Джиу-джитсу: что это такое, пояса, приемы, соревнования

История бразильского джиу-джитсу

Мицуе Маеда

Бразильское джиу-джицу появилось в начале XX века, когда из Японии в Бразилию прибыл мастер дзюдо Мицуе Маеда, решивший популяризировать свое искусство в Латинской Америке. Его умениями сразу же заинтересовались местные энтузиасты, в том числе парни из семьи Грейси, которая иммигрировала в начале XIX века из Шотландии.

Сначала у японца выучился Карлос Грейси, а когда он открыл собственную школу, к нему присоединились и его братья. Младший, Хелио Грейси, имел серьезные проблемы со здоровьем, и так как ему было трудно выполнять сложные приемы, он стал совершенствовать систему японского дзюдо под себя.

Из практик Хелио постепенно выросло бразильское джиу-джицу — боевая система, которая призвана помочь менее развитому физически человеку одолеть в бою более крупного противника

Стиль уделяет особое внимание борьбе на земле, ведь именно в партере  частично нивелируется превосходство массы и силы, так что у маленького, но юркого человека появляется хороший шанс на победу

Хелио Грейси неплохо «обкатал» новое джиу-джитсу и пошел с ним в народ

Новоиспеченный мастер бросал вызов любому бойцу, не важно какой тот весовой категории или какое боевое искусство он практикует. Газеты того времени часто пестрили объявлениями: «Хочешь, чтобы тебе сломали ребра — обращайся в школу Грейси»

Карлос Грейси проводит болевой захват

Вызывающая реклама и успехи на ринге принесли братьям Грейси скандальную известность. После одного из боев их даже посадили в тюрьму за хулиганство, но возмущенная общественность, которой нравились удалые молодцы, дошла аж до президента, и тот вынужден был извиниться и выпустить братьев Грейси на свободу.

Окрыленные славой Карлос и Хелио популяризируют свою систему, проводя различные официальные и не очень поединки по вале-тудо — предшественнику ММА. В нем кроме борьбы, стало можно наносить и удары. Особенно запомнился бой Хелио Грейси со своим бывшим учеником Вальдемаром Сантаной, которого настроили против мастера недоброжелатели.

Мастер Хелио Грейси

Бойцы бились два часа сорок минут, в течение которых пожилой, но опытный Хелио, весивший меньше противника на 27 килограммов, умело бился с Сантаной, но все же проиграл. На репутацию мастера это никак не повлияло, и уже на следующий день к нему записалось еще сто двадцать человек, желающих научиться также бодро драться.

После Хелио за продвижение бразильского джиу-джитсу в массы взялся его сын Ройс Грейси, который уехал помогать брату Рориону в США, где они организовали борцовский зал прямо в гараже, и звали туда всех, кто хотел попробовать их побить.

Ройс Грейси

В 1993 году Рорион Грейси и друг Артур Дейви создали первый чемпионат UFC, ставший самой сильной лигой ММА в мире, однако поначалу они с трудом смогли набрать всего восемь бойцов. Именно Грейси и Дейви придумали октагон — клетку, в которой не было неудобных углов и нельзя было вывалиться за канаты.

Для показательных выступлений было решено выставлять низкорослого Ройса, чтобы он смог продемонстрировать зрителям, что даже внешне небольшой человек может победить более крупного. Система работала — Ройс выиграл три чемпионата UFC, борясь с противниками, превосходившими его и весом и силой.

Так постепенно бразильское джиу-джитсу стало неотъемлемой частью подготовки профессиональных бойцов ММА.

История возникновения и развития джиу-джитсу

Безударная система ближнего боя джиу-джитсу (яп. дзюдзюцу, что означает «искусство мягкости») исчисляется веками. Она передавалась из поколения в поколение сначала в Японии, а затем распространилась на все континенты. Конан Дойль, описывая смертельную схватку между Шерлоком Холмсом и профессором Мориарти возле Рейхенбахского водопада, упоминает именно это боевое искусство.

Мастерам джиу-джитсу приписывают владение тайными методами энергетических воздействий, но настоящий секрет в том, что владеющий этим искусством не вступает в открытое противостояние с противником, а незаметно направляет его силу и приемы против него самого. Первой школой, где использовался принцип «Поддаться, чтобы победить!», стала Есин рю, школа ивы, которую основал врач Сиробеа Акаяма.

Есть также версия, что китайские буддисты, приехавшие в Японию проповедовать, основали монастыри, где стали обучать искусству безударного ближнего боя цинна нескольких самураев. Примечательно, что классические приемы цинна, дошедшие до сегодняшнего дня из глубины веков, очень созвучны техникам дзюдзюцу: заломы, удушения, броски. Бытует мнение, что объединение техник борьбы сумо и приемов цинна стало основанием для образования многих школ джиу-джитсу.

Со временем некоторые прикладные техники отходили в прошлое, на их место приходили новые, еще более отточенные и действенные. Вскоре обучение умению в совершенстве владеть собственным телом стало весьма популярным, а затем включило в себя техники боя с холодным оружием. Мастера традиционных школ и сегодня активно используют арсенал болевых и удушающих приемов, броски, точечные удары атеми. Ученики изучают акупунктуру, осваивают точечные методы воздействия  кончиками пальцев рук, ступней, локтями и коленями.

Часть школ джиу-джитсу трансформировались, например, сэнсэй Кано Дзигоро на базе безударной системы ближнего боя основал первую школу дзюдо, а мастер Уесиба Морихейи – айкидо. Тем не менее, джиу-джитсу, благодаря своим совершенным классическим техникам и философии, остается одним из самых востребованных и популярных видом восточных единоборств.

Известные чемпионы по мундиалам

  • Леандро Ло — 6-кратный чемпион мира (1 абсолютный титул)
  • Андре Гальвао — 6-кратный чемпион мира
  • Робсон Моура — 5-кратный чемпион мира
  • Сауло Рибейро — 5-кратный чемпион мира
  • Александр Рибейро — 7-кратный чемпион мира (2 абсолютных титула)
  • Бруно Малфачин — 10-кратный чемпион мира в петербурге
  • Жоао Роке — чемпион мира 1997 года в первом полулегком весе (1-й чемпион Африки и небразильского происхождения)
  • Би Джей Пенн — чемпион мира 2000 года в полулегком весе (1-й американец)
  • Марсело Гарсия — 5-кратный чемпион мира
  • Роджер Грейси — 10-кратный чемпион мира (3 абсолютных титула)
  • Роналду «Жакаре» Соуза — 3-кратный чемпион мира (2 абсолютных титула)
  • Ройлер Грейси — 4-кратный чемпион мира
  • Марсио Фейтоса — 3-кратный чемпион мира
  • Рубенс ‘Cobrinha’ Чарльз — 4-кратный чемпион мира
  • Рафаэль Ловато-младший — чемпион 2007 года в супертяжелом весе (2-й чемпион Америки и не Бразилия)
  • Фредсон Пайшао — 3-кратный чемпион мира
  • Фабио Медейрос — 2-кратный чемпион мира
  • Фабрисио Вердум — 2-кратный чемпион мира
  • Теко Шинзато — 2- кратный чемпион мира
  • Роберто Травен — 2-кратный чемпион мира
  • Майкл Мусумечи — 3-кратный чемпион мира (первый американец, выигравший 2 и 3 титула чемпиона мира, и первый американец, выигравший титулы чемпиона мира в двух разных дивизионах)

Техника игры

представление

Основная цель BJJ — победить оппонента и попытаться подчиниться. Это всегда то, что вы должны сделать. Нажмите, как только вы задохнетесь от вашего противника, в противном случае это может привести к поломке вашей руки или плеч. Начальная фаза этой игры учит способ постукивания без травм.

Конкуренция

Классификация соревнований BJJ основана на поясе, возрасте, весе и поле (мужской или женский). Есть много способов заработать очки.

Один из самых простых способов — победить противника. Если вы опустите противника, игрок зарабатывает два очка. Игрок получит три очка за прохождение руководства противника. Игрок зарабатывает четыре очка, если он поднимается или берет спину противника.

Выпускной в современном джиу-джитсу

Цвета поясов учеников по джиу-джитсу

В додзё в джиу-джитсу существует иерархическая структура: учителя (яп.先生 Сэнсэй ) и ученики. Градация или способности в джиу-джитсу ясно видны по цвету пояса (яп.帯 Оби ), который сегодня типичен для многих, особенно японских, боевых искусств. Кано Дзигоро, основатель Кодокан Дзюдо, впервые использовал эту систему в 19 веке. До этого в боевых искусствах Японии и Окинавы не было системы цветовой классификации поясов.

В общем, проводится различие между степенями ученика ( Кю ) и магистра ( Дан ), причем каждой степени присваивается определенный цвет пояса. Каждый начинает с белого пояса ( 6-го или 9-го кю ) и проходит тест на пояс, чтобы перейти к следующему более высокому уровню пояса. Сдача экзаменов часто служит стимулом и подтверждением достигнутого, как и во многих других сферах повседневной жизни.

В зависимости от желаемой степени Кю или Дан программа экзамена и время ожидания определяются соответствующей ассоциацией

В самом экзамене внимание уделяется многим аспектам. Помимо динамичного и правильного выполнения техники, большое значение придается осанке, внимательности, боевому духу, концентрации и воле испытуемого

При оценке принимаются во внимание другие ценности, такие как отношение, регулярное посещение тренировок, пунктуальность и т. Д., Так что в конечном итоге общее впечатление является решающим.

Оценки учащихся — оценки Кю (Муданша)

В Союзе немецкого джиу-джитсу (DJJU), в немецком Джиу-джитсу-ринге Эриха Ран (DJJR) и в немецком Дан-Коллегиуме (DDK) есть шестиуровневое подразделение оценок учеников, в соответствии с которым зонтичные ассоциации, менее известные в Германии, такие как Всемирная федерация джиу-джитсу (WJJF) в Германии, судят:

6. Кю 5. Кю 4. Кю 3. Кю 2. Кю 1. Кю
Изображение пояса
Цвет ремня белый желтый апельсин зеленый синий коричневый

В Немецкой ассоциации джиу-джитсу (DJJB), с другой стороны, есть девять классов учеников из-за разветвления коричневого пояса. Это дальнейшее подразделение оценок служит лучшей подготовке Муданша (無 段 者, буквально: «Человек без Дана», следовательно, обладатель степени Кю ) для получения черного пояса :

9. Кю 8. Кю 7. Кю 6. Кю 5. Кю 4. Кю 3. Кю 2. Кю 1. Кю
Изображение пояса
Цвет ремня белый желтый апельсин зеленый синий коричневый коричневый  | коричневый  || коричневый  |||

с 1-й красной полосой

со вторыми красными полосами

с 3-ю красными полосами

Степени магистра — Дан (Юданша)

Цвета поясов магистров джиу-джитсу

Разделение на десять магистерских степеней распространено в японских боевых искусствах или боевых искусствах. Существуют определенные критерии и экзаменационные программы для экзаменов на степень магистра — также разные от ассоциации к ассоциации. Техническая часть носителей Дана (有 段 者, Юданша , буквально «Человек с Даном») становится более свободной, так что испытуемые должны сами отрабатывать свой репертуар защитных приемов, а теоретико-философская часть экзамена значительно увеличивается. . В большинстве ассоциаций экзамен на пятый дан является последним техническим экзаменом, который можно сдать, и дальнейшие оценки присуждаются за исключительную успеваемость в ассоциации или для нее.

Черные пояса носят в соответствии с первым-пятым даном. Даны с шестого по восьмой видны через красно-белый пояс, а девятый и десятый даны через красный пояс. Кроме того, на пояс можно нашить полосы, количество которых соответствует степени дана, чтобы различать их. В зависимости от ассоциации могут быть альтернативные цвета ремня.

1-й дан 2-й дан 3-й дан 4 дан 5 дан 6 дан 7 дан 8. Дэн 9-й дан 10 дан
Изображение пояса
Цвет ремня чернить чернить чернить чернить чернить красный- красный- красный- красный красный
белый белый белый

С 2019 года Австрийская ассоциация джиу-джитсу (JJVÖ) разрешила носить красно-черный пояс для 4-го или 5-го дана в качестве альтернативы черному.

Немецкая ассоциация дзю-дзюцу (DJJV) разрешает носить черный или красно-черный пояс в качестве альтернативы красно-белому поясу для 6-8. Дэн.

Методика обучения передней подножки (Tai-otoshi) в движении

Изучение приёма в движении начинают с подготовительных упражнений для тела и ног без партнёра.

  1. Из правосторонней (левосторонней) стойки делаем приставной шаг вперёд и шаг назад. При этом следить, чтобы ваше тело (центр тяжести) было в устойчивом равновесии (не наклонялось вперёд-назад, вправо-влево). Вперёд-назад, вперёд-назад (на четыре счёта: 1-2-3-4).
  2. Добавляем к этим движениям поворот вправо или влево в зависимости от стойки. То есть, после приставного шага вперёд делаю поворот на 180 градусов и возвращаюсь обратно. Вперёд-назад, вперёд-поворот и вернуться обратно (на четыре счёта: 1-2-3-4).

Затем выполняются те же самые движения, но с партнёром, при этом не надо выводить его из равновесия, главное понять, как двигаться относительно партнёра. Можно чередовать 1 и 2 упражнения, но с партнёром.

Это ещё не приём, а упражнения для работы ног и тела, связанные с дистанцией и постановкой ног.

Самое главное при проведении броска, это личная устойчивость для того, чтобы максимально использовать всю свою силу. Иначе придётся приложить силу не в бросок, а в сохранение устойчивости. Для тренировки устойчивости можно использовать 1 и 2 упражнения с отягощением на плечах или с партнёром на спине (в положении «всадника»). Это упражнение позволяет проверять вашу устойчивость

При отработке в движении, очень важно, чтобы партнёр помогал вам, иначе у вас ничего не получится

Теперь подготовительные упражнения для рук

При броске вперёд всегда важно сделать раскрытие, то есть, для правосторонней стойки, правой рукой делаем рывок вверх и немного вправо, а левой рывок влево и немного вверх (как бы раскрываем). При этом не надо прижимать партнёра к себе

Затем выполняют:

  1. Приставной шаг вперёд и шаг назад, вперёд-назад, вперёд-назад (на четыре счёта: 1-2-3-4).
  2. Добавляем к этим движениям поворот, то есть, после приставного шага вперёд делаю поворот на 180 градусов и возвращаюсь обратно. Вперёд-назад, вперёд-поворот и вернуться обратно (на четыре счёта: 1-2-3-4).
  3. Приставной шаг вперёд, поворот на 180 градусов и продолжая движение рук вперёд, выполняем бросок (на четыре счёта: 1-2-3-4).

Для того, чтобы сделать приём с места необходимо приложить значительные усилия. Поэтому, чтобы облегчить выполнение приёма используют способствующие и подготовительные действия, которые заставляют противника сделать необходимые, для выполнения приёма движения.

Самый простой способ научиться передней подножке в движении – это изучить комплекс стандартной техники 4 КЮ «Оранжевый пояс», в который входит этот приём. Но это идеальные условия выполнения приёма.

На соревнованиях всё не так гладко, поэтому рассмотрим несколько ситуаций, которые чаще всего возникают при борьбе:

  1. Вы с противником находитесь в классическом захвате. Противник давит на вас рукой, которой держит ваш отворот или ставит блок. Вы, с шагом назад сильно тянете его, а затем с поворотом на 180 градусов делаете другой ногой шаг вперёд и делаете бросок передняя подножка.
  2. Вы с противником находитесь в классическом захвате. Вы делаете приставной шаг вперёд, другой ногой выбиваете его одноимённую ногу назад, а затем делаете другой ногой шаг назад с поворотом на 180 градусов и делаете бросок передняя подножка.
  3. Вы с противником находитесь в классическом захвате (право налево или лево направо). Противник давит на вас рукой, которой держит ваш отворот или ставит блок. Вы сначала меняете захват с рукава на отворот, а с отворота на рукав (таким образом поменяв захват на право на право или лево на лево), а затем с шагом назад сильно тянете его, а затем с поворотом на 180 градусов делаете другой ногой шаг вперёд и делаете бросок передняя подножка.
  4. Вы с противником находитесь в классическом захвате (право на лево или лево на право). Противник давит на вас рукой, которой держит ваш отворот или ставит блок. Вы, резко, но не сильно, дёргаете его с шагом назад, а затем делаете другой ногой резкий шаг назад с поворотом на 180 градусов и делаете бросок передняя подножка (при этом можно поменять захват за отворот на подмышку на спине).
  5. Вы с противником находитесь в классическом захвате (право – налево или лево – направо). Противник давит на вас рукой, которой держит ваш отворот или ставит блок. Вы, резко, дёргаете его за отворот с шагом вперёд по кругу, а затем делаете этой же ногой резкий шаг назад с поворотом на 180 градусов и делаете бросок передняя подножка.

Ударная техника в Джиу Джитсу

Удары руками в Джиу Джитсу

  • Зуки (Цуки, Цки) — удар рукой;
  • Аге Зуки — восходящий удар, удар снизу вверх;
  • Атеми (Aтe удар, Ми корпус) — удар, нанесенный с использованием возможностей и усилий корпуса (инерции перемещения, устойчивого равновесия, использования силы ХАРА (мышечного брюшного корсета), вращения тазобедренного сустава), а не только усилий разгибаемой конечности (руки, ноги);
  • Атеми Ваза — техника нанесения ударов с использованием возможностей корпуса;
  • Ате-Хиджи — удар, толчок локтем;
  • Гьяку Зуки — удар (одноименная с ударяющей рукой нога сзади), удар с шагом (одноименная с ударяющей рукой нога сзади);
  • Йама Зуки — одновременные удары двумя руками по разным уровням с наклоном корпуса и поворотом бедер;
  • Йокомен Уракен Учи — удар, наносимый изнутри-наружу по широкой амплитуде;
  • Йокомен Шуто Учи — удар изнутри-наружу по широкой амплитуде;
  • Йоко Эмпи Учи — удар локтем в сторону;
  • Кати Зуки — боковой горизонтальный удар рукой, применяемый в ближнем бою;
  • Какуто Учи — удар внешней частью согнутого вниз запястья. Осуществляется, как правило, снизу вверх или изнутри-наружу;
  • Кентсуи Учи — удар основанием кулака со стороны мизинца;
  • Кизами Зуки — удар вперед передней рукой с вращением бедер и поворотом корпуса в направлении удара;
  • Кумаде — кулак «Медвежья лапа» ладонь с плотно прижатыми и согнутыми во второй фаланге пальцами;
  • Кумаде Учи — непрямой удар кулаком «Медвежья лапа»;
  • Кумаде Зуки — прямой удар кулаком «Медвежья лапа»;
  • Мае Тэ — передняя рука;
  • Маваши Зуки — удар с проносом вглубь — обычный боковой, с фиксированным локтем;
  • Маваши Учи — секущий поверхностный удар — удар на дальней дистанции, за счет сгибания в локтевом суставе из прямого положения;
  • Маетэ Зуки (Мае Атэ) — прямой удар вперед передней рукой с шагом вперед передней ногой и последующим подшагиванием задней ногой;
  • Моротэ Зуки — удар двумя руками одновременно;
  • Нагаши Зуки — удар передней рукой с одновременным отшагиванием назад в сторону задней ногой, уходя таким образом с траектории атаки соперника; перекрестный удар;
  • Нихон Зуки — двойной удар (первый рукой одноименной с сзади стоящей ногой);
  • Ой Цки — удар-выпад, одноименной с ногой рукой;
  • Татэ Цки — удар вертикально расположенным кулаком;
  • Тсуккаке — близкий удар в живот;
  • Тсукоми — близкий проникающий удар;
  • Тэ Тсуи Кен — удар «молот»;
  • Эмпи Учи — удар локтем;
  • Ура Цки — удар снизу перевернутым вверх кулаком;
  • Учи (Мае Хиджи Атэ) — горизонтальный удар вперед локтем по дуге снаружи — внутрь. Кулак в конечной фазе находится у груди пальцами вниз.

Удары ногами в Джиу Джитсу

  • Аши Aтe — удар ногой, стопой;
  • Гери (Кери) Ваза — техника выполнения ударов ногами;
  • Тоби Гери — техника ударов ногой в прыжке;
  • Йоко Гери Кеаге — удар в сторону внешним ребром стопы по восходящей прямолинейной траектории (может исполняться также вперед с поворотом корпуса на опорной ноге);
  • Йоко Гери Кекоми — останавливающий удар внешним ребром стопы по прямолинейной траектории в сторону или вперед с поворотом корпуса на опорной ноге;
  • Йоко Тоби Гери — удар внешним ребром стопы по прямолинейной траектории в сторону в прыжке;
  • Кери (Гери) – нога;
  • Кайтенгари — подсечка «хвост дракона». Проводится тыльной стороной голени в процессе вращения на 180° на одной ноге вприсядку;
  • Кеттеджун Зуки — удар ногой и удар рукой вдогонку;
  • Кин Гери — удар в пах по восходящей траектории;
  • Кизами Гери — удар впереди стоящей ногой;
  • Куби Маваши Гери — круговой горизонтальный или восходящий удар по дуге снаружи-внутрь подъемом стопы;
  • Ко Маваши Гери — короткий круговой удар ногой по дуге снаружи-внутрь;
  • Маваши Гери — удар ногой по горизонтальной или восходящей дуге снаружи-внутрь;
  • Мае Аши — передняя нога (в исходной позиции);
  • Мае Аши Гери (Кизами Гери) — удар передней ногой;
  • Мае Аши Гери Ваза — техника нанесения ударов передней ногой;
  • Мае Гери Кеаге — прямой удар ногой вперед по восходящей вертикальной траектории;
  • Мае Гери Кекоми — прямой останавливающий удар ногой вперед (как правило, на уровне Чудан);
  • Мае Какато Гери — прямой удар пяткой;
  • Мае Сокуто Гери — прямой удар внешним ребром стопы;
  • Миказуки Гери — удар подошвой стопы по короткой горизонтальной или восходящей дуге снаружи-внутрь;
  • Хитза Гери — удар коленом;
  • Сокутей Маваши Уке — проводящий блок стопой по восходящей дуге снаружи-внутрь;
  • Фумикоми Гери — «раздавливающий удар», под углом вниз;
  • Ура Маваши Гери — круговой обратный удар ногой изнутри-наружу;
  • Уширо Гери — удар стопой ноги назад;
  • Уширо Кеаге Гери — удар «мула», восходящий удар назад подошвой стопы или пяткой;
  • Уширо Маваши Гери — удар стопой назад снаружи-внутрь.

Приемы традиционного стиля

Классический вариант этого боевого искусства состоит из разных типов приемов, но обо всем по порядку.

Броски

Основа в борьбе с оппонентов – это броски. Они в Джиу-Джитсу разделяются на такие виды:

  1. Взваливание нападающего противника на себя;
  2. Проведение броска посредством ног и таза;
  3. Броски, переходящие в использование болевых приемов;
  4. Проведение броска, используя верхнюю часть тела.

Болевые приемы

Эта категория важна для нанесения травмы нападающему противнику. В этих целях применяют:

  1. Болевые приемы, ориентированные на конечности: руки, пальцы, ноги;
  2. Удерживающие – для обездвиживания противника;
  3. Удушающие – для выведения нападающего из строя.

Последний тип боевых приемов проводится посредством рук и ног, его целью является перекрытие доступа кислорода, чтобы устранить противника.

Поражение уязвимых точек

Большинство приемов этого боевого искусства направлены на уязвимые места тела человека, для достижения большего эффекта от использования. Для этого используются точные удары пальцами, руками, ногами либо непосредственно руками.

Нужно знать: во многих современных школах техники отличаются от классической и между собой, но общая картина остается практически неизменной.

Чтобы проводить поединки применяются татами размером 8 на 8 метров, разделенное на несколько зон:

  1. Рабочая, в которой происходит бой – 6 на 6 метров;
  2. Опасная, по краям поля поединка шириной 2 метра.

Длительность боя составляет 3 минут. Разрешено нанесение ударов по телу и голове, а также использование боевых и удушающих приемов. Результат боя возможен досрочный, когда один из бойцов победил либо отказался от продолжения схватки из-за травмы.

Если соперники равны, из-за чего трудно установить победителя, им добавляют время для заработка новых очков, а старые аннулируются. Увидеть, как выглядит это боевое искусство можно на видео:

https://youtube.com/watch?v=3RlFXvtqO-A

Градация поясов в джиу джитсу по цвету и порядку

Они идут в строгой последовательности. Каждый нужно заработать, пройдя определенный этап подготовки, проявив бойцовские качества в спарринге.

Белый можно носить с первого дня обучения. Ученик наблюдает, знакомится с основами стиля, осваивает базовые стойки, технику падений, передвижений, захватов и ударов. Укрепляет физическую силу и выносливость.

Для получения каждого последующего пояса претенденты сдают экзамен. Условиями допуска к нему является регулярное посещение занятий в течение определенного периода времени, знание терминов и команд на соревнованиях. Экзамен включает:

  • демонстрацию технических элементов (на месте, в движении, с партнером);
  • одну или несколько схваток с другим претендентами.

Желтый – может быть получен не ранее чем через полгода после начала тренировок, сдачи нормативов и одного спарринга. Его обладатель продолжает изучение наименее травмоопасных приемов борьбы, основные движения средней и дальней дистанции, подключает технику поворотов.

Оранжевый присваивается после систематических занятий в течение года и более. На экзамене оценивается четкость и скорость движений, ударов, умение обращаться с оружием и результаты двух боев с другими претендентами. Важный момент — философия самозащиты. Нужно уметь определять сильные и слабые стороны противника, отмечать ошибки, с их учетом корректировать тренировочный процесс.

Зеленый – студент в достаточной степени овладел техникой защиты. Умеет освобождаться от захватов и удушений, уходить от ударов. Владеет большинством базовых приемов нападения. Встал на путь джиу джитсу, уравновешен, доверяет своим ощущениям.

Синий — награда за достижение высоких результатов в боевом искусстве. Выдается только с 16 лет. В этот период джитсеры учатся комбинировать движения, изучают продвинутые техники, постигают силу психологического воздействия стиля, практикуются в ее осознанном применении.

Пурпурный (фиолетовый) может быть выдан по прошествии 4–5 лет с начала тренировок и 2 лет после предыдущей аттестации. Это середина пути бойца, обладающего терпением и сильным внутренним стержнем. Отшлифовываются приобретенные навыки, устраняются недостатки. Спортсмены определяются со стилем борьбы, выбирают вектор дальнейшего развития и могут брать первых учеников.

Коричневый представляет собой опасного и беспощадного соперника даже для мастера. Его обладателем становится боец, проносивший пурпурный пояс в течение 1,5 лет, спортивный стаж которого составляет не менее 5 лет. Он оттачивает технические знания и умения в ближнем бою, формирует собственный стиль, совершенствуя скорость реакции и движений. Как инструктор он активно передает основы мастерства новичкам, как профессионал – привносит новые технические комбинации в общую копилку боевого искусства.

Черный – символ мастера, эксперта. На момент его получения спортсмену должно исполниться 19 лет. Время, которое потребуется – 8 лет тренировок и 1 год в ранге коричневого. Мастер живет бразильским джиу джитсу, стремится к постоянному самосовершенствованию. Для получения сертификата необходимо зарегистрироваться в качестве члена одного из действующих филиалов Международной Федерации BJJ. Может носить хакаму – длинные широкие штаны в складку – традиционную одежду японских самураев.

Обладателям черного пояса начинают присваиваться даны – степени мастерства. Ожидание 1, 2 и 3 дана составляет в среднем 3 года, 4, 5 и 6 – пять лет с момента присвоения предыдущего. Еще через 7 лет можно достигнуть 7 и 8 дана, получив коралловый и красно-белый пояса соответственно. Наивысший ранг имеет красный пояс, который является вознаграждением за девятую степень мастерства.

Степени полосы

Синий пояс с тремя полосками.

В дополнение к системе поясов, многие академии награждают нашивки как форму внутрипоясного признания прогресса и навыков. На каждом из поясов учащиеся имеют возможность заработать до 4 полосок на поясе, указывающих на прогресс в этом поясе. Совокупное количество полученных полосок служит показателем уровня навыков учащегося по сравнению с другими в пределах того же ранга пояса. Полоски могут состоять из небольших кусочков ткани, пришитых к рукаву ремня, или простых кусочков спортивной ленты, наложенных на него. Хотя точное применение, такое как количество полосок, разрешенных для каждого пояса, варьируется в зависимости от учреждения, IBJJF устанавливает общую систему, в соответствии с которой можно добавить четыре полосы, прежде чем ученик может быть рассмотрен для перехода к следующему рангу пояса. Полоски используются только для рангов до черного пояса. После получения черного пояса оценки называются степенями и присуждаются более формально. Время в классе и уровень квалификации являются важными факторами. Полосы используются не во всех академиях, и там, где они используются, они не могут применяться последовательно.

ЙОНДАН (4-й Дан)

• Гьяку котэ гаэши

• Гьякутэ нагэ

• Котэ макикоми (омотэ, гьяку)

• Омотэ котэ маки

• Дзюдзи готэ (омотэ, ура)

• Сэои кансэтсу нагэ

• Хидзи кимэ нагэ

• Гьяку тэнбин нагэ

• Дзюдзи тэнбин

• Карами нагэ

• Сотомаки куби осаэ

• Куби агэ

• Риотэ куби кансэтсу

• Гьяку хачи маваши

• Сэбонэ ори

• Иппон мэ

• Нихон мэ

• Самбон мэ

• Риохидзи макикоми

• Гэкитоцу дори

Тачи вадза (атака в стойке)

1. Кататэ дори – дзёдан цуки

2. Риотэ дори

3. Риотэ дори – хиза гэри

4. Мунэ дори

5. Мунэ дори – дзёдан цуки

6. Риомунэ дори

7. Риомунэ дори – хиза гэри

8. Риомунэ дори – атама атэ

9. Ката дори

10. Ката дори – дзёдан цуки

11. Маэ уватэ

12. Маэ шитатэ

13. Куби дзимэ

14. Ками дори

15. Уширо ками дори

16. Уширо ката дори

17. Уширо ката дори – дзёдан цуки

18. Уширо риоката дори (толчек)

19. Уширо риотэ дори

20. Уширо шитатэ

21. Уширо уватэ

22. Йоко сотомаки куби дзимэ

23. Йоко сотомаки куби дзимэ – дзёдан цуки

24. Сотомаки куби дзимэ

25. Уширо куби дзимэ

26. Дзёдан цуки

27. Чудан цуки

28. Дзёдан учи

29. Нирэн цуки

30. Чудан гэри

31. Дзёдан гэри

1. Йоко когэки: ура учи

2. Маэ когэки: кэкоми

1. Дзёдан цуки

2. Куби дзимэ

Рекомендации для освоения техники броска «передняя подножка»

  1. Для увеличения быстроты выполнения передней подножки следует выполнять максимально быстро все элементы броска.

Чтобы быстрее повернуться спиной к противнику, нужно:

  • уменьшить момент инерции вращения;
  • уменьшить трение опорной ноги о ковёр. Для этого уменьшают площадь соприкосновения, поднимаясь на носок или опираясь на пятку;
  • занять такое положение, при котором путь ноги для постановки подножки будет наименьшим: высокая стойка, дистанция средняя или ближняя, таз вперёд (к ногам противника).

Можно увеличить быстроту выполнения броска за счёт наслоения его элементов. Бросок можно выполнять, начиная не с поворота спиной, а с потери равновесия и рывка, которые выполняются одновременно с выносом ноги, поворотом и постановкой подножки.

Быстрота выполнения броска увеличивается, если подножку поставить в то время, когда атакуемая нога противника движется вперёд.

  1. Подавление.

Подавить соперника силой можно только в том случае, если использовать свои силы с максимальным эффектом.

Для подавления можно использовать разнообразие движений (ловкость). С этой целью переднюю подножку выполняют в самых различных ситуациях. Например, проводят бросок с разнообразными захватами:

  • пояса: сбоку, спереди, через руку, через одноимённую руку;
  • руки: через плечо, под плечо, сверху, снизу (плеча), скрещивая руки;
  • отворота: разноимённого, одноимённого, ворота, скрёстного захвата, обратного захвата отворота и руки на плечо;
  • руки и шеи,
  • руки и ноги
  • руки и туловища.

Можно проводить бросок с различной постановкой ноги:

  • с постановкой прямой ноги. Противника перетаскивают через ногу или подбивают подставляемой ногой ногу противника;
  • с постановкой согнутой ноги. В этом случае имеется возможность выпрямлением ноги подбить ногу противника.

Первым вариантом постановки ноги чаще пользуются тогда, когда нет возможности подвести таз под противника. Второй вариант применяют, если есть возможность, повернувшись, оказаться глубоко под противником.

Можно различными способами располагать опорную ногу:

  • снаружи не атакуемой ноги противника;
  • между ногами противника и немного впереди;
  • впереди атакуемой ноги противника;
  • на колено (передняя подножка с колена).

Подавление с использованием утомления (выносливостью) выполняют тогда, когда противник применяет пассивные защиты, сопротивляясь противоположно направленными усилиями. В этом случае можно выполнять переднюю подножку с падением. В течение нескольких мгновений противник может сопротивляться проведению броска. Затем его мышцы быстро утомляются, и сопротивление ослабевает. Чтобы успешнее применять эту тактическую подготовку, можно предварительно добиться утомления соответствующих мышц-сгибателей рук, разгибателей туловища и ног. Для этого “повисают” на противнике и вынуждают его длительное время удерживать атакующего на весу.

Passar no Corredor

В некоторых школах бега через перчатку («passar no corredor» на португальском языке ) практикуют сразу после повышения. Обычно это следует одному из двух основных шаблонов. Нового повышенного ученика бьют по спине ремнями — по одному разу каждый из их соучеников — когда он или она идет или пробегает мимо («faixada» по-португальски), или его или ее могут швырнуть каждый инструктор, а иногда также каждый ученик академии равной или более высокой степени. Сторонники этого обычая утверждают, что «бросить вызов» служит методом построения команды и укрепляет дух товарищества между одноклассниками.

Другие обычаи инициации могут включать в себя подбрасывание инструктором.

Что такое джиу-джитсу

Само название этого единоборства звучит в переводе как «мягкий стиль». В оригинале его название произносится дзю-дзютсу, так как в японском языке отсутствуют шипящие звуки. Весь принцип этого боевого искусства построен на том, чтобы в ответ на грубую силу противопоставить мягкость и податливость, но когда возникнет необходимость, нужно уметь проявить и жесткость. В результате чего сила будет направлена в нужное русло и просто уничтожит сама себя. Этот боевой стиль состоит из бросков, захватов, болевых приемов и воздействия на различные болевые точки на теле человека. Также в джиу-джитсу присутствуют и элементы ударной техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector