Воинский этикет

Порядок представления военных

Младших по возрасту и по положению представляют старшим и начальникам. Мужчин независимо от возраста и положения — женщинам.

Обмениваясь рукопожатиями при знакомстве, придерживаются правила — первым подает руку тот, кому представляется его новый знакомый.

Представляя военнослужащего, следует указать его воинское звание.

Если знакомят только двух военных, то тот, кто знакомит, называет обоих представляемых. Это упрощает процедуру — им уже не нужно называть себя.

Сидящая женщина при представлении ей офицера может не вставать.

Примечательно, что мужчина, здороваясь с женщиной, первым руку не протягивает.

Актуальные вопросы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации

Актуальные вопросы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Информационно-воспитательная работа. Воинская дисциплина и пути ее укрепления. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.

реферат , добавлен 03.09.2007

Воинские ритуалы и традиции этикета в русской армии. Зарождение и развитие традиций. Воспитание личного состава на боевых традициях. Воинская обязанность и военная служба граждан. Основные права, свободы и гарантии социальной защиты военнослужащих.

курсовая работа , добавлен 02.05.2015

Роль советских Вооруженных Сил в защите Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Структура сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное содержание военных реформ Петра I.

презентация , добавлен 13.03.2010

Воинский труд, его и значение в современных условиях. Сравнительный анализ действующей системы денежного довольствия военнослужащих Российской армии и ведущих иностранных государств. Пути и методы совершенствование механизма мотивации военнослужащих.

дипломная работа , добавлен 29.10.2012

Назначение и задачи инженерно-авиационного обеспечения боевых действий и боевой подготовки авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Управление инженерно-авиационной службой. Инженерно-техническая подготовка личного состава авиационных частей.

контрольная работа , добавлен 06.07.2014

Перечень воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил (ВС) РФ. Соответствие должностей и званий. Форма и знаки отличия в ВС РФ. Ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Знаки различия военнослужащих в Российской Армии.

реферат , добавлен 24.02.2011

Требования к офицерским кадрам, содержанию и методике всестороннего обеспечения деятельности военнослужащих в Российской Федерации. Влияние современного боя на психику воинов. Особенности эмоционально-волевой устойчивости в процессе боевой подготовки.

курсовая работа , добавлен 19.04.2012

Правовая основа поведения военнослужащих. Понятие о воинских уставах Вооруженных Сил Республики Казахстан. Значение уставов в жизни и деятельности воинского коллектива. Сущность и значение воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению.

курсовая работа , добавлен 19.10.2012

Основы морально-психологического обеспечения боевой подготовки военнослужащих. Передовой отечественный и зарубежный опыт организации МПО личного состава. Рекомендации заместителям командиров подразделений по формированию готовности к ведению боя.

дипломная работа , добавлен 27.06.2012

Вооружённые Силы Российской Федерации как одна из самых сильных армий мира. Виды и рода войск. Общий состав боевой авиации. Потенциальный мобилизационный резерв. Сравнение вооруженных сил России и США. Организационная структура, военный бюджет ВС РФ.

презентация , добавлен 11.05.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Функции и структура

Воинский этикет недаром славится своей строгостью, ведь от правильного и однозначного соблюдения норм зависит само существование армии. Функции его довольно обширны и затрагивают практически все стороны жизни военнослужащих и общества.

  • Военно-политическая или общегосударственная функция этикета является определяющей и состоит в формировании боеспособного и патриотичного личного состава, способного не только эффективно защищать свою Родину в бою, но и формировать образ армии в глазах международного сообщества.
  • Дисциплинарная функция ориентирована на формирование внутреннего нравственного ядра военнослужащего, на знание уставов и корпоративных норм.
  • Служебно-регулятивная функция определяет внутренние взаимоотношения, строит иерархическую лестницу, вводит нормативы общения и обращения.
  • Воспитательная роль этикета заключается в повышении внутренней культуры военнослужащих, прививании им фундаментальных норм этики, таких как долг, честь и доблесть.
  • Эстетическая роль состоит, с одной стороны, в прививании индивиду основ хорошего вкуса, с другой – в формировании положительно воспринимаемого образа военнослужащего.

В структуре воинского этикета четко прослеживается деление на два основных элемента – систему воинских атрибутов и систему норм. Атрибуты определяют внешний вид военнослужащих, нормы же декларируют принципы взаимоотношений, коммуникации и личной ответственности.

Теперь о том почему же нельзя прикладывать руку к пустой голове

Существует три основных причины, из-за которых данный жест считается неуместным:

  1. Бессмысленность – по правилам, воинское приветствие проводится с учетом наличия головного убора. Его отсутствие делает жест неуместным.
  2. Завуалированное оскорбление – прикладыванием руки к пустой голове солдат вместо уважительного отношения показывает свое безразличие. Появление перед старшим по званию без головного убора относится к нарушению устава. Требованиями допускается его отсутствие во время ночного отдыха, приема пищи, проведения богослужения и всего остального, что относят к «мирской» жизни.
  3. Запрет на отдачу чести без головного убора прописан Уставом Вооруженных сил. В нем говорится, что «левая рука опускается по швам, правая подносится к фуражке или пилотке». Это значит, что исключений быть не может, руку не прикладывают к пустой голове.

Отдача чести и выполнение воинского приветствия – синонимичные фразы, но с момента развала Советского Союза второй вариант был закреплен в правилах, а первый отнесен к анархизму. Существует множество версий, объясняющих причины появления обычая приветствования военными друг друга:

  • рыцарская – открытие лица для подтверждения мирных намерений;
  • романтическая – условное прикрытие лица ослепленного рыцаря перед красотой дамы;
  • приветственная – шляпа придерживалась при обязательном поклоне, со временем осталось только подношение руки к козырьку;
  • английская – по предположению одного из журналов обычай вошел в обиход с подачи Англии и был связан с излишней громоздкостью головного убора солдата.

Приветствование военными друг друга относится к обязательным ритуалам, при нарушении нерадивый солдат может получить наказание. Отклонение от требований устава влечет за собой разбирательство на уровне подразделения или всей воинской части. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию с приветствием нужно запомнить закрепленные уставом положения.

Воинский этикет. 1. Из истории этикета.

  1. Правила поведения военнослужащих на службе и в общественных местах.

Воспитанность человека проявляется прежде всего в общении с другими людьми. Умение правильно вести себя, искусство общаться во все времена ценились очень высоко и во многом определяли как степень уважения человека в обществе, так и его продвижение по службе, успех в карьере.

При этом важно учитывать, что в области общения с другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо твердо знать правила приличия, принятые в данном обществе и применять их на практике, воспринимая их как норму. Особые требования к поведению человека предъявляет армия

Но и здесь знание определенных законов поведения — непременное условие нравственной свободы и естественности действий. Именно поэтому изучение требований воинского этикета позволяет лучше приспособиться к условиям армейской среды, с достоинством выйти из типичных и затруднительных ситуаций, встречающихся в жизни.

  1. Из истории этикета

Этикет — это система правил  поведения, важная  составная часть общей культуры человека. Веди себя так, как я предписываю, и ты будешь «своим человеком» в той или иной социальной группе. Если мораль определяет поведение человека стратегически (я поступаю так, исходя из моих внутренних убеждений), то этикет задает тактику поведения и касается внешнего проявления отношения человека к людям (я поступаю так, потому что так принято в этом обществе). Этикет затрагивает прежде всего обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежду. Проще говоря, этикет определяет как нужно двигаться и говорить, что одевать и как поступать в той или иной ситуации. Выделяют различные виды этикета. Дипломатический этикет включает правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов — на переговорах, приемах, обедах и т.д.; общегражданский этикет — это совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом в повседневных условиях жизни и работы; воинский этикет представляет собой свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их служебной и неслужебной  деятельности.

