Женщины-атаманы: на что были способны донские казачки

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.

Казачьи чины

Нижние чины:

  • Казак — рядовой
  • Приказный (приказной казак) — ефрейтор

Унтер-офицерские (младшие) чины:

  • Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
  • Урядник — унтер-офицер, сержант
  • Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
  • Младший вахмистр — старшина
  • Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
  • Старший вахмистр — старший прапорщик
  • Подхорунжий — младший лейтенант

Обер-офицерские (старшие) чины:

  • Хорунжий — подпоручик, лейтенант
  • Сотник — поручик, старший лейтенант
  • Подъесаул — штабс-капитан, капитан
  • Есаул — майор

Штаб-офицерские (главные) чины:

  • Войсковой старшина — подполковник
  • Казачий полковник — полковник

Генеральские (высшие) чины:

  • Генерал-майор — генерал-майор
  • Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
  • Генерал от кавалерии — полный генерал
  • Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал

Казачка

Доктор исторических наук Марина Александровна Рыблова в своей научной работе «Казак и казачка: типичные образы в традиционной культуре донских казаков» описала сложившиеся на протяжении веков представления.
«Идеалом красоты признается женщина белолицая, чернобровая, с густыми и длинными волосами», – отметила М.А. Рыблова.
Исследовательница провела опрос среди современных жителей казачьих станиц и выявила следующие характерные черты идеальной красавицы:

  • стройная;
  • статная;
  • ухоженная;
  • уверенная походка;
  • чувство собственного достоинства в каждом жесте;
  • женственная;
  • сексуальная.

В отличие от типичных русских девушек казачки не стесняются своей эротичности. Многие этнографы и писатели отмечали, что жительницы станиц могут позволить себе кокетничать со знакомыми мужчинами, хотя супружеских измен не допускают.

Поскольку отцы, мужья, братья и сыновья часто бывали в отъезде по служебным делам, практически все хозяйственные заботы ложились на плечи женщин. Поэтому положение казачки в семье было, в целом, вполне приемлемым: она самостоятельно решала многие вопросы, распоряжалась деньгами и урожаем.
Казакам нравились самостоятельные, уверенные в себе, гордые женщины. Именно на такую можно было оставить домашнее хозяйство, отправляясь на очередную войну, и не волноваться за стариков-родителей или малышню.

Подробное описание казачки оставил в своем романе «Домой!» один из лидеров Белого движения Петр Николаевич Краснов (1869-1947 гг.). Вот его строки: «Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги. Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта».

Традиционная одежда

Поскольку традиционная одежда верховских казаков мало отличается от национального южнорусского костюма, описывать ее нет никакой необходимости. Тем более что предки этих людей переселились на юг позднее. В начале XVII века коренные жители донских станиц одевались так, как низовские казаки.

Доктор исторических наук Александр Скорик в своей книге «Казачий Дон. Очерки истории. Часть II» (Ростов-на-Дону, 1995 год издания) отметил, что и западноевропейские, и русские путешественники 400 лет назад удивлялись необычности, яркости казацкого национального костюма, представлявшего собой причудливую смесь различных элементов.

«Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс», – написал А.П. Скорик. Зимой этот наряд дополняла лисья или соболья шуба.

Разумеется, походная одежда воина отличалась простотой и практичностью. Совсем другое дело – парадный или праздничный костюм. Тут донские щеголи позволяли себе нарядиться броско и даже вычурно.

Известный историк Василий Сухоруков (1795-1841 гг.) в книге «Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях: Исторический очерк» так описал внешний вид воинов: «… один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой – в камчатном узорчатом или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета, нашивкою; третий – в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлощенными застежками и в лазоревом настрафильном зипуне».

Этот образ дополняли шелковые турецкие кушаки, желтые или красные сафьяновые сапоги, шапка из куницы или соболя с бархатным верхом. Многие мужчины одевались в турецкие, черкесские или калмыцкие национальные костюмы, ходили с холодным оружием, оправленным в серебряные ножны, украшенные с азиатской роскошью.

Что касается традиционной женской одежды, то она во многом совпадала с национальным турецким костюмом. 400 лет назад донские казачки носили атласные штаны и длинные рубахи, украшенные вышивкой. Поверх такого белья они одевали кубелек – вид одежды, похожий на татарский камзол. Его часто шили из парчи или шелка, дополняя золотыми или серебряными пуговицами. Выходя из дома, женщина надевала каврак (подобие кафтана) с бархатным поясом, сафьяновые сапожки и туфли, а зимой – теплую шубу из ценного меха. Свои собольи шапки казачки любили украшать жемчугом и другими драгоценными камнями.

Что и говорить, на Руси ни крепостные, ни бояре никогда так не наряжались.

Только казачки

С конца XVIII века в казачьем обществе закрепилась традиция жениться только на станичных красавицах. К этому времени разросшееся казачье сословие в изобилии располагало собственными девицами, а потребность брать невест со стороны полностью изжила себя.
Сложившийся за предыдущие века генофонд позволял казакам выделяться своей наружностью и культурным укладом среди представителей окружавших их этносов. Желая сохранить и преумножить свою самобытность, донцы перестали брать жён из других народов. Свадьбы с «ясырками» стали осуждаться. Особенно редко они связывали себя узами брака с украинцами и русскими, населявшими все примыкавшие к области Войска Донского территории.

Ясырки

Всё эти черты казаки обнаруживали в ясырках, иными словами в пленённых ими женщинах-мусульманках, которых они в большом количестве свозили на Дон из своих многочисленных военных походов.
Известно, что в 1635 году в результате всего нескольких удачных атак на турецкие укрепления и городки азовского побережья, казаки сумели взять в плен приблизительно 1700 турчанок. Все они впоследствии были крещены в православие и, получив христианские имена, стали казачьими жёнами.
Но когда в XVIII веке император Пётр I своим указом запретил казакам отправляться в походы на территорию Турции, донцы стали привозить невест из кавказских селений.
В связи с этим показательны слова путешественника Манштейна, который рассказывая о бригадире донцов, Краснощёкове, писал, что «гроза Кавказа», совершив набег в горы, привёз с собой до 10 000 ясырок: чеченок, кабардинок и черкешенок.
К тому же выбрать спутницу жизни, а потом и выкупить её можно было на невольничьих рынках, располагавшихся в мусульманских городах каспийского побережья, в том числе в Астрахани, Баку и Дербенте. Так супругой казака могла стать не только крещеная турчанка, но и туркменка, калмычка, персиянка.
В 1734 году на Дону побывал немецкий этнограф Паллас отмечавший, что «казачки городка Черкасск одеваются по-восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи».

Место в обществе

По версии публициста Валерия Шамбарова, казачки в отличие от русской женщины, обладали куда большей личной свободой и уважением в обществе.

Никто, даже отец или казачий круг, не мог заставить молодую девицу выйти замуж против воли. Кроме того казачкам на выданье не возбранялось на праздниках флиртовать, разговаривать, танцевать, пить вино и даже невинного целоваться со станичниками мужского пола. В некоторых местечках, например, в станице Новомлинской, вести себя подобным образом могли даже замужние казачки, но как первые, так и вторые, никогда не выходили за рамки чести, поскольку потеря оной была сродни общественной смерти.

Женщины-атаманы

Новые женщины-атаманы появились в России только после падения СССР. В 1999 году была избрана атаманом казачьей общины в селе Махра Владимирской области казачка Юлия Пасальковна Ткаченко. Это была стойкая, строгая и смелая женщина, которая не боялась брать на себя ответственность. Посвящение в казаки она прошла как мужчина — сначала ее благословил священник, потом ее окунули в крещенскую купель, а потом довелось попробовать казацкой нагайки.

При ней казаки восстановили дороги, провели газ и электричество в дома, взяли шефство над стариками, восстановили источник святого Стефана, открыли кадетскую школу в Александрове и помогали Стефано-Махрищской обители, — об этом пишет журналист Лидия Юдина. В 2013 году в возрасте 69 лет атаман Юлия Ткаченко скончалась.

В 2012 году женщина-атаман Неля Заславская появилась в Оренбуржском казачьем войске. Она возглавила общину казаков в селе Крыловка.

В селе Сухобузимское Красноярского края живет еще одна женщина-атаман Ольга Некрасова — потомственная казачка, правнучка казаков-первопроходцев. Она сызмальства была «атаманшей» — хоть в играх, хоть в собственной семье. Поэтому, когда началось возрождение Енисейского казачества, выбор односельчан-казаков пал на нее.

Община казачьего села Сухобузимское взяла на себя обязанности по обеспечению порядка в селе и по искоренению пороков. Казаки лечат от алкоголизма односельчан, учат неблагополучных людей вести хозяйство, надеются открыть в селе туристический казачий комплекс «Суриковский посад» — оказалось, что в Сухобузимском останавливался художник Суриков.

В Ростове в 2015 году появилась атаман Татьяна Сивоволова, получившая чин есаула. Она руководит обществом «Ростовский казачий округ “Казачки Дона”» и занимается социальными проектами и благотворительностью; в подчинении у нее в основном женщины. Впрочем, атаман надеется, что постепенно ее «женский батальон» может войти во Всевеликое войско Донское.

Внешний вид

Евграф Савельев в вышеупомянутой работе отметил, что древнее казачество сильно отличалось своим антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов.

 «То есть казаки обладали такими физическими особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду», – написал Е.П. Савельев.

Он разделил жителей донских станиц на четыре основных антропологических типа. Наиболее многочисленным и древним по своему происхождению, по мнению исследователя, является тип казака, произошедшего от черкасов. Это люди невысокие, плотного телосложения, с круглой головой. У них почти черные глаза, смуглые лица, темные и жесткие волосы, которые слегка могут отдавать рыжим цветом. Лица таких казаков отличаются широкими лбами, короткими хрящеватыми носами, часто с небольшой горбинкой.

Вторым по численности и также характерным для «домовитых» или «старых» станичников Е.П. Савельев называет тип коренных жителей Приазовья, которые тоже приняли участие в этногенезе донских казаков. Исследователь называет их азовцами. Это сухощавые, легкие и подвижные брюнеты с карими глазами и азиатским цветом кожи. У них тонкие лица с орлиными или изящными прямыми носами, слегка выпуклые лбы и маленькие подбородки.

 Выделяет Е.П. Савельев и казаков-новгородцев, очевидно, речь идет о потомках ушкуйников. Их не так много на Дону. Это высокие люди мощного телосложения со светлыми лицами, а цвет их слегка волнистых волос варьируется от темно-русого до черного. У казаков такого типа, как правило, высокие лбы и крупные носы.

Верховские или голутвенные казаки, предки которых сбежали на Дон от крепостного права и других притеснений во второй половине XVII-XVIII веках, составляют четвертый антропологический тип по Е.П. Савельеву. Они почти не отличаются от русских, хотя и среди этих людей «… можно встретить лица с чисто южным профилем».

Историк отметил и разницу в темпераменте между верховскими и низовскими казаками. Если первые выделяются своей скромностью, спокойствием, степенностью и строгостью, то вторые – люди, как правило, веселые, горячие, слегка ветреные и вспыльчивые.

Впрочем, среди жителей Дона встречаются самые разные типажи. Некоторые казаки внешне ничем не отличаются от татар или калмыков, или представителей горских народов. Сказывается смешение кровей.

Психологические причины

Перебравшиеся на берега Дона в поисках вольной жизни молодые люди, всеми силами старались дистанцироваться от остальных жителей Руси, гнувших спину на бояр. Не желая иметь ничего общего с холопами, зависевшими от произвола хозяев, они не только объединились в Казачий Круг, но и старались не брать в жёны бывших соплеменниц. В качестве спутниц жизни они выбирали девушек, принадлежавших народам, никогда не знавшим неволи. Целью такого выборочного отношения было нарождение потомства, полностью лишенного рабского самосознания. Не случайно одна из казачьих пословиц гласит: «Бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживёшь без урону».
Имея непокорный характер, эти женщины воспитывали в детях страсть к свободе и бесстрашие, одновременно внося в жизнь станицы частицы своих обычаев, которые со временем сплелись в единую казачью культуру.
К тому же донцы стремились разбавить свою русскую кровь чужеземными генами, чтобы спустя несколько поколений, полноправно заявлять о своей национальной самобытности.
На эту роль прекрасно подходили пленённые иноверки: турчанки, черкешенки, персиянки, татарки и ногайки, которые приняв православие, давали жизнь чернобровым казакам и казачкам.

Казачка и семья

В своих воспоминаниях о казачьем быте И.И. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее». Женщина в казачьей семье всегда играла важную роль в воспитании детей, а также сохранении семейных (родовых) ценностей. С малых лет дети впитывали от матери любовь к родной земле, к своему народу, чувство национальной гордости и душевной, кровной близости к казачьему роду. В воспитание в своих детях чувства собственного достоинства, любви к казачьему братству мать-казачка вкладывала много сил, так как будущий казак должен быть воином, а будущая жена казака – хранительницей семейного очага и защитницей рода. Таким образом, с малолетства казачонок или девочка-казачка с уверенностью и гордостью осознавали, что они относятся к казачьему народу. Казачка не подражала кому-либо, а всегда подчеркивала свою принадлежность к казачьему народу, к его традиции и культуре. Это выражалось не только в ношении одежды, но и в разговоре, поступках и действиях.

Мать-казачка несла ответственность перед Богом за воспитание в своих детях религиозного и нравственного состояния души. Молитвенные правила, регулярные посещения богослужений, воспитание в традициях казачьего народа, семейного уклада и передача родовых знаний становились основной жизненной практикой, которая укрепляла важнейшие черты характера будущей казачки-матери.

Женщина – продолжательница рода, за женщиной-казачкой будущее всего народа, и она должна пользоваться уважением и быть под защитой не только мужа-казака, но и всего хутора или станицы. Хоть казачка и осознавала это, но она знала и то, что слово мужа-казака или отца было непререкаемо. Жена-казачка не вмешивалась в дела мужа, в то же время казак не интересовался женскими делами. Мужчина-казак был защитником и добытчиком, строго поддерживал порядок семейного казачьего быта.

Женщина-казачка понимала, что мужчине принадлежала главенствующая роль, и эталоном взаимоотношений мужа и жены были слова Священного Писания, которые произносятся при венчании в церкви: «Да убоится жена мужа», «Не муж для жены, а жена для мужа». Пререканий по этому поводу не было, так как это традиция казачьего народа и ей надо следовать. Когда женщина воспитана в духе казачьего народа, она всем сердцем и душой любит семью и стремится сохранить семейные родовые традиции, не подражая модным нововведениям.

Версии происхождения

Среди ученых нет единого мнения относительно этногенеза казаков. Их предполагаемыми предками в разное время историки и этнографы называли скифов, черных клобуков, половцев, новгородских разбойников-ушкуйников, бродников, хазар, касогов и представителей других народов. В основном, в научном мире бытуют две версии о происхождении этих воинственных людей: преимущественно славянская или тюркская.

Но во второй половине XVII века началось массовое переселение подданных московского царя в донские степи. Кандидат исторических наук Александр Сопов посвятил этой теме статью «Исторические предшественники казаков, становление и развитие казачества», которая была опубликована в журнале «Вестник Адыгейского государственного университета (No 1 за 2006 год).

«Усиление военно-политических, экономических и культурных контактов с Россией в XVII в., с одной стороны, оформление системы крепостного права в метрополии, с другой, вызывали активный приток славянорусского населения в ходе дальнейшей колонизации Юга и территории Дикого Поля. Кроме того, церковная реформа патриарха Никона послужила причиной притока на казачьи земли значительного числа старообрядцев поповского толка», – считает А.В. Сопов.

Голутвенными казаками называли наиболее многочисленную и наименее привилегированную часть донского казачества. Эти люди – вчерашние крепостные – селились, в основном, в верховьях Дона, поэтому их еще именуют «верховскими». По своему внешнему облику, обычаям и традиционной одежде они заметно отличаются от казаков низовских, старых или домовитых.

Сбор и изучение генетического материала

Исследование генома донских казаков провел Медико-генетический научный центр, под руководством доктора биологических наук профессора Елены Владимировны Балановской. Работа была проведена лабораторией популярной генетике ФГБНУ «МГНЦ», совместно с международным проектом The Genographic и при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. ДНК материал для исследования был собран в 2008 году в разных казачьих станицах и хуторах верхнего и нижнего Дона.

В проекте приняло участие 324 мужчины, предки которых достоверно происходили из казачества и уже три поколения проживают на данной территории. Специалисты Медико-генетического центра проанализировали ДНК быстро мутирующих тандемных повторов Y-хромосомы, который известен как фрагментный анализ. Это распространенный в криминалистике способ определения отцовства, а в популяционной генетике он используется как «молекулярные часы», определяющие возраст отдельных гаплогрупп. Обработанн было ДНК 131 казака из станиц Верхнего Дона.

Николай Бауман

Последний фильм Быстрицкой в советский получился довольно спорным. Актриса сыграла в биографическом «историко-революционном» кино о последних годах жизни Николая Баумана, друга Владимира Ленина, который распространял запрещенную литературу в Москве, а затем был застрелен и объявлен одним из главных героев революции.

Элина Авраамовна сыграла там Марию Андрееву – гражданскую жену Максима Горького. В начале XXI века она тоже была политическим деятелем. Познакомилась с Лениным, вступила в РСДРП и, пользуясь своим положением в обществе, занималась сбором денег для партии и распространением партийных листовок и антиправительственных материалов. 

Для Быстрицкой это была первая роль, когда ей пришлось играть исторического персонажа. И она справилась блестяще. До сих пор у большинства людей, которые смотрели этот фильм, образ жены Горького ассоциируется именно с Элиной Авраамовной. Жаль лишь, что сама Андреева не дожила до этой экранизации, чтобы оценить талант актрисы.

Смерть Элины Быстрицкой – неоценимая потеря. Нам остается лишь пересматривать любимые картины с великой актрисой и вспоминать ее яркие образы.

Добровольцы

Еще одна сильная и несчастная девушка получилась у Быстрицкой в картине «Добровольцы» режиссера Юрия Егорова по роману в стихах поэта Евгения Долматовского. На этот раз она сыграла в паре с Михаилом Ульяновым – в те годы он считался одним из самых завидных женихов в СССР.

Сюжет фильма, выполненного в духе соцреализма, незамысловат. Умелые комсомольцы 30-х годов помогают стране проводить индустриализацию, строят Московский метрополитен, переживают Великую Отечественную войну. Леля в исполнении Быстрицкой сначала спасает своего мужа от репрессий, затем одна воспитывает своего ребенка во время войны, и, наконец, обретает свое тихое счастье, не избавившись от ностальгии по юности.

В этом кинофильме Быстрицкой пришлось играть девушку в трех возрастах, в трех совершенно разных периодах жизни. Фактически она исполнила в ленте сразу три роли. Это требует особого актерского мастерства, которое у артистки, конечно, было.

Традиции, связанные с внешностью и одеждой

Особое отношение у казаков было к шапкам. Потерять ее означало потерять голову. В нее зашивали иконы, а за отворот клали важные документы. Сбить шапку с головы, так же как и снять платок с женщины, — кровная обида, за которую мстили.

Казаки носили несколько видов головных уборов: папаху (шапку) или фуражку. На первую нашивались награды.

Когда казаки собирались в круг (на совет), то голосовали шапками. Шапку также закидывали во двор девушке, к которой собирались засылать сватов. Называли таких «хваленками». Девушка должна была взять папаху и положить на стол перед отцом. Если она клала ее дном вниз, то это означало, что она согласна на замужество, а если вверх, то нет.

Если казак погибал на войне, его папаху или фуражку приносили в дом и клали на божницу. Если воин решил взять в жены вдову с детьми, то он приходил к реке и кидал в нее папаху погибшего с клятвой беречь и любить его жену и защищать детишек.

По уставу, казак обязан был тщательно следить за своей внешностью. Это должно было войти в твердую привычку, поскольку на войне несоблюдение гигиенических норм могло привести к заражению и гибели.

Старший по званию мог прямо на улице остановить казака и попросить показать, насколько чисты ноги или белье бойца. Делалось это также с целью предотвращения болезней, которые в полевых условиях разносились очень быстро и могли стать причиной смерти целого полка.

Оселедец

Чуб «оселедец», или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом — Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками «под горшок».

Русская

В статье «Фольклорный образ женщины-казачки как воплощение стереотипов казачьего социума» доктор филологических наук Елена Ивановна Алещенко проанализировала сказки, народные песни и предания. Она отметила, что если в русском народном фольклоре смиренность и покорность женщины часто признаются как безусловные достоинства ее характера, то казаки ценят в представительницах прекрасного пола решительный и смелый нрав, верность и преданность.
Вызывает удивление, как сильно различаются у казаков и русских не только представления о чертах характера, которые должны быть присущи женщинам, но и стандарты красоты.
Поскольку все славянские народы издревле почитали святость материнства, идеалом красоты у русских была девушка, чья стать и фигура свидетельствовали о крепком здоровье и дородности. То есть анализ фольклорных произведений, а также исследования большинства этнографов рисуют такие внешние черты:

  • высокая;
  • полная;
  • длинная русая коса;
  • белая кожа;
  • румяные пухлые щечки;
  • мягкие, легкие движения;
  • плавная походка.

Худоба считалась недостатком невесты всех сословий русского общества вплоть до ХХ века, когда стандарты красоты сильно изменились под влиянием европейских представлений. Но и сейчас многие русские мужчины признаются, что им нравятся женщины «приятной полноты», как на картинах известного художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.).
В старину на девушку надевали как можно больше одежды, чтобы на смотринах она выглядела дороднее, пышнее. Стройная фигура ассоциировалась в народном сознании с голодом, который негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщины.

Психологические причины

Перебравшиеся на берега Дона в поисках вольной жизни молодые люди, всеми силами старались дистанцироваться от остальных жителей Руси, гнувших спину на бояр. Не желая иметь ничего общего с холопами, зависевшими от произвола хозяев, они не только объединились в Казачий Круг, но и старались не брать в жёны бывших соплеменниц. В качестве спутниц жизни они выбирали девушек, принадлежавших народам, никогда не знавшим неволи. Целью такого выборочного отношения было нарождение потомства, полностью лишенного рабского самосознания. Не случайно одна из казачьих пословиц гласит: «Бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживёшь без урону».

Имея непокорный характер, эти женщины воспитывали в детях страсть к свободе и бесстрашие, одновременно внося в жизнь станицы частицы своих обычаев, которые со временем сплелись в единую казачью культуру.

К тому же донцы стремились разбавить свою русскую кровь чужеземными генами, чтобы спустя несколько поколений, полноправно заявлять о своей национальной самобытности.
На эту роль прекрасно подходили пленённые иноверки: турчанки, черкешенки, персиянки, татарки и ногайки, которые приняв православие, давали жизнь чернобровым казакам и казачкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector