Спортивные разряды по дзюдо

Содержание:

Категории поясов дзюдо

Теперь расскажем о различиях поясов в дзюдо. За эталон примем школу Кодокан в Японии. Согласно ее учению, по рангу различают пояса ученические (КЮ) и мастерские (ДАН).

КЮ состоит из 6 категорий. Низшая шестая (6КЮ) — первая учебная ступень, а высшая первая категория (1КЮ) — последняя, шестая, учебная.

ДАН состоит из 10 ступеней. Самая низкая — 1 ДАН, а самая наивысшая — 10 ДАН.

Ученические пояса дзюдо по порядку:

  • 6-4 КЮ — белый,
  • 3-1 КЮ — коричневый.

Мастерские пояса состоят из:

  • 1-5 ДАН — черный;
  • 6-8 ДАН — красно-белый;
  • 9-10 ДАН — красный пояс.

Для дзюдоистов высших ДАНов приемлемо во время тренировок надевать черный пояс.

Процедура сдачи экзамена на степень мастерства

Носить пояс понравившегося цвета просто так нельзя, это считается проявлением неуважениям к другим дзюдоистам. На каждый пояс сдаётся отдельный экзамен. Собирается специальная аттестационная комиссия, которая состоит из сертифицированных тренеров, имеющих право принимать экзамены и присваивать степени кю и дан.

Экзамен проходит в торжественной обстановке и состоит из двух частей:

  • Теоретическая: спортсмены отвечают на общие вопросы об истории дзюдо, терминологии и т. д.
  • Практическая: дзюдоист показывает, как он выполняет приёмы и техники дзюдо, соответствующие поясу, который он хочет получить.

Новый пояс выдаётся только после успешной сдачи экзамена: ученик переходит на следующую ступень и начинает разучивать новые приёмы дальше, чтобы заработать следующий пояс.

Процедура аттестации выглядит следующим образом:

  1. Инструктор заранее составляет заявку на разряды и мастерские степени, а также тесты.
  2. До самой аттестации взрослые дзюдоисты сдают зачёт по штанге инструктору и получают допуск к экзамену.
  3. В назначенный день участники экзамена строятся в зале. Старший инструктор проводит разминку. После этого начинается сам экзамен. Вначале спортсмены сдают нормативы на:
    • технику работы руками на месте (как в правосторонней, так и в левосторонней стойке);
    • работу руками и ногами в движении;
    • технику работы ногами на месте;
    • общую физическую подготовку (отжимания, приседания, пресс, растяжку).

Основная часть экзамена включает следующие этапы:

  1. Проводится жеребьёвка, с помощью которой определяют пары соперников.
  2. После этого проводятся спарринги.
  3. Участники экзамена демонстрируют в парах броски, болевые и удушающие приёмы, которые прописаны в нормах для конкретного пояса.
  4. Если аттестация проводится на второй, первый кю, первый дан и выше, после спаррингов спортсмены также отвечают на вопросы, касающиеся правил проведения соревнований.
  5. Если спортсмену поставили все положительные оценки (допускается одна отрицательная), он получает желанный пояс.

Если у дзюдоиста более одной отрицательной оценки, он снимается с аттестации и сможет снова попробовать свои силы на следующем экзамене.

Важно! Чем темнее пояс, тем выше и жёстче требования к знаниям и технике дзюдоистов

Критерии продвижения

Немногие опубликованные руководящие принципы или стандарты определяют, когда практикующий специалист готов к продвижению по службе; критерий обычно определяется отдельными инструкторами и / или академиями. IBJJF поддерживает обширную систему выпуска, которая учитывает время успеваемости и статус членства, но не упоминает конкретные требования к успеваемости или навыкам. Когда преподаватели или академии комментируют критерии продвижения по службе, наиболее широко принятыми показателями являются объем технических и концептуальных знаний, которые может продемонстрировать практикующий специалист; выступление в грэпплинге ( рандори ) в академии и / или соревнованиях.

Технические и концептуальные знания оцениваются по количеству техник, которые может выполнить ученик, и по уровню навыков, с которыми они выполняются в живом грэпплинге, что позволяет более мелким и старшим практикующим быть признанными за их знания, хотя они могут не быть сильнейшими бойцами. в школе. Бразильское джиу-джитсу — это совершенно индивидуальный вид спорта, и практикующим рекомендуется адаптировать техники к своему телосложению, стратегическим предпочтениям и уровню атлетизма. Конечным критерием продвижения по службе является умение успешно выполнять техники, а не строгое стилистическое соответствие.

Формальное тестирование

Бразильское джиу-джитсу имеет неформальный подход к продвижению поясов, при котором один или несколько инструкторов субъективно соглашаются с тем, что данный ученик готов к следующему разряду. Некоторые академии перешли к более систематическому и формальному подходу к тестированию, особенно в отношении студентов с более низким рейтингом, где решение о продвижении по службе, возможно, является наименее спорным. Одним из первых инструкторов, публично опубликовавших формальные критерии тестирования, был Рой Харрис, который формализовал свои тесты по продвижению с белого пояса на черный пояс. Формальное тестирование теперь становится обычным явлением во многих академиях Грейси и таких организациях, как Alliance .

В некоторых системах Грейси введено формальное онлайн-тестирование, когда студент может загрузить свои квалификационные видеоролики, чтобы получить право на повышение. Формальные тесты обычно основаны на тех же элементах, что и обычное продвижение по службе, таких как технические и концептуальные знания учащегося и способность применять эти методы против сопротивляющегося противника

Некоторые тесты принимают во внимание другие аспекты, такие как личный характер ученика или базовые знания истории искусства. Для формального тестирования может потребоваться оплата платы за тестирование и как минимум частные уроки перед тестированием с инструктором.

Соревнования

Обычно учащихся поощряют к соревнованиям, так как это помогает им набраться опыта. Соревнования позволяют инструкторам оценивать способности учеников в схватке с полностью сопротивляющимся противником, и обычно повышение по службе сопровождается хорошими выступлениями на соревнованиях. В большинстве академий соревнование не является существенным для продвижения по службе, но в меньшинстве школ соревнование не только одобрено, но и необходимо.

2 КЮ. Синий пояс

  1. НАГЭ-ВАДЗА. ТЕХНИКА БРОСКОВ
    Суми-гаэши  Бросок через голову подсадом голенью с захватом туловища
    Тани-отоши  Задняя подножка на пятке (седом)
    Ханэ-макикоми  Подсад бедром и голенью изнутри в падении с захватом руки под плечо
    Сукуй-нагэ  Обратный переворот с подсадом бедром
    Уцури-гоши  Обратный бросок через бедро с подбивом сбоку
    О-гурума  Бросок через ногу вперед скручиванием подвыставленную ногу
    Сото-макикоми  Бросок через спину (бедро) вращением захватом руки под плечо
    Уки-отоши  Бросок выведением из равновесия вперед
  2. КАТАМЭ-ВАДЗА – ТЕХНИКА СКОВЫВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ
    Удэ-хишиги-ваки-гатамэ  Рычаг локтя внутрь захватом руки под мышку
    Удэ-хишиги-хара-гатамэ  Рычаг локтя внутрь через живот
    Удэ-хишиги-хидза-гатамэ  Рычаг локтя внутрь при помощи колена сверху
    Удэ-хишиги-удэ-гатамэ  Рычаг локтя внутрь прижимая руку к ключице
    Удэ-хишиги-аши-гатамэ  Рычаг локтя внутрь ногой
    Цуккоми-джимэ  Удушение спереди двумя отворотами
    Кататэ-джимэ  Удушение спереди предплечьем
    Санкаку-джимэ  Удушение захватом головы и руки ногами
  3. Дополнительный материал
    НАГЭ-ВАДЗА – ТЕХНИКА БРОСКОВ

    Тэ-гурума  Боковой переворот
    Оби-отоши  Обратный переворот с подсадом с захватом пояса
    Даки-вакарэ  Бросок через грудь вращением с обхватом туловища сзади
    Учи-макикоми  Бросок через спину вращением с захватом руки на плечо («вертушка»)
    О-сото-макикоми  Отхват в падении с захватом руки под плечо
    Харай-макикоми  Подхват бедром в падении с захватом руки под плечо
    Учи-мата-макикоми  Подхват изнутри в падении с захватом руки под плечо
    Хиккоми-гаэши  Бросок через голову с подсадом голенью с захватом пояса сверху
    Тавара-гаэши  Бросок через голову с обратным захватом туловища сверху

    КАТАМЭ-ВАДЗА – ТЕХНИКА СКОВЫВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

    Удэ-хишиги-санкаку-гатамэ  Рычаг локтя захватом головы и руки ногами
    Уширо-ваки-гатамэ  Обратный рычаг локтя внутрь
    Удэ-хишиги-джуджи-гатамэ  Рычаг локтя захватом руки между ног (разрывы оборонительных захватов)

История возникновения и развития дзюдо

По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к современным боевым искусствам. Борьба дзюдо была создана профессором Дзигоро Кано. В 1882 году Кано открыл в Токио первую школу дзюдо «Кодокан». Через год им была создана система разрядов, а в 1887 году была окончательно сформирована техника дзюдо. Первый чемпионат мирового уровня прошел в Токио 1956 году, после чего соревнования такого масштаба стали проводится регулярно и не только в Японии.

На протяжении долгих лет в дзюдо не существовало весовых категорий. Как считали сами японцы, главное – это не сила, а искусство владения тайной техникой. Но после поражения японцев на четвертом чемпионате мира правила были изменены и появились весовые категории. Начиная с 1964 году дзюдо, было внесено в программу Олимпийских игр.

В 1980 году был проведён первый чемпионат мира среди женщин, а в 1992 году соревнования по дзюдо среди женщин были включены в официальную программу летних Олимпийских игр в Барселоне.

С 2005 года Европейский союз дзюдо стал проводить соревнования по ката. В 2008 году в Париже Международная федерация дзюдо провела первый чемпионат мира по ката.

Юношеские спортивные разряды по дзюдо:

(сокращения: ВК — весовая категория, КТ — ката, КС — командные соревнования)

Статус соревнований Пол, возраст(спорт.дисциплина) Требование:
I (юн) разряд II (юн) разряд III (юн) разряд
занять место: кол-во побед: количество побед: количество побед:
Первенство России Юноши, девушки (до 18 лет)(КТ) 4
Юноши, девушки (до 15 лет)(КС) 8
Другие всероссийские спортивные соревнования, включенные в ЕКП (единый календарный план) Юноши, девушки (до 15 лет)(ВК, КС, КТ — группа) 8
условие: при участии не менее 15 субъектов Российской Федерации
Первенство федерального округа, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга Юноши, девушки (до 18 лет)(ВК) 8
Юноши, девушки (до 15 лет)(КС, КТ — группа) 8
Первенство субъекта Российской Федерации (кроме г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) Юноши, девушки (до 18 лет)(ВК) 8
Юноши, девушки (до 15 лет)(ВК, КТ — группа) 8
Другие официальные спортивные соревнования субъекта Российской Федерации Юноши, девушки (до 18 лет)(ВК) 8
Юноши, девушки (до 18 лет)(КТ) 2-3
Юноши, девушки (до 15 лет)(ВК, КТ — группа) 8
Первенство муниципального образования Юноши, девушки (до 18 лет)(ВК) 8 8 6
Юноши, девушки (до 18 лет)(КТ) 1-3
Юноши, девушки (до 15 лет)(ВК, КТ — группа) 8 8 6
Юноши, девушки (до 13 лет)(ВК, КТ — группа) 8 8 6
Другие официальные спортивные соревнования муниципального образования Юноши, девушки (до 18 лет)(КТ) 1-2
Юноши, девушки (до 15 лет)(ВК, КТ — группа) 8 8 6
Юноши, девушки (до 13 лет)(ВК, КТ — группа) 8 8 6

Как получить звание и разряд в спорте

Для получения разряда или звания дзюдоисту необходимо выполнить следующие требования:

  1. Принять участие на соревнованиях и физкультурных мероприятиях по дзюдо, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских, международных физкультурных и спортивных мероприятий.
  2. Выполнить нормы по виду спорта «дзюдо», указанные в требовании ЕВСК. Норма для присвоения спортивного звания или спортивного разряда содержит показатели, в соответствии с которыми определяется квалификация спортсмена.

При присвоении звания и спортивного разряда учитывается:

  • статус соревнования;
  • возраст спортсмена;
  • спортивная дисциплина;
  • занятое место на соревнованиях.

После успешных соревнований собирается пакет документов для принятия решения о присвоении спортсмену соответствующего разряда или звания.

Сколько поясов в карате, как расположены по цветам

В каратэ преобладает японская система деления учеников. В ней выделяют 9 ступеней, для каждой из которых придуман свой цвет, олицетворяющий полученные навыки. Последовательность цветов такова:

  • белый;
  • золотистый (желтый);
  • оранжевый;
  • зеленый;
  • красный;
  • фиолетовый (темно-синий);
  • коричневый;
  • темно-коричневый;
  • черный.

Примечательно, что каждый пояс присваивается только по результатам сданных экзаменов и тестовых заданий. Только успешно преодолев все испытания, человек доходит до высших регалий. Для него шьют черный пояс, на котором специальной вышивкой сделано его имя и дан. Регулярные тренировки сильно изнашивают ткань пояса, поэтому черный отшивается из белого, поверх которого нашивают плотную черную ткань. Он присваивается только единожды и на всю жизнь. Каждый цвет имеет свое особое значение.

Древние верили, если вокруг талии бойца болтаются лохмотья, бывшие когда-то тканью, это указывает на постоянные усиленные тренировки и высокой статусе. Кроме того, цвет может указать на факт достижения определенного мастерства. Чтобы получить черный пояс нужно сдать соответствующие экзамены и получить признание вышестоящих мастеров.

Белый

Белоснежный пояс, которым каратисты подвязывают кимоно, говорит о потенциале бойца. Каждый человек приходит в боевое искусство чистым, словно пустая тетрадь, которую нужно наполнить мудростью и опытом. Белый цвет символизирует эту чистоту и открытые возможности.

Желтый

Золотистый пояс – это символ завершения начального этапа подготовки. Экзамен на аксессуар желтого цвета сдается уже спустя полгода после начала обучения. В этот момент человек учится постигать собственное тело, настраивать его на нужную работу, вкладывать в удары энергию всего тела и силу туловища.

Этот этап обучения предполагает физические и психологические тренинги, где ученик постигает умиротворение с самим собой и учится концентрироваться на поставленных целях. Желтый цвет говорит о том, что начальный этап подготовки пройден, и боец может приступать к более серьезному обучению.

Оранжевый

Когда желтый цвет тускнеет, это указывает на то, что боец тренируется с должной усердностью и уже достиг определенной стабильности. Пришла пора переходить на аксессуар оранжевого цвета, который символизирует порядок в мыслях человека и его физическом состоянии.

Усиленные тренировки получают определенный порядок, становятся более спокойными и размеренными. Теперь ученик работает над выносливостью и силой духа. Техника в этот период скорее всего наработана, остается работать только на улучшение.

Зеленый

Этот цвет символизирует новый этап в обучении, где ученик должен выбрать, что для него в карате важнее, восприимчивость или чувственность. Эти качества помогут в дальнейшем применять навыки без лишних мыслей.

Красный

Пятый по счету кю. Красный цвет олицетворяет кровь, пролитую в честном бою. Это еще один важный этап подготовки и переход к новому более сложному уровню обучения.

Синий

В другой интерпретации, фиолетовый пояс, показывает огромные возможности и хорошую технику бойца. В то же время это этап психологического обучения, где человек учится подстраиваться под обстоятельства, стойко переживать трудности и выживать в тяжелых условиях. Сложный и насыщенный этап подготовки мастера.

Коричневый

Время проявления творческих способностей в каратэ. Не многие удостоены столь высокого звания. Но останавливаться на этом не стоит, регалии за высшее мастерство еще впереди.

Темно-коричневый

Самая высокая ступень перед званием «мастер». Человек уже постиг мудрость и получил необходимые навыки, его техника находится на высшем уровне, усердные тренировки помогают совершенствовать свой опыт борьбы.

Черный

Черный цвет – это степень высшего мастерства бойца. Получив пояс, человек должен самостоятельно думать о самосовершенствовании, регулярно проводить психологические тренинги и оттачивать полученные навыки боя.

Сдача экзамена на жёлтый пояс по дзюдо

В состав аттестации входят четыре испытания, проводимые в один день. Их последовательность строго устанавливается, ученика, не сумевшего сдать какое-либо испытание, к следующим не допускают.

Аттестационная программа включает в себя экзамены:

  1. Морально-этический, на котором воспитанник должен показать преданность своему клубу. Это заключается в необходимости выполнения для клуба пяти полезных дел. Борец может совершить какие-либо дела до начала экзамена, которые также учитываются. Комиссия рассматривает и оценивает полезность выполненных дел, затем она принимает окончательное решение и заносит его в аттестационный протокол.
  2. Общая физическая подготовка. На этом экзамене нужно показать, насколько ученик соответствует требованиям физической формы. Дзюдоист в установленной последовательности должен:
    1. Отжаться за 10 с.
    2. Подтянуться за 10 с.
    3. Выполнить упражнения на пресс за 30 с.
    4. Сделать прыжки за 15 с.
    5. Отжаться до отказа.
    6. Подтянуться до отказа.
    7. Выполнить упражнения на пресс до отказа.
    8. Сделать прыжки до отказа.
    9. Подняться и спуститься по канату.

Перед началом испытания на физическую подготовку воспитаннику выдаётся экзаменационный лист, в который члены комиссии вписывают соответствующие показатели после прохождения бойцом от одного упражнения к другому. Когда все задания пройдены, экзаменуемому необходимо сдать лист председателю комиссии, чтобы комиссия могла подвести итоги.

На этом экзамене проходит выявление и оценка физических и волевых качеств борца. Комиссия вслух считает упражнения, при этом отмечая и учитывая лишь те, что выполнены правильно, неверно выполненные задания пропускаются. Оценка, являющаяся проходной для следующего экзамена, составляет 25 баллов.

  1. Теоретический. В нём ученик получает билет, готовится в течение пяти минут и устно отвечает на вопрос, указанный в билете. Отвечать нужно кратко, но раскрыть все ключевые моменты.

    Экзаменационная комиссия может обратиться к ученику с просьбой демонстрации любого технического элемента программы по белому поясу.

    Также они могут попросить его дать ответ на любой вопрос, касающийся теории программы этого уровня.

    Ответы воспитанника должны быть уверенными, довольно громкими и внятными, чтобы членам комиссии не приходилось вслушиваться, при этом борец должен соблюдать все положенные ритуалы.

  2. Практический. Проведение такого испытания соответствует требованиям программы жёлтого пояса, а также традициям дзюдо в целом. Экзамен имеет форму Шёкю-но-ката: ученик должен показать высокое качество выполнения ката, которое комиссия оценивает по многобалльной системе. Помимо этого качества, члены комиссии отмечают и психологический настрой бойца, и зрелищность демонстрации ката.

Воспитанник, который сумел справиться со всеми требованиями, считается прошедшим экзаменационную аттестацию и получает право носить жёлтый пояс.

Внимание! Решение комиссии на это достижение учеником не может быть отменено

Экипировка

Тренировочный костюм, используемый во время соревнований, называется дзюдоги.

Форма для дзюдо бывает белого и синего цвета, чтобы облегчить работу судьям. За 100 лет форма не сильно изменилась. Чтобы верхние части куртки выдерживали большие нагрузки, их делают из более плотного материала. Пояс обвязывается вокруг талии несколько раз.

Фото 1. Кимоно для занятий дзюдо белого цвета, изготовлено из хлопка размера 11-12 (140 см), производитель — «Lonsdale».

Плоский узел обязательно завязывается спереди. Концы пояса оставляют висеть, их длина должна составлять 20—25 сантиметров

Чтобы определить ранг дзюдоиста, достаточно обратить внимание на цвет его пояса

По правилам, куртка для дзюдо должна быть большой, она запахивается слева направо на 20 и более сантиметров. Это такая японская традиция, используемая для живых.

Рукава куртки должны быть до запястья. Для соревнований нужна широкая куртка, чтобы было пространство между рукавом и курткой около 7—10 сантиметров.

Справка! Из-за несоблюдения правил, судьи могут требовать поменять костюм или вовсе не допустить к соревнованиям.

Брюки тоже длинные, покрывающие полностью ноги и широкие, чтобы оставалось свободное пространство около десяти — пятнадцати сантиметров по ширине в штанинах и паху.

Оценки: когда присуждается высший балл или чистая победа

Существует несколько баллов в дзюдо: «юко» что значит «эффективный», «вадза-ари» — «половина техники» и «иппон» — «одно очко», т. е. чистая победа.

Оценка «иппон» является высшей оценкой в дзюдо и присуждается только в следующих случаях:

  • дзюдоист должен быстро и сильно бросить противника на спину;
  • дзюдоист проводит удержание 20 или более секунд;
  • если противник дзюдоиста во время выполнения болевого или удушающего приёма произносит слово «маита», что означает сдаюсь или несколько раз хлопает рукой или ногой;
  • в том случае, когда результат проведения болевого или удушающего приёма понятен судьям (т.е. тот дзюдоист на котором применяется приём теряет сознание).

За поединком дзюдо следит и оценивает целая бригада судей:

  1. Арбитр — лидер судейского трио. Именно ему отведена роль человека, руководящего поединком. Также за ним остаётся право на комментирование действий дзюдоистов, просьба прекратить схватку и вынесение наказаний. Решение арбитра является самым весомым.
  2. Боковые судьи следят за поединком с противоположных углов татами, то есть вне пределов зоны схватки. В их обязанности входит следить за соревнованием и поправлять арбитра, если тот что-то недоглядел.

Система поясов в дзюдо

Белый

Повязывает себе новичок, начиная путь постижения дзюдо.

Завязывать кимоно чем-то надо, пока достижений и побед нет, но перспектива есть. Пешка в шахматах может стать ферзем, дойдя до последней клетки. Аналогично мастеру незазорно надеть белый пояс, обнулив знания, показав переосмысление философской составляющей данного вида спорта.

Сложных действий ученику еще не дается. Но освоены перемещения, выведения из равновесия, умения выполнять самостраховку при падениях.

Желтый

Означает уровень физической подготовки выше предыдущего уровня. Адепт выдержал нагрузки повседневных занятий, на квалификационном экзамене показал правильное выполнение базовых приемов, простейшие атакующие, защитные действия, способов контроля противника.

Помимо физического аспекта, на экзамене проверяется знание терминологии, культура поведения. Начинается изучение контратакующих действий.

Оранжевый

Говорит о серьезном уровне подготовки. Дзюдоист (или иначе дзюдока) регулярно посещает дни борьбы, где борется с коллегами из других клубов, выступает на соревнованиях.

Зеленый

Предполагает изучение продвинутых способов ведения поединка (с опасностью обучаемого темнеет его пояс). В программу вводятся удушения — первая составляющая боевого содержания единоборства.

Дзюдока поддерживает товарищей на турнирах, овладевает азами массажа, помогает тренеру в организации занятия для младших ребят.

Синий

Намекает на холодное, проверенное мастерство исполнителя. Еще есть азарт предыдущих ступеней, но эмоции находятся под контролем.

Знание изощренных техник соседствует с углубленным изучением прикладного аспекта. Здесь обитают кандидаты в мастера спорта и перворазрядники.

Коричневый

Последний этап огранки, до которого доходят немногие. Арсенал не содержит сложных атак и вычурных финтов. Позволяется аккуратное исследование запрещенных действий — травмоопасных в условиях соревнований, но эффективных в самообороне.

6-кю Белый Пояс

РЭЙ – ПРИВЕТСТВИЕ (Поклон)

ШИНТАЙ – ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Аюми-аши – Передвижение обычными шагами Цуги-аши – Передвижение приставными шагами

  • вперед-назад
  • влево-вправо
  • по диагонали

ТАЙ-САБАКИ– ПОВОРОТЫ (ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕЛА)

на 90 шагом вперед на 90 шагом назад на 180 скрестными шагами (одна вперед, другая назад по диагонали) на 180 скрестными шагами (одна назад, другая вперед по диагонали) на 180 круговым шагом вперед на 180 круговым шагом назад

КУМИКАТА – ЗАХВАТЫ

Основной захват – рукав-отворот

Маэ-кудзуши Вперед
Уширо-кудзуши Назад
Миги-кудзуши Вправо
Хидари-кудзуши Влево
Маэ-миги-кудзуши Вперед-вправо
Маэ-хидари-кудзуши Вперед-влево
Уширо-миги-кидзуши Назад-вправо
Уширо-хидари-кидзуши Назад-влево

Как завязывают оби

Есть несколько способов завязывания пояса на кимоно. Опишем наиболее распространенные из них и доступные для восприятия.

Способ №1

  1. Берем пояс за середину и растягиваем его поперек живота на уровне талии.
  2. Оборачиваем вокруг туловища так, чтобы после оборота полоска находилась на спине и животе, а концы удерживались руками по бокам.
  3. Отводим левый конец пояса вниз, а находящийся сверху правый пропускаем снизу так, чтобы получилась не затянутая петля.
  4. Левый нижний конец отпускаем для контакта с концом петли, а сформировавший ее правый кончик продеваем сверху внутрь получившегося отверстия (при этом он лежит параллельно левому, занявшему уже внутри петли правую позицию).
  5. Далее кончик в крайней левой стороне продеваем снизу вверх в петлю, образованную сверху правым концом.
  6. Затягиваем узел, имеющий форму галстучного, только затянутого сбоку.

Это интересно: в любой борьбе японского происхождения много символичного. Так пояс кимоно содержит в себе следующий смысл: левый конец означает символ духа, правый – символизирует физическое развитие индивидуума. В целом завязанный оби представляет собой гармонию, целостность и внутреннюю силу. Главное не упустить из виду то, чтобы оба конца завязанного пояса были одинаковыми по длине. Это создает гармонию духа и тела борца по законам бытия и отдельно взятого дзюдо.

Способ №2

Пояс можно завязать на еще один крепкий узел, да так, что его будет нелегко развязать во время поединка, но просто по его завершению. Вот порядок действий:

  1. Разворачиваем пояс поперек живота чуть выше пупка.
  2. Оборачиваем оба конца вокруг туловища.
  3. Вытягиваем их вперед и выравниваем по длине.
  4. Скрещиваем концы и вяжем стандартный узел, пропуская один из его концов между поясом и курткой.
  5. Протягиваем через образовавшуюся петлю верхний конец пояса.
  6. Туго затягиваем его.
  7. Узел должен получиться совершенно плоским.

В восточных единоборствах закрепилось положение, согласно которому необходимо применять пояса шириной 4-6 сантиметров и длиной 2-3 метра. Такой длины вполне достаточно, чтобы обернуть дважды талию не только подростка или юноши, но и взрослого мужчины.

Важно, чтобы после затягивания узла на поясе по обеим сторонам свешивались концы по 20-30 сантиметров. Для наглядного восприятия рекомендуется посмотреть соответствующее теме видео:

5 кю Желтый пояс

1. НАГЭ-ВАДЗА – ТЕХНИКА БРОСКОВ

Дэ-аши-барай (de-ashi-harai) — Боковая подсечка под выставленную ногу

Хидза-гурума — Подсечка в колено под отставленную ногу

Сасаэ-цурикоми-аши — Передняя подсечка под выставленную ногу

Уки-гоши — Бросок скручиванием вокруг бедра

О-сото-гари — Отхват

О-гоши — Бросок через бедро подбивом

О-учи-гари — Зацеп изнутри голенью

Сэои-нагэ — Бросок через спину с заватом руки на плечо

2. КАТАМЭ-ВАДЗА – ТЕХНИКА СКОВЫВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

Хон-кэса-гатамэ — Удержание сбоку

Ката-гатамэ — Удержание с фиксацией плеча головой

Еко-шихо-гатамэ — Удержание поперек

Ками-шихо-гатамэ — Удержание со стороны головы

Татэ-шихо-гатамэ — Удержание верхом

3. Дополнительный материал НАГЭ-ВАДЗА – ТЕХНИКА БРОСКОВ

О-сото-отоши — Задняя подножка

О-сото-гаэши — Контрприем от отхвата или задней подножки

О-учи-гаэши — Контрприем от зацепа изнутри голенью

Моротэ-сэой-нагэ — Бросок через спину (плечо) с захватом рукава и отворота

Татами

Поединки в дзюдо проходят татами, который состоит из отдельных матов размером 1м х 1м х 4см или 2м х 1м х 4см, сделанных из полимерных материалов. Татами состоит из двух зон разного цвета. В центре татами находится квадрат с минимальными размерами 8м на 8м и максимальными – 10м на 10м, который называется рабочей зоной и состоит из матов одного цвета. Внешняя часть татами, называется зоной безопасности и состоит из матов другого цвета и имеет по периметру размер 3м. В центральной части рабочей зоны на расстоянии 4м друг от друга на маты нанесены белая и синяя полоски шириной около 10 см и длиной около 50 см, служащие для обозначения мест участников перед началом поединка и после его окончания.

Способы завязывания оби

Существует несколько способов завязывания оби. Рассмотрим некоторые из них. Для применения первого способа достаточно придерживаться следующего порядка действий:

  1. Взять середину оби и приложить её к животу. Концы пояса нужно обернуть вокруг талии так, чтобы после одного оборота его полоска лежала на животе и спине, а концы можно было держать в руках по бокам.
  2. Отвести «левый» конец пояса вниз, освободив его. Находящийся сверху «правый» конец оби пропустить снизу под одним оборотом и его «левым» концом так, чтобы образовалась незатянутая петля.
  3. «Левый» нижний конец оби отпустить для соприкосновения с концом петли, а образовавший её «правый» продеть сверху внутрь полученного отверстия (он должен лежать параллельно «левому», который внутри петли уже занял позицию справа).
  4. Затем конец, находящийся в крайней левой стороне, продеть снизу вверх в петлю, образовавшуюся сверху «правым» концом, потуже затянуть эту конструкция. Причём узел должен иметь вид галстучного, но затянутого сбоку.

Оби имеет множество крепких узлов и методов их создавать. Можно завязать пояс для дзюдо другим способом. Для этого следует придерживаться следующего порядка действий:

  1. Растянуть пояс на середине, чуть выше уровня пупка поперёк живота.
  2. Обернуть оба конца вокруг спины. Вытянуть их перед собой и выровнять.
  3. Скрестить оба конца пояса, как будто начали завязывать обычный узел, пропустить один из его концов между частью пояса и курткой.
  4. Протянуть через петлю, которая образовалась, верхний конец пояса (он должен завязнуть в петле) и потуже затяните его, делая при этом сам узел более плоским.

Подробнее с пояснениями оба способа продемонстрированы на видео (https://www.youtube.com/watch?v=waGaxTSFk4c).

В восточных единоборствах стало принято использовать пояса шириной в 4−6 см и длиной от 2,2 до 3,2 м. Такой величины вполне достаточно для обертывания поясом вокруг талии подростка или взрослого человека дважды так, чтобы после завязывания узла на оби по обеим сторонам остались свисать концы по 20−30 сантиметров.

Символика пояса для кимоно заключена даже в его концах: так, левый конец — символ духа, а правый — физической силы отдельной личности. Завязанный на уровне хара оби является символом гармонии, целостности, круга и внутренней силы. Рекомендуется следить, чтобы оба конца пояса для кимоно в завязанном состоянии были равными, так как это символизирует гармонию духа и тела ученика в сложной культуре и философии бытия по правилам и законам дзюдо.

6 КЮ. Белый пояс

  1. РЭЙ  – ПРИВЕТСТВИЕ (Поклон)
    • Тачи-рэй – Приветствие стоя
    • Дза-рэй – Приветствие на коленях
  2. ОБИ  – ПОЯС (Завязывание)
  3. ШИСЭЙ  – СТОЙКИ
  4. ШИНТАЙ  – ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
    • Аюми-аши – Передвижение обычными шагами
    • Цуги-аши – Передвижение приставными шагами

      • вперед-назад
      • влево-вправо
      • по диагонали
  5. ТАЙ-САБАКИ  – ПОВОРОТЫ (ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЕЛА)
    • на 90 шагом вперед
    • на 90 шагом назад
    • на 180 скрестными шагами (одна вперед, другая назад по диагонали)
    • на 180 скрестными шагами (одна назад, другая вперед по диагонали)
    • на 180 круговым шагом вперед
    • на 180 круговым шагом назад
  6. КУМИКАТА  – ЗАХВАТЫ
    Основной захват – рукав-отворот
  7. КУДЗУШИ  – ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ
    Маэ-кудзуши Вперед
    Уширо-кудзуши Назад
    Миги-кудзуши Вправо
    Хидари-кудзуши Влево
    Маэ-миги-кудзуши Вперед-вправо
    Маэ-хидари-кудзуши Вперед-влево
    Уширо-миги-кидзуши Назад-вправо
    Уширо-хидари-кидзуши Назад-влево
  8. УКЭМИ  – ПАДЕНИЯ
    Еко (Сокухо)-укэми На бок
    Уширо (Кохо)-укэми На спину
    Маэ (Дзэнпо)-укэми На живот
    Дзэнпо-тэнкай-укэми Кувырком
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector