Холст для рисования: важные вещи простыми словами
Содержание:
Проклейка холста
Еще один очень важный и обязательный этап работы с холстом перед грунтовкой – это проклейка холста.
Сделать это можно пищевым желатином, распущенным в воде. Консистенция такой смеси должна быть похожа на жидковатое желе.
Основные свойства проклейки
Первая причина, по которой необходима проклейка — изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски. На непроклеенной основе, масло из краски проникает в целлюлозу, а свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается.
Также проклейка необходима и в том случае, если ткань имеет редкое переплетение. Клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек в 2-4 слоя.
Главная задача при приклеивании холста для художника – это не промочить его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону холста. Поэтому необходимо использовать раствор проклейки, напоминающий консистенцию холодца. При такой вязкости он незначительно впитается в нити, но этого будет достаточно для прочного сцепления с ними.
А еще на проклеенный холст лучше ложится грунтовка, благодаря этому расход грунта снижается до оптимального количества.
Как выбрать правильный грунт? Виды грунта
Грунтовка холста
Грунт – это специальный материал, который наносится на холст для того, чтобы создать прочную связь между основой и краской. Также он необходим для получения какой-то определенной фактуры или фона, которые предполагает задумка художника. Как правило, грунт наносится на основу в несколько слоев.
Многие холсты продаются уже грунтованными, то есть они полностью готовы к живописи, на них нанесены соответствующие проклейка и грунт. Это оптимальное решение для новичков, правда, и здесь есть свои нюансы при выборе, о них мы скажем чуть позже. Также встречаются грунтованный картон и бумага.
Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить основу к работе и приобретают негрунтованные холсты в рулонах или на подрамниках. От вида грунта зависит, насколько прочным будет красочный слой.
- Клеевой грунт – идеальный выбор для масляной живописи, подходит для всех видов основы. Масляные краски хорошо себя ведут себя на клеевом грунте, сохнут относительно быстро, без образования трещин.
- Эмульсионный грунт подходит для любой основы и всех техник живописи. Он не растворяется в воде, поэтому на нем можно писать не только маслом, но и акриловыми и темперными красками.
- Масляный грунт предназначен для всех основ, но его предпочитают далеко не все художники. Используется только для тонкой масляной живописи, если вы пишете пастозно, то стоит выбрать другой вариант. Если вы решили самостоятельно нанести масляный грунт, учтите, что он полностью высыхает в течение 10-12 месяцев.
- Акриловый грунт подходит для масляной, акриловой, темперной живописи, его можно наносить на любые основы. Рекомендуется для самостоятельной грунтовки полотна, так как он очень пластичный и не склонен к растрескиванию.
Как проверить качество грунтованной основы?
- На поверхности не должно быть никаких зазоров, точек, ниток и т. д. Фактура может проступать только у крупнозернистого холста.
- Нанесите на натянутый холст живописное льняное масло. Если грунт качественный, то ничего не изменится. Холст сохранит первоначальный цвет и гладкость, хотя весь будет покрыт тонким слоем масла. Если на холсте появились темные пятна, там, где масло через микротрещины проникло внутрь и впиталось в основу, то рисовать на нем нельзя. На готовой картине появятся некрасивые матовые пятна, причем убрать их лаком не получится.
Именно поэтому готовые грунтованные холсты никогда не лишне доработать, то есть покрыть либо готовым акриловым грунтом, либо желатиновым клеем в 1-2 слоя.
Можно ли самостоятельно загрунтовать холст?
Этот вопрос волнует многих новичков. Да, можно, но для этого нужны определенная сноровка, терпение и время. Поделимся самым популярным рецептом.
- Возьмите желатин (желательно насыщенного желтого цвета) и разведите его по инструкции производителя.
- Когда желатин остынет, шпателем нанесите его на натянутый холст, тщательно втирая в нитки и отверстия между ними. После просыхания первого слоя нанесите еще один, дайте высохнуть.
- Теперь нанесите на холст белую фасадную краску, если вы хотите получить цветной фон, добавьте соответствующий краситель. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны. Нанесите ее в два слоя широкой щетинной кистью, давая просохнуть каждому покрытию.
- В завершение холст покрывают прозрачной фасадной глубинной пропиткой в один слой. Примерно через 5-7 дней холст будет полностью сухим и готовым к работе.
Некоторые художники добавляют прямо в желатин истолченный мел или сухие цинковые белила, тогда нанесение белой фасадной краски не нужно.
Что это такое
Рассматриваемый вид материала производят в виде суровой неотделанной материи. Может быть беленной, набивной или гладкоокрашенный. При изготовлении холщовой ткани задействуют хлопковые и искусственные нити. Применяется она в современном текстильном производстве при изготовлении постельного белья. Материал отличается прекрасной стойкостью к износу, способен выдержать многочисленные стирки. А вот как выглядит и где именно используется ветошь хлопчатобумажная.
На фото – холщовая ткань:
Для холщовой ткани характерны такие преимущества:
- отличные гигиенические качества;
- гипоаллергенность;
- экологичность;
- легкость;
- низкий показатель сминаемости;
- продолжительное сохранение яркости рисунка;
- доступная цена.
Благодаря представленным качествам удается получить из холщовой материи постельное белье повседневного и люксового варианты, отличающиеся отменным качеством.
Состав материала
Холщовая ткань может быть получена из толстой пряди методом полотняного переплетения волокон. Нити для пряжи могут быть искусственными или растительными.
Для нитей в качестве сырья могут применять:
- лен, конопля, джут;
- искусственные волокна — полиэстеровые, полипропиленовые, полиамидные;
- смесовые варианты сочетают в себе растительные лубяные и химические составляющие.
А вот насколько хорошо смотрится ветошь вафельное полотно и где оно применяется, указано здесь.
Отличие от мешковины
Если сравнивать холщовую ткань и мешковину, то на первый взгляд может показаться, что особых отличий между ними нет. В принципе это так и есть, ведь имеющиеся различия не критичны. Материи очень похожи по качественным характеристикам.
А вот если говорить про отличия, то по ощущениям холщовая материя немного грубее, чем мешковина, хотя также приятная к телу. Зато мешковина имеет высокую плотность. В остальном же материалов очень сходи между собой.
Синтетика – полиэстер
Трудно что-то сказать насчёт этого материала, так как окончательных выводов насчет него нет, да и я никогда не работал на нём. Но считается, что полиэстер гораздо превосходит лён и хлопок, устойчив, прочен и не чувствителен к раздражению масляных красок. Полное отсутствие фактуры делает материал совершенно гладким.
Любопытный факт: для холста под масляную живопись можно уверенно использовать то самое полиэстровое полотно, используемое в натяжных потолках (фирмы “Черутти” или “Дескор”). Полотно натягивается на подрамник и нагревается феном. Будет натянут как на барабане! Всеми необходимыми противогрибковыми средствами полотно уже обработано, к тому же оно не “садиться”, как другие полотна.
Холст из синтетики, выбрать или нет.
Признаюсь честно, на момент написания этой статьи, я ни разу не пользовался холстом из синтетического волокна. Более того в магазине в котором я покупаю свои художественные материалы, ни разу не видел синтетического холста. Это конечно веяние нового времени в живописи и большинство художественных салонов пока не рискуют их привозить. Искусственный холст – как можно такое выбрать, подумают большинство кто читает это. Но время идет вперед, и как раньше никто не мог даже подумать о хороших кистях из синтетики, то же самое сейчас с холстами. Плюсы холстов из синтетики:
- думаю никто спорить не будет с тем что синтетика не гниет и не вбирает в себя влагу;
- холст из синтетики будет легче, чем холст из натуральных материалов;
Минусы синтетических холстов:
- как говорят художники они не прошли проверку временем;
- мало кто практиковался на них (я и сам ни разу еще не писал на них), от того сложно сказать, как он ведет себя во время письма.
- Встречаются также комбинированные холсты: хлопок-лен, хлопок-синтетика, лично я отношусь к ним скептически. Разные материалы ведут себя по-разному, а в комбинации могут повести себя не предсказуемо.
Какая зернистость холста нужна для качественной живописи?
На каждом холсте написано какая у него зернистость. Как в них разобраться и какая лучше?
Есть три вида зернистости холстов:
- мелкозернистый холст. Такие холсты отличаются своей почти гладкостью, зернистость холста очень мелкая и от того его сейчас выбирают не многие. На таких холстах хорошо писать лессировками, накладывая один слой краски за другим. Хороший выбор если вы хотите написать портрет.
- среднее зерно холста. А вот холст со средним размером зерна, за частую один из самых востребованных. На таких холстах удобно писать пастозно, а также можно писать лессировками.
- крупнозернистый холст отлично подойдет для работы мастихином. Такой холст хорошо держит фактурную живопись без видимой деформации.
Какой выбрать холст, загрунтованный или нет?
Выбор очевиден, Ваш холст должен быть загрунтованным для того чтобы на нем писать масляными красками. Не загрунтованный холст не подходит для письма, это 100%. Но как всегда у Вас есть выбор: купить загрунтованный холст, или не загрунтованный и естественно загрунтовать его самостоятельно. Как? В магазинах продается художественный грунт, которым нужно «доработать» холст.
Холст на подрамнике или на картоне, какой выбрать?
Тут выбор как всегда за Вами:
- холст на подрамнике, вы можете отрегулировать его натяжку, при перевозке можно снять холст, а потом снова натянуть. Холст на подрамнике дает «пружинистость» за счет натяжки во время письма. Лично мне это очень нравится.
- холст на картоне, это тот же холст только приклеен к картону, он тоньше (за счет отсутствия подрамника) и стоят дешевле чем холст на подрамнике. С этим у Вас не получится регулировать натяжку полотна, но зато он и не провиснет со временем.
Также стоит сказать о фанере, ДВП и дерево на которых художники пишут этюды в студии или на пленэре
Отличный материал, но как понимаете не долговечен, писать на нем можно, но уделите внимание грунту этого материала. Фанера со временем может расслоиться, а ДВП дать волны от влаги, Дерево в данном случае будет более практично, если его хорошо загрунтовать и защитить, вы ведь видели деревянные иконы, к которым веками приходят верующие
Конечно в первую очередь долговечность картины зависит от того в каких условиях она находится, насколько переменчив климат и уровень влаги в помещении, где она висит. Материал из которого сделан холст может существенно продлить или сократить время «жизни» Вашего шедевра.
Таблица смешивания цветов красок Разбавитель для масляной краски. Какой выбрать? Какую выбрать палитру для живописи маслом? Как выбрать раму для картины, коротко и ясно. Почему так дорого? Как составить цену на свою картину.
Холщовая ткань: описание, особенности, применение, уход, холст, чем отличается
Не все материалы широко используются для пошива одежды, даже с натуральным составом. Что из себя представляет холщовая ткань? Эту материю еще называют мешковина, а спектр ее применения охватывает декорирование интерьера, рукоделие и хозяйственные нужды. Давайте разбираться в составе, свойствах и правилах ухода за этим материалом.
Описание, применение
Холщовая ткань, холщовка, или холстина — материя с грубым перпендикулярным переплетением волокон, которое сразу бросается в глаза. Производится из натурального сырья и считается одним из самых безопасных.
Нити для холщовки получают из льна — первого волокна, из которого стали производить ткани. Альтернативное сырье — хлопок, джут, конопля, синтетические материалы (полиэстер, полипропилен, полиамид) или их смеси. Холстина на основе синтетики не считается классической, она просто имитирует текстуру (например, ткань канвас).
Интересный факт: К холщовке можно отнести группу материалов: бязь, мешковину, миткаль. Однако традиционная холстина — это полотно, не подвергавшееся отбеливанию.
Натуральный цвет холщовки — серебристый, коричневый или желтоватый, в зависимости от исходного сырья. Полотна отбеливают либо сохраняют им естественный цвет. Встречаются и ярко окрашенные варианты с принтами.
Сейчас холщовка — это материал для декорирования интерьера (занавески, скатерти, полотенца). Она подходит для создания фона, на котором выигрышно смотрятся предметы. Эту особенность используют на выставках и в различных композициях, в фотографировании. Из холстины шьют текстильную обувь, некоторые виды одежды (например, в этническом стиле), материалы для транспортировки (мешки). Ткань незаменима для рукоделия.
История материала
Технология создания холстины известна со времен Древнего Египта. Из ткани первоначально шились плотные туники, портки, домашний текстиль, рабочая одежда. Материал как нельзя лучше подходит для этих целей: он крепкий, дышащий, выдерживает множество стирок и неблагоприятные воздействия окружающей среды.
Холстину применяли для изготовления парусов, обуви, сумок, использовали как упаковку. В зависимости от толщины, на Руси из нее делали тонкие обрядовые полотенца и грубую одежду для труда.
Холст — однокоренное слово для холщовки, и это не случайно. Полотна для художников и эта грубая материя являются родственникам, но у холста более плотное переплетение нитей. Холстина употребляется в живописи с начала 16 века.
Свойства: плюсы и минусы
Рассмотрим положительные свойства холста, сделанного из натурального сырья:
- высокая прочность;
- долговечность, практичность, устойчивость к неблагоприятным условиям;
- экологичность, гипоаллергенность;
- воздухопроницаемость;
- термоизоляция;
- гигроскопичность;
- устойчивость к загрязнениям;
- невысокая цена;
- устойчивость к сминанию;
- декоративность (холстина очень красива в качестве праздничной упаковки сладостей, чая и сувениров);
- не накапливает статическое электричество;
- не скатывается.
Совет! Льняные матери не обязательно утюжить, их можно опрыскивать водой. Через некоторое время складки расправляются сами.
К недостаткам ткани относятся:
- жесткость,
- грязный натуральный оттенок.
Есть несколько свойств, которые можно отнести как к положительным, так и отрицательным. Например, свойство впитывать влагу является плюсом для клинингового текстиля и пошива спортивной и рабочей одежды или обуви, но минусом для упаковочного материала. Натуральный цвет долгое время считался непривлекательным, но современные модные тенденции ввели его в тренд.
Синтетические аналоги также прочные и долговечные, но не обладают свойствами теплоизоляции. Они плохо впитывают влагу (это тоже может быть как плюсом, так и минусом), теряют прочность и плавятся при высокой температуре.
Как ухаживать
Правила ухода зависят от состава материи и ее предназначения:
- Грубую мешковину не стирают, только при необходимости просушивают и вытряхивают пыль.
- Натуральные тонкие образцы из льна и хлопка хорошо выдерживают стирку и глажку на высоких температурах. Возможна усадка изделий. Рекомендуется крахмалить текстиль: так он будет хорошо держать форму.
- Синтетические и смесовые ткани стирают при температуре не выше 30 градусов. Утюжат их на низкой температуре.
- Использование отбеливателей допустимо.
- Полотна с низкой плотностью после каждой стирки становятся мягче.
При выборе материи главный критерий ее качества — прочность. Популярность холщовой ткани объяснима: она натуральная, прочная, гигроскопичная, имеет декоративный внешний вид. Правильный уход гарантирует долгую службу холстины, независимо от его состава.
Что такое холст ?
Под холстом понимается полотно, на котором творит художник. Им может быть, что угодно. Здесь не имеется в виду какой-то конкретный материал. Бывали случаи, когда испытавший вдохновение художник начинал творить на оконном стекле поезда или даже на теле человек. Так что холст — это понятие, скорее, абстрактное. И всё-же, большинство картин было выполнено на тканях, так как они наиболее удобны для рисования и сохранения того, что создал гений. Большинство изображений, дошедших до наших времён, было выполнено именно на них. Такие картины можно хранить столетиями, транспортировать. Поэтому, в дальнейшем, речь пойдёт о холстах из ткани.
Виды холста из ткани
Существуют различные виды холста, выполненные из различных материалов. В качестве последних могут служить пряжа, растительные и синтетические волокна. Одним из самых популярных материалов для рисования является ткань из волокон льна. Цвет его может иметь сероватые или желтоватые оттенки. Готовый холст весьма устойчив ко времени и различным внешним воздействия. Благодаря этому он не меняет форму своей поверхности и поэтому очень удобен для кисти художника. В качестве заготовок для холста может быть использована пряжа из длинного и короткого волокон, а также можно получить более низкокачественное полотно, использовав отходы льна.
Холсты из короткого волокна и отходов менее качественны, поддаются внешнему воздействию, поэтому малопригодны для рисования. К сожалению, многие написанные в наше время картины, созданы на таких холстах. Таким образом, лучше всего использовать холсты из длинных волокон. Холсты могут изготавливать не только из льна, а также из других волокон. Например, стебли конопли не уступают по качеству льняным. Однако, в настоящее время они не применяются для создания картин. В качестве волокон для холста можно использовать стебли джута, однако из-за малой прочности, она не пригодна для рисования. Хлопчатобумажные холсты подвержены гниению, легко впитывают влагу и начинают гнить. Лучше всего не использовать их для рисования. Современное время подарило художникам синтетические холсты. Волокна холста получаются из созданного из нефти полиэстера. Они не подвержены действию влаги. Однако необходимы дополнительные испытания, чтобы решить вопрос о целесообразности использования таких холстов. Также современная наука дала миру живописи комбинированные холсты, сочетающие в себе льняные и синтетические нити. Но вследствие смешения разнородно материала внешняя поверхность холста получается неровной и приводит к сползанию краски с картин. Тем не менее, такие полотна наиболее распространены в живописи.
Почему холст провисает?
Провисает холст любой и это норма, потому как главная его ценность при написании картины — эластичность, за это приходится платить возможностью провисания полотна в некоторых случаях. К тому же натуральные волокна впитывают воду из воздуха, лен в небольшой степени, хлопок во много раз больше, это увеличивает вес полотна и как следствие — растяжение и провисание.
Факторы влияющие на провисание холста:1. Размера полотна. Чем полотно больше по размеру, тем этот «дефект» просто заметнее. 2. Плотности холста: чем плотнее полотно, тем его провисание менее заметно.3. Техники письма: зависит от типов разбавителей, лаков и красок, на каких они сделаны основах и в каких количествах используются. 4. Изначальной неправильной или некачественной натяжки холста.
Как устранить провисание или складки, заломы на холсте
Если провисание холста очень заметно, то вы можете подбить специальные клинышки с обратной картины в углы подрамника, что несколько увеличит натяжение, и небольшой дефект таким способом можно устранить. (Если у вас дома не имеется таковых, то такие клинышки можно приобрести в магазинах для художников.)
Если на холсте образовался залом, вмятинка или небольшая складка, то можно немного побрызгать на холст водой из пульверизатора, только не стоит это делать с близкого расстояния, и дать холсту высохнуть при комнатной температуре
Складочка при это распрямится, но не злоупотребляйте этим способом.
Если провисание холста повторяется, то обратите внимание на влажность в помещении, если она колеблется от 100% к 20% и назад, то провисание — это реакция на изменение условий, оно будет иметь обратимый характер, холст расправится сам.
Если же провисание холста очень заметно и все вышеупомянутые пункты не помогают, особенно, если ваша картина больше чем 40*40, то мой совет — обратитесь к специалисту и перетяните полотно.
Недостатки
Основной недостаток холста – это его сильная подверженность негативным воздействиям окружающей среды. Он чувствителен к влаге и изменениям температуры воздуха. Его легко повредить механически: порезать или случайно проткнуть. Некоторые виды тканевых холстов легко деформируются. Краски на холст могут ложиться неровно и начать течь, что может безнадежно испортить произведение. Со временем из-за деформации краски могут растрескаться. Истории известно много случаев потери великолепных полотен именно по этой причине. Из-за природной хрупкости тканевой основы многие мировые шедевры в музеях хранятся в особых условиях в закрытых стеклянных коробах.
Доска MASONITE (оргалит)
Это синтетический материал, изготовленный из смеси измельченных в опилки волокон древесины и клея. Смесь формируется, в результате чего образуется плоский лист. Masonite (оргалит) производится в диапазоне от темно-коричневого цвета до оттенка кофейного загара, имеет как специально обработанную (закаленную), так и необработанную поверхности. Обработанная сторона имеет значительную твердость и, возможно, перед грунтованием потребуется ее зачистка наждачной бумагой. Необработанная поверхность содержит больше волокон и характеризуется меньшей твердостью; поэтому, — из двух видов — именно такая поверхность наиболее подходит для живописи, благодаря способности абсорбировать. Некоторые виды оргалита имеют очень гладкую, плоскую поверхность с одной стороны и напоминающую холст грубую фактуру с обратной. Но сторона с более грубой фактурой не сможет создать у зрителя впечатление, что перед ним находится ткань. Как правило, лучше пользоваться гладкой стороной. Существуют также листы оргалита, у которых обе стороны гладкие. Конечно, у этой основы отсутствует присущая дереву привлекательная фактура — текстура древесины; но ведь это свойство в любом случае будет утрачено после грунтовки доски даже из натурального дерева. Так ли уж важна природная красота древесины, если, в конечном счете, она будет скрыта под слоем грунтовки? Masonite (оргалит) имеет и свои недостатки. Первая проблема при работе с ними — доска очень легко изгибается, но не в соответствии с направлением волокон, а подчиняясь силе тяжести. Это означает, что подвешенный под углом к стене кусок оргалита станет прогибаться по направлению к центру тяжести. Для предотвращения подобного эффекта лист следует вставить в раму плотно и совершенно прямо, или поместить его плоско в лежачем положении либо усилить заднюю сторону при помощи деревянных соединительных скоб. Деформированную деревянную раму очень сложно выровнять, поэтому для укрепления задней стороны доски используйте древесину хорошего качества и солидной выдержки. Еще одна проблема, связанная с использованием оргалита, заключается в значительном весе листов крупного размера. Если вы действительно желаете работать в крупном формате, используйте вместо оргалита многослойную фанеру, так как последняя несколько легче. Листы оргалита недороги и продаются практически повсюду. Кроме того, они очень прочны и долговечны — срок их хранения сравним со сроком хранения твердых пород древесины; это, безусловно, очень стойка и одна из лучших доступных жестких основ художественного качества.