Хохлома. знакомимся с хохломской росписью, страница 3

Ход ЗАНЯТИЯ.

1 Введение игрового момента.

Сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию в музей:

— Что такое музеи? Что в нем находится? Музей, в который я хочу вас пригласить, называется » Веселая хохлома » .

— Что такое хохлома? Где вы могли слышать это слово?

-Да, это деревянная расписная посуда, которую впервые начали делать в деревне Хохлома. Отсюда и пошло название.

— А почему же хохлома веселая? Это нам и предстоит выяснить в ходе экскурсии.

2. Рассказывание детьми стихов о хохломе.

-Для того. чтобы начать экскурсию, мне нужны помощники. Пожалуйста, выходите. Это дети, которые выучили для нас стихи о хохломе.

а) Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо-блюдо, да чашки, ложки?

Откуда посуда? Да к вам приехала сама Веселая хохлома.

б) Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварёшке,

Клюёт эту ягодку птиц -золотое крыло.

в)Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете

г) В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

3. Беседа о хохломской росписи.

Полюбуйтесь на это чудо -ложки, чашки и бочонки, вазы, подносы.

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен.

Впервые она появилась в деревне Хохлома, расположенной на берегу реки Волги. Деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярина, в избе у крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. Поэтому хохлому называют

«золотой», «пламенной». А мы с вами её назвали «веселой «? Почему?

ЕСТЬ ТАКАЯ КРАСИВАЯ ЛЕГЕНДА:

Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-

умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал.

Варил себе кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и её угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой. Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое.

4. Экскурсия в мастерскую.

Как вы думаете. из чего сделана хохломская посуда?

Сначала выточенную на токарном станке или вырезанную

ножом из липы или березы вещь тщательно покрывали тонким слоем жидкой глины. Изделия просушивали и расписывали

красками.

Давайте рассмотрим узоры, которые использовали хохломские

умельцы (работа с таблицей «хохломская роспись «).

5. Роспись детьми шаблонов хохломской посуды.

Все элементы хохломской росписи рисуются сразу кистью, без

предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку

нужно держать тремя пальцами, кистью вниз.

Давайте потренируемся выполнять основные хохломские узоры.

«осочки» -выполняется легким движением кончика кисти

сверху вниз.

«травинки» -это мазки с небольшим утолщением.

«капельки» -рисуются прикладыванием кисти к бумаге.

«усики»-рисуются в виде непрерывной линии одинаковой

толщины, закрученной в спираль.

«завитки»-это «усики» только с легким нажимом в середине

элемента.

«кустик»-сложный элемент, состоящий из симметрично

расположенных «осочек», «травинок» ,»капелек»,

«завитков».

Давайте рассмотрим сложные узоры, порядок их выполнения.

А теперь я предлагаю вам стать народными умельцами и превратить

простую посуду в золотую и прекрасную. Перед вами на столе лежат шаблоны различной посуды, покрытой желтой краской. Выберите тот шаблон, который вам больше всего нравится.

А для того, чтобы превратить обычную посуду в хохломскую вам необходимо выбрать понравившуюся роспись и украсить ею шаблоны посуды.

6. Итог.

-Что такое хохлома?

-Из чего сделана хохломская посуда?

-Где у нас в группе находится мини- музей хохломы? И как он называется?

-Почему хохлома «веселая»?

7. Выставка детских работ.

Хохлома: роспись, картинки и узоры

Можно выделить несколько видов орнамента:

Травная роспись – старинный вид рисунка. Он пишется мелкими мазками, завитками, колосками и ягодками по серебряному фону.

Напоминает русские травы – луговые, болотную осоку, белоус.

Этот рисунок может быть разбросан по всему изделию тарелок, разделочных досок, шкатулок или собран букетами, кустами. Причем из разрозненных травинок художники создают различные сочетания картинок — мотив петуха, жар-птицы, сидящей на дереве, клюющей ягоды, а также рыб.

Роспись «под листок» или «под ягоду» — в нее, кроме травки, включены овальные лепестки, расписанные тычками кисти, более крупными мазками.

В основу входят остроконечные или округлые листья по три или пять, и группы ягод около стебля.

В зависимости от величины изделия могут быть включены элементы ветки, рябины, винограда, смородины, крыжовника, клубники, цветы ромашки, тюльпана и колокольчика.

Роспись под «пряник» или «рыжик» — этот орнамент применяют обычно внутри блюда или чаши. Геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат. С травными кустами в углах, а в середине – большой «рыжик» в круге — солнце. Еще пряник называют «косовик», так как из него как бы вырастают косы из трав и мотивов. Вначале эти элементы росписи кажутся простыми и примитивными. Но если вглядеться, то видно, что солнце движется, и вместе с ним захвачены кружением все листочки и травинки.

«Кудрина» — стилизованные золотые изображения кудреватых завитков, формирующих листья, цветы, ягоды и плоды. Это вид росписи, где главной является контурная линия, золотое пятно и легкие тонкие штрихи в прорисовке мелких деталей.

«Фон» — художник рисует стебель с цветами и листьями, стилизованные изображения петушков, рыб. Затем фон заполняется краской – обычно черной. Поверх черного фона делают мазки краской – травинки, налепливаются гроздья диких яблочек, меленькие цветочки.

Роспись под «Пряник» Хохлома под фон Роспись «Кудрина»

Хóхлома, а не хохломá

Вы называете «хóхлома», хотя сейчас на ярмарках больше на слуху название «хохломá».

Все правильно. В 60-е, даже 70-е годы, когда в наши районы стали приезжать городские специалисты из Московского института художественной промышленности, им было выгоднее, да и красивее звучало «хохлома́», чем режущее «хо́хлома». При склонении села Хохлома может быть и Хо́хлома, и Хохлома́. Но если рядом протекает речка Хо́хломка, как мы ее будем называть? Хо́хломкой мы ее и будем называть, а не Хохломко́й. Село Хо́хлома — это на всю жизнь. Мне уже скоро 60, и всю мою жизнь село называлось Хо́хлома, с ударением на первый слог.  

А посуду покрывали росписью потому, что красиво, или изделие становилось прочнее?

Посуда, поскольку постоянно использовалась в быту, то была недолговечной. Ничем не обработанная деревянная посуда быстро выходила из строя, потому что она и трескалась — деревяшка впитывала влагу, а влажное имеет свойство трескаться, — и падала-билась. Поэтому изначально стали искать средства, чтобы придать предмету прочность и практичность: грунтовали раствором особой глины, в состав которой входили клеевые основы, глиной обрабатывали деревянную поверхность, чтобы она забивала поры. В итоге практичных изделий наделали много, но продавались они по одной цене. И потом, каждому хочется в любом бытовом предмете внести красоту: вышивка, лепка, роспись, резьба. Поэтому техника изготовления изделий усложнялась, товар дорожал, мастерам и продавцам это стало давать больше дохода.

Если же посмотреть на старые работы мастеров — там просто условные нажимы кисточкой. Это не та хохломская роспись, которая у нас есть сейчас.

Хохлома: технология изготовления

Процесс прекрасных деревянных изделий происходит в несколько этапов:

  • Получение «белья» — белых неокрашенных изделий. Мастер из заготовленных деревянных брусков формирует будущие ложки, чайные чашки, шкатулки и сувениры, снимая токарным станком стружки с древесины. Затем готовое изделие сушат при температуре 22-28° С, в течение 3-20 дней.
  • Шпаклевка «вапой» — неокрашенные вещи обмазывают несколько раз после обсушки специальной очищенной глиной, и оставляют на 7-8 часов.
  • Грунтовка – 3-4 раза олифят (покрывают слоями вываренного льняного масла). Олифой вручную пропитывают изделия, втирая ее специальными кожаными тампонами. После очередной пропитки сушат в специальном шкафу при температуре 40-50° С. Затем, после охлаждения, слегка шлифуют.
  • «Лужение» — придание изделию серебристого или золотистого фона. Для серебряного цвета – в поверхность кожаными овчинными тампонами вручную втирают алюминиевый порошок. Для золотого – наносится перетертое олово. Затем покрывают специальными смесями и несколько раз обжигают в печи до получения солнечно-золотого цвета. После чего изделие попадает в руки мастеров-художников декоративно-прикладного искусства.

История промысла

Ремесло зародилось во второй половине семнадцатого столетия в поселениях Заволжья. Хохлома – это один из крупнейших центров сбыта, куда местные умельцы привозили свои творения на продажу. Именно он подарил название росписи.

Промысел имеет характерную особенность, благодаря которой его невозможно перепутать с другими направлениями искусства. В хохломе используется золочение поверхностей из дерева и обильное декорирование разнообразным орнаментом. Мастера для создания своих шедевров использовали свободную кистевую манеру. Это позволяло им работать сразу в двух направлениях: фоновая роспись и верховая композиция.

Где находится Хохлома? Населенный пункт раскинул свои просторы в Нижегородской области. На левом берегу Волги располагалось большое количество поселений, жители которых увлекались росписью по дереву. Обитатели Глибино, Шабаши, Хрящи привозили в Хохлому продукцию на продажу.

Многие связывают специфическое окрашивание «под золото» со старообрядцами из Заволжья. Они придерживались «старого вероисповедания» и обычно селились вдали от людской суеты, выбирая глухие лесные чащи.

Среди них было большое количество невероятно талантливых живописцев, которые с помощью тонкого кистевого изображения расписывали иконы и декорировали старинные книги. Обитатели Заволжья считались умелыми мастерами, они преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Соединение двух направлений и способствовало зарождению росписи под хохлому.

Промысел вобрал в себя вычурность иконописцев и безупречность линий от умельцев Заволжья, гармонично сочетал шикарную подачу и классические формы.

Существует несколько красивых легенд относительно зарождения росписи. Одна из них повествует об иконописце Андрее Лоскуте. Когда-то он был вынужден покинуть столицу из-за начавшихся реформ патриарха. Мастер укрылся в глухой чаще и продолжал создавать лики святых, используя традиционную методику.

Однако вскоре патриарху доложили о местонахождении беглеца и рассказали о том, что «наглец» обучает сельское население написанию икон в «старинном» стиле. Чтобы избежать кары и публичного унижения, Лоскута сжег себя в пламени костра. Напоследок бунтарь завещал ученикам сохранить его искусство и умение.

Если верить иной легенде, то в дремучем лесу обитал никому не известный мастер, создававший изделия из хохломы с богатым декором. Иногда он дарил свою продукцию обитателям деревушек, расположенных поблизости. Через некоторое время слава об удивительном умельце дошла до царя.

Тот незамедлительно отправил отряд в чащу и приказа привести «хохломиста» в его палаты. Но мастер отказался быть в подчинении у государя, поэтому опричникам так и не удалось отыскать его в дремучем лесу.

Расписная миска для киски

А сколько может служить хохломская посуда? И какая была самой распространенной?

Есть экспонаты в коллекциях крупных музеев. Они покупались у населения, то есть уже были использованы в быту. Люди их либо изготавливали сами, либо покупали, но именно для пользования — в чашки насыпались крупы, в мисках к столу подавались горячие щи и салаты. Если же сейчас эти крупные музеи покупают работы у нас, то они сразу определяют их в коллекции, не используя в быту.

На сегодняшний день сложно определить, сколько может служить продукция этого промысла, потому что ее вытесняют — как и продукцию вообще всех промыслов — дешевые материалы. Сейчас ведь уже никто не берет на природу или в поход расписную чашку, а покупают в магазине одноразовую посуду, чтобы собрать в пакет и выбросить после пикника. Можно сказать, что на сегодняшний день промыслы имеют какую-то границу между используемостью и работами, как произведения искусства.

Однако в былые времена практичная и недорого расписанная посуда была повседневной. У нас даже, я помню, была «миска для киски», ей там наливали молоко. Фарфор тогда был дорогим, пластиковой посуды тоже не было.

Я вспоминаю, что в период моего детства пользовались в основном деревянными изделиями, то есть что мы делали — тем и пользовались: ложки небольшого размера чашки, миски, плошки. Их называли по-разному, в зависимости от формы. Если токарь выточил просто чашку — значит, это чашка и есть. Если это напоминает глиняную плошку или она для чего-то предназначена — так и называлась: плошка, кандейка, шкатулка. Для каждого изделия было определенное предназначение.  

А было ли разделение труда? Могли ли в одной семье, например, изготавливать посуду и расписывать ее, или это было четко разделено?

Если я художник, но не умею точить, то я кооперируюсь с соседом-токарем: он делает заготовку, вырезает изделие и отдает мне, чтобы я делал дальнейшую обработку и роспись. Если это происходило среди членов одной семьи, то было еще выгоднее.

Некоторые семьи строили красильни, к ним приходила красить, например, соседка, у которой не было краски и лака, и ей платили за работу. И в итоге так появились артели и промартели.

Виды росписи

Точки расцвета народный русский промысел достиг в XVIII веке. Этот период был действительно благодатным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже оформилась, появилась классификация видов хохломского промысла.

Старинные изделия с хохломой можно найти в многочисленных музеях

Основными типами хохломского письма являются верховой и фоновый. Каждый имеет свою технологию и особенности. Верховой тип письма выполнялся на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок мягкие, пластичные, в итоге творческой работы создается ажурная хохлома. Верховой тип росписи делиться на несколько видов орнамента:

  • Травный рисунок. Такой узор является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основа рисунка — это витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, художник выписывает мелкие ягодки, колоски, горошек.

  • Рисунок «под листок», многие называют его «под ягодку». В отличие от тонкой «травки», такой орнамент выполняется более широкими мазками, которые образуют плавные формы листочков, тычком кисти мастер наносит ягоды. Такой орнамент считается стилизованным, так как художник в особой манере переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными «участниками» такого хохломского орнамента является крыжовник, земляника, гроздья смородины, ромашки, колокольчики. Они располагаются группами, раскидываясь вдоль витиеватого стебля, округлость орнаменту придают вплетения листочков. Именно такой стиль допускает использование более разнообразной палитры с добавлением желтого, зеленого, коричневого, белого.

Красивая хохлома под ягодку

Кроме верхового письма, хохломская роспись может быть фоновой. Из названия становится понятно, что перед нанесением рисунка обязательно наноситься фон. Как правило, это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем остается золотым. Такой вид письма делится на два вила: роспись Кудрина или «под фон».

Фоновая хохлома прекрасно смотрится на посуде

Техника «под фон» сложна в исполнении и требует определенного уровня мастерства, но такие изделия имеют наивысшую ценность. Особенностью фоновой росписи Кудрина является стилизованное изображение цветов, завитков или плодов. Главную роль в орнаменте играет контурная линия.

Роскошная роспись фоновой хохломой

Все виды хохломского письма необычайно художественны, орнамент напоминает невероятной красоты ковер или полотно. На самом деле, выполнить такую роспись своими руками можно самостоятельно, не обладая художественными сверхвозможностями. Специалисты утверждают, что главная задача — это «набить руку», то есть, тренировать выполнение всевозможных мазков, уловить нажим кисти и нюансы техники.

Мастер класс «Роспись под хохлому»

Технология создания

Так исторически сложилось, что Русь во все времена славилась народными умельцами, слава о которых шла далеко за ее пределы. Все дело в том, что наши предки умели не только создавать, но еще и сохранять все традиции, передавая их своим потомкам. Именно поэтому каждый промысел — это не только невероятная эстетика, но еще и строгая технологичность процесса создания народного шедевра. Все дело в особых секретах и правилах, которым  мастера следуют и сегодня:

  • На первом этапе выполняется изготовление заготовок. На Руси такой процесс именовался «бить баклуши». Работа крайне ответственная и кропотливая: сначала готовятся бруски нужного размера, а потом с них «снимается» все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается понятная форма ложки, миски, тарелки, горшка, чашки или любых других предметов. Важный секрет заключается в том, что для заготовок используется сырое дерево, поэтому оно должно как следует просушиться.

  • Далее поверхность заготовки обязательно грунтуется. В качестве грунта используется глина, или вапа. После того, как заготовка загрунтована, ей необходимо просушиться в течение семи часов.
  • Этап масляного покрытия. Издавна мастера использовали льняное масло или олифу, эта традиция сохраняется и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, предварительно просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие придает изделию ту гладкость и глянец, который и выделяет промысел среди других.
  • Важный этап обработки перед тем, как непосредственно расписывать, — лужение. Такая работа выполняется при помощи добавления алюминиевого порошка. Древняя технология позволяет добиться уникальной зеркальной поверхности.
  • После всех этапов подготовки можно приступать к выполнению росписи.

Хохлома состоит их множества традиционных художественных приемов и техник, зная секреты и особенности которых можно выполнить ее самостоятельно. Деревянная посуда, которую украшает роспись в хохломском стиле, — это не только красиво, но еще практично и экологично.

Роспись под хохлому позволяет создавать такие вот шедевры

Такая роспись — это классика народного промысла. Те, кто знает толк в искусстве, именуют промысел «золотой осенью». И действительно, палитра, блеск, невероятно душевный и понятный каждому рисунок, — все это пронизано теплом и свежестью ясного осеннего дня.

В чем секрет такого уникального искусства? Все дело в том, что при нанесении рисунка используется определенная цветовая гамма. Это обусловлено тем, что истоком хохломской росписи стала иконопись, поэтому многие цвета в таких разных промыслах все же перекликаются между собой. Традиционные цвета представлены золотом, оттенками красного, черным. Иногда узор дополняется желтым, зеленью, коричневым оттенком или белым. Чтобы рисунок был фактурным, четким и ярким, по традиции для росписи используются краски с масляной основой. Нанесение рисунка — процесс творческий, требует не только соответствующего состояния души, но и определенных знаний.

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и  «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки»,  любовь  к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

(Ветки и кустики)

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(Ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

(Строчки и узоры)

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

(Растительные орнаменты)

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

История возникновения промысла

Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.

Зарождение — начало XVII века

Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей)  и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.

Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.

В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.

И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.

Хохлома в СССР

Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».

В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.

Роспись синим и голубым по серебряному фону  — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector