Акриловые краски для ткани: тонкости выбора
Содержание:
Как рисовать на ткани: методика любителей и профессионалов
Выбор материалов и инструментов для рисования
- Для рисования на ткани необходим не просто кусок ткани, а кусок ткани, предназначенный для рисования, в этом качестве может выступать плотная крепкая ткань, хорошо впитывающая краски и быстро сохнущая. Такую ткань можно приобрести в специализированных художественных магазинах, именно на ней предпочитают осваивать азы техники рисования на ткани новички, тогда как профессионалы склоняются более к шелку и другим легким и красивым тканям.
- Выбрав подходящую ткань, следует приступить к выбору краски. Новички в рисовании по ткани, впервые решившие заняться этим интересным делом, обязательно должны при покупке краски попросить совета у продавца, который не замедлит рассказать о том, какими красками рисовать на ткани можно, а какими нежелательно. Чаще всего художники, как начинающие, так и опытные приобретают акриловые краски, более всего подходящие для тканей различной фактуры.
- Помимо ткани и красок художнику понадобиться рама и подрамник для полотна, которые можно купить в магазине, или же приобрести на заказ под собственный размер ткани. При помощи рамы и подрамника ткань натягивается до пределов и закрепляется строительным степлером, в результате получится настоящее полотно подготовленное для картины.
В выборе кисточек, баночек для красок и других подсобных инструментов художник волен проявить фантазию и свободу воли. Кроме того, для рисования по ткани понадобятся восковая свеча, или же тюбик с резервом.
Работа над картиной, все о технике рисования на ткани.
Начинать работу по нанесению красок на ткань следует с прорисовки эскиза будущего рисунка на обычной бумаге и перенесения его при помощи мягкого карандаша непосредственно на рабочую поверхность
Делать это необходимо с большой осторожностью, так, чтобы не повредить саму тканевую основу, нечаянно проколов ее острым кончиком карандаша. После того, как рисунок перенесен его следует обвести по контуру веществом из тюбика с резервом, или же воском от разогретой свечи
Такое очерчивание контура поможет сохранить целостность картины после нанесения на нее красок, которые благодаря искусственно созданному препятствию не будут растекаться, и портить внешний вид полотна. Как только рисунок на ткани подсохнет контур можно завуалировать, а воск аккуратно снять, или же закрасить.
Пытаясь получить насыщенные яркие тона, важно помнить, что согласно технике нанесения красок на ткань и любую другую поверхность первоначально кладутся светлые тона, а уже затем темные. Следуя этому правилу, удается добиться красивых и ярких оттенков
Очень важно наносить краску постепенно, по мере высыхания предыдущего фрагмента, что избавит не только от растекания красок, но и от поспешных и неверных мазков кистью.
Закончив картину, нужно дать ей просохнуть, а затем снять с подрамника и просушить в стиральной машинке при температуре не менее 40 градусов. Края ткани можно обрезать, застрочить и вновь натянуть на раму, получив, таким образом, настоящую рукотворную картину, которую будет не стыдно показать друзьям и знакомым и даже подарить в качестве подарка.
История возникновения
Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.
В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу
На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание
Несмотря на то что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.
На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.
После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.
Мастера острова Ява не хотели, чтобы техника рисования по ткани спустя несколько десятков лет оказалась забытой. По этой причине они передавали секреты творческого ремесла своему потомству. Творческие яванцы даже проводили эксперименты, пытаясь воспроизвести одинаковые рисунки на идентичных видах ткани. Только из этого ничего не вышло. Готовые работы имели схожие черты между собой, и все же была четко видна разница исполнения рисунка разными людьми.
В те давние времена начинающие мастера батика изначально использовали растительные орнаменты, исполнение которых не требовало особого труда. Набравшись опыта, задачу росписи по ткани следовало усложнять изображениями с геометрическими узорами, а затем приступать к исполнению сюжетных линий из мифологических историй.
Даже в приданном будущей невесты должна была находиться хотя бы одна вещь, оформленная при помощи техники батик. Это могли быть занавески, панно, любые элементы гардероба. И с тех давних пор, это правило практически не изменилось.
На сегодняшний день у индонезийского народа особой популярностью пользуется предметы гардероба, расписанные вручную. Из-за повышенной востребованности одежду стали изготавливать для реализации с целью получения прибыли
Важно отметить, что в XVII век, батик начал экспортироваться с Явы в страны Европы. Европейцы по достоинству оценили способ нанесения изображений на ткань и для упрощения работы мастеров изобрел специальный агрегат – батик-штифт
Он помогал держать воск в жидком виде длительный промежуток времени.
А уже в 1801 году было создано автоматическое устройство с перфокартами, благодаря которому человек мог создавать полотна с готовыми эскизами изображений. Такой прорыв сыграл серьезную роль в истории батика, потому техника исполнения стала стремительно подниматься по ступеням ремесла, а максимальный пик популярности в странах европейского континента приобрела в XIX веке.
Виды красок
За покупкой краски для ткани вы можете отправиться в магазин бытовой химии или отдел для рукоделия и творчества. В продаже вы встретите большое разнообразие веществ, которые отличаются друг от друга характеристиками и свойствами, способом применения и конечным результатом.
Акриловые красители и их преимущества
Особенность вещества заключается в том, что оно не впитывается в волокна ткани, а оседает на них, создавая специальную оболочку. Обычно для одежды используется краситель на водно-дисперсионной основе. Для полного окрашивания такой вид красок не подходит, так как после нанесения ткань становится грубой. Акриловая краска обычно используется для создания рисунков и надписей. Виды акриловых красок:
- в тюбиках;
- в баллончиках;
- в виде спрея, при этом краска наносится не под давлением, а капельным путем.
Сама техника нанесения идентична обычному рисованию гуашью или акварелью.
Натуральные красители
До разработки химических веществ люди пользовались натуральными красками, однако идеальный результат получается нечасто. Из недостатков можно отметить слабую цепкость, быстрое выгорание и сложный подбор средств для создания цвета. Для достижения желаемого цвета нужно соединять определенные элементы в правильных пропорциях. Также после покраски одежду следует обработать раствором с содержанием олова или калия.
Из достоинств можно отметить отсутствие химикатов, что хорошо для аллергиков и астматиков.
Анилиновые красители
Применяются только для окрашивания натуральных тканей. Если их использовать на материалах, в составе которых содержится более 60% синтетики, то одежда окрасится некорректно. Анилиновая краска может быть жидкой или порошковой. С ее помощью можно самостоятельно менять оттенки и создавать размытости на ткани.
Пластизольные краски
Пластизол создает эффект свечения в темноте. С помощью вещества на одежду наносятся логотипы и полосы со светоотражающим эффектом. Также можно выбрать цвет, который будет светиться при ультрафиолете.
Штемпельные краски
Обычно подобные красители применяют для маркировки материалов. Достоинство окраса – универсальное применение. Виды штемпельных красок:
- глицериновая – стойкая к высоким температурам при стирке, но имеет только темные цвета;
- бесцветная – видна только при ультрафиолетовом свете;
- спиртовая – стойкая к отбеливателю, но быстро линяет;
- масляная – долго сохнет, но не линяет и отталкивает воду.
У каждого вида краски есть плюсы и минусы, поэтому выбирать нужно в зависимости от конечной цели окрашивания.
Краски с эффектом свечения
В составе таких красок есть люминофор, который и создает эффект свечения. Обычно применятся для нанесения узоров и надписей. Также для крепости при окрашивании добавляется бесцветный лак, а для украшения – блестки.
Красители в аэрозольной упаковке
Вещество в баллончике позволяет удобно красить ткань, однако рекомендуется применять для окрашивания больших участков материала. В качестве альтернативы можно использовать трафарет или рамки.
Перманентные маркеры
Используются для декорирования тканей. В составе маркера находится спирт, краска и смола. Такой вид окрашивания применяется не только на одежде. Главная отличительная черта маркера – возможность создавать узоры удобным способом, без применения трафарета и шаблона. К минусам можно отнести слабую стойкость. После нескольких стирок узор побледнеет.
Как сделать рисунок на футболке красками по текстилю
Итак, для изготовления футболки нам необходимо:
- футболка (хотя в качестве основы можно взять, конечно, и другие вещи, либо основу для сумки);
- краски по ткани необходимых цветов (знаю множество производителей, но, как бы ни ругали эту фирму, больше всего люблю питерскую Decola. Качество отличное, никогда не было нареканий, да и цена отличная);
- контур по ткани (опять же, данной фирмы, отлично держится и удобный в использовании);
- стакан с водой;
- также можно использовать (не обязательно, но немного упрощает работу) разбавитель по ткани Decolа;
- кисточки необходимой толщины (я рисовала синтетикой, люблю ее, колонок и белочку не обязательно использовать);
- для удобства работы лучше использовать пластиковую палитру, либо крышечки;
- распечатка будущего рисунка.
Я лично любила, когда рисунки большие, на всю футболку, поэтому распечатывала на принтере в режиме «Постер» и склеивала части
После этого можно начинать рисовать. Я для удобства брала какую-либо основу (в моем арсенале было несколько «планшетов» для разных форматов футболок). это была и обычная столешница, отобранная у знакомого мебельщика, и дверца от швейной машинки советской ножной, и планшет для рисования специальный и другое, подойдет абсолютно все. Если футболка свободно болтается на планшете, то края закрепить прищепками (если же планшет толстый и прищепки не закрепить, то стянуть ими футболку сзади. Можно также булавки английские использовать).
Маленький секрет: если в качестве основы вы выбрали что-либо не с глянцевой поверхностью, а с шершавой (вроде фанеры или планшета пресованного для рисования), то обтяните его пищевой пленкой, иначе после высыхания рисунок приклеится к основе и обратная сторона будет с остатками дерева
Проще всего не перерисовавыть, а просто подложить распечатку под футболку (обычно трикотаж просвечивает) и перевести. Разницы нет, но так, определенно, проще.
После того, как рисунок переведен, можно вытащить распечатку, она больше не понадобится. Теперь можно начать заливку цветом. Данные краски сами по себе приятной плотности, то есть сильно мешать и использовать воду не надо.
Маленький секрет №2: будьте аккуратней, сами по себе данные краски по ткани не текут, то есть с ними очень приятно работать и можно рисовать под самую линию границы, но если вы используете воду, то будьте внимательнее, они могут немного расплываться и выйти за контуры работы. Но лучше всего, если краска пару раз потечет, поймете суть и больше ошибки допускать не будете
Опять же, выше писала о разбавителе специальном. Его добавляют для оживления старых красок, плюс для осветления оттенка, при этом краска по ощищениям будто разбавлена водой, но уже не течет, опять ж, в ходе работы вы быстро привыкнете
Опять же, при заливке цветами обратите внимание: границы заливки я специально не вырисовываю идеально ровными, так как в конце работы данные промежутки мы прорисовываем контуром по ткани. После того, как у нас прорисованы все цвета и чуть подсохла краска (можно подождать полчасика, выпить чай
После того, как у нас прорисованы все цвета и чуть подсохла краска (можно подождать полчасика, выпить чай
Контур в работе очень удобный и приятный. Продается в виде конуса с острым носиком (вроде упаковочек с кремами для кожи вокруг глаз, дамы поймут). Главное, после открытия, попробовать чуть надавить и начать рисовать, чтобы не наляпать им.
А лучше вообще под руками иметь бумажное полотенце, салфетки или туалетную бумагу, чтобы периодически вытирать носик.
После того, как все готово, надо подождать около часа, чтобы краска с контуром подсохли и можно снимать работу с планшета и повесить аккуратно на вешалку еще на сутки. После полного высыхания (обычно это около двух часов, но производитель советует сушить сутки, плюс зависит от использования воды в работе). После этого стоит прогладить готовую работу через тонкую ткань и готово.
Стоит еще помнить, что подобные вещи требуют соответствующего ухода.
Рекомендуется ручная стирка до 50 градусов, либо на деликатном режиме. Хотя проверено на собственном опыте: выдерживает и самую сильную машинную стирку и максимальной температуре с максимальным полосканием и отжимом. Но опять же, это и от трикотажа зависит. Я ставила такие эксперименты, когда футболка уходила с глаз людей и служила домашней.
Еще один момент по поводу места работы: лично мне удобно работать на полу, но можно поставить планшет и на стул. Главное, чтобы было хорошее освещение.
И напоследок несколько моих работ, чтобы не казалось, что носить подобные футболки могут только дети:
Спасибо за внимание. Надеюсь, мой мастер-класс кому-нибудь поможет
С радостью отвечу на любые вопросы и приму критику, так как могла допустить множество ошибок
Технология окрашивания материала
Красить вещи можно разными способами. Технологии окрашивания вещи целиком:
- ручная — выварить вещь в растворе пигмента;
- постирать с пигментом в стиральной машине.
Можно не красить материю целиком, а только нанести на нее рисунок. Эта технология называется батик.
В стиральной машине
Окрасить вещь можно, постирав ее в стиральной машине с красителем. Способ простой и быстрый, но имеет недостаток — частички краски оседают на внутренней поверхности барабана. Вещи при последующей стирке могут быть испорчены.
Алгоритм окрашивания в стиральной машине:
- развести краску и вылить ее в емкость для порошка;
- намочить вещь, положить в барабан;
- запустить стирку с подогревом воды до 90 градусов на 30 минут;
- отключить отжим.
После стирки вещь прополоскать холодной водой.
К просмотру видео окрашивания изделия:
На чем можно рисовать акриловыми красками?
Как вы уже поняли, количество материалов, с которыми совместим акрил, поистине потрясает. Им вы можете рисовать практически на любой поверхности, совсем не опасаясь возможных последствий. Под сомнением находится только вопрос: можно ли делать рисунки на лице? В прекрасном качестве рисунка сомневаться не приходится, а вот сможете ли вы его потом смыть, это под вопросом. Однако Интернет пестрит идеями росписи акрилом по коже (вернее, изделий из нее).
Об универсальности акриловых красок говорить можно много — ими с одинаковым успехом можно рисовать на валенках, на керамике и на бетонной стене. Их используют даже в промышленных масштабах, делая рисунки на фабричной посуде или разрисовывая бижутерию.
Правила рисования
Акриловые краски для ткани хороши тем, что требуют минимальной предварительной подготовки. Рисование ими по материалу похоже на рисование на бумаге. Но есть некоторые особенности, которые нужно учитывать.
- Переводить эскиз на ткань лучше цветными карандашами. Или воспользуйтесь специальной копировальной бумагой для портных – она не оставляет следов и не мажет.
- Кисти берите из искусственной щетины. После рисования хорошо промойте их под струей проточной воды, иначе после высыхания убрать частички краски будет сложно.
- Заранее приготовьте небольшой кусочек ткани той же фактуры и цвета, что и основное изделие. Он пригодится для проб цвета и насыщенности.
- Начинать работу лучше со светлых оттенков, постепенно переходя к более темным.
- Акриловые краски хорошо смешиваются друг с другом. Экспериментируйте, создавая необычные оттенки и сочетания.
- Светлые, пастельные тона получаются при смешении любого цвета с белой краской.
- Кисть для контуров должна быть мягкой, тонкой.
- Переходы от одного оттенка к другому, закрашивание внутри контура делают широкой кистью.
- Если нужно добиться четкой границы между цветами, дайте краске подсохнуть перед нанесением другого оттенка. Если же нужен плавный переход, наносите краски подряд, без задержек. Цвета на границе будут слегка смешиваться, и она получится более естественной.
Для нанесения рисунка на ткань можно использовать трафарет. Закрепите его клейкой лентой и тщательно закрасьте прорези. Снимайте трафарет только после того, как краска подсохнет, чтобы не смазать границы.
Использование воды для разбавления красок возможно, но это снижает адгезию с волокнами ткани. Лучше пользоваться растворителем той же фирмы, что и краска.
Помимо кистей можно использовать другие инструменты для рисования:
- поролоновую губку;
- поролоновый валик;
- зубную щетку.
Третьим способом получаются оригинальные брызги. Смешайте краску с водой, обмакните в нее щетку и брызгайте на материал, проводя по щетине пальцем. Так, брызги с сине-бело-фиолетовых тонах на темном фоне будут напоминать звездное небо.
Как расписать одежду
Если вы хотите не просто окрасить ткань, а нанести на поверхность какой-либо рисунок, используйте акриловые краски
При этом важно в точности соблюдать технику нанесения акрила на ткань
Способы нанесения акриловых красок
Батик – роспись материала вручную с использованием резервирующих составов. Эти составы выступают в качестве закрепителей на границах разных цветов. Существует несколько техник батика с помощью акриловых красок:
- Горячий батик с использованием расплавленного воска или парафина. Требует определенных знаний и навыков в технике окрашивания. В конечном результате, после снятия воска получается светлый или цветной узор на ярком фоне.
- Холодный батик с резервирующими составами. В результате такого окрашивания получается яркий цветной рисунок с четкими контурами. Для создания изображения вы можете использовать трафареты или собственные эскизы.
- Узелковый. Техника окрашивания заключается в завязывании узелков непосредственно из ткани или с помощью нитей, и их последующего окрашивания. После того, как вы развяжете окрашенные узелки, на материале останется характерный узор.
- Свободная. Аналогична с рисованием картин на полотнах, требует художественных навыков.
- С помощью аэрографа. Помогает распылять краску на материале максимально точно в отличие от аэрозольных красителей.
Поиск эскиза рисунка
Если вы хотите нанести на ткань какой-либо рисунок или орнамент, подготовить эскиз вы можете несколькими способами:
- нарисовать рисунок самостоятельно;
- распечатать изображение на принтере;
- купить готовые трафареты в магазине для творчества и рукоделия.
В любом случае, старайтесь всегда заготавливать эскиз, даже если умеете рисовать хорошо.
Переносим эскиз на ткань
Для нанесения эскиза на материал удобнее всего использовать копировальную бумагу. Схема действий:
- Разложите изделие на ровной горизонтальной поверхности.
- С помощью булавок прикрепите к материалу копирку, а сверху нужное изображение.
- Тыльной стороной иголки или крючком для вязания перенесите контуры изображения на материал.
Если ткань светлая и достаточно тонкая, рисунок можно не переносить на поверхность, а просто подложить под материал.
Раскрашиваем вещь
Чтобы раскрасить изделие качественно, соблюдайте основные правила процедуры:
- под изнаночную сторону обязательно подложите кусок картона или пластика;
- для нанесения краски используйте кисти, ватные спонжи и палочки;
- сушите материал в горизонтальном положении вдали от света и источников искусственного тепла.
Тонкости и нюансы росписи акрилом
Чтобы результат работы порадовал, придерживайтесь определенных тонкостей в процессе окрашивания:
Не разводите краску водой, иначе впоследствии цвет быстро потускнеет и потеряет яркость. Для разбавления красителя используйте только специальные растворители.
Если наносите акрил послойно, обязательно дождитесь, пока высохнет предыдущий слой, и только потом наносите новый.
Рекомендуется сразу наносить более светлые тона, а затем более темные
Это нужно, чтобы при неосторожном мазке можно было перекрыть неточность более темной краской.
Следите, чтобы после промывания на кисточке не оставалось воды, которая может сделать кляксу или развод.
для промывания кисточек используйте стакан-непроливайку, иначе рискуете при неосторожном движении руки испачкать изделие грязной водой.
Как закрепить цвет
Чтобы закрепить стойкость акриловой краски на материале, после того как все слои красителя полностью просохнут, тщательно прогладьте изделие с изнанки теплым утюгом.
Если вы окрашивали материал анилиновым красителем, для закрепления цвета лучше использовать полоскание в воде с уксусом.
Виды росписи акрилом
Ручная роспись ткани с помощью резервирующих составов называется батиком. Такое определение росписи можно найти в википедии. Технология батика заключается в нанесении на выбранную основу из ткани соответствующей краски. Чтобы получить четкие границы на стыке красящих составов, применяется специальный закрепитель, называемый резервирующим составом.
Акриловые красители могут применяться в нескольких типах окрашивания:
Горячий батик с расплавленным воском или парафином. При нем после окрашивания ткани и снятия воскового покрытия получается белый или разноцветный узор на цветном фоне. Эта техника нанесения давно пользовалась популярностью, но она требует специальных навыков.
Холодный батик с применением контуров резервирующих составов. Контуры создают четко очерченные границы и не позволяют акриловому красителю растекаться по ткани. Рисунок получается с ярким графическим видом. При холодном батике возможно использование в качестве контура готовых шаблонов или трафаретов.
Узелковый батик окрашивания заключается в формировании канвы узора небольшими узелками. Узелки можно завязывать непосредственно на ткани или же можно использовать для этой цели крепкие нитки, шнур. После покраски ткани узелки распускаются и делаются новые. Так продолжают до конца выполнения узора. Постепенные плавные переходы от светлого к темному цвету создают живописный и интересный узор.
Свободная роспись по своему процессу схожа с рисунком картин акварелью. Наносится непосредственно на ткань и позволяет свободно воплощать любую творческую идею, замысел. На заключительном этапе для четкости оттенков применяют резервирующие составы. Такой вид росписи больше подходит лицам, имеющих художественные навыки.
Роспись с применением аэрографа. Он позволяет распылять мельчайшие частицы акриловой краски. Аэрограф работает как усовершенствованный пульвелизатор, им удобно распылять краску на расстоянии 20-30 см от поверхности ткани.