Правила поведения в библиотеке

Общие правила поведения

Для комфортного и плодотворного пребывания в библиотеке каждый читатель должен соблюдать заведенный порядок. Следует быть вежливым и внимательным к окружающим людям — другим посетителям и работникам данного культурно-образовательного заведения.

Отсутствие шума

Важное правило нахождения в библиотеке, требующее неукоснительного выполнения, — это соблюдение тишины. В данном учреждении нельзя мешать заниматься другим посетителям

При работе с литературой в читальном зале запрещается:

  1. Разговаривать друг с другом на любые темы. Если необходимо получить нужную информацию, обращаются шепотом.
  2. Пользоваться мобильным телефоном или иными средствами связи. Для срочного звонка следует покидают зал.
  3. Создавать шум любыми способами: передвижением стульев и столов, сбором вещей в сумку и пр.
  4. Громко смеяться, кашлять, сморкаться, производить другие звуки.

Занятия с литературой требуют предельного внимания и сосредоточенности. Посторонние шумы и постоянное отвлечение внимания снижают качество работы. Чтобы выяснить какой-либо вопрос у библиотекаря, читатели обращаются приглушенным тоном, вполголоса

Важно разъяснить детям, как правильно вести себя в читальном зале

В зоне абонемента при выборе литературы для домашнего прочтения можно общаться в нормальном режиме.

Обращение с книгами

Взрослые должны прививать детям любовь к книге, бережное отношение к ней, разъяснять необходимость ее сохранения для последующих читателей. Являясь источником знаний, она должна в хорошем виде передаваться из поколения в поколение.

Работая с печатными или рукописными изданиями, дети должны усвоить следующую информацию:

  • нельзя мять, рвать, сгибать страницы, допускать выпадение листов, делать пометки на полях;
  • при чтении руки должны быть чистыми, чтобы не испачкать листы;
  • использование закладки убережет страницы от излишнего перелистывания;
  • чистоту обложки сохранит любая оберточная бумага;
  • не допускать попадания влаги.

Нельзя разбрасывать книги, чтобы не потерять и не повредить, что повлечет за собой наказание в виде возмещения ущерба.

Поиск нужной литературы

Вся литература разложена по полкам со всеми необходимыми отметками. Благодаря такой организации найти требуемое издание не сложно. При возникновении трудностей можно обратиться к библиотекарю. В помощи нуждаются дети младшего возраста.

Часто в библиотеке делают выставки в соответствии со школьной программой, что облегчает задачу ученикам в подборе литературы.

Состояние книги при возврате

Прочитанную литературу следует возвращать в срок, указанный в формуляре. Часто он составляет 14 дней.

Каждое издание при сдаче проверяется на целостность. Если обнаружены повреждения, производится ремонт: вклейка листов, устранение надписей, изгибов страниц и пр.

При необходимости срок использования литературы можно продлить.

Нельзя брать с собой еду

Храм науки и культуры, каким считается библиотека, не совместим с приемом пищи. Нельзя работать с литературой в читальном зале или дома и одновременно принимать пищу, пить чай, кофе, т. к. могут быть испачканы и повреждены страницы. Допускается во время чтения употребление чистой воды.

Городская публичная библиотекаим. Маяковского (Маяковка)

Адрес: набережная реки Фонтанки, 44/46

Режим работы: пн.-сб.: 11:00–20:00; вс.: 11:00–18:00

Юля Галкина: «По телефону мне устало отвечают: „Конечно, у нас есть Wi-Fi. И без записи прийти можно — таких, как вы, много приходит“. В этот момент я вспоминаю эпизод из британского детективного сериала River — убийство в библиотеке, когда выявление преступника затрудняет то, что большая часть посетителей была без библиотечных карточек. 

На практике, как сообщает мне строгая молодая сотрудница при входе в читальный зал, расположенный на третьем этаже, со второго посещения записаться всё же придётся. Пока же мне вручают контрольный листок. Сажусь за длинный стол — напротив книг с названиями „Калмыкия“, „Калининградская область“ и прочей географией. Wi-Fi не запаролен, шустрый — не нарадуюсь… пока при попытке ответить на сообщения „ВКонтакте“ не упираюсь в файервол: „Эта страница заблокирована системой межсетового экрана Kerio Control“. Впрочем, больше заблокированных страниц не попадается. Рядом гроздьями лежат переходники: проблем с подзарядкой ноутбука не будет. 

Пара компьютеров для общественного пользования стоит за спиной. В какой-то момент отвлекаюсь на шум: всё та же строгая сотрудница спорит с читательницей — просит освободить компьютер для следующей посетительницы. Девушка не сдаётся: „А почему в соседнем зале два свободных компьютера?“ Голоса становятся на тон выше. Все мы, непричастные к ссоре, слегка съёживаемся. Но библиотекарь быстро одерживает верх, выдыхаем: драки не будет. Спустя пять минут ко мне подходит женщина, которую усадили за злополучный компьютер после изгнания „скандалистки“, и просит „сделать собаку“. Нажимаю на пару случайных клавиш — знак „@“ не получается, зато страница с открытой почтой коллапсирует. Женщина вздыхает, я извиняюсь.

В читальном зале в разгар буднего дня — в основном молодые лица, почти все — со своими ноутбуками. Но есть и исключения. Рядом со мной усаживается пожилая женщина — от неё ощутимо пахнет немытым телом. Громко шлёпает о столешницу увесистыми „Жёлтыми страницами“, начинает листать и разговаривать сама с собой: „Так, хорошо, пятая, надо записать“. К ней приближается какой-то ребёнок — и женщина разражается тирадой: „Девочка, тебе мама не говорила, что к чужим людям не надо подходить? Иди давай. Или ты мальчик?“

В остальном находиться в Маяковке приятно и уютно — в основном из ностальгических соображений: как будто возвращаешься в пору студенчества, но без необходимости сдавать сессию. При входе тебя встречает бюст Маяковского, в гардеробе журят за отсутствие петлички у пальто, а в фойе рабочие прилаживают новый кулер. Подозреваю, правда, что некоторая часть местных посетителей пользуется библиотекой исключительно как бесплатным общественным туалетом: он находится рядом с гардеробом и попасть в него можно беспрепятственно». 

 ПЛЮСЫ

Быстрый незапароленный Wi-Fi, уютная атмосфера, наличие розеток

 МИНУСЫ

Необходимость записываться, нельзя долго пользоваться персональным компьютером, особенности настройки файервола

Стыдно

Начну с главного: мне стыдно. Я не знаю, как так вышло, что я согрешила перед библиотечными богами, причём не один раз, а целых три. Тогда, 12 лет назад, мне очень запало в память словосочетание «штрафы за просрочку». Штраф из своей скромной стипендии платить не хотелось. И краснеть, сдавая книгу с опозданием, – тоже. Поэтому я не нашла ничего лучше, чем не возвращать книги вовсе. Трижды.

Конечно, меня мучила совесть, но не постоянно, а когда книги попадались на глаза. Поэтому они были задвинуты на самую дальнюю полку во избежание вспышек угрызений.

Но однажды, разбирая домашнюю библиотеку, я наткнулась на задолженный экземпляр. И решила: всё – пойду сдаваться!

Предварительный просмотр:

Правила поведения в библиотеке

Цели: сформировать правила поведения в библиотеке.

Место проведения : школьная библиотека, где устроена выставка детских книг.

Ход классного часа

1. Разгадывание ребуса.

– Расставьте книги на полке так, чтобы можно было прочитать пословицу.

О т в е т. Книга подобна воде. Дорогу пробьет везде.

– Объясните смысл пословицы.

– Где живут книги? Когда мы посещали библиотеку?

2. Слово учителя.

Библиотека – слово древнегреческое: biblion – книга + theke – хранилище . Сегодня мы скажем, что это слово обозначает учреждение, где хранятся книги для общественного пользования.

Книга нужна всем, и обращаться с ней нужно бережно. Редкие книги запрещено выносить, ими пользуются в читальном зале.

Обратите внимание на выставку книг. Эти книги отличаются своим оформлением

Почему?

Это зависит от того, для каких целей предназначена книга. Сравните словари и сборник «Русские народные сказки». Есть ли отличие? Почему эти книги по разному оформлены?

Книги – это друзья и советчики. Писатели делятся с нами своими знаниями, жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни людей и животного мира других стран и государств, об историческом прошлом. В книгах хранится вся информация человечества. У каждого человека дома есть хоть небольшая библиотечка, где хранятся любимые книги, специальные книги, необходимые для работы. Но если нам не достает информации, мы идем в библиотеку.

3. Выступление литературного персонажа (ученика).

Выходит доктор Айболит.

Айболит . К нам, беспризорные

В залы просторные

Здесь из бумаги

Сошьют вам рубахи.

И паспорт дадут.

К нам, беспризорные

В залы просторные

С. Я. Маршак. Книжка про книжки

Учитель . Оказывается, книги тоже могут «болеть». Произойти это может только по вине человека, когда читатель небрежно обращается с книгой: загибает уголки и листы, не пользуется закладкой. Роняет книгу. Самое большое варварство – когда вырывают листы, вырезают. Такие книги можно «полечить».

Демонстрация «вылеченных» книг.

4. Слово библиотекаря.

Вы должны знать, что в библиотеке существуют свои правила поведения:

По любому вопросу вы можете обратиться к библиотекарю.

В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, которые уже работают с литературой. Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: здравствуйте , пожалуйста , спасибо , до свидания

Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: здравствуйте , пожалуйста , спасибо , до свидания .

Работать с книгами нужно чистыми руками, и никакой еды в зал не приносить.

Выгибать книги нельзя, пользуйтесь закладкой. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно.

5. Игра «Доскажи словечко» или «Угадай героев книг».

У отца был мальчик странный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит.)

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

Ах, ты, Петя-простота,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Петушок Золотой Гребешок.)

Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка,

Что опасность её ждёт.

За кустами светится

Пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

(Красная Шапочка и Волк.)

6. Слово библиотекаря.

Подведение итогов конкурса «Лучший читатель года», вручение памятных медалей.

О б р а з ц ы м е д а л е й:

Как бы жили мы без книг?

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

До веселых повестей?

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

… Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках…

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, проходят на свои места.

1.Беседа с детьми:

— Отгадайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Всем понятным языком (книга)

Или:

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

— Говорят, книга – это наш друг. А почему?

— Всё верно, ребята, с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в самых разных вопросах. О чем можно узнать из книг?

— Помните, мы с вами рассматривали книги? Какие они бывают? Вы любите слушать сказки, рассказы, разучивать стихотворения? Назовите свою любимую сказку, самый запомнившийся рассказ. Может быть, кто-то хочет рассказать наизусть стихотворение?

— Как выглядит современная книга?

2. Рассматривание современной книги.

— А как вы думаете всегда ли книги выглядели вот так? А может, кто-то из вас знает, на чем люди писали первые книги в древности и чем пользовались вместо букв? (береста, глиняные дощечки, телячья шкура, папирус; символическое, картинное письмо).

3. Рассказ воспитателя.

Не все люди могли красиво и понятно рисовать. Кроме того, очень дорого стоили папирус и пергамент. Так люди пришли к необходимости придумать буквы. Вскоре они научились делать бумагу. Грамотные люди переписывали целые книги, чтобы размножить их и сохранить для потомков. Позже научились печатать книги на станках. Очень много людей трудится над созданием книги.

Предлагаю вам посмотреть, сколько труда уходит на изготовление книги.

Поэтому беречь книги – это значит уважать труд всех этих людей.

Физминутка.

. — А где можно приобрести книги? Что такое библиотека? Что вы о ней знаете?

(ответы детей)

5. Рассказ воспитателя.

— Библиотека – это хранилище для книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.

В библиотеке есть два зала. Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Все книги стоят на стеллажах. Выбранные книги библиотекарь записывает в формуляр. Зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, а журналов и газет. Ребята приходят сюда почитать книги, посмотреть журналы, поиграть в игры, подготовить домашнее задание.

Вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. Читатели библиотеки должны выполнять определённые правила. Как вы думаете какие? С книгой, взятой из библиотеки, надо обращаться очень аккуратно. Почему?

— А теперь предлагаю проверить как вы усвоили правила обращения с книгами. (игра «Да – нет»)

Если хочется, ребята,

Книжку целый год читать,

То скажите, может можно

Вам ее не возвращать?

Если книгу не успели

Вы за месяц прочитать,

Можно ли еще на месяц

Книгу эту продлевать?

Если вы читали книгу,

Мама стала кушать звать.

Можно ли ее на кухне

За обедом почитать?

Вам понравилась картинка

На странице номер шесть.

Может вырвешь ты страницу,

Чтоб картинку вырезать?

Если черно-белый в книжке

Мячик, город или дом.

Может можно разукрасить

Их цветным карандашом?

Если маленький братишка

Хочет с книжкой поиграть.

Как вы думаете, можно

Книжку ту ему давать?

— А как нужно вести себя в библиотеке?

— Как называются люди, которые приходят в библиотеку? (читатели).

Вот и мы с вами сейчас посмотрим библиотеку, которая находится у нас в группе.

7. Рассмотреть библиотеку в группе. Инсценировка

Зайдя в библиотеку, мы «Здрасте» — говорим.

За кафедрой широкой сидит библиотекарь

«Вот книги все для вас. Смотрите» _ говорит.

Нам выбранные книги запишут в формуляр.

Библиотекарь скажет:

«Вы книги почитайте и вовремя сдавайте.»

Мы скажем: «До свиданья», давая обещанье

Что книги прочитаем и вовремя сдадим.

Воспитатель: -А чтобы вы не забыли нашу сегодняшнюю беседу о библиотеке и книгах,я хочу прочитать вам небольшое стихотворение:

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

Книжки могут рассказать

Обо всем на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

Беседа в старшей группе «Берегите книги, друзья!»

Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы.

Задачи: формировать интерес к книгам; воспитывать бережное обращение с книгами.

Правила пользования абонементом

1. Обслуживание читателей производится по требованию, предоставленному в электронном или бумажном виде.

2. Читатель при получении книги расписывается на книжном формуляре.

3. Срок пользования литературой для различных категорий читателей:– преподаватели имеют право получать книги, в том числе и контрольные экземпляры, и пользоваться ими до конца учебного года;– студенты и сотрудники получают книги сроком на 30 дней, кроме контрольных экземпляров, которые выдаются только для работы в читальном зале;– при наличии особых обстоятельств, контрольный экземпляр может быть выдан студентам сроком на 10 дней, если на него нет спроса со стороны других читателей.

4. Читатели могут продлить срок пользования книгами, другими произведениями печати и иными материалами, если на них нет спроса со стороны других читателей. Для оформления продления срока пользования книгу необходимо принести в библиотеку.

5. Редкие и ценные издания не подлежат выдаче. Они доступны для пользования только в читальном зале под наблюдением сотрудника библиотеки.

Правила поведения в библиотеке

Библиотека – общественное место, хранящее книги для всеобщего пользования.

Данное учреждение предназначено для сосредоточенной интеллектуальной работы посетителей: поиска нужной информации, изучения главной идеи литературного шедевра, обогащения и углубления познаний в области конкретного вопроса с помощью энциклопедии или учебника

Важно понимать, как правильно вести себя в таком месте

Для осуществления плодотворной работы необходимо создать специальные условия, настраивающие на рабочий лад и исключающие возможность отвлечения на посторонние действия, предметы и шум.

Соблюдение этих условий заключается в выполнении 3 основных правил.

Отсутствие любых посторонних звуков и разговоров помогает лучше и быстрее воспринимать информацию, изложенную в книге.

Передача книги в целостности и сохранности выражает уважение временного ее обладателя к другим посетителям библиотеки. Загибание страниц, создание заметок и подписей на страницах недопустимо (в данных случаях рекомендуется использовать закладки).

Потребление продуктов питания в читальном зале запрещено, этот процесс может отвлекать других, создавать лишний шум.

Стать читателем библиотеки можно при соблюдении нескольких правил:

  • Запись производят при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Лиц, не достигших 14-летнего возраста, записывают и обслуживают на основании паспорта, предъявленного родителем.
  • Осуществляя запись в данное учреждение, пользователь должен внимательно изучить условия пользования библиотекой, письменно подтвердить ответственность за их выполнение в читательском формуляре.
  • При каждом визите выдается контрольный лист, с помощью которого сотрудник учреждения фиксирует число книг, выданных читателю на определенный срок на дом.
  • Посетителям читального зала необязательно предъявлять документ, удостоверяющий личность, для предоставления услуг и осуществления записи.

Посещая детскую библиотеку, дети должны хорошо знать правила поведения, которые можно объединить в специальной памятке:

  • Войдя в учреждение, следует поприветствовать сотрудника библиотеки.
  • Книгу можно брать в том случае, если руки чистые.
  • По любому вопросу следует обращаться за помощью к сотруднику учреждения и не забывать благодарить его за оказанную услугу.
  • В библиотеке необходимо вести себя культурно, нельзя бегать и кричать.
  • Нельзя мять листы, заворачивать углы страниц, скручивать их.
  • Если книга повреждена, ее необходимо заклеить.
  • В книгу запрещено класть ручки, карандаши, от которых она может быстро порваться.
  • Нельзя бросать книги, замахиваться ими и баловаться.
  • Запрещено расписывать и разрисовывать книжки.
  • Сдавать книги нужно в оговоренные сроки, указанные в табеле.
  • Если книга потерялась или в ходе использования подверглась серьезному повреждению, читатель обязан заменить ее такой же или равнозначной.
  • Выходя из библиотеки, необходимо попрощаться.

Еще немного правил поведения в библиотеке вы узнаете из следующего видео.

Правила поведения

В библиотеку люди приходят работать и получать новые знания. Существует негласный свод правил поведения, этикет, действующий в этом учреждении. Правила поведения в библиотеке должны неукоснительно соблюдаться посетителями, только тогда для каждого пребывание в библиотеке будет комфортным и плодотворным.

Соблюдение тишины

Чтение книг требует высокой степени концентрации, чего невозможно достичь при посторонних шумах. Первое самое главное правило – в библиотеке необходимо соблюдать тишину, чтобы не мешать работать другим людям и работникам учреждения. В отделе абонемента, где люди просто выбирают книги из фонда, чтобы забрать их домой, можно разговаривать нормальным тоном.

В читальном зале, где люди непосредственно читают и работают, составляя доклады, курсовые, рефераты, необходимо соблюдать полную тишину. Во время выбора книг нельзя разговаривать с библиотекарем в полную силу, стоит «убавить» голос на два тона. Во время работы разговаривать нельзя совсем.

Если необходимо обменяться какой-либо информацией со спутником, это можно сделать с помощью шепота. Постоянно шептаться тоже нельзя, поскольку даже шепот способен отвлечь других сосредоточенных на чтении людей.

Как еще нужно соблюдать тишину?

  1. Нельзя громко сморкаться, постоянно кашлять и издавать любые другие звуки.
  2. Мобильный телефон следует перевести на беззвучный режим. Если вам нужно срочно переговорить с кем-то по телефону, выйдите из читального зала.
  3. Аккуратно двигайте стулья, когда садитесь или встаете. Тихо доставайте свои вещи из сумки и собирайтесь домой тоже без шума.

Бережное отношение

Книга – источник бесценных знаний. С ней следует обращаться аккуратно и бережно, особенно если она является частью библиотечного фонда, а не личной собственностью.

  1. Нельзя мять странички, вырывать их и загибать края.
  2. Запрещается оставлять пометки на полях карандашом, ручкой или любыми другими письменными принадлежностями.
  3. Руки обязательно должны быть чистыми, иначе можно испачкать странички.

Относитесь к книгам бережно, ведь чем дольше они прослужат, тем большему количеству людей смогут «передать» ценные знания.

Отсутствие еды в учреждении

Библиотека предназначена для сосредоточенной работы с книгами, поэтому здесь нет места еде. Нельзя есть сухарики, чипсы и любые другие продукты во время работы с книгами в читальном зале.

Единственное, что допускается, — бутылочка воды. О спиртных напитках и говорить нечего: конечно же, они запрещены, так же как и посещение библиотеки в нетрезвом виде.

Как вы выдаете книги и боретесь ли с должниками?

Так как у нас государственное учреждение, книги закупаются централизованно. У нас централизованная библиотечная система, которая состоит из большого количества филиалов. Главное отличие Петербурга от Москвы сейчас состоит в том, что у нас все библиотеки города и многие библиотеки области объединены в одну большую корпоративную систему. Мы все работаем через единую базу: вы приходите, регистрируетесь, получаете электронный читательский билет и с ним вы можете прийти в любую общедоступную библиотеку города и некоторые библиотеки области. Лично мне как библиотекарю это очень удобно. Ты видишь карточку читателя с данными из библиотек со всего города, и если он должен книгу в другой библиотеке, то система его блокирует, и мы не можем выдать ему наши книги. Таким образом легче бороться с несвоевременным возвратом книг, и у самих читателей тоже включается ответственность. Удобно это и для посетителей: человек тратит гораздо меньше времени на то, чтобы записаться в новую библиотеку, поскольку вся информация уже есть в его карточке.

Глас совести

Последний пункт моего обхода – детская библиотека. В неё я пять лет назад записала сына. Ситуация была прежней: в срок книги сдать не получилось, а потом было страшно и стыдно.

Здесь я чувствую себя максимально неловко, потому что нахожусь в роли не только безответственного читателя, но и безответственной матери.

Услышав фамилию, она вбивает её в компьютере, глубоко вздыхает и протягивает мне бумажку:

В отдел «Дошкольник» вхожу неуверенно.

Я невпопад шучу и нервно хихикаю, рассказывая о предыдущих библиотечных приключениях и обещая больше так не делать.

Пока библиотекарь завершает записи в формуляре и вычёркивает сына из списка должников, я готова провалиться под землю.

И всё же, выйдя из библиотеки, я чувствую себя прекрасно. Наверное, примерно так чувствуют себя люди, расплатившись с многолетним кредитом. А мне ведь даже расплачиваться не пришлось, только переступить через стыд и страхи. Единственное, о чём жалею – что не сделала этого раньше.

Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector