Что носили донские казачки: стереотипы и реальность
Содержание:
- Чтобы привлечь покупателя, дагестанские мастера-скорняки даже меняют привычный консервативный дизайн.
- Исторические корни папахи
- Шапка для казака – символ чести
- Обувь
- Женский костюм
- Обувь
- Женский национальный костюм
- Головные уборы и прически терских казачек
- Кумычки, чеченки и ногайки
- История костюма
- Виды папах
- Папаха как элемент военной формы одежды
- Отличие одежды кубанских от донских казаков
Чтобы привлечь покупателя, дагестанские мастера-скорняки даже меняют привычный консервативный дизайн.
Любимый на Кавказе головной убор папаха снова в моде. Чтобы привлечь покупателя, дагестанские мастера-скорняки даже меняют привычный консервативный дизайн. Цены доходят до нескольких тысяч долларов, ведь без папахи, как выяснил корреспондент НТВ Омар Магомедов, тебя могут и не узнать.
От заказов нет отбоя, здесь работают без выходных и праздников. Шайху Шугаипов признанный мастер по изготовлению кавказских папах. Среди его постоянных клиентов известные артисты и политики. Технология шитья, в этой семье, со времен прадедов почти не изменилась. Процентов на 90 это ручная работа.
Клиент: «Он лучший, признанный мастер в нашем районе».
Опытные покупатели приходят с индивидуальными заказами. На этот случай у мастеров хранятся сотни шкурок каракуля. Их специально завозят со Средней Азии местные не выдерживают конкуренции. Качество определяют по нескольким параметрам: природный блеск, длина шерсти и красота узора. Самую ценную шкурку на днях обменяли на новенькую иномарку.
Шайху Шугаипов, мастер по изготовлению папах: «Их носили и будут носить. Это наш традиционный головной убор Дагестана».
На базаре можно найти папаху на любой вкус, фасон и кошелек. Большая часть покупателей люди старше 40, молодежь в этих рядах появляется редко. Носить папаху сейчас не модно, но некоторые все же прицениваются.
Чтобы увеличить число клиентов, мастера пошли на эксперимент. Местной молодежи предложили папахи на современный лад. По желанию, их комбинируют с мехом и пришивают козырьки.
С этим головным убором связаны многие обычаи горцев, чаще они касались взаимоотношений между юношей и девушкой. Строгие нравы гор запрещали молодым людям открыто общаться. Идти сватать страшно а вдруг откажут!?
Чтобы понять, интересен ли молодой человек своей избраннице, он незаметно для всех подкрадывался к окну девушки и закидывал папаху. Так называемую разведку порой совершали сразу несколько молодых людей. Если папаха оставалась в доме и не вылетала обратно, можно с полной уверенностью отправлять сватов. Остальным приходилось искать счастья в других окнах.
Вековая любовь к папахе у народов Северного Кавказа вполне объяснима: не требует особо ухода, летом в ней прохладно, зимой тепло. В условиях гор, когда перепады температур достигают десятки градусов, без папахи не обойтись.
Омар Бегов: «Если я выхожу в коридор без папахи, они не здороваются со мной, не узнают меня. Я говорю, вы что не здороваетесь? Они мне: „Ой, Омар Омарович, мы Вас не узнали“».
Узнать его без папахи почти не возможно. Головной убор настолько влился в образ известного дагестанского политика, что коллеги по работе воспринимают ее почти как прическу. Если есть голова, на ней должна быть папаха.
Новости СМИ2
Исторические корни папахи
Слово «папаха» имеет корни тюркского (азербайджанского) происхождения. В дословном точном переводе, означаемое — шапка. На Руси, папахами, такие шапки стали называть только в XIX веке, в период участия казаков в Кавказских войнах, а до этого использовали разные названия. Самые распространенные были клобука или трухменка, как ее называли в донских войсках.
События революции ввели ограничения на ношение национальной одежды. Папахи исчезли из официальной формы, однако бережно хранились в семьях всех потомственных казаков. Позже, в казачьих частях было разрешено носить кубанки и папахи. Донце шапки выполнялось из сукна, имеющего цвет, отличающий принадлежность к тому или иному казачеству. Сверху нашивались две полосы-галуна в виде креста.
Шапка для казака – символ чести
Наверно ни один головной убор не имел такого великого смысла. Ведь с кубанкой шли в бой, с ней решались важные судьбоносные вопросы. За отворот клали деньги, драгоценности и ценные бумаги, вшивались иконки, молитвы, написанные женами и детьми.
По внешнему виду– это шапки судили о социальном положении человека. Самые дорогие и почетные шились из особо ценного каракуля. Сбить казачью папаху с головы означало оскорбление. А если снимали ее и ударяли о землю означало, что казак готов идти до конца или биться насмерть.
Она играла важную роль в жизни казака. Если он собирался жениться, то забрасывал ее в окно любимой девушки. Это означало фактическое сватовство. Когда выбирали атамана, то он одевал шапку трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных кубанок. А остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.
Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины. Если же казак решался жениться на вдове, то он приносил шапку убитого мужа к родовой реке и пускал ее по воде, приговаривая о чистоте своих помыслов, и прося прощение.
Как носить кубанку – это отдельный вопрос. Специфика кроя шапки такова, что она не позволяет опустить или наклонить голову. Тем самым, одним своим присутствием на голове, она воспитывает гордость, достоинство, формирует щеголеватую осанку.
После революции эти шапки были под запретом. Их заменили на буденовки. Но несмотря на это, их по-прежнему любили и носили как в белой армии, так и в красной. Красноармейцы украшали кубанку красной лентой поперек. Об этом свидетельствуют старые фотографии, художественные и документальные киноленты тех времен. В 30-х годах их снова вернули в строй как элемент военной одежды. Но с обязательной красной звездой. Во время Великой Отечественной войны они были популярны у командного состава.
Сегодня традиционный головной убор перестал быть повседневным. Одевают его по праздникам и особым случаям. Но тем не менее, ничего не забыто, современники чтят традиции предков. У казаков эта шапка – знак отличия. Носить ее достоин лишь морально сильный, физически крепкий. Ради нее проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Кубанка – это великая честь и ответственность перед общиной, семьей и страной.
Испытания на право ношения
Такие испытания-соревнования проводят во многих общинах. Они проходят в несколько этапов, и содержат как теоретические задания, так и практические, проверяют уровень физической подготовки и умение работать в команде. Одно из основных соревнований – командный марш-бросок на 5-7 км. Цель которого преодолеть все препятствия и дойти к финишу в полном составе.
https://youtube.com/watch?v=3G0tPSWmHHA
Так же проводятся рукопашные бои, в которых важно показать не только навыки защиты, но и навыки активно вести бой. Проверяют знания по истории, ориентировки на местности, навыки владения оружием
По итогам опытные казаки решают кто из молодежи достоин носить кубанку. И в торжественной обстановке вручают головной убор победителю.
Обувь
Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.
У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:
- Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
- Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
- Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
- Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
- Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
- Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
- Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.
В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.
Женский костюм
Национальный костюм Дагестана женский имеет различные вариации исполнения. Убранства отличаются разнообразной цветовой гаммой, отделкой, кроем и украшениями. Женская одежда намного больше, чем мужская, сохранила свою самобытность и отражает этнические особенности, обычаи и нравы. Национальный костюм Дагестана, рисунок которого представлен выше, является истинным тому доказательством.
Дагестанская женская одежда разнообразна по используемым материалам, цвету, форме, декору и художественной композиции. Эти характеристики могут указывать на социальное положение обладательницы, возраст и благосостояние.
Обувь
Дагестанская обувь отличается большим разнообразием фасонов и материалов, используемых для изготовления. Ее шили из кожи, войлока или шерсти. Огромным разнообразием отличается вязаная и войлочная обувь. Изделия из кожи имеют меньше характерных черт и особенностей. Это обуславливалось тем, что с кожей работали только мужчины, которые в большей степени были связаны с внешним миром и соответственно они подвергались значительному культурному влиянию со стороны.
Большое распространение получила комбинированная обувь. Женщины отдавали свое предпочтение кожаной обуви со вставками из войлока, бархата, сукна или парчи. Вставки ткали золотом и вышивали на них всевозможные традиционные узоры шелковыми нитями.
Женский национальный костюм
Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.
Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.
Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.
Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.
Нижнее платье
Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.
Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.
Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.
Верхнее платье
Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.
У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.
Речь пойдёт о папахе.
Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:
- долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
- в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
- с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
- с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
- перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
- во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.
Грузинская шапка из овчины
Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.
Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.
Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.
Трухменки подразделяются на следующие виды:
Предназначение
Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:
Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.
- Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
- Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
- Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
- Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
- Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.
Головные уборы и прически терских казачек
Сорочка
Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .
- Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
- Часть головного убора «Сорочка»
- Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»
Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.
- Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
-
Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.
Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)
-
«Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке
Шлычка
Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.
Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край
Куталка
— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.
терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере
«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»
«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»
«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»
Кумычки, чеченки и ногайки
У чеченок и кумычек традиционными считались распашные платья с широкими длинными юбками. Их украшали искусно изготовленными поясами и двойными застежками. Из головных уборов девушки предпочитали кружевные платочки.
Ногайские костюмы сильно походили на среднеазиатскую одежду. Убранство отличалось наличием крупных орнаментов и украшений из серебра. Женщины отдавали предпочтение стеганным кафтанам-бешметам. На голове молодые девушки носили красивые тюбетейки, а женщины старшего возраста – платки.
Национальный костюм Дагестана является ярким проявлением культуры этого народа. Независимо от отличий, которые связаны с историей различных этносов, но все же в художественном плане всем нарядам присущи одинаковые характерные черты. Возникновение этой одежды своими корнями уходит в глубокое прошлое, когда ее предназначением было абстрагирование своего обладателя от собственного индивидуального начала. Одежда в первую очередь демонстрировала причастность человека к определенному коллективу или жизненной ситуации, в которой он оказался.
Источник
История костюма
Национальный костюм Дагестана отшлифовывался в течение многих столетий, согласовывались все элементы, все лишнее отсекалось, сохранилось лишь самое доступное, понятное и дорогое людям, которые вкладывали в убранство свое понятие о красоте.
В XIX веке излюбленной и распространенной формой одежды среди женщин были рубахи, похожие на туники. Для девушек они служили и платьем, скрывающим строение фигуры и придающим эффект монументальности. При этом нарядные убранства в крое ничем не отличались от повседневных. Назначение костюмов выражалось с помощью цвета и фактуры ткани.
В XIX-XX веках женщины из богатых семей также носили и отрезные платья, многие фото национального костюма Дагестана являются тому подтверждением. Их шили из дорогих тканей и надевали по торжественному случаю. Подобное убранство могла позволить себе лишь зажиточная женщина, поскольку расход ткани на его изготовление идет немалый.
Помимо этого, в XIX веке широкое распространение получил бешмет – верхняя одежда, похожая на кафтан со стоячим воротом, который постепенно завоевал популярность и любовь среди жителей Дагестана. Позже именно приталенные бешметы стали заменой платью-рубашке. Линия талии служила главной опорной линией, а силуэт выделяли складки и сборки, расположенные ниже пояса. Встречались укороченные и стеганые бешметы на подкладке
Виды папах
Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.
Справка! Донцем называют верхнюю часть головного убора.
Кубанка, клобук и трухменка
Разберём, как выглядят разные виды папах:
Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.
Справка! В регионах севера в качестве материала популярностью пользовались шкуры волков. Их не носили на охоту: волчий запах отпугивал добычу.
Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.
Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:
- синий у терских казаков;
- красный – у донских;
- желтый – у астраханцев.
Важно! Получить кубанку может только человек с высокими моральными ценностями. На Руси до XIX в
папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха»
На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».
Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.
Справка! У атамана шапка отличалась серым цветом с красным тумаком. Ее шили из смушки баранов.
Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.
Папаха с тумаком
Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.
Справка! Обезоруженный войн мог биться шапкой с тумаками.
Из каракуля
У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.
Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.
Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.
Несколько дополнительных видов
Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.
«воронье гнездо»
Папаха как элемент военной формы одежды
В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе и Средней Азии. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году. В Русской армии применялись следующие папахи как головные уборы, на 1910 год:
- папаха белая курпея — для чинов Свиты, числящихся в казачьих войсках (приказы по Военному ведомству 1881 года, № 204 и 1882 года, № 90);
- папаха конвоя Его Величества (приказ по Военному ведомству 1898 года, № 36);
- папаха казачьего образца — для казачьих степных войск (приказы по Военному ведомству 1892 года, № 305 и 1909 года, № 518); у Уральского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск — с длинным мехом;
- папаха кавказская — для кавказских войск, Дагестанского конного полка и Осетинского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1882 года, № 121);
- папаха Туркменского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1895 года № 318);
- папаха Сибирских войск (приказ по Военному ведомству 1910 года, № 626).
В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск Вооружённых сил. Папаха царской армии с нашитой спереди красной лентой была головным убором и у революционных солдат. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — Матерчатого шлема («Будёновка»), красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии. Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема.
23 апреля 1936 года, НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную.
10 июля 1940 года форменная одежда и знаки различия генералов и Маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора. 26 января 1943 года приказом НКО СССР № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку.
В феврале 1992 года папаха снова была отменена приказом главнокомандующего Вооружёнными силами СНГ № 50 «О временных изменениях военной формы одежды на период с 1992 по 1995 годы», согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета (для полковников — из цигейки).
Как головной убор генералов и полковников Вооруженных Сил Российской Федерации папаха была введена указом Президента Российской Федерации от 08.05.2005 г. № 531. Снова отменена указом Президента Российской Федерации от 31.07.2014 г. № 544.
В ВМФ для адмиралов (генералов) и капитанов первого ранга (полковников) вместо папахи установлен специальный головной убор (меховая шапка с козырьком) из чёрного каракуля.
Отличие одежды кубанских от донских казаков
Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.
Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.
Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.
Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
КубанскиеДонские