Конспект основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «татарский национальный орнамент»

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Праздничная национальная одежда

В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.

В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.

и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь, заходит воспитатель, переодетый в женский татарский национальный костюм.

В: — Здравствуйте, ребята! Мы с вами проживаем в республике, которая называется Татарстан. В нашей республике живут люди разных национальностей: чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят и помнят свои традиции. И в нашей группе есть ребята и русские, и татары. И все вместе вы играете, гуляете, дружите. Ребята, а как называется столица Татарстана?

Д: Казань.

В: Правильно. Казань – это большой и красивый город. Ребята, скажите, а как мы можем догадаться какой национальности человек перед нами?

Д: По костюму. По одежде.

В: Правильно!Посмотрите, какая я нарядная сегодня! Правда красивый костюм? Это женский татарский национальный костюм. То, что у меня на голове называется — калфак (тюбетей, далее кулмк – платье, камзол –жилетка, фартук (алъяпкыч, на ногах сапожки из мягкой кожи – читек.

Татарский народ создал много чудес,

Материально-духовные блага все здесь.

И ценность искусство родное несет.

Наш Татарстан, процветает, живет.

Прислушайтесь, это музыка татарского композитора – Луизы Батыр – Болгари,

Много песен пишет она для всей детворы.

Фольклорные и игровые,

Хороводные, эстрадные, озорные.

Мы долго восстанавливали древние святыни.

Приумножали национальное добро

Давайте же ценить искусство,

Творить и изучать его.

Я вам представляю татарский орнамент.

Изучим сегодня мы сущность его.

Ведь древние люди в нем выражали

Обычаи, мировоззрение свое.

Орнамент служил оберегом людей.

Расшифровывать элементы им было не лень.

Рисунок узоров с веками менялся,

Переосмысливался, воспринимался.

Волнообразный орнамент – вода,

Важнейший источник жизни она.

Круги и розетки – солнце и жизнь.

Роговидный орнамент – сила и прыть.

Лотос- цветок – чистота, непорочность.

Тюльпан отражает чувства, любовь.

Трилистник – богатство природы нам дарит,

Хризантема своей красотой восхищает.

Обратите внимание на колорит,

Здесь яркая сочная гамма царит.

Сопоставляются теплые, холодные тона

Своеобразием орнамента насыщена она.

Татарский орнамент гармоничен и прост,

Его создавал весь наш добрый народ.

В нем пестроты и излишеств в нем нет

Он легок, изящен, как солнечный свет.

А сейчас, выходите поскорее,

Становитесь дружно в круг.

В «Тюбетейку» поиграем,

Элементы татарского танца вспоминаем.

Тюбетейку вы друг другу

Быстро надевайте.

Пока музыка играет

Ее передавайте.

Музыка смолкает,

Тюбетейка отдыхает.

Кто остался с ней в руках,

Того не отпустим просто так.

Ну, а коль уж ты остался,

В серединку выходи.

И татарское движение

Сегодня с нами разучи. (Игра)

«Тп,тп, тбтй,

Тбте укалы.

Чиккн матур тбте

Менкемд тукталды!»

С татарским орнаментом

Сегодня познакомились.

Возьмите все карандаши

Занятие не закончилось

Сейчас я вам раздам

Фартуки, сапожки, тюбетейки

Воспроизведите в них узор,

Все то, что вы запомнили (работа)

В:Ребята, вы поработали сегодня продуктивно!

На занятии были все активны! А скажите, ребята, какие вы сегодня элементы татарского орнамента использовали в своей работе? (ответы детей). А какие цвета? (ответы детей).

«Спасибо за работу, я вас благодарю

И на последок вам сказать хочу:

Надеюсь я на то,

Что усвоили вы все

Что здесь я рассказала,

Объяснила, показала.

Надолго в памяти храните

Знания эти по жизни несите

Истоки наши изучайте

И традиций не забывайте

Единый дом у нас, одна семья. Цвети, республика моя!

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь — искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим. Вот такие сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще

Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Украшение жилья коврами потрясающей красоты — одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные — для каждого события есть свой платок, и для каждого платка — свой особенный узор. Вот такая красота — татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах

Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве.
Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.

Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

????????????????????????????

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

Национальная татарская одежда

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.

В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений.

Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол.

Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком.

В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы. Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой.

Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Однако женщины разных национальностей носили его по-разному. Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас. Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики.

Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте.

Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

  • В раннем детстве на спектакль принесла бабушкой данную шаль тонкого белого шёлка с кистями. И тут же она исчезла бесследно. С тех пор пытаюсь подобную купить, узнав, что такая непременный атрибут татарского костюма. Осталась она в память об отце, погибшем на ВОВ, когда мне было всего 9 месяцев. Очень хочу обрести!!!

    10 ноября 2014 Гость (Любовь Михайловна)

  • Понимаю вас , Любовь МихайловнаСтатья очень впечатлила и конечно-же подарила незабываемые чувстваОтдельное спасибо составителям Побольше-бы таких сайтов

    6 октября 2015 Гость (Аноним)

  • Спасибо за статью, очень впечатлило, добавьте побольше фотографий. Татарский костюм — понятие растяжимое, ведь он видоизменялся с течением времени. Татары в разных регионах носили разного вида костюмы.

    22 октября 2016 Гость (Дарья-Ханум)

  • Я бы рада, но с картинками сложности, своих фото у меня нет.

  • Народный костюм
  • Контакты
  • Пользователи
  • Словарь

Авторский проект NARODKO.RUКопирование материалов — только при согласовании и указании ссылки на сайт.

Современная интерпретация

Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде

У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак

Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.

Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.

Татарский женский народный костюм

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока. Поскольку татарские женщины с малого возраста обучались шитью, вышиванию, то изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение и в итоге получались очень красивые и женственные костюмы.

Во времена средневековья традиционным нарядом женщин считалось платье, головной убор и характерная обувь. Независимо от статуса, одежда во многом совпадала, но различия, будь это родовые, социальные или клановые, выражались лишь в используемых тканях, их цене, обилию декоративных элементов и количеству надеваемой одежды. Одежда, которая создавалась веками, выглядела не просто красиво, а нарядно, и это благодаря украшениям, изысканной отделке и традиционной вышивке.

Описание татарского женского народного костюма

Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.

Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбитейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

История создания татарского национального костюма прошла довольно длинный путь, но несмотря на это традиции этого народа сохранились и поныне, и хотя современное общество носит больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы и вспоминают историю своего народа.

Оглавление

  1. часть. Татарский национальный орнамент …………………………………….….. 4

    1. Татарский орнамент как исторический источник ……………………………….… 4
    2. Растительный орнамент…………………………………………………….… 5
    3. Геометрический орнамент………………………………………………….…7
    4. Зооморфный орнамент…………………………………………………………………….. 8
  2. часть. Татарское народное декоративно-прикладное искусство…………………………….. . 9
  3. часть. Татарская народная одежда………………………………………………..… 11

    1. Национальный костюм………………………………………………………….….. 11
    2. Калфак …………………………………………………………………………….……. 12
    3. Тюбетейка ………………………………………………………………………..…. 13
  4. часть. Искусство кожаной мозаики …………………………………………………………. 14

Цель:Задачи:Методы: Поисково-исследовательский.Золотая корона – “Казанская шапка” середины XVIХранится в Государственной Оружейной палатеМосковского Кремляломаная линия из зубчиков.. мотив птицы намазлыками чаршау

Эльмира Хамматова, студентка факультета Ирина Шарипова, “Мисс Татарстан – 2010”, дизайн КГТУ, участница конкурса «ЮНЭКО – 2009» “I вице-мисс Россия – 2010», в Москве — молодежного форума,посвященного финалистка конкурса «Мисс мира — 2010» безопасности жизни и вопросам экологии, лауреат I премии

  1. Р.К.Әхмәтҗанова.Матулык иленә юл. Казан, «Мәгариф», 2001
  2. Ф.Х.Валеев.«Орнамент казанских татар». Казань, 1969
  3. Ф.Х.Валеев.«Татарский народный орнамент». Казань, 2002
  4. Журнал «Казан утлары». 1983 г.
  5. Журнал «Сөембикә». № 9, 2009 г., № 1, 2010 г., № 9, 2010 г., № 12, 2010 г.
  6. Нурзия. Татар сынлы сәнгате, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1999
  7. Нурзия. Тылсымлы энә. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 2001
  8. Нурзия Сергеева «Әбиемнең сандыгы». Казань, 1995.
  9. Нурзия Сергеева. Татарская вышивка.Казань, «Магариф», 2005
  10. Ф.Ф.Харисов. Милли мәдәният: Сораулар һәм җаваплар.Казан,“Хәтер”,1997
  11. Энциклопедический словарь. 2009.
  12. «Этнография татарского народа» . Казань, «Магариф», 2004
  13. http://tashlar.narod.ru/
  14. Газета «Ватаным Татарстан», № 234-235, 25 ноября, 2011 год.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба

Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность — асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Цветовая гамма и декор

Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.

Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:

  • степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
  • луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
  • сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.

Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.

Похожие:

Русский язык 2 классМбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №46» Рабочая программа по учебному предмету «Экология»Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7»
Рабочая программа по учебному предмету «Экология»Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7» Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников«Родник», мкоу сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов Нефтекумского муниципального района ск
РеестрМбоу сош №168, с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных…Использование информационно – коммуникативных технологий в исследовательской экологической деятельности школьников в процессе обучения…
Дополнительная образовательная программа«Средняя общеобразовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов» Программа курса внеурочной деятельности школьного ученического самоуправления «Я сам»«Средняя общеобразовательная школа №92с углубленным изучением отдельных предметов»г. Кемерово
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная…Цель: воспитывать убеждённость в необходимости охраны природы и изучения экологии Создание здоровьесберегающей среды школы в условиях стажировочной площадкиМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»…

Экология

Похожие:

Научно исследовательская работа ”Целью исследования является изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре народов Поволжья Научно исследовательская работа ”Целью исследования является изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре народов Поволжья
Урок демонстрация по теме: История одежды. Одежда в разные временаЦель: познакомить учащихся с особенностями одежды различных народов, слоев обществ в различные периоды жизни людей; воспитывать любовь… История свадебного обрядаС древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются…
Исследовательская работа на тему: «Статистика и мы»Задания по теме «Статистические характеристики» включены в экзаменационный материал гиа 9 класса. Наша исследовательская работа будет… Исследовательская работа «Собака друг человека»Исследовательская работа посвящена теме «Собаки». Это самый распространенный вид животных на земле, который обладает исключительной…
Исследовательская работа по теме: «Особенности формирования певческих навыков на уроке музыки»Пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как… Исследовательская работа «выбор ткани для школьной формы»Школа зеркало любого общества, поэтому и стиль школьной одежды отражает политический, социальный и даже психологический климат в…
Рабочая программа по краеведению для 5 класса составлена на основе…Поволжья». Киц- «Саратовтелефильм»- «Добродея». 2008 г.(авторы Юнг Е. Л, Сторожева Т. Ю) и учебного пособия для 5 класса «Волжские… Исследовательская работа Особенности sms -общения в современном английском…Особенности образования sms сокращений в современном английском языке

История

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует.
К примеру, обычная розетка — символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность

Самые частые мотивы восточных узоров — это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки — ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Татарский орнамент как проявление культуры

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия.

По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным.

Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок.

Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали.

Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры.

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба

Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Символика татарских узоров.

Символика цветов.

Полумесяц со звездойВодаЕльКонь (лошадь)ВолкЗмеяБаранСармашикЗвездаВосьмигранникГлазКорабль (лодка)ИстинаДостаток, изобилие, плодородиеМатеринская любовь

  1. Основные узоры, встречающиеся в орнаментах народов Среднего Поволжья

Толкование основных символов орнаментов народов Среднего Поволжья

Обозначения Русский узор Мордовский узор Чувашский узор Татарский узор
Ромб Символ плодородия, чадородия Изобилие, плодородие Сплочённость Солнце или луна
Розетки Солнце
Звезды Движение вселенной Часть космоса
Звезда Око рода, Благодать Солнце, согласие, гармония Символ вечности
Птицы Душа человека Трудолюбие, жизнестойкость Символ солнца и света
Спирали Символ мудрости Знания, мысли
Виноградная лоза Знак женщины
S-образный элемент Птицы и конские головы Память о прошлом, дума о будущем Вода
Лодка, ладья Чистая совесть, судьба Благополучие
Треугольник Символ духа Женское начало, завершение Истина, закон Знак земли
Гроздь ягод, ветка Процветание Символ изобилия
Восьмигранник Символ могущества и единства Солнце, огонь Добро и зло Мужчина и женщина
Ель, дерево Мировая ось, центр мира, символ новой жизни Древо рода, жизни, мудрости Символ храбрости, плодородия
Зигзаг Вода Вода Эпоха, период, течение времени
Роговидные узоры Символ защиты Деревья и трава Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота
Крест Символ жизни, неба и вечности Оберег Межа поля
Круг Символ рода Солнце, луна Солнце
Четырёхугольник Символ света, победа добра над злом Порядок, истина, Справедливость Равенство, понимание
  1. Результаты исследования.

Вывод.11. Литература.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector