Гжельская роспись: как освоить технику и простые узоры?

Гжельская роспись сегодня

А иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х лет 20 века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека. А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.

Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни.

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Гжель, происхождение которой уходит в 11-13 век, по праву считается национальным достоянием России. Синее небо, белые церкви, золотые купола церквей (современная гжель часто использует золочение) – это понятный русскому человеку визуальный культурный код. А тонкому гжельскому «мазку с тенями» трудно подобрать аналог, мазок помог раскрыть тонкие градации синего цвета.

Рекомендуем вам почитать интересную статью: Модная одежда с принтом «под гжель»: модные тенденции и фасоны, как выбрать и с чем носить

Следующие страницы истории русского промысла могут быть не менее яркими – ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.

Ход НОД

Дети сидят полукругом на стульях или на ковре.

Чтение детям сказки.

Далеко — далеко есть село Гжель. Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое). Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют, и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.

— Ребята, вам понравилась сказка?

— Кто повадился летать на село Гжель?

— Что люди придумали, что бы избавиться от него?

— Из чего мастера делали фигуры? Какой краской расписывали?

Рассматривание скульптур малой формы с гжельскими узорами

(Обратить внимание на элементы, колорит росписи.). Сегодня я вам предлагаю побыть такими же мастерами и попробовать нарисовать элементы гжельской росписи

Сегодня я вам предлагаю побыть такими же мастерами и попробовать нарисовать элементы гжельской росписи.

Физкультминутка.

Мы ладошки выставляем,

Ловить снежинки начинаем!

Раз, поймали, два, поймали!

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали!

И конечно, не устали!

А снежинок много – много!

И растут везде сугробы.

Снег в ладошки наберем

И лепить снежки начнем!

Лепим, лепим, лепим ком

И бросаем вверх потом!

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе! Выставляют руки вперед, ладошками вверх.

Хватательные движениями руками- «ловят» снежинки с легкими подпрыгиваниями подтягиваниями.

Дети «ловят» снежинки.

Дети «ловят» снежинки.

Выполнят руками волны, ладошки смотрят вниз.

Показываю руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы».

Набирают двумя руками пригоршню снега.

«Лепят» снежки.

Продолжают «лепить» снежки.

Мнимый снежок подбрасывают вверх.

Все возвращаются к работе.

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель показывает, как правильно рисовать элементы гжельской росписи, обращая внимание на то, какие элементы прорисовываем концом кисти, а какие всем ворсом. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика.

Снег пушистый лег на ветки,

И гулять бегут все детки.

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Лыжи,

Санки,

И коньки.

Мчатся наперегонки.Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопырены, изображаем ветки.

Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу как ножки.

Делают «колечки» правой и левой руками и ставят их одно над другим.

Соединяют кончики пальцев так, чтобы получились «шарики».

Скользят по столу руками вперед – назад.

Ладони положить вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед – назад.

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед – назад на столе в противофазе.

Работы детей с оказанием индивидуальной помощи.

Подведение итогов. Выставка работ.

Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

Ситчик

Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

Рисовать ситчик рекомендуется так:

  1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
  2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
  3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
  4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
  5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
  6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
  7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

Китайский мазок

Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

  1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
  2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
  3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

Мазок с тенью

Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.

Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.

Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

  1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
  2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
  3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами — Непосредственно-образовательная деятельность по декоративно-прикладному рисованию на тему «Гжель»

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по…»
Художественная деятельность. Тема: Гжель. Сказочная гжель. Задачи: 1.Познакомить детей с декоративно — прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. 2.Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Знакомство с гжельской росписью»
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: «Знакомство с гжельской росписью» составила педагог Сизова В. Ж. Программные задачи. Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи….

Проект «Голубая гжель»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 102 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» Проект «Волшебный танец Гжели» Сроки реализации: январь 2019г. Паспорт проекта…

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Учимся рисовать элементы гжельской росписи»
Цели: — проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать элнменты узоров по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности; — продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора; — закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских…

Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами — Фотоотчет «Красота гжели»

Статья «Фотоотчет «Красота…»
Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с…

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию «Знакомьтесь — гжель» в старшей группе
Цель: организовать изобразительную деятельность детей, направленную на отработку умений в рисовании основных элементов Гжельской росписи; способствовать обогащению словаря, развитию интереса к красоте, разнообразию и самобытности народных изделий, сделанных руками народных…

Фотоотчёт о проведении НОД по рисованию «Роспись силуэтов гжельской посуды» в старшей группе
Цель : научить детей рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая колорит на силуэтах, изображающих предметы быта. • учить детей расписывать посуду по мотивам «гжели» • познакомить с гжельским промыслом, рассказать об особенностях гжельских узоров — изменении…

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Гжель»
Цель: Познакомить детей с народным промыслом Гжель Задачи: 1.Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание. 2. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических…

Страницы:

Расскажите детям о гжели

Гжель – это название одного из русских сёл, в окрестностях которого давным-давно была найдена подходящая для изготовления посуды глина светло-серого цвета. Мастера, жившие в этом и в окрестных сёлах, стали делать из неё делали тарелки и кружки, вазы и кувшины, чайники и сахарницы, а потом и игрушки.

Посуда эта не пёстрая. Расписывать её мастера придумали только синей и голубой краской. Несмотря на это, смотрятся вещи, раскрашенные под Гжель, очень красиво. Они имеют свой собственный, ни с чем не сравнимый стиль.

Интересно, что изначально расписывают гжельские изделия чёрной краской. Синий цвет она приобретает только после обжига в печи. Обжигают эту глиняную посуду и игрушки два раза. А между обжигами покрывают её глазурью – тонким слоем типа стекла, благодаря которому эти изделия становятся такими гладкими и глянцевыми (т.е., блестящими).

Урок рисования на тему «Гжельские узоры» в старшей группе ДОУ

Практическая часть урока, рисование гжельских узоров

Цели занятия:

  1. Проконтролировать и укрепить полученные навыки, умения без помощи других рисовать гжельские узоры.
  2. Продолжить усовершенствовать технику исполнения гжельского рисунка.
  3. Зафиксировать полученные знания о ходе изготовления гжельских элементов и способность характеризовать их.
  4. Развивать творческий процесс и самостоятельность.

Программные цели

Обучающие:

  1. Развивать дальнейшее обучение по познанию особенностей росписи изделий, основными составляющими узора.
  2. Зафиксировать способы рисования по технике спирали, завитков, травинки, мазка с тенью, капли концом кисточки, волнообразных направлений.
  3. Обучить детей способностью тщательно рассматривать все находящиеся элементы (полосы, розочки, волнообразные дуги, сетка)
  4. Обучить самостоятельности, при составлении узоров на новой фигуре из прошедших элементов.
  5. Зафиксировать приёмы рисования пластичных линий, и способность рисовать концом кисточки.
  6. Подвести итог о пройденных народных промыслах.
  7. Увеличить знания ребенка об истории гжельской росписи.

Задачи урока

Воспитывающие:

  1. Развить заинтересованность к точному изучению народных промыслов.
  2. Эмоциональную чуткость.
  3. Способность оценивать творчество своих сверстников.
  4. Развивающие. Необходимо усовершенствовать:
  5. Сознание цветовой гаммы, при составлении росписи.
  6. Творческие фантазии, понимание и память.
  7. Плавность движений кистей руки, разные повороты рук.
  8. Увеличить лексический запас.
  9. Способствовать формированию детской фантазии и художественного творчества.

При рисовании гжель в старшей группе, у детей формируется:

  1. Общественное участие в коллективных мероприятиях.
  2. Окрепшая моторика рук.
  3. Самостоятельность.

Дополнительная информация! Трудность гжельской росписи заключается в освоение перемещений кисти. По этой причине, абсолютно всем начинающим требуется сперва отработать базовые элементы. Начиная с меньшего переходя в новые приёмы.

Урок рисования в старшей

Практическая часть урока, рисование гжельских узоров

Знакомство с гжелью

Существует одна быль про гжельскую роспись. Неподалеку от столицы России, города Москвы находится одна небольшая деревушка гжель. Когда-то давным-давно там проживали отважные, умелые и весёлые мастера. Однажды они все вместе собрались и стали придумывать как ы им продемонстрировать своё мастерство. Думали, думали и наконец-то придумали.

Как-то вечером, они нашли в своей деревушке прекрасную глину, белоснежного цвета, и приняли решение что будут лепить разнообразную посуду и расписывать синей краской. Ходит поверье, что небо у них было синие синие, что в России нигде так не было. И пришла им мысль расписывать синими оттенками на белом фоне. И начал каждый мастер производить своё умение. Кто-то лепил вазу, кто-то чайник, а кто и вовсе разных животных, птиц. Вот от сюда и пошёл помысел про гжельскую роспись.

Обратите внимание! Имеется мнение что термин гжель считается искривлённым словом от слова жгель. Ведь раньше глиняную посуду обжигали и жгли в печах

Практическая часть урока

Гжель-традиционная народная роспись на керамике, которая в ходе стала достаточно популярной. Вследствие ярких кобальтовых оттенков, насыщенной майолике и поразительных узоров и рисунков.

Ведь настоящее богатство любого народа-являются не материальные ценности, а давние традиции. Гжель-это особенная техника, что предполагает собой искусную роспись на керамических изделиях. Как и многие другие промыслы, данная искусство имеет только добрые сказки. На сегодняшний день данная роспись — это не только увлечение, но и огромный центр по изготовлению керамики.

К особенностям данного вида искусства можно отнести:

  • глазурирование плоскости;
  • белоснежный фон;
  • узор произведённый в нежно лазурных и синих тонах;
  • достаточно сложные узоры в русско-народном стиле;

Что самое главное и ценное, что данная роспись исключительно ручная.

Место, где изготавливали эти изделия называется тоже Гжель. Это находится в неподалёку от столицы России, города Москвы на берегу реки.

Учимся запоминать и пересказывать для развития слуховой памяти

Обратите внимание! Знакомство рисование гжель в старшей группе с народным видом искусства, в первую очередь передает им понимание о традициях, обычаях, особенностях жизни. Ведь народные традиции передаются из поколения в поколение, передавая все особенности прекрасного

Практическая работа

Угловые кухни

Наиболее практичным использованием мебели для кухонь, является заполняемость всего помещения, особенно это касается малогабаритных кухонь. Для этого, как нельзя лучше, подходят угловые кухни выполненные в Г- или П-образной форме. Главным преимуществом данных кухонь, является компактность, заказчик сможет разместить мебель в помещениях любой планировки и небольших размерах. Домохозяйки со временем, смогут по достоинству оценить удобство эксплуатации угловой кухни, когда всё необходимое находиться под рукой, и отсутствует необходимость больших перемещений по площади кухни, что значительно экономит время приготовления.

Материалы для рисования гжель

И хоть направление представляет роспись по керамике, учиться узорам и элементам нужно на бумаге. Когда изображение будет доведено до автоматики, можно переходить к декорированию керамических изделий.

Кисти

Для работы вам пригодятся разноразмерные плоские кисти. Каждый мастер в итоге подбирает кисти «под себя». Оптимальным вариантом будут инструменты с натуральным ворсом: такие кисточки и удобнее, и прослужат дольше.

Самый популярный выбор – беличьи кисти. Тонкие и мягкие кисточки позволяют контролировать текучесть краски. Достойной альтернативой будут и кисти из шерсти пони, они хорошо рисуют и гуашью, и тушью, прекрасно подходят для накладывания мазков.

Почему именно плоские? Это более эластичный инструмент со сдавленным на конце капсюлем. Форма кисти по очертанию походит на кошачий язычок.

Описание хорошей кисти:

  • имеет эластичные волоски;
  • при намокании волоски не теряют формы;
  • волоски не выпадают при работе;
  • клей для скрепления ворса не выходит за границы обоймы.

Номера кистей — № 2, № 4. Это стандартный вариант, который должен быть удобен для новичка. Если подбираете кисти для ребенка, оценивайте длину ручки, она не должна быть дискомфортной для маленького художника.

Краски

Настоящие мастера гжели работают черной краской, но это не обычный черный цвет, а кобальт, который в печи восстанавливается из черного в синий, а из серого в голубой. Если вы рисуете на бумаге, то можно довольствоваться обычной гуашью: пробуйте разные варианты синего, сине-фиолетового, смешивайте синий с черным, используйте и голубой.

Вместо гуаши можно взять и акриловые краски, сегодня они доступны и сравнительно недорого стоят. Рисунок в стиле гжель выполняется на белом фоне в сине-голубой гамме – вот и не выходите за пределы этих оттенков.

Но первые уроки рисования можно провести и с помощью обычной акварели. Попробуйте потренироваться рисовать розу акварельными красками «Сонет». После закрепления навыка можно перейти и к гуаши. Этот совет адресован взрослым, дети же обычно начинают с гуаши.

Основа

Для тренировки вам понадобится акварельная бумага. Из отечественных производителей можно выделить «Сонет», «Палаццо», «Альт». Из импортных брендов – Langton, Fabriano, Cotman. Акварельная бумага может быть гладкой фактуры, полугладкой и грубой. Оптимальным вариантом и для взрослых, и для детей будет полугладкая фактура бумаги. Начинающим художникам потребуется бумага с минимальной плотностью 200 г/м2.

Городецкая роспись рисунок поэтапно, с фото

Городецкая роспись изначально применялась к деревянным изделиям. Чаще всего расписывалась посуда. Красиво расписанные предметы обихода служили для украшения и уюта крестьянских домов. В настоящее время этот вид искусства предполагает также рисунки на обычном холсте или бумажном листе.

Каждый элемент городецкой росписи несет в себе особое значение, краски выбираются яркие, сочные. В Городце кроме цветов зачастую рисуются птицы, кони, сценки из жизни на природе или в интерьере. Чтобы рисунок получился по настоящему красивым, необходимо освоить основные азы данной техники, а именно: научиться правильно держать кисть — перпендикулярно поверхности рисунка, наносить мазки.

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

Белоснежный фон Насыщенно-синий рисунок Глазурирование поверхности Многообразный и сложный растительный орнамент Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

Орнаментальная Растительная Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector