Тайны чувашского костюма
Содержание:
- Презентация на тему: » Чувашский костюм.. Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях.» — Транскрипт:
- Особенности национальных нарядов разных этнических групп
- Особенности мужских костюмов
- Чувашские народные костюмы в музее с. Першино
- Традиционный костюм – традиционные материалы
- Свадебные наряды невесты и жениха
- Конструкция нарядов
- Ход НОД:
- Верхняя одежда и обувь
- Чувашский народный костюм
- Женские украшения с бисером
- Разновидности
- Аксессуары, обувь
Презентация на тему: » Чувашский костюм.. Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях.» — Транскрипт:
1
Чувашский костюм.
2
Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях сосредоточены связи времен, племен, народов, различных географических регионов Азии и Европы. По своей форме, характеру, содержанию, стилю орнаментации костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.
3
Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал — холст, сукно, кожа и т.п., для пошива праздничной и выходной одежды приобретали фабричные ткани. Из домотканого (изо льна или конопли) холста различных расцветок чуваши шили нательную одежду — рубахи кепе, штаны йем, детали головных уборов. Верхнюю одежду — кафтаны сахман, халаты шупар/пустав, чапаны асам шили из сукна, а шубы керек и тулупы талап — из овчины домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и множеством складок были предметом особой гордости их владельцев и воспевались в песнях.
4
Мужской чувашский костюм Мужской чувашский костюм состоял из длинной, почти до пят, белохолщовой рубахи туникообразного покроя, штанов, скреплявшихся на талии шнурками, халата, носившегося поверх рубахи, шляпы. В повседневности чуваши обувались в лапти с онучами, а состоятельные крестьяне и постоянно имели кожаную обувь. В зимнее время гардероб дополнялся теплой одеждой — шубой, тулупом, меховой шапкой, варежками и валенками.
5
В XX в. мужской костюм чувашей вытесняется общеевропейским. Поэтому судить о нем можно лишь по сохранившимся в музеях отдельным образцам. Обычный чувашский мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника, длиной несколько ниже колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин излюбленными красно- бордовыми узорами с черным контуром. В отличие от многих народов Урала одежда чувашей более лаконична, с резким отличием между более патриархальными формами костюма верховых и низовых групп.
6
Женский чувашский костюм Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак.
7
Размеры и формы сурпана и хушпу различались у низовых и анат-енчи: так у анат-енчи хушпу имел форму усеченного конуса, а у низовых — полусферическую форму с отверстием в центре. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Девичья застенчивость, скромность и мягкий характер, вместе с этим богатство души, чистота внутреннего мира отражены в этом уборе.
8
Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.
9
Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные — ама, шюлкеме, перевязь — тевет, наспинное — пусь хысе, подвески к поясам — сара, к сурпанам — сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.
10
Чувашская вышивка В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат- енчи и анатри — крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.
11
Работу выполнил: Смирнов Максим.
Особенности национальных нарядов разных этнических групп
Среди чувашей выделяют две этнические группы по проживанию относительно Волги: верховые (вирьял) и низовые (анатри). Между них находятся средне-низовые чуваши (анат-енчи), их говор ближе к вирьялам, а детали костюма — к анатри.
Анатри
Анатри многое позаимствовали у татарских народов. В вышивке основной цвет красный, а крупный геометрический рисунок переходит в растительный. В 19 веке анатри позаимствовали у купцов анилиновые красители для ткани. Повседневная одежда стала разноцветной под названием пестрядь. Тканые узоры в полоску и клетку – обычное явление. Праздничные и обрядовые одеяния остались белыми. Шапочка тухъя остроконечная, как воинский шлем, с наушниками, вышивкой из бисера и большим количеством серебряных монет. Сурпан замужней женщины анатри очень большой – до 2,5м. Его украшали позументом, лентами, кружевами, и конечно, вышивкой. Закреплялся он повязкой пус тутри.
Анат-енчи
У анат-енчи в узорах преобладают яркие краски салатового, жёлтого, красного цветов, присутствует и геометрический, и растительный орнамент. Пестрядь также стала их излюбленной одеждой. Тухъя анат-енчи очень похожа на шапочку анатри, но без острого кончика на макушке. Сурпан — уже и короче, чем у анатри, украшался кумачом, вышивкой и кружевом. Закрепляла его повязка масмак.
Вирьял
Традиции вирьял ближе к фино-угорским, так как они территориально соприкасались с горными марийцами. В орнаментах вышивки используются геометрический рисунок, тёмные тона зелёного, синего и красного цветов. Вирьял не приняли пестрядь и даже наказывали модников физически. Тухъя вирьял богато вышита, но серебра на ней гораздо меньше, чем у более южных соседей. Сурпан, по сравнению с предыдущими, был маленьким (всего 1,2-1,5 м) и узким. Его украшением была двухсторонняя вышивка с геометрическим узором, бисер и бахрома. Масмак – в виде узкой полоски цветной ткани, вышитой символами сотворения мира.
Особенности мужских костюмов
Летняя одежда
Мужские рубашки кепе имели разрез ворота справа. Повседневные рубахи были без украшений, праздничные и обрядовые вышивались по горловине, плечам, низу рукавов и подолу. В узоре присутствовали символы неба и огня. Еще мужчины носили штаны (йем) и безрукавку без украшений.
Теплая одежда
Мужской «демисезонной» одеждой были холщевые, суконные кафтаны или халаты. Зимой вместо полотняных надевали суконные штаны и овчинные шубы керек.
Одежда для мальчиков
Мальчиков одевали, как взрослых, только без ритуальной вышивки. Однотонный узор по вороту рубахи – единственное украшение.
Головные уборы
Мужчины носили летние шляпы ялкас из тонкого войлока и зимние шапки селек с высоким околышем и вытянутым верхом. Их не украшали.
Обувь
Летней обувью повсеместно были лыковые лапти особого плетения, с онучами или суконными чулками зимой. До XIX века валенки и сапоги были признаком богатства. В 19 веке появляются кожаные сапожки и у женщин.
Чувашские народные костюмы в музее с. Першино
Нас заинтересовал женский костюм. Для исследования старинного чувашского костюма мы выбрали два платья из Першинского краеведческого музея и одно платье моей бабушки, Пырковой Розы Александровны, 1951 года рождения, уроженки Вурнарского района деревни Анаткас — Абызово.
Первый костюм, подаренный музею Васильевой Лидией Васильевной интересен ручной вышивкой, кружевами и аппликацией. Все эти украшения находятся на подоле платья и рукавах ( Приложение I).
Второй костюм принадлежит Пичулевой Людмиле Александровне. Он заинтересовал нас своим покроем. В нем мы нашли сохранение традиций формы платья. Прослеживается силуэт туники, рукава заужены к кисти руки, клинья вставлены под мышками. Платье оформлено аппликацией и машинной вышивкой. Вышивка имеет символическое значение (огонь, солнце, вода, благополучие) (Приложение II).
Платье моей бабушки сшито на машинке из льняной ткани. Вышивка присутствует на подоле, рукавах и вороте. Бабушка сделала вышивку своими руками. Узор цветочный.
Все платья украшались фартуками или передниками. Фартук моей бабушки сделан из атласной ткани и украшен поясом из ленточек трех цветов: розового, белого, голубого.
Два современных костюма также были исследованы нами. Один костюм принадлежит Степановой Антонине Борисовне, а второй – Першинскому Дому культуры, костюм изготовлен в г. Чебоксары. В современных костюмах нет туникообразной формы, но сохраняется вышивка на груди, вороте, на поясе, рукавах и подоле (Приложения III и IV)
Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурбан – род длинного полотенцас вышитыми и обшитыми тесьмой концами.
тухьяхушпу
Сзади к хушпу пришивали длинный хвост, который украшали бисером монетами, тесьмой и т.п. В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье, шейное украшение из монет, нагрудное украшение, перевязь, которую носили через плечо, наспинное украшение, подвески к поясом, нагрудные украшения и сурбанные подвесы. Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами – ужовками, тесьмой, кумачом и т.д.
Образцы головных уборов также исследованы нами. Тухья принадлежит Гилевой Алевтине Семеновне (Приложение V) , хушпу — Пичулевой Людмиле Александровне (Приложение VI).
Основной обувью у мужчин и женщин были лапти. Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из из семи лычек с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно – из более узких полосок лыка и большого их числа (из 9, 12 лычек). У верховых чувашек рядом с головкой пропускали тоненькую веревочку – по ней женские лапти легко отличить от мужских.
Верховые чуваши носили лапти с черными толсто намотанными онучами, поэтому оборы делали до 2 м длиной. Низовые чуваши лапти носили с суконными чулками. Обертывание онучей и плетение их оборами требовало времени и умения. Женщины юго – восточных районов носили также суконные гетры. Валенки в прошлом носили состоятельные крестьяне.
Интересный экспонат нашего музея – чувашские лапти, подаренные Васильевой Лидией Васильевной. Мы сделали вывод, что они женские, так как сплетены из 12 лычек, носок у них узкий, сами они неглубокие (Приложение VII).
Народный костюм – это яркий феномен чувашской национальной культуры. Он символизирует грандиозный путь древней культурной традиции и отражает художественно – эстетические вкусы чувашского народа.
Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Образ девушки в орнаментированной рубашке и нарядном головном уборе тухья прочно вошел в сознание как символ Чувашии.
Традиционный костюм – традиционные материалы
По вековым традициям одежду чуваши делали сами. Полотно из конопли и льна, овечью шерсть ткали женщины в каждой семье. Девочек прясть, ткать и вышивать учили с детства. Для шитья верхней одежды использовали домашнее сукно, кожу, войлок.
Основным цветом в одежде был белый – естественный цвет полотна. Для придания большей белизны ткани выкладывали на снег ранней весной под яркие лучи солнца.
Цветные нити для вышивки получали окрашиванием пряжи отварами из коры дуба, корней и листьев марены и других растений.
Рубахи кепе из конопляного полотна носили и мужчины и женщины. Отличались они длиной, разрезом по вороту и обережной вышивкой.
Особенности женских нарядов
Летняя одежда
На женских рубахах вырез ворота был посредине, в орнаменте – обереги в виде Солнца. Считалось, что особые узоры защищают от злых духов. Вышивка и тесьма, которой закрывались швы, были чаще всего красного цвета. Он символизировал жизнь. Женщины поверх рубах носили фартуки или передники, тоже обильно вышитые. Не зря Чувашию называют краем ста тысяч узоров! На ноги надевали штаны, так как длина рубахи была примерно до середины икры. Комплект дополняли пояс сара и украшение на бёдрах яркая с вышивкой шёлком и шерстью, с бахромой. Орнамент символизировал устройство Вселенной.
Тёплая одежда
Верхней «демисезонной» одеждой у женщин были кафтан-халаты или суконные кафтаны. Зимней одеждой – овчинные шубы в талию.
ВАЖНО. Чем больше сборок было на шубе, тем богаче её хозяйка: больше шкур использовано при пошиве!. Одежда для девочек
Одежда для девочек
По одежде девочек можно было узнать и их семейное состояние: в верхней части рубашки у сирот вышивали одну косую полоску вместо двух. Другим украшением были простые узоры по подолу. С 12-14 лет девочки сами готовили приданое.
Головные уборы
Тухъя – шапочка незамужних девушек — похожа по форме на русский воинский шлем. Вышивка, бисер и прикреплённые в особом порядке монеты закрывали всю поверхность шапочки. Тухъи носили до замужества, а потом передавали младшей сестре.
Замужние женщины в будни носили сурпан – покрывало в виде полосы белой ткани с вышивкой. По праздникам – хушпу: шапку, полностью покрытую бисерной вышивкой и серебряными монетами. От затылка до пояса (иногда и ниже) к хушпу прикреплялась хури – широкая полоса также с рядами монет и бисерной вышивки. Чем длиннее хури, тем богаче её обладательница.
Свадебные наряды невесты и жениха
Особенно красивыми были свадебные наряды.
Женское свадебное одеяние с головным убором, ожерельями, нагрудными украшениями, браслетами, подвесками, кольцами весило около пуда (16 кг)! Поверх невесту накрывали белым покрывалом перкенчек с ритуальной вышивкой. В процессе свадебного обряда невесте девичий головной убор меняли на женский.
Жених одевался в расшитую рубаху, кафтан с поясом синего или зелёного цвета, сапоги и меховую шапку с монетой впереди.
ВАЖНО. Особым предметом был платок, который жених носил на плечах с момента успешного сватовства до самой свадьбы
Платок вышивала девушка заранее, а отдавала жениху. Это означало, что она согласна выйти замуж.
Конструкция нарядов
Белая рубаха (она же кепе) была неотъемлемым элементом как женского, так и мужского народного костюма. Конструкция рубахи была довольно простой: складывался холст конопли, а в бока вшивали клинья, расширяющие рубаху в нижней части. Рубахи для женских костюмов изготавливались с длиной 120 см и вырезом в центре на груди. Мужские рубахи имели аналогичные вырезы по бокам.
Мужские костюмы
Изначально чувашские рубахи с поясом для мужчин изготавливались свободными и длинными (до колен). Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры.
Женские костюмы
Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей.
Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты
Ход НОД:
Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходит в группу и встает в круг.
1. Художественное слово.
Здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня необычный день,но для начала я вам предлагаю пожелать друг-другу хорошего настроения:
(Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем).
Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.
Я желаю, чтобы глаза все видели.
Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.
Я желаю, чтобы рот говорил красиво.
Я желаю,чтобы руки рисовали аккуратно.
Я желаю,чтобы тело было здоровым.
Желаю всем счастья!
2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма
-Ребята посмотрите,пожалуйста,как необычно я сегодня одета! Как вы думаете,как называется мой наряд (чувашский национальный костюм).
Я вам хочу рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне (Фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски- тухъя, платье- кепе, а фартук-саппун.
Все,что вы видите,это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета,ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка-это достояние и гордость чувашского народа. Ею занимались буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов применялись бисер, монеты.
Красивый узор на одежде называется орнамент. Самое примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из геометрических узоров, близких по виду треугольников, квадратов, ромбов, полос, кружочков. По цветовой гамме наиболее распространенными являются красный, желтый, зеленый, черный и синий цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Ребята, а как вы думаете что означает желтый цвет?
Подскажу я вам загадкой.
Золотое блюдечко по небу катается,
Людям улыбается. Что это? (солнышко)
Правильно,желтый цвет-это символ солнца,дающего тепло. Чуваши считают,что пока солнце восходит,мир живет,а вместе с ним живет все,что есть на земле : цветущие луга, пшеничные поля и человек.
Ребята, а что означает зеленый цвет? (растительный мир)
Синий цвет-свод неба
Черный-земля (предки в большей части занимались земледелием)
3. Ребята, сейчас я предлагаю поиграть в игру «Выполни задание»
Я буду говорить слова на чувашском языке и выполнять действия по значению этого слова, а вы повторяйте за мной движения.
Ала супар-хлопают в ладоши;
Ала секлер-поднимают руки вверх;
Весер-движения определяющие полет птиц;
Ишер-плавательные движения;
Ларар-приседают;
Тарар-встают;
Сикер-прыжки на двух ногах;
Чупар-бег на месте.
Молодцы! На чувашском языке значит маттур.
А сейчас, ребята, я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем чувашскими художниками и будем разукрашивать чувашское платье. Скажите, а какие же цвета вы будете использовать в своей работе?
4. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь
(В качестве помощника используется кукла в чувашском наряде, которая гладит детей по головке и говорит «Маттур»)
5. Совместный анализ детских работ.
-Заканчиваем рисовать,наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, маттур! Поработали на славу. Какие цвета вы использовали в своей работе и что они означают? (индивидуальное обращение к детям)
-Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы! Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Возьмите,пожалуйста, свои работы отнесем их на выставку.
Посмотрите,ребята, какая красивая выставка чувашских платьев получилась.
Верхняя одежда и обувь
В качестве демисезонной одежды использовались халаты пустав, кафтаны сăхман, зимней — приталенные шубы кĕрĕк, для дальних поездок надевали длинные объемные тулупы из овчины или прямоспинные суконные чапан. Мужские головные уборы не отличались многообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки çĕлĕк.
Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые — с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.
Как у большинства народов Поволжья, детская одежда была подобна взрослой, но не имела богатой орнаментации и знаковых украшений.
Чувашский народный костюм
В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы — хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шелкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeс хyре (нахвостник), cyc туни тенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце) и др.
Одеяние девушки составляли кeпе (рубашка без кeскe — медальонообразных нагрудных узоров) с односторонними или двусторонними сунтaх, платок, яркaч, пиcиххи, головной убор тухья (у низовых с шишечкой, у верховых без этой детали), мaй cыххи (повязка — часть тухйи), тевет, сaрка (серьги), шaрcа, cуха (шейные украшения), ceрe, сулa, шълкеме, тeкeр и др. Отличительным элементом костюма невесты служил пeркенчeк (покрывало). Костюм девочек находил сходство с одеянием девушек, кроме украшений и вышивки.
Мужчины носили кeпе, йeм, сапоги, валенки, шляпу, шапку, а жених — cулaк, кeръ тутри (наспинной наряд), в руке держал саламат. Мальчиков одевали в костюмы, идентичные одежде взрослых, но без принадлежностей ритуального характера.
Во время жертвоприношений или свадьбы руководители церемоний должны были быть в вышитом халате шупaр. Предводители обрядов в руках держали хулa (прутик) или пилеш турачe (ветку рябины), что идентично с древнеиранским барэсманом (пучок прутьев, который жрец держал во время обрядовых действий).
Костюм вирьял относится к финно-угорскому типу одеяния, точнее, к костюму горных марийцев. Костюмы анатри и анат енчи близки друг к другу. Все три вида по своим происхождениям древние. Их параллели прослеживаются в культуре многих народов Евразии. Самые разные сходства встречаются в женских статуэтках древних земледельцев южных областей Средней Азии (4—3 тыс. до н.э.). Близкие параллели обнаружены в коропластике Согда эпохи Ахеменидов и первых эллинистических государств (2-я пол. 1 тыс. до н.э.) и особенно в терракоте Согда, Маргианы, Бактрии — Тохаристана Кушанской эпохи (индо-парфянское искусство, 2 в. до н.э. — 4 в.н.э.). Одинаковые принципы орнаментирования и ношения наблюдаются в скульптуре малой формы суваро-болгар Волжской Болгарии раннего периода.
В основе древней структуры костюма лежат космогонические представления о модели мира с небосводом, светилами, здешним и потусторонними мирами, что с развитием воззрений, миропонимания и социальной жизни постепенно стерлось в прошлых веках.
В современных условиях костюм всех трех видов, опираясь на традиции и эстетические нормы, находит свое развитие в профессиональном, самодеятельном и народном искусстве, больше всего в сценическом творчестве, выставочной деятельности.
Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (Материалы к этногенезу). Ч., 1960; Никитин Г. А., Крюкова Т. А. Чувашское народное изобразительное искусство. Ч., 1960; Трофимов А. А. Антропоморфизация модели мира и народный женский костюм чувашей // Труды НИИ ЯЛИЭ. Вып. 90. Ч., 1979.
Ефимова, А. А. Методика использования народных традиций в изготовлении девичьего национального головного убора тухья / А. А. Ефимова // Народные сказки и легенды в системе технологического образования и в творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства. – Чебоксары, 2011. – С. 62-68.
Максимов, Л. Одежда, обувь, головные уборы и украшения // Максимов, Л. Чуваши Восточной Сибири / Л. Максимов. – Иркутск, 2006. – С. 157-162.
Соколова, Светлана Георгиевна. Особенности эстетики изготовления головных уборов для женщин у древних чувашей / С. Г. Соколова // Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников : Учеб. пособие для психолого-пед. фак. вузов / С.Г. Соколова. — Чебоксары : Изд-во ЧГПУ, 2002. — С. 46-57.
Сергеева, Елизавета Ивановна. Девичий головной убор «Тухья для куклы» / Е. И. Сергеева // Сувениры. Как это делается : / Е. И. Сергеева. — Чебоксары : Новое Время, 2008. — С. 46-48.
Андреева, Лариса Николаевна. Техника изготовления головного убора девушек тухьи / Л. Н. Андреева // Женское рукоделие (работа с бисером) : учеб. пособие / Л. Н. Андреева. — Чебоксары : ЧГПУ, 2007. — С. 53-55.
Для современных дизайнеров обращение к традициям создания национального костюма становится источником вдохновения.
Женские украшения с бисером
Комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней составляют:
- женские головные уборы (хушпу);
- наряды на шею и грудь (у чувашей они называются ама, алка, мая);
- браслеты и кольца (они же сула и сере);
- маленькое зеркальце, которое крепится на пояс (тёкер);
- кошелёк для пояса (енчёк)
- подвески на пояс (йёс хуре).
Свадебный костюм
Чувашский наряд для свадьбы имел следующие интересные детали:
- платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором;
- рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс (стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг.);
- свадебный чувашский костюм имел одну немаловажную деталь, такую как – перкенчек (большой белый материал или покрывало) с богатыми вышивками по краям, под которым находилась невеста в течение определённого времени, после чего покрывало убирали и девушку переодевали в костюм замужней женщины;
- жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба.
Детские костюмы
Детские чувашские народные костюмы отличались богатством и роскошью вышивки. Одежды для девочек были довольно простыми и украшались тесьмой или несложными узорами, которые пришивали на подол. Голову покрывали обычными украшениями с бусами и тесьмой. Старшие девочки носили украшение с бисером, которое крепилось на пояс со стороны спины.
Костюмы для маленьких мужчин были достаточно простыми и отличались лишь ярким орнаментом на вороте.
Женские шапки и покрывала
В стародавние времена женские чувашские головные уборы были представлены шапками и покрывалами.
К покрывалам относились сурпаны (повязки на голову) различной длины, чалмы, платки и покрывала невесты, которые предназначались исключительно для замужних женщин.
Украшения-обереги
В богатом национальном костюме чувашки имеется очень много мелких, но достаточно важных деталей и украшений, указывающих на принадлежность, возраст и социальное положение женщины.
Многочисленные украшения женских нарядов (монеты, раковины, бисер) в первую очередь являются защитой от злых духов, неприятелей и различных опасностей. На праздники или свадьбы чувашки надевали полный набор украшений-оберегов, который весил больше 10 кг.
Разновидности
Женский
Женские рубахи вышивали по левой и правой стороне прорези на груди, на рукавах, по швам и подолу. Фундаментальным цветом вышивки был красный, а очертания оформлялись черными нитками. В вышивке попадались желтый, зеленый, и, реже — темно-синий цвет. Вышивка на груди выполнялась в форме розеток и ромбов.
Сложный асимметричный мотив вышивки присутствовал на рубахах женщин, состоящих в браке. Подол был вышит скромно и ритмично – на нем перемежались полосы разного размера, геометрические узоры и нашивки.
Набедренники носили в будни и праздники. При их изготовлении использовали нити из шелка и шерсти, вышивали фигуры, напоминающие деревья, листья, цветы, использовали нашивки. Набедренники украшались бахромой коричневого (или синего) цвета, которая придавала живость костюму во время движения.
Костюм девушки смотрелся скромно, в нем было немного вышивки, на рубахе отсутствовали нагрудные узоры (кеске), нарукавные узоры и наплечники. Считалось, что невзрачное, но опрятное одеяние сильнее оттеняет красоту и обаяние молодой женщины.
Головные уборы — сурпан, масмак, хушпу, пус тутри, надевали женщины в браке. Головной убор молодой женщины, назывался тухья.
Детский
В детском костюме отсутствовали статусное убранство и роскошная вышивка. Рубахи были простыми, из хлопковой или льняной ткани, штаны для маленьких детей шили с вырезом, штаны для детей постарше — без выреза. Также шили платья и тулупы.
Нарядная одежда девочек была простой, она декорировалась готовой тесьмой, пришиваемой на подол, либо незатейливым узором. На голову надевали простые украшения из бус и тесьмы. Девочки старшего возраста могли носить расшитое украшение с бисером (сара), крепившееся к поясу сзади.
Ворот рубашки мальчика украшали однотонным орнаментом.
Мужской
Мужской костюм включал в себя рубаху кепе, штаны (йем), сапоги, валенки, шляпу и шапку. Он был гораздо скромнее украшен вышивкой, нежели женский, но декор был тяжеловеснее. Знаки неба на плечах, огня на груди подчеркивали мужественность и значимость.
Халат из домотканой ткани белого цвета назывался шупар. На нем вышивали знаки огня и использовали шелковые нашивки. Вышивка располагалась на груди, плечах, спине, рукавах, подоле, но орнамент практически не копировал орнамент женского костюма. Фигуры вышивки изображали лошадей, растения, человеческие руки
Особое внимание уделялось наспинным колоритным узорам, а на рукаве вышивали знак границы миров
Мужской костюм дополнялся суконными шляпами с полями, меховыми шапками селек. Вышивка на них в основном изображала солнце и звезды.
Молодые парни носили платок на плечах, как символ того, что невеста выбрана и скоро состоится свадьба. Девушка прикладывала все свои умения к изготовлению платка и передавала его парню, принимая предложение о замужестве. Платок жених надевал во время свадьбы.
Аксессуары, обувь
Женский костюм включал в себя шейные, наплечные, нагрудные и поясные украшения. Когда-то они имели функции оберегов и талисманов, но со временем стали просто обозначать возраст и социальный статус обладательницы. Например, чем тяжелее и разнообразнее была расшивка хушпу, тем зажиточнее считалась владелица.
Представительницы прекрасного пола носили серебряное украшение с бисером (шулкеме). Женщины украшали себя нагрудником ама, разновидностью которого был нагрудник пус хысе (с частью, располагающейся на спине).
Также носили декорированное серебром и бисером украшение через плечо тевет. Женщины дополняли им свадебные одеяния, а девушки — праздничный образ. Украшением девушек было ожерелье ука с основой из холста или кожи, расшитой бисером, бусами и монетами.
Убранство замужней женщины — ожерелье суха – состояло из густой сетки бус различной величины, и нашитых монеток.
В обычной жизни вирьялы носили лапти, плетенные из липового лыка (сапата) с черными онучами, а анатри — с белыми чулками (тала чалха). В праздники надевали сапоги из кожи или башмаки, а в вирьялы — высокие сапоги, собирающиеся в гармошку. В 1900 г. для женщин начали производить высокие ботинки из кожи на шнуровке. В качестве зимней обуви использовались валенки.