Палехская роспись для детей: особенности техник с фото и видео
Содержание:
Маленький мир, где добро побеждает
Лаковой миниатюрой в Палехе сейчас занимаются в основном женщины, хотя изначально это ремесло, как и иконописание, напротив, считалось мужским. Евгения занимается миниатюрой уже около 20 лет. Как и другие, она четыре года училась в Палехском художественном училище имени М. Горького, после чего пришла в мастерскую – под крыло опытных художников.
«У нас все так же, как было в советское время, когда учились четыре года в училище, потом приходили в мастерскую и там еще лет пять набирались опыта. В дореволюционных иконописных мастерских это только так и работало: тебя подсаживают к мастеру и ты у него учишься. Он тебе что-то подсказывает, ты смотришь, пробуешь, копируешь. Мы сейчас развиваемся, набираем новых мастеров, к нам приходит молодежь. Конечно, сразу у них не получается выдать тот уровень качества, который необходим. Это нормально, как и в любом деле», – говорит Евгений Лакеев. Каждый год палехское училище выпускает 15-16 молодых художников, которые в дальнейшем занимаются лаковой миниатюрой или иконописью. В Палехе это до сих пор одна из самых популярных профессий.
И в самом деле, атмосфера в этом месте царит творческая, сказочная и по-настоящему добрая. Это в полной мере раскрывается как в нраве местных жителей, так и в искусстве. А если сказать точнее, их нрав находит отражение в творчестве, которым они себя окружают. Недаром в лаковых миниатюрах и иконах палешане всегда использовали золото. Оно здесь не просто для украшения. Золото в палехской миниатюре – не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом божественной благодати.
В 1920-е годы это даже порождало конфликты художников с властью. Тогда лаковая миниатюра только начинала развиваться, и, пытаясь встроиться в новую реальность, палехские мастера экспериментировали с актуальными сюжетами. Помимо привычных им бытовых, песенных и сказочных образов начали появляться и другие –идеологические. «Встреча Ленина на Финляндском вокзале», «Новая деревня», «Изба-читальня», «На страже революции», «Приезд специалиста на село», «Мандат на продразверстку», «Селькор Дуняша» и прочий так называемый «агитлак» – все эти сюжеты палешанам диктовала жизнь. «Конечно, палехских художников 20-х-30-х годов, бывало, ругали: «Как-то у вас красноармеец слишком на апостола похож!» – смеется Евгений. И в самом деле: палехская лаковая миниатюра всегда несет в себе что-то доброе и светлое – в этом ее предназначение.
«Поскольку новый палехский стиль – это продолжение и развитие иконописных традиций, искусство это все равно духовное. Лаковая миниатюра не состоится, если что-то будет изображено слишком реалистично или будет очевидно, что произошла победа зла, какой-то страшный сюжет. Каждая миниатюра – это такой маленький мир, в котором добро побеждает, в котором светло и хорошо. Добро и какое-то любопытство по отношению к жизни, к миру – в этом сама философия лаковой миниатюры. Как и настоящая иконопись, палехская миниатюра – это высокое духовное искусство», – заключил Евгений Лакеев. Мы уезжали из Палеха с полными пакетами сувениров. Конечно, на настоящую лаковую шкатулку еще копить и копить, но, думаю, прикоснуться к волшебству этого светлого искусства нам все-таки удалось.
Достопримечательности Палеха
Музей палехского искусства Отдел лаковой миниатюры «Cоветский Палех» Государственного музея Палехского искусства открыт 13 марта 1935 года во время празднования десятилетнего юбилея «Артели древней живописи». Основу коллекции отдела лаковой миниатюры составляют лаки и графика мастеров Палеха, работы по росписи фарфора, эскизы стенописи, лаковые монументальные панно, книжная графика, коллекция западноевропейской живописи XVI — XIX в… | N56.80093 E41.85256 |
Крестовоздвиженская церковь Храм (1807) с шестиярусным иконостасом, расписанным палехскими мастерами. Храм довольно интересен своей архитектурой, фресками и иконостасом. Иконостас выполнен довольно изящно и покрыт позолотой. Фрески поражают живостью и насыщенностью красками, но некоторые фрески находятся в плохом состоянии, особенно в боковых приделах… | N56.80224 E41.85628 |
Знаменская церковь в селе Красном Расположена у въезда в село, на склоне холма над шоссе Шуя — Палех, на месте существовавшего здесь с XVII в. погоста с деревянной церковью. Возведена из кирпича в 1804 г. на средства помещика П. Н. Бутурлина. Возможно, в 1-й четверти XIX в. были пристроены паперть и портики с севера и юга. Вероятно, тогда же сооружены ажурная металлическая ограда на кирпичных столбах и парадные южные ворота… | N56.82493 E41.81568 |
Художественный салон Выставка-салон расположена в здании библиотечно — информационного центра. | N56.80070 E41.85287 |
Дом-музей И. И. Голикова Дом-музей Ивана Ивановича Голикова — одного из первых художников, работавших в жанре лаковой миниатюре, основателя Артели древней живописи в 1924 году. Музей располагает своеобразной экспозицией, представляющую обстановку и особенности дома палехского художника. Открыт в 1961 г. Расположен в центре посёлка, это деревянный рубленый дом с резным крыльцом, декоративными ставнями, с кружевными косицами у крыши… | N56.80168 E41.85247 |
Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина — также уроженца Палеха, скульптора, автора памятнику Пушкину на Мойке в Петербурге. В музее экспонируется большая коллекция скульптурных работ Н. В. Дыдыкина. Музей-мастерская ленинградского скульптора, заслуженного деятеля искусств РФ Н. В. Дыдыкина была открыта 12 декабря 1978 г… | N56.80287 E41.85501 |
Дом-музей П. Д. Корина Дом-музей Павла Дмитриевича Корина — художника, происходившего из семьи потомственных палехских иконописцев, но получившего известность в основном за свои портреты, к собственно палехскому стилю не имеющие отношения, а также ставшему одним из самых известных советских реставраторов Музей открыт в 1974 году… | N56.80683 E41.85704 |
Ильинская церковь Кирпичная церковь, построена в 1790 г. как кладбищенская. Построена из кирпича на месте прежней деревянной. Первоначальная тесовая кровля и зеленые черепичные главки заменены на кровлю по кованым стропилам и железное покрытие глав. Характерный для данного региона небольшой приходский сельский храм, в композиции объемов и деталях которого ощущается влияние архитектуры второй половины XVII века… | N56.79937 E41.85928 |
Дом-музей Н. М. Зиновьева Дом-музей Николая Михайловича Зиновьева — палехского художника советского времени, который после 1917 года вернулся в свою деревню и пахал землю, а в 1926 году вступил в Артель. Все предметы находящиеся в доме напоминают о семье художника, её быте и деревенском, исконно русском укладе жизни. В доме-музее Н… | N56.81915 E41.82641 |
Кружевная изба К. Муратова Кружевная изба К. Муратова в селе Соймицы Ивановской области. Декор сделан в 1960—1962 гг. Мастер, создавший этот ажурный дом — Муратов Константин Кузьмич, житель села Соймицы, соседнего с Пестяками Палехского района. Изготовленные его руками наличники, карнизы, фронтоны, фризы украшают не один десяток домов округи… | N56.87229 E42.21805 |
Транспорт
Палех — маленький поселок, вдоль и поперек его за полчаса обойдешь пешком. Съездить можно в соседние села Холуй (30 км) и Мстеру (110 км), где тоже есть музеи лаковой миниатюры. На автобусе в Холуй надо ехать через Южу, а в Мстеру — через Вязники. Таксисты с готовностью откликаются на просьбу показать местные достопримечательности. Цены разнятся — в среднем 15-25 RUB за км.
Не рекомендуется приезжать в Холуй весной — во время паводка река Теза так заливает село, что местные передвигаются по нему исключительно на лодках.
Велобум еще не докатился до родины жар-птицы — предложений по аренде велосипедов почти нет. Говорят, что гостевой дом на улице Зиновьева предлагает своим постояльцам двухколесных друзей напрокат.
Изделия палехских художников
- Подробности
- Категория: Палехская роспись
- Опубликовано 21.03.2019 16:57
- Просмотров: 1826
Сувенирные изделия (шкатулки, ларцы, пасхальне яйца, подносы, портсигары), украшенные лаковой миниатюрной живописью, покупают во всем мире те, кто ценит настоящее народное искусство.
Называются эти сувениры коротко – Палех. Приобретая в подарок сувенир, украшенный тончайшей миниатюрной живописью, имеющей неповторимый своеобразный колорит народних сказок и былин, редко кто знает, что, собственно, означает слово Палех.
Палех – это название древнего российского села, расположенного неподалеку от Москвы в Ивановской области. Здесь еще с допетровских времен жители занимались художественной росписью.
Иконописцы из Палеха, чей стиль складывался на протяжении веков под влиянием иконописных школ Москвы, Ярославля, Новгорода, были известны по всей Руси. Особенно громкую славу приобрели палехские живописцы в конце XVIII – начале XIX века.Они расписывали множество соборов и церквей по всей России. Среди их работ – иконы и настенные росписи в Московском Кремле (Грановитая палата), в храмах Новодевичьего монастыря в Подмосковье, в Троице-Сергиевой Лавре.Но после Октябрьской революции 1917 г. в России мастера из Палеха лишились своего главного заказчика – российской православной церкви. Но палехские художники нашли новые формы для своего творчества. Народный художественный промысел Палеха не заглох, уйдя от иконописи. Напротив, с 1918 г. в его развитии начался новый этап, принесший Палеху небывалый расцвет и известность далеко за пределами России.
С 1918 г. в Палехе действует художественно-декоративная артель, занимающаяся росписью по дереву. Возглавили артель знаменитые впоследствии деятели искусств Иван Голиков и Александр Глазунов, которые определили дальнейшую тематику и направление палехской народной росписи.С этого времени на палехских миниатюрах появляются новые сюжеты: сказочные, былинные богатыри, популярные исторические личности, сюжеты из народного быта, цветочные композиции, а также сюжеты, прославляющие героев Гражданской войны и новое советское общество. Даже эти явно заказные заангажированные сюжеты столь органично и естественно вписались в стиль Палеха, что дали новый толчок развитию народного промысла.
На художественно-промышленной выставке в Москве в 1923 г. работы палехских мастеров были награждены дипломом ІІ степени. С этого времени художники Палеха постепенно переходят от росписи по дереву к работе с новым материалом – папье-маше, с которым в России работали мастера лаковой миниатюры еще одного знаменитого народного промысла из села Федоскино.На новый материал мастера Палеха перенесли свой традиционный художественный материал – темперу, а также напоминающую иконопись манеру живописи. И уже на Сельскохозяйственной выставке 1924 г. палехские миниатюры красовались на шкатулках, портсигарах, коробочках из папье-маше, выполненных для Кустарного музея.
Технология изготовления миниатюры и проста, и сложна одновременно. Сначала из бумаги, картона и клея изготавливается основа под роспись: подносы, шкатулки, коробки. На основу наносят несколько слоев лака, каждый раз тщательно просушивая в специальной печи. После такой подготовки приступают к росписи специальными красками, изготовленными по рецептам, которые каждый художник промысла хранит в тайне и передает по наследству ученикам.Для изготовления красок применяют природные материалы: минералы, служащие пигментом (к примеру, красные глины, кадмий, сиену, волконскоит и др.), смешивают с водой, уксусом и яичным желтком. Кисти для работы изготавливают из беличьего меха.Палехская школа росписи, как правило, отличается темным (чаще всего черным) фоном, на котором яркие краски узорчатой росписи выглядят как бы подсвеченными. Используется прописывание золотом. Художники прибегают к сложным многофигурным композициям, пропорции вытянутые, стиль, напоминающий иконописный, сохранился и в жанровых сценках, портретах, пейзажах.
Художники обыгрывают литературные и исторические сюжеты, фольклорные и бытовые сценки, цветочные композиции и пейзажи.Остается добавить, что палехские мастера бережно хранят традиции промысла, воспитывая новые поколения талантливых художников.С 1928 г. до нашего времени в Палехе действует профессиональная школа обучения. В разное время она называлась техникумом или училищем со сроком обучения от 4 до 5 лет. Сейчас школа называется Палехским художественным училищем им. М. Горького и по-прежнему готовит молодых талантливых мастеров росписи, идущих на смену знаменитым живописцам Палеха.
Знаменская церковь
Свято-Знаменская церковь находится рядом с шоссе Шуя-Палех, у въезда в поселок Красное. Ранее она была кладбищенским деревянным храмом, который постепенно обветшал. Новую церковь из кирпича построили в 1804 году благодаря пожертвованиям помещика П. Н. Бутурлина. Историки предполагают, что к ней в начале XIX века были пристроены паперть и портики на севере и юге. Освящен храм в 1810 году.
В юго-западном углу ограды находится дом священника. Живописный белоснежный комплекс отлично вписывается в природный пейзаж и является главным акцентом в панораме села.
Знаменской церкви повезло избежать закрытия, она беспрерывно работает уже более двух веков. Сохранилось убранство храма: иконостасы, светильники, кадила и прочее.
Интерьер церкви украшает живопись на тему Ветхого и Нового Заветов. Роспись выполнена в традиционном палехском стиле XIX века. Последняя реставрация проходила в 1980-х годах.
Знаменская церковь
Адрес: Палехский р-н, с. Красное.
Палехская роспись
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Само слово палех фино-угрского происхождения. Угро-фины в свою очередь полностью растворились среди славян и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях – Пурех, Палех, Линдех, Сезун, Люлех.
Палех с древности славился своими иконописными мастерами.Наибольшего расцвета иконопись Палеха достигает к 18 началу 19 веков. Местные живописцы занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря.
Тонкое искусство лаковой миниатюры соединило в себе традиции иконописания и русского народного творчества.
Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы.
Уже в 17 веке палешане вышли за рамки религиозной тематики, насыщая изображения деталями из жизни отображающей быт. Одним из ранних образцов палехского стиля является икона “Всех скорбящих радости” начала 17 века.
Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.
После революции 1917 года, из-за смены политической власти , данное направление в искусстве пришло в упадок и художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.
И лишь после мировой войны искусство Палехской росписи получило свое развитие в новом для себя направлении. Поскольку иконописью заниматься было запрещено, то мастера нашли применение для себя в росписи шкатулок, брошек, пудрениц.
Поставец с росписью в духе “революционных агиток”
Узоры настолько филигранны, что мастерами в процессе создания приходится применять увеличительное стекло.
Разделочная доска с палехской росписью. Часы.
В 1918 г. художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.
В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище им.А.М.Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.
Все сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, классических литературных произведений, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываютсязолотом.
Шкатулка с сюжетом из сказки “Дюймовочка”.
Отличительные черты палехской школы :
миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;
- общий мягкий тон письма;
- многообразие элементовкомпозиции и их живописность;
- узорчатость письма;
- разнообразие радужных сияний;
- вписание остроконечных гор;
- деревья с натуральной листвой;
- удлинённость фигур подобно строгановским;
- тонко прописывались головы и обнажённые части фигур;
- фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Крестовоздвиженский храм
Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.
Крестовоздвиженский храм Палех
Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.
На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех — это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.
Техника выполнения росписи
Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.
Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.
Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.
Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.
Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.
Интересный факт
Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.
город Палех
- Администрация Палеха
- Фотогалерея
- Предприятия Палеха
- Погода в Палехе
Село Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 64 километрах от областного центра. Население — 6400 человек, из них 500 художников, живущих в рамках своего сообщества.
Палех до 1947 года был селом, затем в 1947 г. был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века.
Палех стоит на холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой, имеется много родников, прудов. Через Палех проходит окружная шоссейная дорога на Н. Новгород, а также дорога на Южу, имеется автовокзал и две гостиницы. Расстояние по шоссе от п.Палех до г.Иваново — 64 км. Ближайшая железнодорожная станция в 30 км. от Палеха в г.Шуе.
История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех.
«… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть».
Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.
В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15-16 вв. («Акафист Спасителю» — середина 18 века, «Акафист Богородице», «Преображение» — конец 18-го – начало 19 веков).
Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати — 1769 г.).
Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов.
История промысла Палеха
Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.
Зарождение росписи
Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.
Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.
Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.
Интересный факт
Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.
Современное время
После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.
Эта работа получила высокую оценку и вскоре, вернувшись на родину, была собрана артель художников, бывших иконописцев. Огромную помощь им оказал Максим Горький, который сам когда-то подрабатывал в палехской мастерской. Ремесленники были «меж двух огней». Свои бывшие художники, считали их вероотступниками, а новая власть не могла забыть их религиозного прошлого. Но палехские изделия: шкатулки, табакерки, посуда, приносили валюту, так необходимую молодому государству, поэтому им разрешили жить и заниматься росписью.
Расцвет искусства пришелся на шестидесятые — восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.
Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.
Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.
Изделия с палехской лаковой живописью
Основателями палехского искусства были После Великой Октябрьской социалистической революции на В настоящее время производством миниатюрной лаковой Отличительные черты палехских миниатюр живопись по черному Излюбленные мотивы росписи — былины, «Слово о полку Горького и др. («У лукоморья…», «Бахчисарайский фонтан», Широко представлена советская тематика, советские песни |
СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: «Изделия
народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация
торговли)»
В декабре 1924 года в Палехе возникла Артель
древней живописи, занимавшаяся росписью изделий из папье-маше
(1924-1927).
Иван Васильевич Маркичев — народный художник РСФСР, бывший иконописец, один из
основоположников палехской лаковой миниатюры.
Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА — вид народной русской миниатюрной живописи
темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки,
портсигары).
До революции Палех, Мстера и Холуй являлись
последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи
(иконописи).Палехские и холуйские художники, использующие в росписи протоки
незаписанного черного лакового фона, нередко…
Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.
Внизу слева: № 48, справа: И. Голиков с. Палех 1925 От Палехской
артели древней живописи в 1934. 3-ЛП И,И. Голиков — заслуженный деятель
искусств РСФСР.
В настоящее время развилось тончайшее искусство
темперной миниатюры на лаковых изделиях (Палехская
миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра). Декоративная и станковая живопись
цветными лаками по лаку развита во Вьетнаме и Лаосе.
Внизу слева: №1794, справа: И.П. Вакуров. с. Палех.
1935 г. От Товарищества художников Палеха в 1936.405-ЛП.
«Сокровища русского искусства. Палех. Палехская лаковая
миниатюра».
Внизу справа: № 1823 Н. Зин. с. Палех
1927. Из Министерства культуры РСФСР в 1956.1021-ЛЛ Н.М. Зиновьев — народный
художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии
РСФСР имени И.Е. Репина.Палех. Палехская лаковая миниатюра».
Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.
«Сокровища русского искусства. Палех. Палехская лаковая
миниатюра». Следующая страница >>>.
Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ.Палех. Пластина. Папье-маше. темпера, золото. «Сокровища русского
искусства. Палех. Палехская лаковая миниатюра».
Лаковая
миниатюра. ПАЛЕХ. Гусляр.Палех. Палехская лаковая миниатюра». Следующая страница
>>>.