Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «роспись дымковской игрушки»
Содержание:
- Основные типовые группы дымковской игрушки
- Мастер-класс росписи дымковской барыни
- История народного промысла
- Разбираем простой мастер-класс по созданию дымковской игрушки
- Ход ООД:
- Дымковские игрушки
- Дымковская роспись: история
- Ход занятия:
- Как ее сделать?
- Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет
Основные типовые группы дымковской игрушки
Внешне она проста и незатейлива, но при этом зритель сразу отмечает выразительность и образность игрушки. И если первые изделия, как отмечают исследователи, не цепляли декоративностью, были весьма условны, то с развитием промысла появлялось в его работах разнообразие. Отчетливо проглядывала художественность в действиях народных умельцев.
Дымковская игрушка – это целый мир, который очень интересно изучать.
Куклы-свистульки веселые, яркие, острохарактерные. Они, конечно, давно перестали быть героями детской игры, а стали русским сувениром, узнаваемым и колоритным. Кормилки, барыни, водоноски, бараны, персонажи из крестьянской жизни, прекрасные дамы и солидные господа…
Женский образ
Это статичные фигуры, головы которых крупноваты, украшены головными убором (кокошниками или шляпками). Внешний вид женских образов полон достоинства, величественности. Это горделивые барыни, яркие модницы и румяные кормилицы, это колоритные водоноски и довольные няньки с малышами на руках.
Наряд обычно был представлен колоколообразной юбкой, кокошник со временем был заменен шляпкой. У игрушек шарики-головки, а в основе фигурки – «ступка», то есть колокол-юбка с торсом.
Каждый мастер персонажа видел по-своему, и воплощал его с особенностями своего видения. Потому различались глубина и высота основы игрушки. Но общей была праздничная одежда для женских персонажей: нарядные и пышные платья, пышные рукава на кофтах, юбки со складками, оборчатые передники, шляпки с полями и т.д.
Кавалеры
Мужские образы представлены кавалерами. Интересно, что внешнее их изображение заметно скромнее, нежели у женских образов. И даже по размеру кавалеры меньше. Чаще они изображались верхом на животных.
Кавалер на коне – наверное, самый узнаваемый мужской образ игрушки из глины, дымковская традиция могла еще изображать мужчину с гармошкой или даже с младенцем, но кавалер на коне превалировал.
Кавалер с цветами – еще один популярный образ. Такому персонажу его обладатель может сам додумать историю: идет дымковский кавалер на свидание, или же по случаю праздника так принарядился. Востребованны до сих пор дымковские парочки: нарядная барышня и горделивый кавалер.
Птицы
В основном дымковские мастера лепили уток, петухов и индюков. То есть птиц, которые водились на домашнем подворье. Индюки и петухи изображались фигурными, хвосты их были ярко расписаны. А уток мастера украшали оборчатыми пышными пелеринами.
В других промыслах популярными образами могли стать сказочные птицы, нереалистичные, фантазийные. Но рука дымковского мастера умела сделать королевой птичьего царства и домашнюю птицу. И она была под стать остальным героям промысла, органично вписывались в сюжетные композиции.
Животные
Сначала игрушки изображали тотемных животных – медведя, козла, барана. Со временем список игрушек из глины пополнили и домашние питомцы. Все животные изображаются со вскинутыми головами, короткими, но устойчивыми широко расставленными ножками.
Могли животные изображаться иронично – например, наряженными в яркие костюмы, с музыкальными инструментами. Встречаются даже козлы в галстуках и зайцы с бабочками. Игрушки яркие и жизнерадостные, тот, кто приобретал такого персонажа, хотел сразу же обзавестись компанией для него.
Образ домашнего животного — лошадка из глины
Композиции
Композициями называются группы из нескольких фигур, в которые могли входить и люди, и животные. Многофигурные композиции впечатляют своим разнообразием. На них изображается быт русской деревни, да и городской быт тоже. Лиричные прогулки на лодках, праздничные застолья и гулянья, ярмарки и масленичные празднества – все это самобытные, упрощенные свидетельства времени.
Карусели, чаепития, сцены у колодца: композиции интересны своей детальностью, образностью. Метаморфозы, произошедшие с дымковской игрушкой, действительно уникальны. Если предположить, что началась традиция с печального события, то от трагического настроения ничего не осталась. Дымковский промысел о жизни в ее узнаваемых и простых выражениях, о понятных и доступных радостях, о красоте момента.
Мастер-класс росписи дымковской барыни
Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.
План действий:
- Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
- Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
- Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
- Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
- Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
- Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
- Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.
Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.
Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.
Удачных стартов!
История народного промысла
В Кировской области, в селе Дымково, более четырех столетий назад родился промысел, без которого сегодня трудно представить русское народное творчество. Дымковская слобода, родина направления, подарила русскому человеку простой, самобытный, трогательный и красноречивый с точки зрения исторического осмысления, народный сувенир.
Существует такая легенда: однажды ночью вблизи города встретились два войска. Они были дружественными, но в темноте не узнали друг друга, и вступили в бой. В нелепой и случайной битве погибло много людей, и каждую весну местные стали справлять тризну по погибшим.
Время шло, подробности истории стирались, оставались только наметки. Трагический смысл растерялся в годах, а массовые гуляния к празднику свистульки или свистопляски, остались. На празднике люди свистели и кидались расписными глиняными шарами.
Глиняный расписной свисток в виде лошадки
На точность эта история не претендует, но некоторые параллели проводить можно. Спрос на глиняные свистульки действительно был, и ежегодное празднество требовало новых игрушек. Так, в Дымковской слободе складывался народный промысел со своими, особенными приемами лепки и росписи.
Внешний вид игрушки определялся историческими метаморфозами. Языческие представления славян становились все менее актуальными, сакральное значение игрушки постепенно утрачивалось. Ранее они были очень простые и даже примитивные, так как дело было в ритуальной миссии, а не в красоте и эстетике. Когда сакральный смысл изделия уходил, к нему, изделию, предъявлялись новые требования: игрушка стала изысканнее и краше.
Известная и узнаваемая традиционная дымковская игрушка – это прекрасная попытка заглянуть в русский быт 19 столетия.
Даже если предложить маленькому ребенку нарисовать свою версию игрушки, дав просмотреть множество примеров, он не только развлечется, он постигнет те культурные коды и концепции, которые сформируют его вкус и насмотренность.
В самом начале прошлого века сложилась ситуация, которая и могла растворить великое художественное направление во времени. Осталась всего одна мастерица, которая унаследовала технологию создания поделок, А. Мезрина. И именно она, а также художник А. Деныпин, первый серьезный исследователь промысла, сумели пронести его над пропастью безвестности. И технология сохранилась.
Надо понимать, что такой народный промысел как дымковская игрушка, исчез бы, если бы не стали мастера создавать новые образы, чем обогащали направление. Мезрина, Кошкина, Пенкина, Коновалова – вот имена художников, которые сохранили для нас уникальную игрушку.
Предлагаем посмотреть видео о создании игрушек и традициях
Разбираем простой мастер-класс по созданию дымковской игрушки
Процесс создания дымковской игрушки можно условно разделить на два этапа — создание формы и роспись созданной формы. Исходя из этого, подготавливаем все необходимые материалы и инструменты.
В качестве материала для изготовления глиняной скульптуры используется красная глина и песок, но добыть эти вещества достаточно сложно, поэтому в качестве альтернативы можно использовать полимерную глину, которую можно приобрести в любом магазине творчества. Также в качестве формообразующего материала можно использовать обычное соленое тесто, рецепты которого можно найти в сети, или же воспользоваться обычным пластилином.
Этапы изготовления дымковской скульптуры.
На начальном этапе перед тем ка приступить непосредственно к лепке, необходимо выбрать образец, с которого вы будете копировать вашу скульптуру. Вы, конечно, можете попробовать импровизировать, как это делают настоящие мастера, но с образцом работать будет проще.
После этого мысленно разделяем образец на составляющие – лапы, хвост, крылья, голову – все, что, по вашему мнению, должно крепиться к основе.
После того, как образец выбран и мысленно разделен на составляющие части приступаем к созданию основы – по сути это комок глины шарообразной формы, деформированный в соответствии с формой туловища игрушки.
Далее приступаем к изготовлению отдельных деталей игрушки – делаются они также из комков глины, только меньшего размера, которым необходимо придать форму соответствующей детали.
С помощью воды и некоторого количества глины соединяем составные части в единое целое и создаем плавные переходы от туловища к конечностям. На этом же этапе можно делать украшения на игрушках – шарики, колечки, короны и оставить игрушку в покое до полного высыхания.
Приступаем к раскраске игрушки – для этого покрываем ее сначала белой краской в 2 – 3 слоя, чтобы краски, которые мы будем наносить в дальнейшем, не казались слишком бледными. Для росписи игрушки можно воспользоваться обычными гуашевыми красками или более дорогими, но удобными в применении акриловыми.
Если вы не уверены в твердости своей руки или в правильности выбора цветов или узоров, то попробуйте нарисовать картинки на бумаге – и потренируетесь, и увидите, как со стороны выглядит выбранный орнамент.
Вот, по сути, и все, что касается изготовления дымковской игрушки. Остается лишь высушить ее и при желании покрыть лаком — это надежней закрепит краситель и придаст скульптуре дополнительный блеск.
В качестве образцов для создания дымковской игрушки можно воспользоваться изображениями, представленными на фото.
Ход ООД:
Ребята посмотрите кто у нас сегодня в гостях:
— Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
Правильно, это дымковская игрушка, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку дымковских игрушек. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой.
Как называются эти игрушки?
Вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка?
Да, потому что её мастерят в селе Дымково.
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек?
Индюк, петух, собачка, барышня, лошадка. Молодцы.
Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)
— А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
— Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
Да,цветовая гамма очень разнообразна: синий, оранжевый, жёлтый, зелёный, красный, голубой, немного чёрного.
Дымковские игрушки расписываются яркими, нарядными, праздничными цветами.
Мы с вами будем расписывать дымковского олененка.
Давайте вспомним. Как будем расписывать её. Какие части мы закрашиваем полностью?
Да полностью нужно закрасить хвост, рога, копыта. Каким цветом?
Чёрным (коричневым).
Где мы расположим узор?
Правильно, вдоль ног, шеи, туловища.
Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки?
Круги, точки, линии.
Садитесь на свои рабочие места.
Давайте подготовим наши пальчики к работе — сделаем пальчиковую гимнастику:
«ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и
Куклы Танины сидят: стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши
Мы игрушки сосчитать. и стучат кулачками.)
Как мы берём кисточку?
Правильно, тремя пальчиками у железного наконечника. Макаю кисть в воду и о край баночки снимаю лишнюю каплю. Обмакну кисть об салфетку. И на весь ворс набираю краску нужного цвета. Теперь нам нужно закрасить рога и хвост нашей лошадке. Закрашиваю рога и хвост прямыми линиями сверху вниз. За линии не захожу. Затем красим копыта нашего оленя и рисуем узор из кругов, точек и линий.
Теперь можем приступить к работе.
Дети, давайте посмотрим на оленей, которые вы расписали. Какие яркие, красочные узоры на них. Вы хорошо потрудились. Теперь мы можем устроить выставку дымковской игрушки.
Дымковские игрушки
Петухи
Петухи, нарисованные в стиле дымковской игрушки, также могут выглядеть по-разному. На некоторых шаблонах они изображаются во весь рост, на некоторых – только верхняя часть туловища.
Традиционный вариант выглядит так:
Здесь ребенку нужно дорисовать узоры на перьях птицы, а также добавить ноги и преобразить мордочку. В качестве основных рабочих цветов используют красный, желтый, оранжевый и любой из темных оттенков (черный, коричневый)
Важно донести школьнику, что узоры должны быть выдержаны в стиле дымковской игрушки, то есть в основном состоять из геометрических фигур
Уточка
Дорисовка уточки в стилистике дымковской игрушки обычно требует оформления ее корпуса в желтой, оранжевой и белой цветовой гамме. Более опытным художникам можно поставить задачу, например, дорисовать семейство изображенной птицы с выдерживанием в работе одного стиля. |
Лошадь
Традиционный шаблон для рисунка лошади в стиле дымковской игрушки предполагает наличие очертаний животного, иногда с уже прорисованной мордой. Целью работы юного художника является украшение имеющегося изображения, при условии максимальной выдержанности стиля. При желании, ребенок может дорисовать окружающие объекты или создать целостную композицию, например, изобразить всадника или еще одну лошадь рядом с уже имеющейся. Использовать рекомендуется коричневый, черный, красный, зеленый и желтый цвета. |
Козел
Шаблон, который ребенку предлагается использовать для того, чтобы нарисовать козла, предполагает наличие очертаний животного. Его можно как украсить в отдельности, так и создать целостную композицию. Для росписи такого рода подходит зеленый, желтый, красный, черный и белый цвета. |
Олень
Шаблон для росписи оленя в дымковском стиле обычно предполагает изображение животного с рогами, без лишних деталей. В зависимости от способностей ребенка, ему можно предложить не просто украсить оленя узорами в соответствующей стилистике, но и, например, преобразить рога животного. Для выполнения работы, как правило, требуется коричневый, черный, красный и оранжевый цвета. |
Индюк
Традиционный вариант эскиза дымковского индюка — одно из самых любимых заданий детей среднего школьного возраста. Для ребят интерес работы с таким шаблоном заключается в имеющемся большом поле для творчества и фантазии. В данном случае они не просто должны дорисовать мелкие детали на туловище птицы или добавить окружающие ее объекты. Здесь их задачей является, в том числе раскрашивание хвоста индюка в любой понравившейся им цветовой гамме. Обычно для такой цели дети выбирают красный, зеленый, желтый, оранжевый цвета и их производные. |
Дымковская роспись: история
Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова.
Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно анилиновые краски, которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка («Барыня»).
— Ребята, какая весела музыка. Вам она нравиться?
— Это русская народная песня, а называется она «Барыня».
— А это дымковская игрушка, которая тоже называется «Барыня».
— Эта игрушка сделана мастерами из Дымковской слободы
-Дымковская игрушка – одна из самых старинных промыслов России. Родилась эта игрушка на севере нашей страны, в слободе Дымково.
Слободой называют большое село, которое находится рядом с городом. Слобода Дымково находится недалеко от города Кирова на берегу реки Вятки.
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, это село, как будто всё в дымке. Может поэтому село так и назвали Дымково. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковские. Еще ласково эту игрушку называют дымкой.
Воспитатель читает стихотворение:
В селе любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. Жители села Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, собачек, уточек, баранов, козликов, а ребятишки выходили на улицу и свистели в свистульки. Свистом зазывали весну-красну.
Лепят эти веселые игрушки из красной глины,затем игрушку сушат несколько дней, обжигают в печах, белят и только потом расписывают.
— Посмотрите, как расписаны игрушки?
— Назовите, какие цвета преобладают?
— Как вы думаете, почему используются такие цвета?
— Какие цвета используют мастера? (красные, синие, зелёные, желтые, белые, черные).
— Из каких элементов состоят дымковские узоры? (кружочки, кольца, точки, черточки, волнистые линии)
Дымковские игрушки расписывают мастерицы, они похожи на волшебниц, ведь для того, чтобы сделать такую красивую, веселую игрушку, нужен талант.
Физкультминутка «Дымковская игрушка»
— Ребята, давайте немного отдохнем и станцуем с вами русский народный танец (звучит запись русской народной мелодии).
Мы игрушки расписные,
(Руки на поясе, выполняют повороты туловища влево-вправо;
Растирают руками щеки)
Хохотушки вятские-
Щеголихи слободские,
(Приседания с поворотами влево-право)
Кумушки посадские.
(Приседания с поворотами влево-право)
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
(Движения «ковырялочка» завершаемое тремя притопами)
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(Приседания с поворотами влево-вправо)
Воспитатель:-Ребята, в Дымковской слободе скоро будет праздник Свистопляска. Для этого праздника дымковские мастера будут лепить и расписывать свои игрушки. Давайте и мы сегодня тоже распишем игрушки.
-Я вам предлагаю превратиться в дымковских мастеров, пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барышень.
— Но что же это – мастерская закрыта!
-Чтобы попасть в мастерскую,необходимо ответить на 3 вопроса:
— Как называется самобытный вятский народный праздник?
— Почему этот народный промысел называют дымковским?
— Из чего лепят игрушки?
— Мастерская открыта – проходите и приступайте к работе.
— На столах у вас лежат вырезанные из бумаги фигурки дымковских барышень. Чтобы расписать фигурку, давайте ещё раз посмотрим эти элементы на игрушках. Посмотрите, у меня есть две расписанные барышни и я распишу еще одну барышню и покажу вам, как рисовать некоторые элементы Дымковской росписи. Я буду использовать такие элементы как волны, полоски, круги и точки. Берем кисть, смачиваем водой, излишки воды убираем с помощью тканевой салфетки, набираем краску и рисуем
(Показать приемы рисования: сначала нужно провести слева направо полоски одного цвета на небольшом расстоянии друг от друга, затем сверху вниз….и т. д.)
Воспитатель:А теперь,подумайте как бы вы хотели украсить свою барышню и приступайте к рисованию.
Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
IIIЧасть. Когда работы готовы, мы даем им высохнуть и внимательно рассматриваем.
Воспитатель:- Давайте рассмотрим наши работы. У кого какие были затруднения при выполнении задания? Какие узоры легче рисовать, а какие труднее.
Воспитатель:-О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка, если на ней изображены именно такие узоры? (Дымковская) Почему? (Придумали в селе Дымково).А теперь выберем самую яркую барышню.
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня очень старались! Молодцы!
Как ее сделать?
Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки. Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность. Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых. Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.
Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет
Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет
В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку:
И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».
Мы все, безусловно, с самого раннего детства знакомы с Дымковской игрушкой. Если честно, когда была маленькой, не понимала: «почему о ней так много говорят, ведь вроде ничего особенного, я и сама смогу так разрисовать глиняные фигурки». А любовь и уважение к дымке, пришли позже.
Цель:
1.Знакомство детей с народной культурой.
2. Формировать представление о народном декоративно — прикладном искусстве.
3. Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора.
Задачи:
1.Воспитывать уважение к труду народных умельцев, воспитывать желание сделать игрушку самостоятельно.
2.Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
3. Прививать интерес и любовь к народному искусству, к Родине, к своему народу.
Материал:
1. Иллюстраций с изображением дымковских изделий.
2.Трафареты для раскрашивания «Дымковская игрушка»
3.Гуашь.
4.Кисти.
5.Баночка для воды.
6.Листы бумаги.
7.Салфетки.
8.Ватные палочки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
- В ней нету цвета дымного, что серости серей!
- В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
- В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
- Воспитатель:
Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. Мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, черные, красные, желтые, белый, синие, голубые)
Дымковская игрушка. Это сказочная игрушка, которая притягивает к себе своими яркими, цветами-просто завораживает, поможет маленькому человечку познать мир.
- Ведь каждый её цвет обладает магическим действием:
- Красный, малиновый цвет— обостряет реакции, и усиливает умственную деятельность;
- Желтый – развивает фантазии, придает смелость, вызывает радость;
- Зеленый — успокаивает и обостряет зрение;
- Голубой — снимает тревожные предчувствия;
- Синий — помогает сконцентрироваться и создает гармонию;
- Черный — мистический побуждает к любопытству;
- Белый — символизирует чистоту и открытость.
- Воспитатель:
- Кто напомнит, какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (Яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии, сеточки)
Напечатанные трафареты раздается детям. Гуашью они начинают с удовольствием (расписывать). Я ненавязчиво советую детям, которые испытывают затруднения, подбадриваю, если нужно.
- Через 20 минут самостоятельной работы физкультминутка.
- Мы старались рисовать (руки в стороны)
- Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
- Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
- Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
- Когда дети закончили работу, со своими рисунками подходят к столу, где организована выставка и расставляют свои экспонаты.
В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы
Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою работу и работу товарищей
- Воспитатель:
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
- Дети давайте выберем рисунок, который вам больше нравится, я выставлю его на конкурс.
(Вечером я привлекла внимание детей и родителей к рассматриванию этих замечательных рисунков)