Как называются элементы городецкой росписи

Ход ОДД:

Вводная часть

Чтение стихотворения:

Нарисуем мы цветы,

Небывалой красоты

И «розаны» и «бутоны».

Что бы ожили цветы,

Нарисуй оживку ты.

Да добавь еще листочки

Ведь без листьев нет цветочка.

Вот тогда-то Городец

Ты не спутаешь вовек.

— Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?

(Городецкая роспись).

— Кто знаком с городецкой росписью?

Основная часть

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город — крепость. (слайд 2)

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд 3, 4)

Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

Был промысел прялок (слайд 5)

Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.

Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.

В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).

В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:

детские стулья, столы (слайд 7, конь – качалка, (слайд 8)

шкатулки, чашки (слайд 9)

разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10)

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. (Слайд 11,12)

Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.

Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Существует несколько видов композиций

1. Цветочная роспись

2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица

(слайд 13,14).

— Элементы городецкой росписи:

— бутон;

— розан;

— купавка или роза;

— ромашка.

(слайд 15).

— Давайте рассмотрим этапы росписи розы (слайд 16).

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.

Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

— Сегодня, мы будем расписывать разделочную доску. Рисовать мы будем элементы розу и листья.

Практическая работа.

Роза выполняется розовым цветом. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью.

Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски. Обозначают центр цветка и лепестки. У розы центр рисуют в верхней части цветка. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию.

Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Роза отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в верхней. Роза в росписи Городца окружена скобками — лепестками разного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.
  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

3 этапа процесса росписи.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

Феодоровский мужской монастырь

Феодоровский мужской монастырь.

Монастырь предположительно был основан в 50-60-х годах XII века князем Юрием Долгоруким на знаковом месте обретения иконы Божией Матери, названной позже Феодоровской. По одной из версий ученых, здесь принял схиму под именем Алексия князь Александр Невский, возвратившийся больным из Золотой Орды. В ноябре 1263 года он скончался и был упокоен в монастыре.

Обитель не раз разоряли и сжигали, но каждый раз отстраивали заново. Монастырь закрыли в 1927 году, а в последующие годы почти все его здания были уничтожены. Возрождение обители началось в 2008 году. Главный монастырский храм – Феодоровский собор – был воссоздан по старым чертежам и фотографиям в 2009 году.

Зачем посещать:

Сегодня на территории обители находится действующий храм, некрополь и поклонный крест в честь Александра Невского. Белоснежный собор монастыря украшают 5 круглых позолоченных куполов и остроконечная колокольня.

Внутри красивый фаянсовый иконостас из 4 ярусов. 12 колоколов отлиты из смеси меди, олова и серебра. Главная святыня монастыря – копия Феодоровской чудотворной иконы Богоматери, с которой в Городце ежегодно совершается крестный ход. При монастыре работает музей, посвященный истории обители.   

Адрес: Городецкий Феодоровский Мужской Монастырь, Городец, Нижегородская область, Россия.

С чего брать старт

Если вы сами решили упражняться или ваш сын, или дочь желает научиться этому, необязательно посещать какие-либо курсы. Достаточно начать с малого – найти уроки онлайн в удобной для вас форме – это может быть текст с иллюстрациями, где передаётся, как рабочее полотно обретает собственные очертания.

Другие видоизменения – видео, раскраски, трафареты, позволяющие наглядно понять всё, и в итоге понять по ходу.

При проделывании трудов нецелесообразно спешить, пытаясь как можно стремительнее нанести оттенки на поверхность – так только можно получить разводы. Воспользуйтесь карандашом для того, чтобы навести контуры, но не надавливайте.

Другая особенность операции – сосредоточение тёмных пятен поверх светлых. Вам остаётся выбрать направление, в котором собираетесь творить, посему и вы освоите городецкую роспись. Живопись для совершенствования своего мастерства можно вначале подбирать в сети, после чего воспроизводить и свои текстуры или лейтмотивы.

Изначально до совершенства далеко, но с постоянным повторением и оттачиванием навыка результат станет качественней, давая право промышлять профессионально и постоянной основе.

Современная городецкая роспись в дизайне интерьеров

Старинный городецкий промысел нашел себя и в современных изделиях – сувенирах, посуде, мебели, детских игрушках, ключницах и многом другом. Сегодня мастера начали использовать масляную краску, что значительно разнообразило цветовую палитру городецкой росписи, однако мотивы, сюжеты и образы остались традиционными. Расписные изделия несут в себе не только декоративную функцию, но и используются по своему прямому назначению: в солонках хранят соль, в хлебницах – хлеб, на разделочных досках – нарезают продукты и т.п. Мебель с городецкой росписью способна придать особый насыщенный колорит даже самому скромному помещению. Однако здесь следует учитывать, что городецкая роспись уже сама по себе яркая и красочная, поэтому помещение, куда вы планируете ее поместить, не должно быть перегружено насыщенными цветами. Например, замечательно смотрится мебель с городецкой росписью, окруженная спокойным однотонным интерьером – в этом случае она во всей полноте проявляет свою нарядность и красоту. По той же причине не рекомендуется в одном помещении размещать большое количество предметов, украшенных городецкой росписью. Одним из популярных направлений дизайна интерьеров является выполнение городецкой росписи на колоннах, стенах, настенных панелях, бордюрах, фризах и др. Узоры и мотивы городецкой росписи, как отмечает Ремонт позитивный, отлично смотрятся в детских комнатах и на кухне, придавая обстановке тепло, уют и радостное настроение.

http://www.remontpozitif.ru

Основные приемы техники

Несмотря на всю визуальную простоту техники, она является довольно сложной, притом что главная трудность заключается в мазках с их разной толщиной и формой, мастерство исполнения которых приходится оттачивать месяцами, а то и годами. Для облегчения поставленной задачи на первых порах могут быть использованы вспомогательные трафареты и шаблоны городецкой росписи, представляющие собой некое подобие аппликации. Кроме того, вовсе не обязательно начинать с деревянных заготовок, ведь проще всего тренироваться на бумаге, перенося на нее основной рисунок с помощью обычного карандаша.

Помимо прочего, начинающему мастеру понадобятся следующие современные материалы и инструменты:

  • Гуашь или акриловая краска на водной основе. Вне зависимости от выбранного материала, он должен быть хорошо пигментированным и не просвечивать на бумаге. Что касается оттенков, то выбираются самые яркие из палитры, включая черный для раскрашивания лошадей и обозначения контрастных переходов.
  • Кисти разной толщины и среза с натуральным ворсом (подойдет белка, соболь или норка). От качества инструмента будет во многом зависеть аккуратность исполнения работы, поэтому не стоит на нем экономить, выбирая кисточки из среднего ценового сегмента.
  • Шаблоны и трафареты, которые могут быть фигурными или прорезными. Примечательно, что такие заготовки можно сделать своими руками, используя в качестве подручных средств тонкий картон.

После того как все материалы будут подготовлены, а образцы под раскраску нанесены на деревянную или бумажную основу, можно приступать к поэтапному рисованию городецкой росписи. Сам мастер-класс не представляет собой ничего сложного, обычно включая в себя изучение и пошаговое исполнение следующих элементов:

  • Розан. Для выполнения этого цветка, который имеет круглую форму, необходимо нанести соответствующий шаблон, используя циркуль или лекало. После этого выполняют заполнение круга яркой краской с помощью широкой кисти, которую необходимо перемещать по внутренней стороне окружности, постепенно переходя к центру, обозначаемому более темным оттенком. Затем выполняется теневка, предполагающая выделение внутренних лепестков с помощью все той же более темной краски. На финишном этапе приступают к так называемому процессу оживки, под которым подразумевается прорисовка прожилок и точек контрастным белым или черным цветом, для чего в ход идет тонкая кисть.
  • Городецкая роза. В отличие от розана ее основа представляет собой несколько объединенных элементов: расположенный в центре продолговатый бутон и окружающие его круглые лепестки, постепенно уменьшающиеся в диаметре при переходе в задний фон. Кроме того, теневку в этом случае выполняют без использования разных оттенков, сразу же переходя к оживке с помощью черной и белой краски.
  • Купавка. По аналогии с розаном, первый этап выполнения этого узора также предполагает нанесение подмалевка круглой формы, после чего приступают к его теневке. В этом случае центр делают овальным со смещением кверху, после чего обозначают крупным шариком верхушку бутона и приступают к прорисовке каплеобразных лепестков по нижнему его периметру с постепенным уменьшением их масштаба к задней стенке. Оживка может выполняться по своему усмотрению с обязательным акцентом на внутренней части каждого элемента.

Самыми простыми в выполнении являются такие цветочные узоры, как ромашка и бутон, в основе которых также лежит круглый подмалевок. А вот их оживка, напротив, имеет свои особенности, представляя собой поэтапно чередующиеся два цвета для контрастной прорисовки, которые могут иметь разное расположение, напрямую зависящее от общей композиции.

Главные особенности и символика

Несмотря на всю свою внешнюю простоту и примитивизм, главные элементы городецкой росписи условно делятся на виды и классы, изучение которых оказывается весьма увлекательным, причем как для взрослых, так и для детей. Прежде чем пробовать свои силы в этом народном искусстве, не помешает пройти краткое ознакомление с теоретическим курсом.

Условная классификация

В настоящее время эту технику довольно подробно изучают во многих русских школах живописи, неизменно начиная ознакомление с ней с теории. И прежде всего речь идет о ее классификации, которая условно делится на отдельные виды по следующим признакам:

  • Специалисты различают роспись павловскую и городецкую, причисляя к первой незатейливые узоры и орнаменты, а ко второй развитые сюжетные линии. Так, городецкая роспись зачастую представляет собой целую сценку, даже поверхностное ознакомление с которой позволяет понять, что именно пытался сказать мастер. Исключением, пожалуй, являются только цветочные узоры, которые позволяют просто наслаждаться яркой народной эстетикой без лишних размышлений о символизме и его потаенном смысле.
  • Все композиции городецкой росписи можно условно разделить на симметричные и асимметричные. Иногда в центре может располагаться ключевая фигура с расходящимся от нее в разные стороны в зеркальном отражении одинаковым орнаментом. Обычно это птицы, лошади или львы, тогда как на заднем фоне можно наблюдать фантазийные узоры, цветы или более сложные ягодно-цветочные композиции.

Значение фигур

Начинать знакомство дошкольников из детского сада и учащихся старших классов с городецким промыслом следует не только с самых интересных исторических фактов о его возникновении, но и со скрытого символизма, который неизменно таит в себе каждый цветок и весь животный мир, зачастую используемый в этой технологии. Так, начинающим живописцам не помешает занести в свой конспект следующие значения символов:

Птицы. Так как техника имеет прямое происхождение от иконописи, она буквально пропитана скрытым символизмом. И прежде всего речь идет о диковинных птицах, которые олицетворяют семейное счастье. Особенно здорово, если два одинаковых представителя пернатых были изображены в паре, имея упитанный живот, ведь это верный признак взаимности, гармонии и достатка

Обращать внимание следует и на вид птиц, ведь одно дело, если речь идет о петухе, и совсем другое, когда взору изучающего технику, предстает дивной красоты райская птица, правда, разница их значений носит весьма расплывчатый характер.
Конь. Еще один символ благополучия, причем на этот раз речь идет о материальных ценностях

Такое значение ведет свои истоки от слова «безлошадный», подразумевающее чью-либо несостоятельность, поэтому появление лошадей, да еще и в большом количестве говорит о полном достатке. Что касается расцветки, то городецкий конь может быть только черной масти. Эта особенность обусловлена старинной технологией выжигания по дубу, сильно затемнявшей рисунок. Именно поэтому более поздние мастера, старающиеся по максимуму сохранить аутентичность, использовали черную краску для раскрашивания лошадей, превращая их тем самым в настоящих вороных жеребцов, несущих не угрозу, а удачу.
Цветы с зеленой листвой также являются очень добрым символом, олицетворяющим крепкое здоровье, процветание в делах и долголетие. Всего в городецком промысле различают пять основных цветочных орнаментов, значение которых не меняется, в отличие от техники исполнения, усложняющейся с каждым новым этапом. Примечательно, что простота исполнения первого варианта заставляет преподавателей быстро переходить к следующему занятию, объясняя даже новым ученикам в группе, как рисовать второй тип цветов.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Как выполняют городецкую роспись

Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – краски, приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их искусственных аналогов. Можно использовать гуашь, в которую добавлен клей ПВА. При работе с гуашевыми красками нужно знать, что после высыхания они приобретают белесоватый оттенок, поэтому каждом слою необходимо полностью просохнуть прежде, чем наносить другой слой краски. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. При работе с красками необходимо следить за тем, чтобы кисти не засыхали, так как если их не отмыть вовремя, то придется их выбросить. Техника выполнения городецкой росписи значительно проще, чем хохломской росписи, особенно если сравнивать подготовку деревянной основы. Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают композицию будущего узора. Причем главной задачей здесь является наметить размеры и расположение самых основных элементов – узлов композиции, например, цветов и животных. Однако карандаш используется далеко не всегда: опытные мастера сразу наносят рисунок красками, считая, что именно такая технология является правильной. Что касается средних и мелких деталей, то они играют дополняющую роль и мало влияют на всю композицию в целом. Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой краской. Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка, например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая роспись состоит из таких элементов, как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали, дуги, штрихи и точки. Причем штрихи и точки наносят тонкой кистью на заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе законченный вид. После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным лаком или нитролаком. Для нанесения масляного лака использовать кисть, тампон или краскораспылитель, а для нитролака – исключительно краскораспылитель, так как в этом случае поверхность будет более ровной и гладкой. Лак следует наносить в 2-3 слоя, причем каждый слой требует полной просушки. Таким образом, образуется качественная пленка, способная защитить городецкую роспись от механических и химических повреждений. 

Изучаем основные элементы городецкой росписи для рукодельниц

Цветочная роспись.

Этот тип изображений используется наиболее часто, т.к. он самый простой в исполнении. Самым простым вариантом будем изображение только одного крупного цветка, выписанного крупными мазками. Круглые предметы, например, элементы посуды, часто украшают следующим образом: по бокам изделия изображают цветочный орнамент, а  на крышечке – узор из бутонов. Для украшения прямоугольных предметов (например, хлебниц), цветочный орнамент может быть вписан в форму ромба.

Рассмотрим основные элементы цветочного типа росписи.

«Букет».

Данный тип орнамента представляет собой симметричное изображение бутонов. Обычно используется для украшения круглых предметов, например, крышек какой-либо посуды или деревянных досок.

«Гирлянда».

Вытянутый «подвид» букета. В центре изображается один крупный цветок, а от него в разные стороны расходятся более мелкие бутончики и листья. Может использоваться при росписи деревянных досок, мебели для детей, шкатулок.

«Ромб».

По своей сути представляет собой «букет», только не круглой, а ромбовидной формы. Этот элемент городецкой росписи часто можно встретить на ставнях, дверцах шкафов или иных прямоугольных предметах. На фото представлена кухонная доска с подобным узором.

«Цветочная полоса».

Один из старейших типов узоров в стиле городецкой росписи, именно так расписывали прялки в XIX веке.  Как и следует из названия, представляет собой плотную полосу из цветков разного размера, которые симметрично чередуются, и небольших листочков. Сейчас этот тип росписи используется при росписи круглых объемных изделий, например, шкатулок. Кажется, что городецкая роспись пестрит невероятным количеством цветов. Однако если присмотреться, можно выделить несколько повторяющихся элементов. Среди наиболее популярных – розан.

«Венок».

Как и следует из названия, представляет собой «цветочную полосу», замкнутую в кольцо.

Помимо цветочных рисунков в городецкой росписи также часто встречаются изображения животных.

Цветочная роспись с мотивами «конь» и «птица».

Элементы такого типа для городецкой росписи часто можно встретить на кухонных досках, однако они могут встречаться и на мебели, и даже на более мелких предметах, например, деревянных ложках. Часто рисунки являются парными и изображаются симметрично по две стороны от условной центральной линии изделия. При этом обе стороны не обязательно могут быть совершенного одинаковыми, распространенным вариантом также являются дополняющие рисунки (черный и белых конь, петушок и курочка). Иногда встречаются комплекты из трех элементов, где два крайних являются симметричными, а центральный не имеет пары.

Лошади и птицы изображаются посреди деревьев или в окружении пышных орнаментов. Считается, что подобные мотивы имеют определенное значение. Например, петух или конь считается символом солнца, удачи, процветания. Парное изображение петуха и курочки является залогом семейного благополучия, пожеланием счастья и множества детей.

Сюжетная городецкая роспись.

Наиболее сложна для рисования. Эти картинки изображают сценки из деревенской жизни – уборку урожая, свидания, танцы. Также часто встречаются иллюстрации к различным сказкам.

Конечно же, изображение каждой фигуры имеет свой скрытый смысл. Молодой мужчина на коне – это жених. Девушка-красавица, стоящая около березки – это невеста. Очень популярным является изображение застолий, причем заставленный кушаньями стол выписывается не менее тщательно, чем персонажи. Это является пожеланием богатства и процветания.

Городецкая роспись отлично подходит для занятия с детьми любых возрастов. Для дошкольников больше подойдут простые цветочные узоры, которые рисуются крупными мазками, а с ребятами постарше можно уже попробовать более сложные изображения.

Сюжетная роспись

Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.

Всадник символизирует жениха в городецкой росписи

Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто

Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка

Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.

Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector