Краски для одежды и ткани: создаем оригинальный стиль
Содержание:
- На чем можно сделать вышивку
- Виды орнаментов
- Идеи для такой вышивки со схемами
- Популярные набивные ткани
- Прямая печать на ткани
- Другие популярные виды
- Техники нанесения набивного рисунка
- История
- Нарисованная гармония
- Подходящая ткань
- Как правильно вышивать бисером – подробное руководство и советы для начинающих
- Как вышивать на одежде вручную
На чем можно сделать вышивку
Вышивку можно сделать практически на любой ткани, однако важно, чтобы она гармонировала с одеждой, помогала украшать ее. Создание украшений на каждом из видов одежды имеют свои особенности
Оформление плеча
На футболках
Ношение красивых футболок или маек встречается часто. Использование вышивки делает из них оригинальную и яркую одежду. Распространено использование футболок в качестве профессиональной одежды или в качестве спортивной формы.
Надписи или рисунки, сделанные в виде вышивки, выглядят более эффектно по сравнению с рисунками, нанесенными красками. Местом расположения рисунков и надписей обычно являются карманы, передняя часть и верх спины.
Узор на футболке
На рубашках
Наиболее популярная форма украшений в этом случае — различного рода логотипы и надписи. Такие украшения можно увидеть на манжетах, карманах, в районе пояса или на воротнике. Иногда используют в качестве вышивки на рубашке в виде орнамента с повторяющимися элементами. Рубашки хорошо смотрятся с узорами, сделанными машинным способом.
На джинсах
Вышивку на джинсах, как правило, мужчины не носят. Она популярна в качестве женского украшения. При этом могут использоваться яркие узоры или различного типа абстрактные символы.
Для украшения могут быть вышиты цветы, покрывающие полностью одну из штанин. В большинстве случаев для нанесения узоров используются карманы спереди или сзади, область рядом с поясом, лицевая часть брюк.
На платьях
Для украшения стараются использовать контрастные нитки, придающие платьям яркий, оригинальный и неповторимый вид. Часто узоры можно увидеть на воротнике, рукавах и поясе.
Национальный костюм
Выбор подходящего варианта определяется в зависимости от назначения платья или настроения мастера. Для повседневной одежды более подходящим считается орнамент, а для праздничной — сложные и богатые рисунки.
На спецодежде
Для спецодежды чаще используются логотипы или узоры, соответствующие принятому дресс-коду. В связи с тем, что такая одежда часто однообразна, украшение в дозволенных правилами границах позволит подчеркнуть индивидуальность.
На сумках
Этот аксессуар для женщины не менее важен, чем одежда. Сумка не подвергается стирке и поэтому узор может быть здесь в сохранности. Однако выбор рисунка должен быть таким, который соответствует общему стилю одежды.
Виды орнаментов
Технический. Что такое орнамент? Это узор, самым первым декором изделия был тот, который получался сам собой, вне зависимости от желания человека. Например, при ткачестве орнамент получался из переплетения нитей. То есть, переплетая их в одной и той же последовательности, появлялся не хаотичный, а упорядоченный рисунок. То же самое касается и процесса изготовления керамических изделий. При выкручивании, горшки мастеру приходилось ровнять стеками, оттиск от которых отпечатывался на изделии.
Символичный. Со временем люди сообразили, что если рисунок получается, то им можно управлять. И поэтому они стали наносить на изделие определенные символы. И сразу же им стали придавать сакральное значение. Например, кругом люди изображали солнце, а волной – греческий меандр.
Геометрический. Постепенно, символам стали придавать четкую форму. Так появился геометрический орнамент
Причем на этом этапе развития люди стали уделять внимание не только форме, но и цвету.
Растительный. Такой орнамент до сих пор считается самым популярным
Изображать его проще, чем геометрический. В каждой стране были свои мотивы. На древнегреческих вазах можно увидеть изображение виноградной лозы, а на японских – цветка хризантемы.
Каллиграфический. С развитием письменности в орнамент стали добавлять не только изображения, но и буквы. Даже неграмотные мастера частенько украшали свои изделия непонятными символами, которые они кропотливо копировали с алфавита. Особенно широко распространился этот вид декора в восточных и арабских странах.
Фантастический. Такой орнамент сочетал в себе все предыдущие виды. Нередко в нем можно увидеть фантастических животных птиц и иные проявления человеческого воображения. Расцвета этот вид декора достиг в эпоху средневековья. Тогда мастерам церковь запрещала изображать человека.
Астральный. Из названия понятно, что в этом орнаменте главную роль играло небесное светило. В нем также можно было увидеть облака, другие планеты и звезды.
Пейзажный. Такой орнамент найти на керамических изделиях практически невозможно. А вот на текстиле такой вид декора встречается часто.
Анималистический. Изображения зверей и птиц всегда вдохновляли художников. Поэтому братья наши меньшие часто становились предметами стилизации.
Антропоморфный. Человек нередко запечатлел и себя в своем творении. Мужские и женские фигуры во всевозможных позах часто украшали как изделия быта, так и одежду.
Идеи для такой вышивки со схемами
Вышивка бисером
Выбираем схему для вышивки бисером. Если вы не можете визуально перенести узор на ткань, то можно воспользоваться тонкой калькой, наложив ее на рисунок, и перенести все линии. После чего разместите кальку на желаемом участке ткани и закрепите ее булавками, а лучше прошейте по краям для фиксации большими стежками. Теперь можно приступить к пришиванию бисера, а в конце аккуратно разорвите кальку и снимите наметку.
Для работы с бисером необходимо знать, как именно сделать вышивку на одежде. Рекомендуем вам ознакомиться с подробным описанием способов фиксирования.
Вышивка крестиком
Любой вид ручной вышивки предусматривает погрешность, но на одежде это не так будет заметно. Но как сделать вышивку крестиком? Здесь способ с калькой не пройдет. Рекомендуем очертить на ткани линии вертикали и горизонтали, таким образом изобразив сетку с секторами по 9 крестиков. Это можно сделать с помощью специального маркера для ткани, который после контакта с водой растворяется.
Для удобства используйте в работе пяльцы, они есть и маленького размера для удобства вышивки в местах изгибов одежды. Для начинающих лучше начать с простых узоров.
Вышивка гладью
Но проще будет выбрать узор для вышивки гладью с простыми схемами, так как при вышивке вам необходимо придерживаться только лишь контуров самого узора, без всяких четких расчетов. Для начинающих рекомендуем посмотреть вышивку гладью пошагово.
Вышивка лентами
Не все виды вышивки подходят для нанесения на одежду. Ленточный вид используют в элементах одежды, но мы не рекомендуем пользоваться этим видом декора, так как при стирке вещей лента может перекручиваться или мяться, что уже испортит вид изделию. Но если вам очень хочется применить этот декор, то лучше это сделать на аксессуарах, например на сумке.
Вышивка лентами на одежде всегда принуждает к определенному стилю, в то время как аксессуар с подобным декором может нести индивидуальность в своем образе и быть просто акцентом.
Вышивка пайетками
Пайетки бывают разных форм и размеров, но они всегда смотрятся ярко. Ими можно как полностью обшить платье, так и просто сделать небольшие узоры. Вышивка пайетками на одежде может выполняться и фривольно, и по схемам.
Компьютерная вышивка
Компьютерная (машинная) вышивка износостойкая и применима на ткани любого качества. Гораздо дешевле ручной вышивки и лидирует по срокам изготовления. При заказе такой вышивке необходимо, чтобы программист сделал расчет индивидуальной программы по заданному макету. А потом машина нанесет вышивку на желаемую вами вещь. На одежде компьютерная вышивка смотрится очень эффектно!
Вышивка-аппликация
Вышивка-аппликация тоже производится с помощью машины. Нужный узор наносится на ткань, из которой будет производиться аппликация, и по прорисованному контуру прострачивается простым стежком для фиксации, а после вырезается лишняя ткань вокруг пристроченного элемента.
Пристроченные края элементов аппликации обшиваются с помощью вышивальной машины. А можно наложить уже готовую вышивку-аппликацию, заранее подготовленную на отдельном кусочке ткани, чтобы пришить на одежду.
Популярные набивные ткани
По существующим технологиям рисунки можно нанести на любые материалы. Наибольшее распространение получили ткани, применяемые для пошива штор, постельного белья, домашнего текстиля, одежды.
Атлас
Набивная атласная ткань используется для пошива вечерней одежды и постельного белья.
Красивым внешним видом с нарядной глянцевой поверхностью характеризуется набивной атлас. Вырабатывается много видов и сортов этого тканого материала, который используют для пошива вечерней одежды, элементов домашнего декора, эксклюзивных наборов постельного белья. Атлас:
- гигиеничен;
- не накапливает пыль;
- не электризуется.
При бережном, правильном уходе изделия сохраняют изысканный внешний вид на протяжении долгого времени.
Бязь
Благоприятную атмосферу для каждодневного отдыха можно создать постельным комплектом из набивной бязи. Износостойкая хлопковая ткань:
- гигроскопична;
- хорошо пропускает воздух;
- приятна при касании к телу.
Она окрашивается легко и прочно. Бязь удобна в использовании, проста в уходе. Существующий ассортимент набивных видов этой ткани разнообразен, позволяет удовлетворить любой вкус.
Поплин
Материал в некоторой мере подобен бязи. Отличается от нее меньшей:
- прочностью,
- плотностью,
- долговечностью.
Широко используется для производства постельных принадлежностей, домашних текстильных изделий, одежды. Поплин требует более бережного ухода при стирке и носке.
Ситец
Ткань, горячо любимая народом в советские времена, в настоящее время применяется в основном для пошива детской одежды. Материал:
- легко стирается;
- хорошо дышит;
- прочный;
- долговечный.
Украшение ситца набивкой – самый распространенный метод окрашивания ткани. Ассортимент чрезвычайно широк:
- Существуют так называемые белоземельные ткани, в которых рисунок занимает не более 20 % от общей площади поверхности материала.
- В продаже есть полугрунтовые виды ситца, в которых рисунок занимает половину площади ткани.
- Больше всего покупателям нравятся грунтовые виды тканей, окрашенные полностью.
Сатин
Плотные полотна из сатина с гладкой, блестящей поверхностью незаменимы как ткань для постельного белья. Существующие технологии позволяют прочно наносить на него яркие рисунки, создающие эффект объема. В большинстве случаев материал окрашивают полностью.
Вафельная ткань
Материал с особым видом плетений до настоящего времени популярен, используется для пошива полотенец. Благодаря рельефу на поверхности:
- обладает хорошо выраженной способностью поглощать влагу;
- гигиеничен;
- удобен в уходе.
Чаще всего окраске подвергают не всю площадь ткани. На отбеленные полотна наносят пигменты максимум на 50 % поверхности. Материал стоит недорого, широкодоступен.
Набивка позволяет нанести рисунок на любую тканую основу. В продаже имеются материалы из синтетических, смесовых материалов, украшенные рисунком. Мастера текстильных дел не останавливаются во внедрении новых методов производства тканей, украшая их набивкой.
Исключение не составляют трикотажные материалы. В продаже присутствуют:
Окрашенные трикотажные полотна используются для изготовления одежды для взрослых и детей, палантинов, шарфов, декоративной продукции.
Прямая печать на ткани
Прямая цифровая печать позволяет наносить принты любой сложности непосредственно на ткань. Техника удобна для выполнения заказов от 1-го изделия, по сравнению с шелкотрафаретной, которую выгодно применять для тиражей от 50 единиц. Заказать нанесение рисунка можно на ткань из хлопка или синтетических волокон.
Технология
Прямая печать по текстилю выполняется по принципу струйного принтера с применением красителей на основе оксидов металлов, которые надежно удерживаются на поверхности ткани. Технология обеспечивает высокую детализацию изображения при невысоких затратах и возможность внесения изменений в макет от копии к копии.
Применение
Метод используется для печати логотипов, надписей, изображений любой сложности на футболках, регланах и других текстильных изделиях.
Преимущества и недостатки
К преимуществам нанесения принтов посредством прямой печати относятся:
- Получение четких полноцветных изображений.
- Износостойкость рисунка до 50-60 стирок.
- Возможность печати на натуральных тканях.
Недостатком способа является относительно невысокая скорость печти, подходящая для изготовления небольших партий изделий.
Другие популярные виды
Кроме широко распространенных хлопковых, есть и другие виды набивных тканей.
Лен
Путем смешивания льна с химическими волокнами (полиэстер, вискоза, лавсан, эластан) добиваются повышения пластичности и мягкости. Шьют столовый текстиль, шторы, постельное белье, взрослую и детскую одежду.
Шелк. Прочный гладкий с матовым блеском. Шелк приятен к телу, нежно струится и легко закладывается в складки. Натуральный набивной материал с разнообразными узорами ярких расцветок смотрится нарядно. При этом отличается превосходными гигиеническими свойствами.
Искусственный (вискоза, ацетат) или синтетический шелк (полиэстер) уступает по гигиеническим показателям, зато отличается повышенной прочностью, малой сминаемостью и имеет невысокую стоимость. Шьют нарядную и домашнюю одежду, палантины, платки, постельное белье.
Атлас. Гладкая набивная ткань с глянцевым блеском. Ткут атласным переплетением нитей. Отличается высокой прочностью, имеет красивый внешний вид. На гладкое полотно можно нанести любой рисунок, включая 3D изображения. Выбирают для изготовления легкой одежды, домашнего текстиля: покрывала, декоративные наволочки, шторы, постельное белье.Трикотаж. Мягкое эластичное полотно преимущественно натурального состава (хлопок). Благодаря рыхлой структуре трикотаж хорошо окрашивается. Большой популярностью пользуется тонкий материал с яркими мультяшными принтами (кулирка), из него шьют детскую одежду.
Более плотный интерлок, характеризующийся малой растяжимостью, популярен в пошиве домашней одежды. Нежный, мягкий и очень эластичный трикотаж-масло идеален для пошива женских платьев, юбок и топов.
Купонные. Материалы различного волокнистого состава с повторяющимся рисунком относят к разряду набивных тканей. Характерная особенность — уменьшение узора от края к центру. Шьют постельное белье, шторы, платья, блузки, сарафаны, юбки.
Техники нанесения набивного рисунка
В настоящее время техника ручной набивки применяется исключительно в кустарном производстве. Современные технологии позволяют создавать рисунки разнообразных форм, сложные градиентные переходы, а также переносить фотоизображения.
Обзор и описание технологий
В промышленных масштабах печатание, то есть нанесение красителей на определенные участки ткани, выполняют разными способами.
Сетчатый. Для нанесения набивного рисунка на ткань используют шаблон (рамку с натянутой капроновой сеткой). Определенные участки сетки покрывают пленкой, в результате получают изображение, соответствующее разработанному эскизу. Шаблон располагают на полотне, затем с помощью резиновой пластины продавливают краску через сетку.
Для многоцветного рисунка применяют несколько шаблонов. Последовательно перемещая рамку с сеткой, прокрашивают всю поверхность. Этот способ считается довольно трудоемким, но позволяет с максимальной точностью воспроизводить сложные картинки. Применяют для шелковых и креповых тканей.
Аэрографный. На ткани размещают шаблон с вырезанным рисунком. Краску наносят с помощью пульверизатора, плавно переходя от одного тона к другому. В результате получают цветные набивные узоры на ткани, имеющие различную степень яркости. Подходит для шелковых и ворсовых тканей.
Машинный. При этом способе текстиль пропускают между печатными валами и вращающимся цилиндром. На поверхности вала сначала высекают узор, затем наносят краску. При печатании вал прижимает полотно к цилиндру, в результате появляется четкий рисунок. Различают машины с одним валом (для одноцветного узора) и с несколькими (для многоцветных набивных принтов). Используют для синтетических и натуральных тканей.
Переводная печать (сублистатик). Перенос изображения делают через промежуточный носитель, то есть через бумагу или специальную пленку. Сначала на бумагу наносят нужное изображение, а затем прижимают ее к материалу термопрессом. Под воздействием высоких температур бумага сгорает, а узор прочно отпечатывается на полотне. На синтетике получают ярко выраженный фактурный рисунок, на натуральных материалах изображение будет более тусклым.
Способы нанесения изображения
По методу нанесения набивного рисунка различают следующие виды печати.
Прямая. Краску наносят на отбеленную или окрашенную в светлые тона основу. Если цветной рисунок занимает 30-40% общей площади, текстиль называют белоземельным. Полугрунтовые ткани — площадь картинки составляет от 40 до 60%, у грунтовых — более 60%.
Вытравная. На поверхности гладкокрашеного полотна путем нанесения специального вещества, разрушающего краситель, получают рисунки различной формы. Особенно эффектно смотрится белая вытравка на темном фоне, но бывают и цветные узоры. В этом случае используют вещества, в состав которых входят красители, устойчивые к действию вытравки.
Резервная. Перед окрашиванием определенные участки подвергают обработке специальным защитным веществом (резерв). В результате образуются набивные узоры, соответствующие заданному эскизу. Многократное повторение процедуры позволяет получить многоцветные изображения.
История
Родиной ручной росписи по ткани с применением резерва считается остров Ява (Индонезия). В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.
Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.
Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.
Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.
В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.
Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:
- Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
- Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
- Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
- Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
- Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.
Нарисованная гармония
Орнаменты не являются самостоятельными произведениями — они украшают собой поверхности предметов. Очень отчётливо это прослеживается в декоративно-прикладном искусстве. В оформлении архитектурных сооружений тоже нередко присутствуют орнаментальные мотивы. Ритмичные узорчатые цепочки организуют пространство и объединяют отдельные элементы. В результате композиции обретают завершённость и целостность.
Орнаменты, при всём их многообразии, можно разделить на группы. Некоторые мотивы состоят из линий, кругов, ромбов и других абстрактных фигур. Такие орнаменты называют геометрическими. Встречается и несколько иное: начинают мерно чередоваться цветы, листья, плоды, ветви. Это растительные орнаменты. Иногда на сцену выходят стилизованные изображения животных — как реальных, так и сказочных. В этом случае говорят о животном, или зооморфном орнаменте.
Разновидностей может быть много. Нередко используются фигурки людей, а также всевозможные предметы. Встречаются даже надписи. Художники часто придумывают свои, авторские орнаменты. Словом, многообразию нет конца. Но везде — ритмичность, подобная смене времён года, дня и ночи. Это с древности навевало мысли о мировой гармонии. Возможно, поэтому орнаменты так любимы до сих пор.
Подходящая ткань
Колеры своими руками делать несложно
Важно подобрать пригодную для этого ткань, чтобы она соответствовала типу красителя. Выбор материи зависит и от техники расписывания вещей
Так, горячий батик предполагает применение натуральных тканей – хлопка, льна, шерсти, вискозы, джинсовой материи. Этот способ позволяет прокрасить только такие волокна, а искусственные останутся в исходном цвете. Поэтому смесовые материалы использовать не рекомендуется.
Маркировка «Silk» на краске
Если на колере стоит такое обозначение, то повышения жесткости ткани не отмечается, потому средство годится даже для тонкой материи. Можно применять подобные красители для шелка, шифона, батиста. Большинство перечисленных тканей хорошо реагирует на технику холодного батика.
Указатель «Textile» на краске
Подобные колеры годятся для твердых, плотных тканей – замши, кожи, материи для мебели. Для темного текстиля следует выбирать красители с соответствующей пометкой.
Как правильно вышивать бисером – подробное руководство и советы для начинающих
Вышивка бисером чрезвычайно разнообразна. Бусинами можно вышивать классические картины, иконы и вполне себе практичные вещи – пояса, детали одежды и украшать детали интерьера. Несложная техника требует, тем не менее, большой усидчивости и любви к этому виду рукоделия. Если зрение у вас недостаточно острое для такой тонкой работы, можно купить специальную лампу с увеличительным стеклом.
Подбор материалов и инструментов
- Иглы для вышивания бисером тонкие и длинные, чаще всего используются номера игл №10 и №12.
- Нить для вышивания берется одинарная, значит она должна быть достаточно прочной. Хлопчатобумажные или капроновые нити средней толщины надежно удержат бусины и не будут видны на готовой работе. Избегайте больших узлов для закрепления и начала работы. Нескольких мелких стежков будет вполне достаточно, чтобы вообще обойтись без узелка. Для работы не отрезайте большую длину – нить будет крутиться и путаться в работе.
- Ткани для работы выбирается как для обыкновенной вышивки, в зависимости от ваших предпочтений.
- Пяльцы или рамка помогут вам не только работать аккуратно, но и примут на себя вес изделия. Если ткань слишком мала для вашей рамки, ее можно нарастить с помощью дополнительных полосок ткани по краям.
- Набор бисера перед покупкой нужно проверить на наличие бракованных бусин. Бусинки должны быть без сколов, одинакового размера и равномерно окрашены. Некачественный бисер не только испортит настроение, но и может окрасить канву. Бусины низкого качества быстро выгорают на солнце, так что не покупайте сразу нужные материалы большими партиями. Начните работу с небольшим набором и убедитесь, что купили бисер высокого качества.
Еще несколько практичных советов помогут начинающим не только правильно начать вышивать бисером, но и понять, как сделать вышивку своим любимым хобби для души.
Перед началом работы
- переложите бисер из магазинных пакетиков в небольшие емкости с крышками;
- для работы насыпайте на тарелочку небольшое количество бусин, после работы пересыпьте их обратно;
- вышивайте, сидя за столом;
- расстелите на столе светлую ткань, так вам будет проще собрать рассыпанные во время работы бусины.
Картинки, вышитые бисером, будут смотреться как настоящее произведение искусства, если в работе не пренебрегать следующими правилами:
Обращайте внимание на аккуратное оформление изнаночной стороны работы. Именно изнаночная сторона лучше всего поведает о мастерстве рукодельницы.
Все стежки должны быть ровными и одинаковыми, иначе готовая работа деформируется и пойдет в перекос.
Следите за правильным расположением бусин
Длина стежка не должна быть меньше, чем 1 мм, иначе бусины будут выпадать из общей картины.
Нить будет скользить лучше после обработки пчелиным воском
Но не перестарайтесь, большое количество воска может запачкать ткань.
Начинайте вышивку с небольших картин, так вы сумеете отработать технику и быстро получите видимый результат работы.
Оформление готовой работы не менее важно, чем красивая схема и качественный материал.
Техника прокладывания стежков для вышивки бисером
Нитки для бисера не являются частью декора, но от их качества и от техники прокладывания стежков зависит качество готовой работы.
Рассмотрим поэтапно несколько фото с техниками закладывания стежков для начинающих, следуя которым, вы поймете, как вышивать бисером не хуже опытных мастериц.
Виды швов
- «Монастырский» шов чем-то похож на схему вышивки крестиком. Лицевые стежки выполняются по диагонали, с изнаночной стороны остается аккуратный частокол вертикальных стежков.
- «Стебельчатый» шов оставляет и на лицевой, и на изнаночной стороне аккуратные линии нитей вдоль ряда бусин.
- «Арочный» шов выполняется тогда, когда работа не требует плотного прилегания бусин или мастерица не хочет, чтобы вышивка была слишком плотной. Такие приемы используются при вышивании салфеток или элементов одежды.
И помните, цвет прозрачных бусин зависит от цвета канвы, на которой ведется работа.
Как вышивать на одежде вручную
Выбор техники зависит от цвета ткани, поверхности (гладкая, набивная или ворсистая). Для начала следует перенести рисунок на ткань. Для этого применяются специальный карандаш (испаряется после 24 часов с момента нанесения) или трафарет, можно использовать и кальку, а для тонких тканей – перевод рисунка на просвет. Самый безопасный способ нанесения рисунка – прикрепление кальки английскими булавками и вышивание прямо по ней. Перенеся узор, закрепите ткань в пяльцах, подготовьте нитки и иглы, начните вышивание по схеме.
Крестиком
Самой простой для исполнения по традиции считается вышивка крестиком на одежде. Этот стиль подходит для оформления летних платьев, сарафанов, детских или взрослых джинсов, кепок. Для украшения выбирайте карманы, рукава, воротники, из узоров оптимально подойдет орнамент. Приметайте канву к нужному участку, закрепите пяльца, вышейте сначала крестики одного цвета, затем остальных оттенков. Используйте плотные гладкие нити, следите за ровностью стежков. После вышивки удалите канву выдергиванием рядов или просто растворите ее в холодной воде (существуют и такие типы).
Гладью
Не менее элегантно выглядит вышивка гладью на одежде, но ее исполнение сложнее, потому что нужно следить за четкостью стежков. Для начала наденьте пяльца, наложите рисунок с тонкой бумаги, прошейте контур вручную или нанесите узор химическим карандашом, мылом. Начинайте с небольшого участка узора, выполните плотные ровные стежки одинакового размера, размещая их, как можно ближе друг к другу.
Для вышивки гладью оптимально подойдет платок, подол платья, рукава рубашки или брючины джинсов. Китайская и японская гладь бывает дву- или одностороннняя, прямая или косая. Если для вышивки взяты нитки мулине, то лучше брать хлопчатобумажную, льняную ткань или мешковину. Шелковыми нитками вышиваются батист, сатин, шелк, ирисовыми – плотные ткани. Для вышивки выбирайте максимально тонкие иглы, плотно натягивайте участки одежды. Сначала исполняется контур, затем заполняется сам рельеф рисунка.
Бисером
Необыкновенно красиво смотрится вышивка бисером на одежде и обуви. Это сложно для начинающих, но есть некоторые секреты получения элегантности рисунка. Основные швы для вышивки бисером:
- Монастырский – лицевая часть состоит из стежков по диагонали с бисеринками, с изнаночной стороны получаются вертикальные ряды.
- Строчный – на каждый стежок одна бисерина. Игла выводится с изнанки между первыми и вторыми бусинами, нанизывается бисерина, игла вводится перед первой бусиной. Выведя иголку с изнанки между второй и третьей бусиной, нанижите вторую бисерину и введите иглу между первой и второй бусиной. Повторяйте, чтобы получилась ровная плотная линия. Для более жесткого выполнения протягивайте нить по завершении каждого ряда через строчный шов.
- Стебельчатый – закрепите нитку, наденьте бусину, введите иглу в ткань и выведите ее позади нанизанной бисерины. Вновь пройдите через бусину, нанижите вторую, введите иглу в ткань за новой бисериной, выведите между двумя последними. Вышивка таким способом получается очень плотной.
- Арочный – применяется для не жесткой вышивки. На каждый лицевой стежок нанижите несколько бусин, но к ткани прикрепите только ту, которая находится на пересечении стежков.
Еще несколько полезных правил по вышивке бисером для начинающих мастериц, которые желают украшать вещи:
- пришивайте бусины ровно, с одинаковым наклоном;
- используйте бисер одного размера;
- плотно натягивайте пяльца;
- используйте леску, синтетические или хромированные нитки, чтобы они не провисали под тяжестью бусин;
- цвет нити должен совпадать с цветом канвы, выполняйте вышивку рядами;
- длина нити на ряд должна в 4-5 раз превышать ширину вышивки;
- чтобы нить не путалась, навощите ее (прижмите к воску и протяните через него, излишки удалите);
- не закрепляйте нитку грубыми узелками;
- популярная техника украшения – полукрест;
- выбирайте иглы №10 или 12, не делайте перетяжки ниток с изнаночной стороны, закрепляйте рабочую нить двойным узелком с изнанки.