Дипломатический этикет. Дипломатический этикет и его реализация в современной практике

Основоположники
дипломатического протокола и этикета
разработали правила поведения дипломатов
и политиков во время проведения
переговоров. Длительное время руководители
государств и дипломатические службы
четко придерживались этих правил, но в
последнее время политики стали упрощать
протокольные требования.

Инициаторами
такого вольного толкования протокола
специалисты называют американцев. Титул
самого эксцентричного из них по праву
принадлежит Дж. Бушу. К примеру, президент
США Джордж Буш на переговорах, не считает
нужным ограничивать себя какими-либо
условностями, сидя в кресле, широко
расставляет ноги, стоя рядом с собеседником,
снисходительно похлопывает его по плечу
и пр. Психологи трактуют такое поведение
как символ властно-покровительственно-небрежного
отношения к коммуникациям. Можно добавить
к такой оценке лишь догадки об истинном
отношении Дж. Буша к стране, которую
представляет в этот момент его собеседник.

Виктор
Ющенко, президент Украины, скорее всего,
подражая в поведении своим американским
и европейским коллегам, имеет привычку
во время беседы закидывать ногу на ногу.
Такая манера сидеть не приветствуется
европейским протоколом; что же касается
дипломатов восточных стран, к примеру,
может привести к дипломатическим
недоразумениям.

В
арабских странах такая поза расценивается
как демонстрация полного неуважения к
собеседнику. Более того, она может быть
воспринята как оскорбление собеседнику
и может привести к прекращению
переговорного процесса. Психологи
характеризуют использование подобной
позы, как желание оградить себя от
собеседника, как стремление защититься
или как недовольство тем, что происходит
в данный момент.

Поведение
президента Франции Николя Саркози на
официальных встречах или переговорах
характеризуется специалистами протокола,
как достаточно вольное, поскольку манера
Саркози, усевшись в кресло, закидывать
ногу на ногу, считается недопустимой,
так же, как и черный костюм, черный
галстук и белая рубашка, которые,
зачастую, используются лишь в траурных
мероприятиях.

Психологи
трактуют позу «заложить ногу на ногу с
образованием угла» как демонстрацию
наличия соперничества и противоречий.
Генеральный канцлер Германии Ангела
Меркель не позволяет себе грубых ошибок,
хотя ее манера, сидеть во время переговоров,
закинув ногу на ногу, является также
грубым нарушением протокола. Если прежде
сидеть в кресле, закинув ногу на ногу,
было абсолютно неприемлемо в дипломатических
и политических переговорах, сегодня
уже имеются попытки анализировать и
даже оправдывать подобное поведение,
объясняя его европейской ментальностью.

Визит
в Россию 27 октября 2008 года президента
Вьетнама Нгуен Минь Чуета был очень
плодотворным. Между правительствами
наших стран было заключено множество
договоров, по результатам визита было
подписано большое соглашение о дальнейшем
развитии сотрудничества России и
Вьетнама в области экономики. Испортила
впечатление от встречи лишь мелочь:
Нгуен Минь Чует, входя в зал переговоров,
был полностью дезориентирован и не мог
понять, куда ему первоначально направиться.
В результате, он, абсолютно растерявшись,
протягивал кому-то руку в знак приветствия,
не видя президента России. После
некоторого замешательства, ему помогли,
наконец-то, повернуться лицом к Д.
Медведеву. Рукопожатие президентов
состоялось, но некоторое напряжение и
неловкость ощущались в поведении
президента Вьетнама. Такая ошибка — не
вина президента. Она непростительна, в
первую очередь, для протокольной службы
президента Вьетнама, поскольку именно
эта служба или чиновники, ее представляющие,
обязаны были уведомить своего президента
о последовательности каждого его шага
в официальной обстановке.

Нарушение норм

Пренебрежение правилами воинского этикета приводит к появлению неуставных отношений (дедовщине). Однако нарушение предписаний по несению службы не только основано на насилии. В некоторых случаях солдат привлекают к работе на даче высокопоставленных начальников. Невыполнение воинского приветствия младшим или старшим командным составом является нарушением норм этикета.

Эффективность работы в подразделении снижается в случае появления неуставных отношений.

Главными причинами дедовщины являются:

  • низкие моральные качества некоторых призывников;
  • вызывающее поведение плохо воспитанных солдат;
  • социальное положение юношей до призыва в армию;
  • халатное отношение командиров к выполнению служебных обязанностей;
  • отсутствие контроля над поведением бойцов.

Основные причины возникновения дедовщины в армии.

Курение

Сигареты и алкоголь несовместимы с поведением защитника Отечества. Курение разрушает здоровье военнослужащего и способствует развитию опасных заболеваний. У человека желтеют зубы, ногти, кожа лица, возникают проблемы с дыхательной системой.

Военнослужащий не справляется с физическими нормативами. Длительные и постоянные перекуры отнимают время, которое солдат мог бы потратить на саморазвитие или занятия спортом.

В воинских частях регулярно проводят санитарно-просветительную работу, выпускают стенгазеты, демонстрируют видеоматериалы, призывающие солдат и офицеров отказаться от вредной привычки.

Офицерская честь

Впервые слово встречается в сочинении герцога Филиппа Клевского (1573 год). Оно означало всякое лицо, занимавшее определенную государственную должность. И только к концу 16 века слово это приобретает современное значение.

Каково же определение понятия ? Это войсковой начальник, облеченный чином, который дается главой государства и обеспечивается существующими законоположениями. Офицеры составляют в войске особый класс, корпус офицеров, на который возлагается командование в бою и руководство обучением нижних чинов в мирное время.

На протяжении нескольких веков офицерский корпус в России был почти исключительно кастовым, сословным. Но уже в начале 20 века открывается доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения, а также нижним чинам, имеющим определенный образовательный ценз. Причем, все это нисколько не поколебало обособленного положения офицерского корпуса как особой категории лиц внутри армии и особого сословия внутри государства. Служа добровольно и по призванию (в отличие от срочной обязанности нижних чинов), именно офицеры в Российской империи были носителями воинской чести и в этом смысле составляли особое сословие. Отсюда понятие офицерской чести.

Огромную роль в воспитании офицерской чести сыграл Петр Великий. В те годы молодая русская армия испытывала огромную нехватку в офицерах. И русский царь не только приглашает на службу офицеров-иностранцев, но и всеми силами стремится поднять престиж офицерского звания среди русского дворянского сословия, главной опоры престола. Так, например, его указом был узаконен ритуал посвящения в офицеры. Интересно, что в офицеры посвящались только юноши из дворянских семей, которые прошли службу рядовыми в гвардейских полках (Преображенском, Семеновском).

А в честь побед русского оружия Петр I начинает проводить триумфальные шествия. Полки под знаменами, на которых изображались масличные ветви и лавры, под музыку торжественных бодрых маршей совершали церемониальные прохождения. Гремел ружейно-пушечный салют. Устраивались иллюминации и фейерверки. Триумфальные шествия стали предшественниками еще одного военного ритуала — военного парада.

Поддержанию офицерской чести служило и проведение полковых смотров. Этот ритуал начинался общим построением полка и торжественной встречей лица, назначенного царем для производства самого смотра.

Бывало, что смотр полков производил и сам царь. Проверялись форма одежды и состояние оружия. Демонстрировались ружейные приемы, перестроения, передвижения и воинские маневры. Смотр завершался торжественным прохождением полка.

Именно тогда, при Петре I, установились и укрепились традиции награждения воинских частей памятными царскими реликвиями.

Наиболее распространенными из них были стяги и штандарты, серебряные трубы и литавры.

Кстати, именно с Петра I солдаты-преображенцы начинают носить во время парадов красные чулки. Русский император ввел такую традицию потому, что солдаты этого прославленного полка в битве под Нарвой стояли на мосту, удерживая его от шведов по колено в крови и не дрогнули (1700 год). Традиция эта просуществовала более двух столетий и была уничтожена в 1917 году.

Честь — не что иное, как особенные правила основанные на особенном порядке, с помощьют которых народ или отдельный класс распределяет свою похвалу или порицание. / А.Токвиль /

Воинский этикет. Правила поведения военнослужащих

05.07.2018

Издревле воины, защитники Родины считались эталоном мужественности, примером человека чести и долга, а также воспитанности. Долг военнослужащего — быть верными слову и товарищам, защищать и помогать слабым.

Воинский этикет основывается на общечеловеческих правилах и законах морали. Но есть и отличительная особенность, а именно — воинский этикет подчиняется особым нормам, обязателен к исполнению и регламентирован воинским уставом.

Принципами, лежащими в основе воинского этикета, являются:

  • воинская субординация,
  • единоначалие,
  • воинская дисциплина.

Разберем несколько главных деталей этикета военнослужащего.

Внешний вид

Для военнослужащих обязателен опрятный вид. Отутюженная форма, соответствующая уставу; начищенные ботинки или сапоги для рядовых; чистые воротнички. По уставу запрещено носить форму неустановленного образца, либо совмещать ее с гражданской одеждой, а также носить знаки отличия или награды, не предусмотренные соответствующим приказом.

В российской армии офицерам подобает быть чисто выбритыми. Исключением являются усы, которые разрешены, но также должны быть аккуратно подстрижены.

Особо отметим, что правила, касающиеся ношения одежды, относятся и к тем, кто уволен в запас с правом носить военную форму.

Также здесь же стоит упомянуть о военной выправке: военнослужащий обязан иметь хорошую осанку, молодцеватую походку, не сутулиться или шаркать ногами.

Приветствие

Одним из старинных воинских ритуалов является жест «отдать честь». Одной из теорий происхождения такого жеста является такая: считается, что в средние века рыцари рукой приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за ним скрывается лицо друга.

В разных странах военнослужащие «честь отдают» по-разному, в российской же армии военные прикладывают правую руку к головному убору.  К обнаженной голове рука не прикладывается. Отдавать честь надо четко, пальцы руки при этом должны быть вместе, ладонь выпрямлена. При появлении старшего по званию, младшие по званию должны встать, если сидели, и отдать честь.

Речевой этикет

Помимо общечеловеческих требований этикета, таких как отсутствие бранных слов, косноязычности или другого неуважения к собеседнику, в воинском этикете существуют несколько особых правил.

Воинский устав запрещает употребление кличек или прозвищ, искажение воинских званий, а также грубость или фамильярное обращение к сослуживцам, несовместимое с понятием воинской чести и достоинства военнослужащих.

Командир, отдавая приказ, должен ясно его сформулировать, не допуская неверного истолкования или возникновения сомнений. А подчиненный, получив приказ, отвечает: «Есть», затем выполняет его.

Поведение в общественных местах

Согласно воинскому этикету военнослужащим запрещается:

  • появляться в нетрезвом виде на службе или в общественных местах, тем более в форме;
  • сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения;
  • курить на улице на ходу и в местах, не отведенных для этой цели;
  • держать руки в карманах одежды.

Военнослужащие обязаны:

Защищать честь и достоинство граждан.
Соблюдать вежливость и уважение по отношению к гражданским лицам.
Помогать женщинам, детям, пожилым людям, проявлять по отношению к ним особое внимание.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, типа пожаров, несчастных случаев и других стихийных бедствий всемерно оказывать помощь гражданам.

Во время боевых действий

Во время ведения боевых действий действуют особые правила для военнослужащего:

  1. Запрещены мародерство и грабежи мирного населения.
  2. Запрещено взятие заложников – как среди гражданского населения, так и солдат противника.
  3. Применять силу, оружие и атаковать разрешено только военные силы либо объекты противника.
  4. К военнопленным следует относиться с точки зрения гуманизма. Запрещено психическое или физическое унижение военнопленных.
  5. Запрещено убивать или наносить увечья противнику, который вышел из строя или сдаётся в плен.
  6. К мирному гражданскому населению относиться гуманно.
  7. Во время проведения боевых действий и выполнения боевых задач стремиться не причинять лишних разрушений зданий и инфраструктуры.
  8. Помогать раненым или больным независимо от того, на чьей стороне они воевали.

Важно, чтобы военнослужащий, являясь лицом армии или флота страны, должен соблюдать нравственные, моральные принципы и поддерживать положительный эстетический образ. Воинский этикет

Правила поведения военнослужащих Ссылка на основную публикацию

Воинский этикет. Правила поведения военнослужащих Ссылка на основную публикацию

Курение

Часто нарушение этикетных требований бывает связано с курением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызывать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопустимо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для курения только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Постоянное сплевывание на пол и даже на землю отнюдь не украшает мужчину, особенно в военной форме. В уставе Внутренней службы, кстати, говорится (ст.17), что военнослужащий «должен… воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».

Культура речи

Важным элементом культуры личности является культура речи военнослужащего. Недопустимо, чтобы армейский коллектив превращался в своего роду «школу злословия». Между тем сквернословие — нередко бич в воинских подразделениях.

Почему используется брань? Пожалуй, в большинстве случаев это стремление «быть своим» в определенной среди, найти общий, но увы, некультурный язык; во-вторых, это способ придать «плавность» речи при затруднении в подборе «нормальной» лексики; в-третьих, желание выглядеть «мужественным» и «самостоятельным»; в-четвертых, способ унизить другого человека путем грубого оскорбления. Но во всех случаях это прежде всего яркая демонстрация ограниченности, неразвитости, некультурности, хамства того, кто прибегает к «непечатным» выражениям.

Внешний вид

Еще одна важная составляющая служебного этикета, и не только служебного, — забота о своей внешности. Элегантный внешний вид — свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т.д. — показатель отсутствия деловых и нравственных качеств, необходимых в современном мире. Хотя провожают по уму, но встречают все-таки по одежке.

На улице

На ходу неприлично ни курить, ни есть. Бутылки из-под напитков, бумагу от мороженого и так далее следует бросать в урну. Если ее не оказалось поблизости, лучше взять мусор с собой и дождаться, пока урна не попадется на глаза.

Очень важно соблюдать этикетные требования при знакомстве. Это своего рода визитная карточка человека

Для того, чтобы познакомится, нужно представиться, четко и внятно назвать себя. Лучше, если вас представит кто-то другой, но это не всегда возможно. Как правило, первыми представляются младшие по возрасту и званию. А вот руку при знакомстве первым должен протянуть старший (или женщина). Когда представляют мужчину, он обязан встать. Женщине это делать не обязательно (если ее не представляют другой женщине, старшей по возрасту).

В гостях

Гостеприимство всегда было доброй российской  традицией.  Для  того,  что гости и хозяева получили удовлетворение от взаимного общения, следует соблюдать ряд правил этикета.

Первое правило гласит: если гостей будет достаточно много, учитывайте их взаимоотношения друг с другом. Нежелательно присутствие человека, приглашение которого будет неприятно ряду гостей. Его лучше пригласить отдельно. Хозяевам рекомендуется предупредить приглашаемых о тех людях, кто будет на встрече кроме них. Приглашать следует за несколько дней до намеченной встречи. Гости должны или заранее спланировать свое время, или отказаться. Невежливо отказываться от приглашения за несколько часов до мероприятия. Не принято ходить в гости без специального приглашения.

В театре, музее, кино

В театр и кино следует приходить заранее, чтобы иметь возможность не спеша снять верхнюю одежду, привести  себя  в порядок,  при необходимости -осмотреть сам театр, купить программку, найти свои места. Женщина в театре проходит к своему месту первой. Но сидеть она должна справа от мужчины. В ложе впереди сидят женщины, за ними — мужчины. Партнер придерживает сиденье стула, когда на него садится дама.

До начала спектакля следует проходить к своему месту, повернувшись лицом к уже сидящим зрителям. Если проход узок, то сидящие мужчины, как правило, встают. Некрасиво сидеть, склонившись друг к другу головами, или тем более обниматься. Этикет строго запрещает непредусмотренное нарушение тишины в зрительном зале: шуршание конфетными и шоколадными бумажками, громкое кашлянье или чихание, высказывание вслух своего мнения, подпевание мелодии, выбивание такта рукой и тем более ногой. Женщине не следует злоупотреблять духами. Тишину и порядок следует соблюдать и в музейных залах. Недопустимо громкое и категоричное высказывание своих суждений об увиденном, особенно отрицательных.

Правила поведения в общественных местах

Военнослужащий в общественных местах должен культурным и внешне, и внутренне. Помимо чистого и аккуратного внешнего вида, военный должен быть дружелюбным и вежливым, довольно скромным и учтивым, внимательным к окружающим людям и миру

Он должен быть готов помогать людям, обращать внимание на то, что происходит вокруг него. Если вести себя по-другому, у людей сложится плохое мнение и о солдатах, и об армии, так что личный долг каждого солдата — восхвалять армию своими действиями, а не позорить ее

Пристальное внимание обращают на вредные привычки бойцов. Во время дежурства, военнослужащим не стоит пить алкоголь и курить, ругаться, вести себя развязно и фамильярно

Это не только негативно влияет на репутацию, но и может навредить, принести неудобства окружающим.

Воинский этикет — правила нравственного и правильного поведения солдат, которые необходимо соблюдать как в военной части, так и в общественных местах. Военный этикет играет большую роль в жизни солдат и армии, выполняет 5 важных функций и состоит из атрибутов и нравственных норм, которые заключаются в поддержании внутренней и внешней культуры.

https://youtube.com/watch?v=AQr7yoeH_ic

Честь мундира

При Петре I укрепилось понятие чести военного мундира. С его легкой руки появляется много новых традиций в ношении военной формы. Так, например, произошло с гусарами-александрийцами. То были знаменитые Черные гусары, 5-й гусарский Александрийский полк.

Рядовые и офицеры этого полка носили , а на головном уборе знак — череп со скрещенными костями. Их еще называли — , или . Это название было дано им, как говорят, князем В. Г. Мадатовым. А произошло это сразу после боя с французами в августе 1813 года, когда гусары разгромили два полка тяжелой кавалерии Наполеона. Они с честью продолжали носить свою черную, прославленную во многих битвах форму. В ней же они встретили и Первую мировую войну.

Интересна и их дальнейшая судьба. Некоторые александрийцы во время Гражданской войны перешли на сторону Красной Армии. А в 1918 году в составе красных частей появляется отряд александрийцев, по-прежнему одетых в свою гусарскую форму. Командовал ими К. П. Ушаков, в прошлом корнет-александриец. Через год в белой армии был воссоздан Александрийский гусарский полк. Вооруженных сил Юга России участвуют во множестве боев. А завершают боевой путь в 1920 году в Крыму. Часть александрийцев не расставалась со своей формой даже в эмиграции.

К другим воинским дореволюционным формированиям, десятилетиями носившими традиционный мундир полка, относились синие, желтые и красные кирасиры, а также знаменитая дворцовых гренадер. История их возникновения необычна. Оказывается, красочное облачение, за которое их прозвали , было придумано Николаем I. Знаток военных форм, к тому же и сам прекрасный рисовальщик, он прорисовал все, начиная от огромных медвежьих шапок, красных мундиров и кончая даже формой усов и бакенбардов этих красавцев. Ружья имели красные погонные ремни и чуть расслабленные (по императорскому же предложению) винты, дававшие при легкое звяканье. Офицеры носили одни лишь бакенбарды. А унтера и гренадеры — и усы, и бакенбарды .

Огромная шапка, казавшаяся по виду тяжелой, была легче любой каски или кивера.

Интересная подробность — когда форма создавалась, конечно, больше думали о престиже , о чести мундира. А форма оказалась, помимо ее изысканной красоты, еще и столь удобной, что продержалась вплоть до падения самого Зимнего дворца.

Понятие чести мундира проявилось и в Красной Гвардии. Это были очень длинные шинели (кавалерийского типа) с застежками- — красными у пехоты и синими у кавалерии.

Не стоит удивляться, что мысль о мундире увлекает части Добровольческой армии. Так, например, личный конвой генерал-лейтенанта Андрея Шкуро, его была облачена в особые шапки из волчьего меха. Кроме того, он вводит и особый боевой клич, подобный волчьему вою, и приветствие командира в виде волчьего подвывания. А практика эта шла еще со времен Первой мировой войны.

Тогда молодой Шкуро командовал особым партизанским отрядом, отличаясь отчаянными налетами на германские тылы. В гражданскую же лично водил в атаки свою , быстро выросшую в дивизию.

Носил , им же самим и сочиненную, генерал Яков Слащев, георгиевский кавалер и предводитель обороны Крыма в 1920 году. Он появлялся на боевых позициях в белом доломане и лиловых чакчирах (гусарская форма). А генерал Петр Врангель хотя и не задумывался особенно о военном облачении, но почти постоянно носил черную черкеску, за что его называли Черным бароном.

Атрибутика

Внешний вид солдат должен быть максимально опрятным и красивым: солдаты должны быть чисты, выбриты, стоять и шагать с прямой осанкой, не нарушать строевой шаг, а их снаряжение, оружие, награды и форма не должны быть ничем запачканы. Солдаты должны поддерживать аккуратный внешний вид, так как они представляют не только себя, но и армию, а судят об армии во многом по внешнему виду солдат.

Особенно строго надо следить за формой и за оружием

Эти два атрибута регламентируются законом, поэтому к форме и к оружию уделяют пристальное внимание

Форма, по приказу Минобороны РФ, должна содержаться в чистом виде, ее необходимо гладить, стирать, оказывать весь нужный уход. Нельзя носить неизвестную, неустановленную форму, и нельзя совмещать форму с повседневной одеждой.

Уволенные и отставные военные, с правом носить форму, тоже должны соблюдать правила, касающиеся формы. Это, наряду с правилами ухода за формой, регламентируется законом.

За оружием надо не только ухаживать эстетически, но и хранить его только в хорошо охраняемом месте по причине возможного вреда себе или окружающим. Оружие выдается при надобности и всегда под личную ответственность, так что за оружием всегда нужно следить.

Нормы речевого этикета

Воинский этикет и культура общения военнослужащих — понятия взаимосвязанные. Помимо атрибутики, армейский этикет представляет собой культурное общение и взаимодействие бойцов, а также грамотное владенье письменной речью, что прописано в соответствующих законах.

Владение письменной речью нужно для составления рапортов, объяснительных, пояснительных записок и другой возможной документации. Солдаты должны не только грамотно и понятно написать документ, но и правильно его оформить, соблюдая все правила написания армейских документов. Владеть грамотной письменной речью должны и рядовые солдаты, и военнослужащие, чье звание выше.

В армии всегда пользуются особым воинским приветствием, свойственным только для военнослужащих. Приветствие заключается в том, что солдат поднимает правую руку, сгибая ее в локте и прикладывая к фуражке, а левую руку держит прижатой к туловищу. Таким образом бойцы приветствуют старших по званию. Все нюансы приветствия прописаны в уставе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector