костюма в своих коллекциях, а некоторые из них, как и исследователи, углубляются в подробное изучение, например, Сергей Глебушкин и Фёдор Пармон.

Что такое обряд окручивания молодой?

Старинные свадьбы сопровождались многочисленными обрядами. Одни проходили до венчания, другие — после него. После церковного благословения брака многочисленные родственники молодых собирали пышное застолье, где первым обрядом было «окручивание молодой». Как ни странно, это действо касалось смены прически невесты. Это символично: венчалась она еще с девичьей прической, а за семейный стол уже садилась с новой, женской.

Сам обряд проходил следующим образом: полупрозрачной шалью молодую невесту скрывали от гостей и заплетали две косы. Делали это обычно крестные со стороны жениха и невесты — свахи. Все действия сопровождались веселыми песнопениями, приговорками. Жених в это время также находился в комнате, но жену не видел из-под шали.

Кульминацией обряда является смена головного убора с девичьего на женский. После этого продолжалось застолье, на котором невеста уже присутствовала в качестве полноценной жены. Головной убор девушка не снимала.

Приданое

В день помолвки составляли документ «Роспись приданому», в котором описывали, что есть у невесты – образа, шубы, капоры, сундуки, украшения. Приданое готовили заранее и отправляли в дом жениха несколькими каретами.

Это интересно! Елизавета Ивановна Бенардаки из рода первых миллионеров в России, которые начинали в Таганроге, помогала некоторым невестам с приданым, чтобы они удачно вышли замуж. Историки пишут, что она завещала «внести в Государственный банк 10 тысяч рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала выдавались один раз в год пяти бедным девицам-невестам в городе Таганроге, преимущественно из греков».

Россия. 1885 год, апрель. Роспись к приданому

Сватовство не всегда проходило гладко – жених или его статус мог не понравиться родителям. Были случаи, когда свадьба почти состоялась, но в последнюю минуту становилось известно, что жених – родственник невесты или уже женат.

Наряд невесты — из чего состоит?

Женский костюм на Руси состоял из большого количества элементов

Все они имели важное значение и никогда не упускались при создании наряда

Платье

рубахи с сарафаном

Шили рубаху из натурального льна. Четыре или два куска ткани сшивались, а на плечах вставлялись особые кусочки, богато расшитые шелковыми нитями. В целом вся рубаха расшивалась растительными, природными, геометрическими мотивами. Популярны были разнонаправленные стежки разных цветов, благодаря чему одежда становилась рябой и очень нарядной.

Сарафан на Руси отшивали или клинообразным, или прямым. Он не подчёркивал фигуру, свободно спускался по ней. В богатых семьях сарафан был соответствующим: мастерицы кроили его из парчи, украшали натуральными мехами и камнями, жемчугом. У крестьян платья были поскромнее, из льняных или шерстяных материалов, но также расшивались узорами, орнаментами, бисером и кружевом. В этом и состояло главное отличие подвенечного платья от обыденного — в обилии украшений даже на недорогом сарафане.

Головной убор

На севере и юге Руси головные уборы невест существенно отличались. В общем виде можно выделить самые распространённые из них:

Аксессуары и дополнения

не нужны были бусы или серьги, когда весь наряд от головы до ног был расшит ажурными мотивами, камнями и кружевами

Отдельно стоит сказать о такой детали, как пояс. Он выполнял больше не эстетическую функцию (не подчёркивал фигуру), а скорее просто поддерживал наряд. Тем не менее на его украшение мастерицы не скупились. Его завязывали на поясе, а концы либо закручивали, либо спускали в свободное положение.

Иногда в свадебном убранстве имел место и передник. Он уже не украшался так богато, как основное платье. Главная цель надевания передника — показать хозяйственность невесты.

Особенности древнерусских свадебных обрядов

Если говорить о проведении свадьбы на Руси, то нужно понимать, что это было продолжительное и очень шумное торжество. Гостями на свадьбе были все жители деревни.

Начиналось все со сватовства. К родителям девушки приходили сваты, которые и договаривались о свадьбе. После утвердительного ответа в дом приезжали родители жениха и дарили невесте сговорный пряник. Он был своеобразным напутствием будущей снохе.

Смотрины всегда завершались рукобитием. Отцы невесты и жениха вкладывали руки детей друг в друга и били по ним одной рукавицей. Иногда бывало, что родители били пирогом о пирог или разламывали его пополам. Это символизировало нерушимость договора. После этого отменить свадьбу уже было нельзя.

Обязательным был девичник. Подруги с невестой исполняли песню и снимали с ее волос «волю». Так называлась цветная лента, которая символизировала свободу и девичью красоту. Чаще всего она передавалась младшей сестре или незамужней подруге.

В день свадьбы ранним утром к невесте приезжал кто-то со стороны жениха с подарком и забирал ответный дар. Только после этого появлялся жених. Далее был выкуп. Подруги невесты не пускали жениха, пока тот не задарит их подарками и не выполнит некоторые задания.

После выкупа следовал обряд венчания. Как только молодожены возвращались из церкви домой, все рассаживались за стол. С одной стороны стола сидели родители невесты, с другой – жениха. Застолье было длинным и шумным. В конце торжества молодоженов провожали до спальни.

Вышивки и узоры в традиционном русском платье

Сложно представить себе свадебный славянский костюм без характерных узоров и вышивок.

Вышивки могут иметь цветочную направленность: красные маки, ромашки, хризантемы, тюльпаны, подсолнухи, силуэты цветочных бутонов придают элегантность и светлость образу. Очень красиво смотрятся на свадебных платьях изображения гроздьев рябины.

Животные мотивы на свадебных нарядах представлены в виде силуэтов птиц.

Гжель и хохлома часто используется дизайнерами при создании современной одеждой. Традиционные славянские узоры не обошли стороной и свадебные платья. Орнамент в этом стиле может располагаться на груди, юбке или всей длине платья.

Русские мотивы проявляются и в геометрических и абстрактных узорах: ромбы, плавные линии, завитки, вручную вышитые красными, синими, желтыми или блестящими нитями, могут помочь пышным девушкам скрыть недостатки фигуры. Особенно выгодно, если контрастный узор расположен вертикально по бокам, что позволяет вытянуть силуэт и получить более стройную фигуру.

Модели платьев с узорами в нижней части юбки подойдут высоким девушкам.

Канитель украшает большинство моделей свадебных платьев в традиционном русском стиле, как и цветная тесьма.

Жемчуг, меха и ажурные узоры будут прекрасно смотреться на девушках с любым типом внешности и любой фигурой. Они делают образ еще более богатым, подчеркивают статность невесты и завершают стильный этнический наряд.

Расписные детали одежды и аксессуаров усиливают общее восприятие образа, особенно если они выполнены в красном цвете. Вышивки в старинных мотивах украсят любую девушку, а в сочетании с шикарным платьем и румянцем на щеках помогут невесте стать новобрачной барыней или купеческой дочкой.

Костюм на заказ

Знания особенностей различных костюмных тканей пригодятся вам, если вы решите шить свадебный костюм на заказ. Однако помните, что это долгий и трудоёмкий процесс, требующий большого запаса по времени и готовности жениха ездить на примерки, которых будет не меньше трёх-четырёх. Не каждый мужчина согласится на такое. Найти хорошего портного или ателье – сложная задача, но именно в профессионализме мастера швейного дела заключается 90% успеха вашей затеи. И не забывайте, что костюм на заказ обойдётся вам дороже усреднённого готового костюма, купленного в магазине.

г. Томск

В среднем сшитый на заказ костюм будет дороже процентов на 80, чем готовый, купленный в магазине, Естественно, мы говорим о костюмах с одинаковыми параметрами: ткань (например, итальянская), фурнитура, подклад, нитки. Добавьте к стоимости материалов опыт портного и наличие в ателье специальных устройств для изготовления деталей костюма. К примеру, чтобы создать «жесткое плечо» у пиджака, нужен специальный станок, а чтобы ткань не топорщилась, её нужно качественно отпарить специальным отпаривателем. Наконец, сроки изготовления, включая примерки – индивидуальный пошив не такой быстрый, как фабричный.

Да, по размеру. Да, индивидуально. Да, качественно. НО! Размер может сильно гулять. Поскольку пошив – дело долгое, пары предпочитают заранее позаботиться о наряде жениха. Как результат – к свадьбе он может сидеть не так уж и по фигуре. Качество? Здесь надо выбрать мастера с золотыми руками. Мировые бренды шьют тоже хорошо. И руки у них растут, откуда следует, и ткани отменные, и вариантов масса. А то приглянулся тебе двубортный коричневый костюм в журнале, захотел такой. А по факту тебе ни фасон не идёт, ни цвет. По ткани думал, что хорошо будет, а готовый костюм вышел – так себе… А уже сшито. А в магазине примеряй хоть 100 вариантов. Вопрос к вашей фигуре: некоторым идеально подходят лекала определённых марок, тогда зачем шить, если и так отлично сидит? Плюс шитьё – процесс муторный, три визита к портному минимум. Не все мужчины это любят. Некоторых максимум на полчаса можно в магазин затащить!

Тем не менее, индивидуальный пошив – это способ подчеркнуть свой статус и получить качественную вещь в единственном экземпляре, которая будет устраивать по всем параметрам. Не стоит сбрасывать этот вариант со счетов, тщательно не обдумав целесообразность подобного шага.

А что ближе вам: свадебная классика или современное прочтение образа жениха? Больше ярких идей для создания стильного свадебного образа жениха ищите в других наших статьях.

Почему платье невесты на Руси не было белым

У древних славян названия цветов являлись синонимами слов. Так красный цвет были синонимичен слову «красивый». Именно поэтому невесты выходили замуж на Руси в красном, то есть красивом платье. На свадьбу, как и на другие праздники, было принято надевать всё самое лучшее. Чистота — это то, что символизирует белый цвет, а во время свадебного обряда считалось, что невеста умирает и возрождается уже в статусе жены. По этой причине она не могла считаться полностью «чистой» и надевать одежду белого цвета. А ещё многие девушки к тому моменту, как их звали под венец, уже имели детей. Это не сильно порицалось, но такая девушка переставала считаться «чистой» и не могла носить белое.

Кроме того, с белым цветом на Руси связана и другая традиция. Воины, уходя на битву надевали на чистое тело белую рубаху, показывая, что они готовы встретить смерть. Если исходить из этого толкования, то белоснежный наряд был не самым удачным выбором для девушки, готовящейся выйти замуж и стать матерью.

Сценарии для свадьбы

Суть любого сценария проведения свадьбы в старославянском стиле заключается в естественности тематики. От различных устоявшихся свадебных шаблонов нужно сразу же отказаться. Атмосфера праздника, ярких красок и безудержного веселья — фундамент для написания сценария к славянской свадьбе. Уже на этом этапе пора определиться с тем, кому достанется роль ведущего. Профессиональный тамада, скорее всего, справится с данной задачей лучше, но его необходимо заранее предупредить о стилистике торжества и обсудить все детали.

По славянским обычаям, на свадьбе принято составлять свадебный поезд, на котором в обязательном порядке присутствуют жених и невеста, родители с обеих сторон, друзья жениха и подружки невесты, а также профессиональные музыканты. Юноша в сопровождении свиты едет в первую очередь к своей возлюбленной, а затем вместе с ней отправляется к месту проведения свадебного обряда. В это время гости уже пребывают в ожидании начала торжества. Вопреки сложившимся европейским традициям, к алтарю невесту должен вести не ее отец, а сам жених. Далее начинается официальная часть мероприятия, в ходе которой молодожены клянутся друг другу в любви, обмениваются обручальными кольцами, расписываются в согласии на женитьбу и целуются под аплодисменты гостей.

В сценарий славянской свадьбы хорошо впишутся старые народные развлечения и колоритные конкурсы тех времен. Публика положительно оценит перетягивание каната, ручеек, салочки и соревнование в городки. Градус веселья повысит древняя русская забава по прыжкам через костер. Разумеется, при полном соблюдении всех мер безопасности. Герои славянского фольклора и народных сказок только украсят праздник. Обаятельные русалки, пугающие лешие и таинственные домовые великолепно впишутся в атмосферу настоящей славянской свадьбы.

Для услады слуха гостей можно пригласить музыкальные коллективы, исполняющие песни под русские народные инструменты вроде гуслей, домры, колесной лиры или всем известной балалайки. Струнную группу рекомендуется дополнить духовыми инструментами: пастушеской трубой, жалейкой, калюкой, свирелью или рожком. Держать ритм бодрых славянских танцев и плясок следует поручить группе ударных, состоящей из бубнов и бубенцов, погремушек и трещоток. Размер и состав славянского оркестра будет зависеть только от финансовых возможностей. Под задорные музыкальные мотивы гости непременно оценят показные кулачные бои. Бесспорно, лучше всего для проведения таких боев воспользоваться услугами профессиональных артистов.

Кружева

В Англии есть примета, что в день свадьбы на невесте должно быть «Что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы и что-то голубое» («Something old and something new, something borrowed and something blue»).

Что-то старое – это кружева, которые передавались по наследству от бабушек. Они стоили очень дорого – некоторые дороже золота. Свадебное платье американской актрисы Грейс Келли (она вышла замуж в 1956 году) было украшено кружевами, которым было более 100 лет. Кружева хорошо сохраняются, поэтому зачастую в антикварных лавках можно найти целые кружева с несохранившихся платьев. 

Новое – это украшения, подаренные женихом. Королева Виктория спустя семь лет после свадьбы заказала портрет, на котором была изображена в свадебном платье и броши, которую ей подарил муж.

Что касается взятого взаймы – хорошей приметой считалось одолжить что-то у подруги, а что-то голубое – это дань прежней моде, когда были популярны платья этого цвета. Считалось, что голубой цвет – небесный, цвет Богородицы, и он обязательно должен принести счастье.

Кружева плели специальными приспособлениями — коклюшками. На портрете «Кружевницы» Тропинина изображены французские коклюшки, поскольку, скорее всего, кружевница работала у дворян. Из российских кружев мы знаем только вологодское, хотя было много центров кружевоплетения. Даже если наши кружевницы делали тонкое красивое кружево, его все равно клали в коробку из-под французского и выдавали за зарубежное — считалось, что оно лучше российского.

Элементы женского костюма

Рубаха для торжества была прямоугольной, с длинными рукавами. Она собиралась вокруг шеи, а сборки закрепляла узкая расшитая или цветная обшивка. Изначально рубаха была красного цвета, который символизировал радость и счастье, но синяя, желтая, зеленая и белая ткань тоже могла использоваться для этого.

На рубашку надевалась понева, крепившаяся вокруг талии шнуром – древний прообраз юбки. Пришедший ей на смену сарафан существовал в двух видах: косоклинный саян, распашной или сшитый впереди, и прямого кроя с лямками, который в Московской губернии называли круглым, а за ее пределами – московским. Шился он из китайчатой ткани – плотного хлопчатобумажного или шелкового материала, привезенного купцами с Востока. В цветовой гамме – черный, синий, а чаще – красный цвет. Поверх рубашки и сарафана надевалась душегрея, в некоторых уездах предпочитали телогрею или шубейку.

В межсезонье надевали верхнюю одежду – суконный армяк, зимой – овчинный полушубок. В зависимости от благосостояния родителей невесты, он покрывался тканью или оставался непокрытым, а зажиточные крестьяне, купцы, горожане могли позволить себе купить для дочери шубу из заячьего меха, крытую дорогим китайчатым материалом.

Невесты украшали себя жемчужными и стеклянными бусами, которые подвешивались в несколько рядов, надевали монисто, добавляли к нему образки и крестики. Обязательным элементом свадебного наряда были крупные жемчужные или бирюзовые серьги-подвесы и косник, который крепился к косе в самом низу. Наряды расшивались браным ткачеством, разноцветной или серебристой тесьмой с узорами и орнаментами, вышивались цветными и золотыми нитками. Оловянные пуговицы тоже служили в качестве украшения.

Ткань для костюма

Материал, из которого сшит костюм, играет даже большую роль, чем его фасон. От качества ткани зависит удобство костюма, его износостойкость, внешний вид, требования к уходу и, конечно, цена.

Основные виды ткани, из которых шьют мужские костюмы:

  • Шерсть. Универсальный материал, в котором не холодно зимой и не жарко летом. Ткань, на 100% состоящую только из шерстяных волокон, найти не так просто, потому что к натуральным волокнам чаще всего добавляют незначительное количество синтетических нитей (около 5%). Если синтетики больше (до 60%), это уже полушерсть.
  • Твид. Ткань на основе шерсти с ярко выраженной фактурой и узором в виде елочки. Пиджак из твида выглядит очень колоритно и может стать стилеобразующим элементом в образе жениха.
  • Бархат, вельвет. Костюм, целиком сшитый из бархата или вельвета, будет выглядеть слишком по-пижонски, но для акцентного и стильного пиджака такие ткани подойдут как нельзя лучше.
  • Хлопок. Стопроцентный хлопок – очень капризный материал, потому что он сильно мнётся и быстро пачкается. Хлопок «разбавляют» вискозой, полиэстером и эластаном, чтобы сделать его более практичным.
  • Лён. Костюм из натурального льна идеален для жаркого лета. Лён позволяет телу «дышать» и хорошо впитывает влагу.
  • Габардин. Классический габардин изготавливается на основе шерсти овец мериносов, поэтому ткань эта очень мягкая, лёгкая и приятная на ощупь. Сейчас габардин можно производить и на основе других волокон: хлопка, шёлка и даже синтетики. Этот материал отличает характерная фактура в диагональный рубчик.
  • Стрейч. В основе этой ткани также лежит шерстяная нить, а растяжение обеспечивает эластан. За стрейчевым костюмом легко ухаживать, они не мнутся и очень долговечны.
  • Тиар. Смесовая костюмная ткань, состоящая из полиэстера, шерсти, вискозы и эластана. Такое сочетание делает тиар очень комфортным в носке, костюмы из тиара хорошо облегают фигуру и не сковывают движения.
  • Полиэстер. Полностью синтетическая ткань. Её главный недостаток – плохо пропускает воздух, поэтому в одежде из чистого полиэстера жениху точно будет жарко. К тому же, синтетика смотрится дёшево – для столь торжественного мероприятия, как свадьба, она точно не лучшее решение.

Материал костюма логичнее выбирать по времени года: в зимнее время отдать предпочтение тканям из шерсти, в летнее – хлопку и льну. Тонкие шерстяные ткани также подойдут и для лета, ведь шерсть – очень «дышащий» материал. Просто замените пиджак на жилет, если опасаетесь, что в нём будет слишком жарко.

Если говорить о составе костюмной ткани, то всегда имеет смысл выбирать натуральные материалы с содержанием синтетических волокон, так как они обеспечивают более привлекательный вид: меньше мнутся, не теряют насыщенность цвета, не вытягиваются и не садятся.

9

Современные свадебные наряды в русском народном стиле

Традиционный народный колорит используется и в современных свадебных нарядах. Модельеры переделывают этнические мотивы на новый лад, экспериментируя с фактурами и расцветками.

Преимущества стилизованных свадебных нарядов:

Русский свадебный стиль выглядит празднично и эффектно. Он подчеркнет красоту и женственность невесты.
С помощью яркого платья и правильно подобранного декора можно создать тематическую свадьбу. Соблюдение национальных обычаев позволит окунуться в родную культуру.
Славянские свадебные платья подходят девушкам с любым типом фигуры

Они не акцентируют внимание на недостатках фигуры.

Белые платья с отделкой

Элементы народной культуры можно совместить с современными трендами

Для этого стоит обратить внимание на белые свадебные наряды невесты в русском стиле. Дизайнеры представили на выбор разнообразие моделей на любой вкус

Подвенечный наряд может быть украшен вышивкой золотистого, красного или синего оттенка. Уместно будут смотреться и яркие декоративные вставки. Фото свадебных платьев с вышивкой можно посмотреть тут.

Подходящим вариантом станет и русский свадебный наряд невесты А-силуэта

Он скроет лишний объем в нижней части фигуры и сфокусирует внимание на груди. Чтобы визуально увеличить рост, стоит обратить внимание на модели с вертикальными узорами

Изюминкой образа станут открытые плечи или глубокое декольте.

В русский народный образ удачно впишутся платья, украшенные бисером или имитацией камней. Сияющие переливы создадут праздничную атмосферу. В качестве узора на ткани можно использовать традиционные орнаменты.

Сарафан в русском стиле

Русский свадебный сарафан шьют из парчи или льна. Его длина может доходить до колен или пола. Крой бывает как свободный, так и расклешенный от груди. Характерная особенность сарафанов – роскошная вышивка с этническими мотивами. Декором может служить и набивной рисунок гжелью или хохломой.

Сарафан в традиционном русском стиле подойдет как для прохладной, так и для теплой погоды. В первом случае его нужно надеть на плотную белую рубашку. Летом можно носить наряд на голое тело.

Наряд для жениха

С костюмом жениха дело обстояло несколько проще. Во время сватанья девушка передавала суженому шелковый или ситцевый вышитый платок, который тот должен был носить до свадьбы на шее и в кармане. Сам наряд состоял их синих в мелкую полоску штанов, часто суконных, и красной рубахи, вышитой по рукавам и подолу. Вышить рубашку для жениха было задачей невесты. Затем жених подпоясывался тканым поясом и иногда надевал кафтан или шубу.

Свадьба на Руси была мало похожа на современную. Белое платье невесты стало появляться при венчании лишь при Петре, а прижилось только к началу XX века. Во времена СССР, в эпоху тотальной экономии, и вовсе считалось позором тратить огромные отрезы ткани и дорогие украшения на платье, которое девушка наденет один раз в жизни.

Образы жениха и невесты

Русская свадьба будет не совсем таковой, если приглашенные гости не будут облачены в старинные костюмы. Противники таких тематических торжеств могут использовать лишь элемент традиционного наряда. Например, девушки могут украсить головку венком из полевых цветов, заплести косы с атласной лентой алого цвета, повязать красивый платочек, надеть красные туфли. Мужская половина гостей может использовать красный галстук или вставить в петлицу платок с традиционным русским узором. Чтобы облегчить гостям подготовку к свадьбе в русском стиле, жених и невеста могут сами взять для них напрокат все необходимые аксессуары.

Идеально, если наряд невесты будет отвечать всем канонам такой свадьбы: красное платье, кокошник, блузка с вышивкой. Современные девушки могут заменить этот наряд на простое белое одеяние, декорированное элементами народного стиля: вышивка на корсете, платок, поясок. В качестве прически лучше выбрать традиционную косу или плетение с косичками. Чем длиннее волосы, тем красивее получится прическа. Украсить косы можно живыми цветами или венками из них, атласными лентами алого цвета.

Яркие тени и стрелки для образа русской девушки не подойдут. Для создания «правильного» лица требуются насыщенно-красная помада, румяна, темные брови (соболиные), длинные и объемные ресницы. Рекомендуемая обувь для создания народного свадебного образа – красные туфли без каблуков. Сегодня от этой тенденции можно немного отойти и приобрести не только туфли, но и сапожки на каблуке. В качестве альтернативы можно использовать белую обувь.

Основой букета невесты могут стать ромашки, ранункулюс, васильки, штокроза или иные луговые растения. Для придания «народности» позволительно добавить в композицию ветку калины, яблони, пшеничные колосья. Букеты, целиком выполненные из лилий, фаленопсиса или роз, на традиционной русской свадьбе будут неуместны.

Элементы национального костюма в современной моде

Традиционный костюм народов России вдохновляет дизайнеров ведущих домов мод. Толчком к такому интересу невольно послужила революция 1917 года, когда русские аристократы массово уезжали в Европу. Помимо фамильных драгоценностей они везли с собой традиционную одежду, платки, обувь и головные уборы. Многообразие узоров, нежнейшая вышивка, воздушное кружево заинтересовали европейского обывателя, и вскоре Европа начала носить платья с элементами русского костюма.

Современная одежда имеет следующие черты русского этно-стиля:

  1. Сочетание в вещах белого и красного, а также синего, зеленого, золотистого и черного цветов.
  2. Древнеславянские орнаменты, вышивка.
  3. Рукава-фонарики.
  4. Шапки-ушанки, круглые меховые шапки, варежки.
  5. Платки и шали.
  6. Браслеты из кожи и дерева.

Например, Джон Гальяно создал этническую коллекцию по мотивам женского русского национального костюма с дубленками и валенками. Верхняя одежда в стиле древней Руси принесла своему создателю оглушительный успех. Светлана Левадная, дизайнер из Крыма, уверена, что народные русские костюмы России – это не красно-желтые сарафаны, а нечто большее. Она адаптировала традиции в современном искусстве. Платья из ее коллекции выдержаны в нежных, пастельных тонах, расшиты вручную и украшены тонким кружевом.

Дизайнеры бренда Tsar Bird вовсю используют русские этнические элементы, вышивку, ленты и кружево. Косоворотки, рубахи, платки, валенки, кафтаны и даже головные уборы в виде кокошников с орнаментом из цветов и сказочных птиц рождаются в мастерских торговой марки как по мановению волшебной палочки. Не только старинные национальные узоры, но и элементы кроя, части костюма заимствованы брендом в наследии русского народа.

Этапы славянского торжества


По традиции сценарий свадьбы в русском стиле делится на нескольких этапов:

  1. Выкуп невесты. На рассвете жених со своей свитой подъезжает к дому невесты, где его встречают подруги и родственники. Жениху предлагают пройти ряд испытаний, чтобы заполучить девушку. Конкурсы для жениха символично связаны с русскими былинами – ему предлагают продемонстрировать богатырскую силу, победить Змея Горыныча, перехитрить Бабу-Ягу;
  2. Регистрация брака. Летом свадебная церемония может быть выездной – на свежем воздухе;
  3. Венчание. Для этого обряда жениху и невесте желательно приготовить одежду в русском стиле;
  4. Свадебная фотосессия. Фотограф заранее готовит аксессуары и декорации, но самые красивые фото молодых получаются на фоне древнерусских архитектурных сооружений и природных объектов;
  5. Праздничное пиршество. Возле входа в банкетный зал молодоженов встречают родители с солью и караваем, гости дарят подарки. В промежутке между застольем и чествованием молодых водят хороводы, танцуют, поют, исполняют частушки;
  6. В завершении торжества гостям вручают символичные подарки.


В прошлом свадьба проходила в несколько этапов, неизменно сопровождающихся свадебными обрядами.

Сватовство

Сейчас юноши и девушки сами решают, с кем вступать в брак, но так было не всегда. Мужчине подыскивали невесту родители. Часто о будущем браке договаривались, когда потенциальные молодожены были детьми. В семью будущей супруги посылали сватов. Они должны были представить жениха и его семью в лучшем свете, преподнести им подарки. Сватовство считали торжественным событием, заблаговременно готовились к его проведению.

Даже если родители невесты понимали, что потенциальный жених им по душе, при первом визите сватам обязательно отказывали. И только при повторной попытке глава семейства невесты давал добро, если представленный кандидат подходил под строгие критерии – был трудолюбив, почитал предков и старших, исправно посещал церковь.
В рамках стилизованной русской свадьбы сватовство обычно проводят в первый день свадьбы. Оно становится заменой более привычного выкупа. Обряд организуют в доме родителей невесты в виде веселого представления с играми и шутками, на которое приглашают родственников и друзей.

Сговор

На Руси он проводился после сватовства. На нем родители молодых вместе со сватами определяли дату свадьбы, обсуждали расходы и оговаривали размеры приданого невесты.

Теперь эти вопросы решают сами жених и невеста либо их родители задолго до самого торжества, при этом круг обсуждаемых вопросов с веками почти не изменился. Определяют, как поделятся расходы на свадьбу и каков общий бюджет, где будут жить молодые, как пройдет торжественное мероприятие.

Девичник и мальчишник

За день до главного события жених и невеста прощаются с вольной жизнью, причем обрядовая часть мальчишника и девичника потрясающая, наполненная ритуалами, призванными защитить от сглаза, напитать энергией, очиститься для счастливой совместной жизни.
Невеста с подругами парилась в бане. Ночью у нее дома девушки гадали. Принято было грустить о предстоящей свадьбе и семейной жизни: чем артистичнее девушка изображала горе, тем счастливее будущее себе пророчила. Впрочем, горевали девушки зачастую вполне искреннее, особенно когда их выдавали замуж по расчету за стариков.

Интересно! И жениху следовало попариться в бане, но в полном одиночестве. После процедуры вплоть до брачной церемонии ему запрещалось разговаривать.

Сегодня девичник или мальчишник накануне русской свадьбы можно провести в бане или арендовать загородную усадьбу. Приятно, что теперь и жених имеет право прощаться со статусом холостяка не в гордом одиночестве, а в компании друзей.

Элементы женского костюма

На рубашку надевалась понёва, крепившаяся вокруг талии шнуром – древний прообраз юбки. Пришедший ей на смену сарафан существовал в двух видах: косоклинный саян, распашной или сшитый впереди, и прямого кроя с лямками, который в Московской губернии называли круглым, а за её пределами – московским. Шился он из китайчатой ткани – плотного хлопчатобумажного или шелкового материала, привезённого купцами с Востока. В цветовой гамме – чёрный, синий, а чаще – красный цвет. Поверх рубашки и сарафана надевалась душегрея, в некоторых уездах предпочитали телогрею или шубейку.

В межсезонье надевали верхнюю одежду – суконный армяк, зимой – овчинный полушубок. В зависимости от благосостояния родителей невесты, он покрывался тканью или оставался непокрытым, а зажиточные крестьяне, купцы, горожане могли позволить себе купить для дочери шубу из заячьего меха, крытую дорогим китайчатым материалом.

Невесты украшали себя жемчужными и стеклянными бусами, которые подвешивались в несколько рядов, надевали монисто, добавляли к нему образки и крестики. Обязательным элементом свадебного наряда были крупные жемчужные или бирюзовые серьги-подвесы и косник, который крепился к косе в самом низу. Наряды расшивались браным ткачеством, разноцветной или серебристой тесьмой с узорами и орнаментами, вышивались цветными и золотыми нитками. Оловянные пуговицы тоже служили в качестве украшения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector