Донские казаки

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек

Кардонка

— головной убор девушек-казачек из картона с кружевными перевязками, лентами или косынкой.

«Это у молодых женщин твердый бумажный, шитый шелком полуобруч вокруг свернутых волос на вершине головы.»

Волосник

— женский головной убор, надеваемый на заплетенные в косы волосы, уложенные на голове. Волосник изготовлялся из картона (полуобруча), обшитого коленкором или шелком с кружевами. Поверх волосника надевалась шелковая косынка, расшитая золотом или серебром. Части волосника: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой.

Оренбургская казачка в волоснике

Сорока

— головной женский убор, главным образом замужних женщин и старух, наподобие кокошника. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Со временем сорока вышла из употребления и сменилась волосником, однако еще носилась в упрощенном виде старухами в виде сороки-волосника во время моления и на покойниц.

Сорока уральской казачки

«Как нарядится она в красный штофный сарафан, с золотыми пуговицами и позументами, как уберет голову жемчужной, с драгоценными камнями сорокой – так просто беда, просто всех наших красавиц перещеголяет, так просто королевной сделается, право слово королевной».

Фото из коллекции Российского Этнографического Музея.Уральская казачка в сороке.

Со временем к концу 19 века традиционная одежда вытеснялась городской модой, однако в сочетании с новой одеждой казачки по-прежнему продолжали носить кардонки и волосники.

Косынка уральской казачки, шитая золотом. Саратовский областной краеведческий музей

.

1917 год

Агафонов Макар Иванович, хорунжий (станица Казанская) — № 1, 09.04. – С. 1. Алексеев, полковник — № 4, 30.04. – С. 1.
Антюфеев Иван Ефимович, военный врач (станица Митякинская) — № 3, 23.04. – С. 1.
Богаевсков Аким Константинович, подхорунжий (станица Старочеркасская) — № 3, 23.04. – С. 4.
Быкадоров Пантелей Макарович, вахмистр (станица Митякинская) — № 4, 30.04. – С. 2.
Владимиров, войсковой старшина — № 4, 30.04. – С. 1.
Волохов, подъесаул — № 2, 16.04. – С. 1.
Жутнев, подъесаул — № 4, 30.04. – С. 1.
Инютин, полковник командир полка — № 4, 30.04. – С. 1.
Карпов, сотник — № 2, 16.04. – С. 2.
Козин, есаул — № 2, 16.04. – С. 3.
Коноводов Илья Емельянович, урядник — № 7, 21.05. – С. 2.
Кочетков, подъесаул — № 2, 16.04. – С. 1.
Краснов Иван Яковлевич, подхорунжий — № 7, 21.05. – С. 1.
Кундрюцков Иван Васильевич, подхорунжий (станица Нижне-Кундрюченская) — № 5, 07.05. – С. 3.
Лобов Иван А., урядник (станица Казанская) — № 7, 21.05. – С. 2.
Меркулов Георгий Иванович, приказный (станица Скуришенская) — № 3, 23.04. – С. 3.
Миронов, хорунжий — № 4, 30.04. – С. 1.
Петров, войсковой старшина — № 2, 16.04. – С. 4; — № 4, 30.04. – С. 1.
Поляков Андрей Николаевич, подхорунжий (станица Филипповская) — № 5, 07.05. – С. 3.
Пономарев Иван Яковлевич, урядник (станица Луганская) — № 4, 30.04. – С. 2.
Попов Илья, подъесаул — № 4, 30.04. – С. 1.
Попов Степан, полковник — № 4, 30.04. – С. 1.
Попов, подъесаул — № 2, 16.04. – С. 2.
Реденков, хорунжий — № 2, 16.04. – С. 2.
Ремчуков Дмитрий Емельянович, урядник (станица Клетская) — № 7, 21.05. – С. 1.
Самохин Константин Петрович, вахмистр (станица Ермаковская) — № 5, 07.05. – С. 3.
Траилин, полковник командир полка — № 5, 07.05. – С. 2.
Харламов, подъесаул — № 2, 16.04. – С. 1.
Хлюстиков, коллежский регистратор — № 4, 30.04. – С. 1.
Храмов, подъесаул — № 4, 30.04. – С. 1.
Чернецов, подъесаул (станица Калитвенская) — № 1, 09.04. – С. 1.
Юскин Исаак Иванович, подхорунжий (станица Новониколаевская) — № 3, 23.04. – С. 2.

Места нахождения и хранение номеров приложений «Донские областные ведомости» 1915-1917 гг.

Государственный архив Ростовской области (ГАРО) – 1915 г. (№ 5-16, 18-19, 21-33, 35-38, 41).

Донская государственная публичная библиотека (ДГПБ) (м/ф) – 1916 г. (№ 1-12, 14 – 16 (нет 4-й стр.), 17 – 18, 20 – 45 (нет 1-й стр.), 46 – 52); 1917 год (№ 3, 6 – 8, 11 (отсутствие 1и 2-й стр.) – 14).

Новочеркасский музей истории Донского казачества (НМИДК) – 1916 г. (№ 1, 3-6, 13, 15-19, 22, 25, 27, 29, 30, 33-36, 41, 45, 48, 50); 1917 г. – (№ 2, 3, 7, 10-12).

Российская государственная библиотека (РГБ) – 1915 г. (№ 1-11, 13, 15, 17-21, 23-30, 32-33, 40); 1916 г. (№ 1-19, 21-27, 29, 31-41, 43-52); 1917 г. (№ 5-8, 10-14).

Российская Национальная библиотека (РНБ) – 1916 г. (№ 1-12, 14 – 16 (нет 4-й стр.), 17 – 18, 20 – 45 (нет 1-й стр.), 46 – 52); 1917 год (№ 3, 6 – 8, 11 (отсутствие 1и 2-й стр.) – 14).

Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина в г. Новочеркасск – 1915 г. (№ 1-42).

Места нахождения и хранение номеров приложений «Вольный Дон» 1917 г.

Российская Национальная библиотека (РНБ) – 1917 г. (№ 1-9).

Список фотографий в приложениях к Донским Областным ведомостям 1915 г. А — КСписок фотографий в приложениях к Донским Областным ведомостям 1915 г. Л — ЯСписок фотографий в приложениях к Донским Областным ведомостям 1916 г. А — КСписок фотографий в приложениях к Донским Областным ведомостям 1917 г.

Возникли вопросы? Обращайтесь в нашу справочную службу — СПРОСИ КРАЕВЕДА.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

День казачки и современность

Казаки назвали эту памятную дату «бабий день» и не забывали отмечать. В 20 веке после революции и последующих событий многие казачьи традиции были забыты, частично или полностью. И только теперь они начали восстанавливаться. По новому стилю этот день отмечается 24 июня как общенациональный казачий праздник. На него в станицу Наурская приезжают делегации казаков с других краев и областей.

На праздновании Дня казачки.

Праздник идет по всем казачьим традициям. Проводятся показательные соревнования по джигитовке, устраиваются концерты с исполнением казачьих песен и традиционной казачьей лезгинки – наурской.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

История возникновения праздника

В 1768 году началась первая тяжелая русско-турецкая война. Для защиты южных и кавказских рубежей основывались все новые поселения. Екатерина Великая повелела переселить на Терек часть казаков с Волги для укрепления новых линий обороны. В 1771 году переселенцы основали 5 новых станиц. Среди них была и станица Наурская.

Казачья станица на Кавказе – это практически полноправная крепость. Потому что жили казаки- терцы с самого начала во враждебном окружении. И русско-турецкая война добавила напряженности в отношениях с местным населением. Поэтому станица Наурская была обнесена укрепленным валом и имела орудия.

Казачки обучаются стрельбе.

В 1774 году в июне основная часть казаков была в походе. В станице оставались, как говорится, только стар да млад: женщины, дети, и немногочисленная легионная команда. К тому же день 10 июня был праздничным, все станичники пошли в церковь. И когда они только выходили, пришла страшная весть, что к станице движется войско неприятеля.

Соединенные силы турок, крымцев и горцев, собравшие большую армию, ставили перед собой задачу полностью уничтожить все русские поселения на Тереке. Одной из целей стала Наурская.

Станицу Наурскую обложило крымско-турецкое войско, состоявшее примерно из 8 или 9 тысяч воинов. Все они знали, что защитников-казаков в станице нет, вот и понадеялись на легкую добычу.

Казаки из станицы.

Легкой добычей Наурская станица не стала. Руководил обороной казачий полковник И. Савельев. Все имевшиеся в наличии защитники-мужчины отправились к орудиям на укреплениях. Только было их очень мало по сравнению с вражеским войском. И тут им на помощь пришли женщины, по случаю праздника одетые в лучшие свои сарафаны. Переодеться, они, естественно, не успевали. Враги пошли на штурм крепости-станицы.

Казачки помогали таскать тяжелые чугунные пушки, чтобы направить на те места, где была угроза прорыва обороны. Они стреляли из ружей и разогревали на кострах смолу и кипяток, чтобы лить на головы нападавших. По легенде даже щи и борщи, приготовленные к празднику, были вылиты на головы врагам. Казачки не боялись идти в рукопашную, отбивая неприятельский штурм косами, серпами и вилами.

Не только взрослые женщины, но и совсем молодые девушки сражались наравне с мужчинами. Они даже умудрялись вырывать оружие у нападавших, чтобы этим же оружием их и убить. Одна отважная казачка косой отрубила голову неприятелю и забрала его ружье, из которого потом и стреляла.

Штурм длился более 12 часов и был отбит. Убитых среди нападавших по разным подсчетам оказалось около 800 человек, по тем временам огромные потери. Силы оборонявшихся таяли, они надеялись на помощь войск из Моздокской крепости. Но командир не мог оставить крепость, т.к. ей тоже угрожали войска неприятеля. Недалеко находилась станица Червленная, но послать туда сообщение с просьбой о помощи было невозможно.

На следующий день бой продлился. Но неожиданно неприятельское войско начало отступать. Выстрел из пушки казака Перепорха очень удачно попал в шатер турецкого военачальника и убил его племянника. Турки посчитали это плохим знаком. И прекратили осаду.

Казаки Кавказской казачьей дивизии.

Кстати, это войско было впоследствии разбито и его остатки ушли обратно, за границу. Задача по уничтожению русских поселений на Тереке не была выполнена. Как не удалось ее выполнить и впоследствии.

Это был первый бой на терской земле, в котором принимали участие казачки. Впоследствии им пришлось привыкать к военной жизни в этом краю и часто помогать мужчинам в сражениях.

Женщины-казачки.

Екатерина Великая высоко оценила боевой дух женщин-казачек. Защитницы станицы были награждены медалями за турецкую войну. И десятилетия после этого сражения местные женщины с гордостью носили эти награды. Многие годы спустя терцы, увидев горца с обожженным лицом нетолерантно шутили: что, мол, казачьих щей под Наурской попробовал? В самой станице в честь победы насыпали холм Славы.

Можно, конечно, сказать, что защитникам Наурской повезло, меткий выстрел помог снять осаду. Но если бы не мужество женщин станицу захватили бы в первый же день. И тогда ее защитников уже ничто не спасло бы.

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector