Виды байдарок и их сравнение. какую байдарку выбрать?

Какие бывают байдарки

Существует много видов судов, различающихся по типу конструкции, материалам, количеству мест.

Разборная

Такой транспорт состоит из комплекта металлических деталей и особой ткани, которая натягивается на собранный каркас. Нередко вместе с разборными конструкциями поставляются надувные баллоны, обеспечивающие устойчивость на воде. Для хранения и переноски всех элементов предусматривается мешок.

Неразборная

Цельные модели создаются из полимерных материалов по типу пластика или полиэтилена. Неразборная конструкция способна быстро передвигаться по воде, и чаще всего рассчитана на одного человека. Обычно применяется в спортивных состязаниях.

Каркасная

Каркасное судно

Байдарка имеет жесткий каркас, изготовленный из дерева или металла. Сверху натягивается оболочка из ПВХ или иного материала, устойчивого к воздействию влаги. Каркасные плавсредства характеризуются быстроходностью, низкой осадкой и надежностью. Но конструкция довольно большая, что вызывает определенные сложности с транспортировкой. К тому же для быстрой сборки нужно иметь некоторые навыки.

Надувная

Сейчас в продаже можно увидеть двухслойные и однослойные надувные модели. Поддержка на воде обеспечивается специальными баллонами, в которые закачивается воздух. Каркаса внутри не предусмотрено. Модели отличаются легкостью, устойчивостью и неплохой управляемостью на воде. Однако при сильных волнах их лучше не использовать, так как небольшой вес обуславливает возможность перевернуться.

Каркасно-надувная

Байдарки, называемые каркасно-надувными, лучше всего подойдут для походов. Она крайне устойчива на воде, хорошо двигается по мелководью и ее практически невозможно потопить. Но наличие надувных баллонов скрадывает пространство внутри лодки, а сама конструкция оказывается довольно тяжелой для переноски. На сборку может потребоваться значительное время, особенно если у пользователя нет соответствующих навыков.

Пластиковая

Пластиковая конструкция

Пластиковая байдарка представляет собой литую конструкцию, которая не пропускает воду даже при очень агрессивном сплаве. Вмещает одного человека и может похвастаться высокой скоростью передвижения. Но неразборная конструкция обуславливает определенные неудобства на этапе переноски и подготовки к сплаву.

Размеры

Говоря о размерах сплавных судов, обычно имеется в виду количество мест. Востребованными представляются модели с одним или двумя местами. В некоторых случаях требуются трехместные или даже более крупные лодки.

Материалы

В зависимости от конструкции, материалы могут использоваться разные. Каркасы обычно изготавливаются из высокопрочных сплавов, которые при этом не слишком тяжелые. Оболочки создаются из ПВХ или других хороших материалов, которые не пропускают воду. Для надувных лодок также очень важен показатель удержания давления.

Сравнение с каяком

Каяк

Нередко байдарки сравнивают с таким транспортом, как каяк. По сути, это названия одной и той же конструкции с прямыми носом и кормой, а также с днищем в виде киля. Управление в обоих случаях осуществляется при помощи весел.

Однако есть и некоторые отличия. Каяки обычно имеют одно или два места, тогда как байдарки могут быть более вместительными. К тому же именно каяки чаще всего используют в спортивных соревнованиях, а байдарки — выбор для поклонников водных путешествий.

А как же собственно выбирать?

Карта решений по выбору каяка или байдарки

Все это удобно сделать в табличном виде, где с одной стороны расположить интересующие параметры, а с другой подходящие на первый взгляд модели. 

На пересечениях желательно указывать значимость данного параметра для вас. 

В итоге, по каждой модели из выбора у вас сформируется сумма, размеры которой будут характеризовать ее привлекательность для вашего выбора.

Для примера, в табличке выбора каяка для ПВД в межсезонье указаны не конкретные модели, а классы судов. Вы можете выбирать последовательно из классов, а затем уже по моделям, или сразу прикинуть из тех моделей, что понравились в сети или на воде.

Характеристики Каяк надувной Каяк слаломный Каяк полиэтиленовый Катамаран
Маневренность 5 5 4 4
Ходкость 4 4 4 3
Ширина прохода 4 5 5 2
Компактность 5 3 3 4
Скорость сборки 4 5 5 3
       
Итого: 22 22 21 16

Пример выбора каяка для ПВД в межсезонье

Ну и не забудьте добавить в карту решений лодки на которых ходят в вашей группе. Ваша лодка не должна оказаться сильно хуже. Не по тому, что засмеют, а по тому, что вы будете слишком много уставать, и вам будет не до отдыха!

Универсальная байдарка

К сожалению, это почти миф. Вы можете найти байдарку, которая будет середнячком во многих условиях, но найти байдарку или каяка, которая будет лидировать по характеристикам в нескольких вариантах эксплуатации невозможно, т.к. ходкость и маневренность практически противоположные качества.

Надувная байдарка ЛагунаПарусный катамаран из двух прототипов Лагун

По моему мнению, наиболее универсальная на текущий момент модель, это Лагуна, от Вольного ветра. Она достаточно ходкая и управляемая, а в случае повышения категории или желания прогуляться под парусами, из пары Лагун можно сделать кат. Однако для вас оптимальной лодкой может оказаться слаломник или сплавной полиэтилен, а возможно даже надувной диванчик с подлокотниками.

В настоящее время, ТаймТриал разрабатывает по нашему заказу следующую версию подобных лодок, и у вас есть возможность присоединиться к заказу.

А когда универсальность не нужна, то лучше выбирать уже внутри классов.

Пакрафт — Средство для переправ и выброски в пеших или пеше-водных походах

Традиционный пакрафт

Исходя из материалов и концепции, традиционные пакрафты имеют наименее приспособленную форму для оптимизации ходовых качеств, зато они самый легкие и компактные среди туристских средств сплава. Ну а если производители начнут делать их в более традиционных обводах, позволяющих перемещаться по воде быстрее, желающих их приобрести будет значительно больше. Ждем появления подобных решений!

Каяк или байдарка для походов выходного дня (ПВД)

Здесь многое будет зависеть от наличия у вас автомобиля и возможности доехать на нем до нужных вам водоемов. Вам могут подойти и слаломный или сплавной каяк, надувная или каркасно-надувная байдарка, и даже катамаран.

Кроме упомянутой выше Лагуны, разумным выбором для ПВД мне кажутся лодки типа Илексы, хотя на вкус и цвет, …

Байдарка или каяк для походов 2-3 категории сложности

Выбирая байдарку для походов второй-третьей категории сложности, я бы не рекомендовал выбирать слишком пузатую лодку. На шестерку вы на ней все равно не пойдете. В этом случае, вы не только будете носить лишнее, но и будете медленнее учиться

Хотя, распределяя в предложенной выше табличке важность обучения как мало необходимую, можно получить совсем другой вывод ;-))

Лодки для озер и морей (Сияки)

Сияк серфит на волне

Здесь больше всего на выбор будут влиять ваши логистические возможности и возможности хранения. На воде предпочтительнее будет пластики или полиэтилен, а в перевозке общественным транспортом и хранении каркасные одноклассники.

Каяки и байдарки для походов 4-6 к.с.

Полиэтиленовые байдарки превосходят каяки по проходимости, но требуют не только индивидуальной техники, но и слаженности работы экипажа

Да, каякам и байдаркам доступны и реки высших категорий сложности. Главное чтобы технический и физический уровень туриста соответствовал реке и лодке. Чаще всего на этих категориях встречаются полиэтиленовые сплавные лодки, но при наличии большого опыта и недостатке средств есть удачные случаи прохождения рек высших категорий сложности и на КНБшках. Правда в составе лучших групп страны.

Каркасно-надувная байдарка

Какие бывают?

Занятие этим видом спорта невозможно представить без его главного атрибута, а именно каяка. И тут перед человеком стоит выбор: записаться в секцию соответствующего направления и заниматься в группе с предоставленным инвентарем, или же приобрести себе в личное использование. Оба решения имеют положительные и отрицательные стороны. Участие в секции не могут себе позволить занятые работающие люди, так как в большинстве случаев у них попросту не хватит времени.  В таких случаях в приоритете стоит покупка личного каяка. Решение позволит отдыхать душой и телом на природе в удобное время.

К покупке следует подойти осмысленно и тщательно подготовиться. Первое в чем необходимо разобраться, это, что из себя представляет будущее приобретение.

Выделяют 1-, 2- и в редких случаях 3-местные. Изготовляют из полиэтилена, карбона и композитных материалов. История создания каяка связана с арктическими народами эскимосами и алеутами. Они обтягивали деревянный, или костяной каркас шкурами убитых на охоте животных (у алеутов она носила название байдарка).

Место для гребца закрыто специальным фартуком. Он препятствует проникновению воды внутрь даже при переворотах, такое конструктивное решение повышает безопасность передвижения. Дарит гребцу возможность совершить эскимосский переворот (лодка выравнивается из перевернутого состояния).

В зависимости от типа конструкции выделяют:

  • Неразборные. Жёсткий пластиковый корпус — характерная черта. Они изготовляются из ABS и стеклопластика, полиэтилена, углепластика. Имеют закрытый корпус. Лучшие ходовые качества и вмещают наибольшее количество снаряжения. Для удобства хранения оборудован герметичным багажным отсеком. Высокая износоустойчивость и долговечность способствовали завоеванию доверия среди поклонников передвижения по водной глади. Каяки имеют высокие теплоизолирующие качества. При желании допускаются походы даже в арктических широтах. Небольшие вмятины легко устраняются под воздействием высокой температуры. Если корпус был поврежден в холодное время года, это место следует нагреть феном или облить горячей водой. Гребля задействует все группы мышц. Пятиточечный контакт тела с судном передает инерцию движения всего тела. Другими словами, для передвижения привлекают не только ручную силу, а также спину и ноги. В неразборной лодке проще входить в резкие повороты и совершать эскимосский переворот. Лидер на рынке.
  • Каркасные (разборные). На металлический остов натянут непромокаемый синтетический материал. Такое конструктивное решение повлияло на жесткость судна. Недостаток хорошо заметен, когда под воздействием различного рода факторов обшивка прогибается. В местах соединения заметен люфт. В итоге аморфный корпус снижает управляемость и скоростные качества. Сборка не займет много времени и доступна каждому. Главное преимущество конструкции заключается в удобной транспортировке. Большинство каякеров из стран СНГ используют каркасные лодки, так как с ними удобно передвигаться.
  • Надувные. Во многом схожи с обычными ПВХ лодками, но длиннее и уже. Могут перевозить много груза и практически не тонут. В спущенном виде удобны для перевозки. Из недостатков отмечают маленькую жесткость на сидении гребца. В результате нос и корма задираются, и ходовые качества снижаются. Надувные каяки легко сносит ветром. Любой порыв может изменить курс. Судно неустойчиво к физическим повреждениям.

В зависимости от типа посадки гребца выделяют:

  • Sit-in. Классическое решение. Спортсмен располагается внутри лодки до половины туловища, ноги под декой;
  • Sit-On-Top. Современная альтернатива. Главная особенность в размещении на корпусе, а ног снаружи над декой. В связи с этим имеет совершенно другую конструкцию корпуса. Он внешне схож с герметичной капсулой и оснащен дренажным клапаном и люком для багажа. Кокпит представлен углублением в деке. Характерные черты: высокий уровень безопасности и практически нулевые шансы потопить. Предпочтительная область использования спокойные реки, водоемы и моря с тихими волнами. лучшее решение для новичка.

Классификация

Эти приспособления выпускаются 2 видов:

  1. Разборными, состоящими из нескольких элементов (от 2 до 5).
  2. Цельными. Этот вариант более надежнее и прочнее, но возникают проблемы с транспортировкой, особенно воздушным транспортом.

По типу хвата гребца весла бывают:

  • леворукими;
  • праворукими.

По форме лопастей:

  • симметричными;
  • ассиметричными.

По назначению:

  • для экспедиционного или туристического каякинга;
  • для сплавного каякинга;
  • для прогулочного каякинга;
  • для гребли и гребного слалома.

Весла для туристического и рекреационного каякинга

Имеют самый простой и неприхотливый вид. Ими пользуются новички для непродолжительных походов. Они, как правило, выполняются из дюрали (окрашенной или анодированной) и имеют полиэтиленовые или пластиковые лопасти. Чтобы облегчить вес, производители выпускают концевые элементы из нейлона или полипропилена, усиленные стекловолокном. Места хвата помечаются черной термоосадочной лентой.

В большинстве случаев, модели с симметричными лопастями предназначены для новичков, осваивающих каяки. Выпускаются двух-, трех и четырехсекционные. Можно отрегулировать угол разворота на несколько позиций.

Туристические экземпляры легкие и удобные в применении. Они отличаются надежностью и дороговизной. При их изготовлении используются исключительно композитные материалы, например, высокомодульное стекло, кевлар или карбон.

Спортивные модели

В эту категорию входят представители:

  • для сплавного каякинга;
  • для спортивной гребли.

Первый вариант предусматривает разделение весел по назначению, а именно:

  • play kayaking (для родео);
  • creeking & river running (для сплавного каякинга).

Чтобы одержать победу в гребном слаломе, гребле на байдарках и каноэ, нужно правильно подобрать приспособление. Чтобы не допустить ошибки при выборе, необходимо тщательно подходить к данному вопросу. Модель подбирается индивидуально под каждого спортсмена. Тренер учитывает все: габариты человека, его персональные качества, физические возможности и т.д.

Для SUP

Они разнятся конструктивными элементами и бывают регулируемыми, цельными и складными. Исходя из назначения их разделяют на гоночные и универсальные. Цельные имеют фиксированную длину. Они отличаются легкостью и надежностью. В них отсутствуют лишние элементы и подвижные части, что делает их срок службы более продолжительным. Основной недостаток – размер, который порой затрудняет процесс перевозки к месту назначения. Их используют с жесткими досками.

Регулируемые представляют собой две части, разборка которых не предусмотрена. На конструкции присутствует лишь защелка, причем каждый производитель самостоятельно выбирает ее особенности. Главное достоинство модели – возможность регулирования под рост человека и различные стили катания. Такие весла считаются надежными и комфортными. Единственный недостаток – быстро изнашиваются.

Разборные экземпляры имеют три части и прекрасно подходят для надувной байдарки. Они легко убираются в сумку и помещаются в багажник машины. К достоинствам можно отнести незначительный вес, компактность и удобство при транспортировке. Основной минус – относительная надежность.

Для рафтинга

Подбирать весло для байдарки следует по аналогии с каноэ и каяками, но есть одна конструктивная особенность. Модели могут быть разборными или цельными, но их конструктивными элементами неизменно остаются:

  • лопасть;
  • шафт (дюралевые трубки);
  • рукоятка (Т-образная).

При изготовлении рукоятки шафта, ее наполняют сжатым воздухом, чтобы снаряжение не потонуло при падении в воду. Сама рукоятка подбирается под человека, исходя из его анатомических особенностей. Обычное приспособление составляет в длину 1,65 м, но при необходимости ее можно отрегулировать. Модели могут отличаться левым и правым хватом. Диаметр трубки составляет около 30 мм. Вес устройства – 800 г.

Форма также имеет существенные отличия. У распашных весел лопатки узкие. Что касается средних габаритов, то для обычного приспособления они составляют 195 х 470 см. Какой лучше купить, зависит от многих факторов. Устройства могут иметь лопасти с возможностью корректировки угла разворота, обладать ассиметричным внешним видом и изготавливаться из композитного материала.

С чехлом

Вольный Ветер

Качественное и компактное весло идеально подойдет для туристических походов. При необходимости его можно разобрать на три части и компактно уложить с собой в дорогу. В эксплуатации устройство совершенно неприхотливо. Модель отличается ударопрочностью, надежностью и долговечностью, поэтому купив, ее вы можете не беспокоиться во время сплавов, даже на большие дистанции. Если Вам важна компактность, качество, удобство и приемлемая цена, то обязательно рассмотрите представленный вариант. В собранном виде приспособление можно спокойно поместить в упаковку или рюкзак. Это придает ему удобства и функциональности. Боковые лопасти специально изготовлены с небольшим угловым загибом. Благодаря этому стабилизируется поведение модели при проводке и управляющих гребках. Для придания жесткости в средней части расположены волнообразные канавки. Для изготовления лопастей используется ударопрочный полипропилен.

Средняя стоимость: 3150 рублей.

весла Вольный Ветер

Достоинства:

  • высокое качество;
  • прочность;
  • функциональность;
  • длительный эксплуатационный срок;
  • небольшой вес;
  • комфорт во время использования.

Недостатки:

В экипировке любого каякера одной из наиболее важных вещей является весло. Сплава без этого незаменимого атрибута совершенно не получится

При выборе наиболее подходящей модели стоит обращать внимание на определенные особенности, такие как производитель, качество материала из которого изготовлено устройство, а также форму лопастей. Она определяется назначением и физическими данными пользователя

Для гладкой воды следует приобретать варианты с узкими и длинными лопастями. С такой формой проще набирать скорость вперед. Кроме этого для резких и быстрых маневров они тоже подходят. Для сплава по бурной реке идеально подойдут модели с широкими, но короткими лопастями. Ведь в таком случае важна не только скорость, но и хорошая управляемость, а также возможность опираться на весло. Для фристайла на бурной воде лопасть должна быть ещё шире и ещё короче, потому что скорость вперёд почти не нужна, а вот опираться и делать эскимосский переворот приходится постоянно. В целом форма модели для сплава и для фристайла очень похожа. Многие сплавляются с родными веслами и наоборот.

Помимо длины и ширины лопасти важна её толщина и профиль сечения. Более толстая лопасть, объёмная в сечении, лучше ведет себя в воде. С такой проще выполнять некоторые сложные гребки.

При покупке обращайте внимание на материал, из которого изготовлены приспособления. Карбоновые модели самые дорогие и высокотехнологичные

Они отличаются максимальной жесткостью при минимальном весе. Варианты из стекловолокна более дешевые. Они менее жесткие и менее долговечные, но, несмотря на это имеют свои преимущества, такие как привлекательный внешний вид и низкая цена.

Те, кто отдает предпочтение прогулкам на байдарках, знают, насколько важно иметь при себе надежное двухлопастное весло, благодаря которому происходит движение плавсредства вперед посредством поочередного погружения лопаток то с одной стороны, то с другой

Ведущие производители уделяют большое внимание данному аксессуару, стремясь сделать его легким, практичным и компактным

Таймень 2

Туристическая байдарка Таймень 2 стала в свое время самой популярной среди моделей советского производителя. Надо отдать должное, что конструктора завода изрядно постарались, позаботившись о комфорте размещения гребцов. В итоге байдарка по расселению пассажиров в кокпите получила сходство с каноэ. При гребле весла больше не сталкивались, а значит скорость и маневренность хода на плаву увеличивалась.

Также стоит отметить, что сборка, упаковка и разгрузка при новой конструкции значительно ускорялась, а это стало огромным плюсом для туристов, желающих сберечь каждую минуту.

Но совершенство байдарки Таймень-2 портили старые, прежние обводы носа, которые так и норовили захлестнуть волну. При высоком порыве ветра Таймень второй справлялся с мореходностью так себе.

Каркасно-надувные байдарки (КНБ)

Возникли при попытке приспособить каркасное судно к сплаву по бурным и каменистым рекам. Конструкция представляет собой каркас (обычно с меньшим количеством продольных элементов, чем у классического каркасника), мягкую оболочку и два баллона вдоль бортов. В многочисленных самоделках времен СССР баллоны вкладывались внутрь «шкуры» и привязывались к каркасу. Сегодня они, как правило, интегрированы с оболочкой в единое целое, что упрощает сборку и снижает вес конструкции. Советские самодельщики делали двух- и четрыехбаллонные КНБ: вдоль каждого борта шел, соответственно, один или два баллона. Сейчас производители предпочитают двухбаллонную схему, хотя некоторые разделяют один баллон поперечной перемычкой для повышения живучести судна.

Классические представители – «Варзуга-2», «Ладога-2» («Тритон», РФ), «Маринка-2» (ФМК, РФ), «Викинг 3,8», «Гарпун» («Акваграфика, РФ), «Рось-2» («RENT-TOUR», Украина).

КНБ, как правило, собирается быстрее каркасника (минут 20 – и лодка на воде), по скоростным характеристикам близка к нему, по обитаемости уступает (место под бортами занято надувными элементами). Масса каркасных и каркасно-надувных лодок тоже сравнима: питерский «Тритон» выпускал лодку «Свирь» в каркасном и каркасно-надувном исполнении, и весили обе модели одинаково.

Вообще, в ходе эволюции «отряд» КНБ разделился на несколько «подотрядов». Появились, например, «надувные байдарки с элементами каркаса» (к ним ближе «Рось» и «Викинг») или «каркасные байдарки с бортовым поддувом» (таким был старый польский «Нептун»). Поэтому и дать общие рекомендации по использованию таких судов сложно. Одни из них применяются так же и там же, где каркасники или на несколько более спортивных маршрутах. Другие активно конкурируют с надувными: собираются почти так же быстро, а, например, курс держат лучше — если «элементом каркаса» выступает одинарный кильсон по всей длине, как у «Викинга» и «Роси».

Какие бывают каяки в зависимости от назначения?

  1. Объёмные для длительных путешествий. Погружаются в воду на незначительную часть. Длинна судна достигает 4 м. В связи с этим спортсмены еще называют их линейными, так как с легкостью держат прямолинейный курс по реке. Объём лодки достигает 300 — 400 л. Они ориентированы на длительные экспедиции, во время которых все необходимое требуется перевозить с собой. Такие каяки дарят новичкам уверенность в своих силах, так как в силу конструктивных особенностей его практически невозможно сбить с курса. Несмотря на это, следует быть предельно аккуратным, преодоление речных порогов без оверкиля — занятие рискованное, и излишняя самоуверенность станет источником проблем.
  2. Общего использования. Наиболее популярный класс. Объём 250 — 300 л, длинна 330 см и ширина 60 см. Каяк с такими данными легко входит в повороты различной сложности, а заниженная дека обеспечивает комфортное пребывание. Послушная и чуткая к малейшему изменению курса лодка способствует освоению техники сплава по быстрым горным рекам. Она поможет опытным спортсменам отточить свои навыки и сделать первые шаги новичкам.
  3. Для фристайла. Длинна колеблется от 300 до 340 см, имеют стандартный округлый борт в средней носовой части. Нос, как правило, объёмный, корма с выгнутой декой. По ходовым характеристикам схожи с классом общего назначения. Отличия заключаются в хорошей маневренности, меньшей скорости, хорошо показывают себя на валах и бочках.
  4. Экстремальные. Техника прохождения сложных препятствий претерпела значительные изменения. В связи с этим был разработан принципиально другой тип судна. Новинка получила длину в 370 см и объём 300 — 400 литров и урезанную корму с носом.
  5. Сквирт-боты. Используются исключительно для выполнения трюков. Они плоские в поперечном сечении и оснащены острым бортом. За счет конструктивного решения спортсмен получил возможность топить любой конец лодки. Грамотное использование течения, валов и виртуозная работа корпусом позволяет профессионалу совершать невообразимые трюки. Сквирт-боты не прощают ошибок. При сильных течениях не пригодны новичкам.
  6. Самые короткие. Наименьшая длина среди всех (220 см). Объём судна достигает 220 л. Лодки с полным обводом, тупым округлым носом и кормой. Малая длинна облегчает вхождение в повороты. Легко отрабатывать эскимосский переворот, улучшать реакцию и плавать в акваториях. Из недостатков следует отметить, что не развивают достаточную скорость для прохождения бочек и крупных валов. Определенные реки с очень высокими валами и стремительным течением возможно одолеть только на коротких каяках.
  7. Экспедиционные. Крупные вместительные для преодоления рек низкой сложности в местах, где никто не живет. Самые длинные (460 см) и объёмные (400 — 460 л). У них четко выражены киль и корма. Хорошо идут по прямой, но неповоротливы. Доступна фиксация груза на корме и носу.
  8. Морские. основное их предназначение — это движение по прямой на приливно-отливных течениях. Для такого каяка, в первую очередь, важен хороший ход. Пространства для маневров у него достаточно. Обводы морской группы можно сравнить с классическими судами. Лодки оборудованы люками для груза, возможностью подвесить снаряжение на борт и различного рода специфическими элементами (крепление компаса и т.д.). Выделяют модели с парусом и рулем.
  9. Озерные. Промежуточная группа между экспедиционными и морскими. Предназначены для передвижения по спокойной воде.
  10.  Для серфинга. Под днищем обустроено 3 плавника. Только с каяком такой группы можно преодолеть ломающиеся волны.
  11.  Спортивные для классической гребли. Размеры прописаны в специальных стандартах и жестко регламентируются. Для лодок характерен минимальный объем и практически прямая килевая линия, без гермоотсеков. Отсутствуют обвязки и бедренные упоры. Для управления судна используют подводное перо в корме. Каяк предназначен для пересечения идеально гладкой водной поверхности без каких-либо волн. Из-за низкой начальной остойчивости они пригодны только для подготовленных профессионалов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector