Обучение плетению кружева на коклюшках для начинающих

Кольцо

Попробуем сплести с помощью иголки и нитки оригинальные колечки. Набираем восемь ДУ, одно П и ещё четыре полных У.

Все набранные узелки спускаются вниз по инструменту, их мы придерживаем пучками пальцев. Дальше протягиваем по пряже, но не доходим до конца.

Потихоньку протягиваем волокно, на краю образуется большая петличка.

Через неё запускаем иглу.

Теперь хорошо затягиваем, придерживая нитку и связанный фрагмент перстами.

Удерживая, завязываем узел.

Положив сверху на руку готовый кружочек, аккуратно нажимаем на него, заглаживая иголочкой.

Вот и готов очередной элемент столь неординарного вязания. Далее мы с вами будем учиться соединять между собой мотивы. Для этого нужно сплести четыре ДУ.

Уложив на кисть левой руки так, чтобы П было развернуто от мастера, берем вязальный крючок.

Инструмент запускаем в П и протянув ведущую нитку, помещаем её на иголке.

Тщательно подтягиваем.

Смотрите на фото, иллюстрирующее пошаговый процесс соединения. По иллюстрациям все понятно и отлично видно, как и что делать.

Таким приемом, мы с вами сумели соединить два фрагмента:

  • настоящий
  • будущий

Далее три раза по 4ДУ между ними ввязываем П. Всего на иголочке образовалось шестнадцать петель.

Тихонько опускаем готовые образования с иголочки, протягивая нить и замыкая мотив в колечко.

Далее плетем второе по такому же принципу.

Стягиваем и фиксируем, завязав узелочек.

Из простых деталей получился трилистник с одинаковыми боковыми частями и немного большей центральной.

Невероятно красивая техника игольного кружева. Идеи, советы и мастер класс своими руками

Тонкие и воздушные листья , вышитые как будто прямо по воздуху кажутся чем-то невероятным. Тем не менее они достаточно прочны , чтобы использоваться в скрапбукинге или для украшения одежды. Нитки не распустятся , и эта красота останется с вами надолго.

Простой секрет , позволяющий создавать невероятный рисунок.

Для проекта понадобится:

  • Нитки для вышивки;
  • острые ножницы;
  • иглы;
  • клей ( лучше для резины);
  • узор листа , распечатанные или нарисованный на бумаге

Напечатайте нужный рисунок , а затем подклейте еще несколько слоев бумаги к нему снизу. Толщина должна быть такой , чтобы лист хорошо держал швы , но был достаточно гибким. Клей мажем по краям , вдали от самого узора. Для толстой бумаги он не нужен. Нанесите основные проколы по линиям веточек до того , как приступить к вышивке.

Зафиксируйте толстую нить для декора при помощи тонкой нити и иголки. Выкладывайте узор , закрепляя его в местах прокола.

Дойдя до веточки , выложите ее , а затем вернитесь снова к стволу листка.

Традиционные для определенных регионов

Как мы уже отмечали ранее, кружева классифицируются также по географическому принципу, т.е. в зависимости от места, где техника плетения того ил иного узора зародилась и была наиболее распространена во все времена.

Французское

Первой разновидностью французского ажура считается алансонское. Это подвид традиционного игольного кружева, появившийся в городе Алансон в середине XVII в. При помощи иглы на сетке с шестигранными ячейками или тюле вышивается мелкий растительный узор. Рисунок предварительно чертят на плотной бумаге, после чего линии обводят плотной нитью, получается выпуклый орнамент. Затем мастер разрезает мелкие стежки для освобождения готового изделия.

Время придало алансонскому кружеву особую легкость. Основной узор сдвинулся к краю, а фон заполнили крохотные мушки, цветы, бабочки.

Не менее известно кружево Шантильи, зародившееся в одноименно французском городке. Его плетут черными шелковыми нитями на специальной сетчатой основе, ячейки которой имеют форму сот. Способ исполнения узора тоже не совсем обычный – частота переплетения нитей периодически меняется, что в результате позволяет создать объемный узор. Края орнамента обшиваются плотной нитью, что придает рисунку еще большую выразительность.

Итальянское

Италию справедливо считают родиной кружева, ведь именно ее мастера впервые познакомили мир с орнаментом ретичелла, сплетенного и сшитого иглой. Первое время рисунок выполнялся на ткани, позднее его начали повторять прямо на нитях. Чаще всего на таком ажуре можно было увидеть простейшие геометрические фигуры, которые со временем преобразовались в орнамент, получивший название «стежки в воздухе».

Особую популярность обрел венецианский гипюр, который считается классическим во всем мире. Сегодня его рельеф практически незаметен, а сам узор можно назвать довольно лаконичным. На заре своего становления венецианское кружево, напротив, поражало воображение сложными узорами в виде растительных побегов с бутонами, соединенными между собой.

Брюггское

Вязаное кружево родом из бельгийского города Брюгг очень схоже с плетением на коклюшках и создается на основе ажурных лент, соединяемых между собой при помощи крючка. По сути, это тесьма, выложенная узором с плавными, округлыми очертаниями. В настоящее время мастера дополняют ленту петлями по бокам, с помощью которых она вплетается в общий рисунок прямо в процессе вязания.

Венецианское

Венецианский ажур – это невероятное сочетание нежности, изящества и роскоши, которое сопровождается контрастом между объемными линиями и мелкими элементами на сетчатых участках.

Румынское

В наши дни рукодельниц, плетущих румынское кружево, встретишь нечасто – им на смену давно пришли механизированные станки. Несмотря на это румынский ажур не утратил своей красоты и продолжает быть востребованным среди ценителей высокого искусства.

Узор складывается из вязаных шнуров, которые закрепляют на тканой основе и обвязывают по схеме. При этом исполнено румынское кружево может быть в разных техниках – оно может быть сплетено челноком, сшито, связано (на спицах или крючком) или создано в узелковой технике.

Елецкое

Представленный вид ажура по праву считается одним из самых сложных – для его создания могут быть задействованы до полутора тысяч коклюшек, благодаря чему кружево получается многопарным. Преимущественно на таком кружеве встречаются растительные орнаменты.

французское кружево

вологодское кружево

брюггское кружево

венецианское кружево

В качестве основы берутся лен и шелк в светлых и темных оттенках. Для плетения используется специальная хлопковая нить, она бывает разной толщины и цветов. Конечное полотно отличается тонкостью, нежностью миниатюрного рисунка, разнообразием композитных решений, плавностью переходов от плотного орнамента к ажурному фону.

Ирландское

Речь пойдет о стариной технике кружевоплетения, которая зародилась в Ирландии и по праву считается королевской. Ее характерной особенностью является поочередное выполнение отдельных элементов и последующее их соединение в одно полотно.

Вологодское

Ажур, пришедший из Вологодской области, испокон веков плетут на коклюшках. Это сцепной вид кружева, для создания которого используется непрерывная тесьма из плотного льняного полотна, одинаковая по всей длине и создающая узор за счет плавных изгибов. В получившихся орнаментах можно разглядеть образы природы Крайнего Севера, узоры с морозных окон, а также мотивы северного деревянного зодчества. Универсальность таких изделий поражает – ими декорируют одежду, постельное белье, столовой текстиль, даже сумочки с валенками.

Инструменты и материалы

В древние времена в качестве исходных материалов для кружева применялись нитки, сделанные из золота и серебра. Из них изготавливали воротники и манжеты для отделки нарядов королевской знати и придворных красавиц.

В настоящее время основой для фриволите может служить хлопковая и льняная пряжа. Для того чтобы кружево получилось изящным, необходимо правильно её выбирать. Есть несколько важных моментов, заслуживающих внимания:

  • Прочность. Кружевоплетение подразумевает выполнение колец, дуг, полудуг и других элементов. Если использовать недостаточно прочный материал, он будет рваться в процессе затягивания узлов.
  • Гладкость. Следует выбирать максимально гладкие нитки без ворса. Даже самые маленькие ворсинки будут препятствовать свободному движению узлов.
  • Равномерное окрашивание. Только при использовании нитей с ровной окраской можно получить красивое изделие. Пробелы придадут готовому кружеву неаккуратный вид.

Помимо материала, потребуется специальный набор игл и крючков. Его можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Использовать обычные швейные иголки не рекомендуется, поскольку они очень короткие и острые. Сегодня в продаже имеются иглы из бамбука. Однако в сравнении с металлическими, их срок службы недостаточно долгий.

Простота и изысканность техники jacarelado

Фрагмент подзора свадебной простыни.

 Конец XVIII в. Вологодская губ. // Шангина И. И. Русские девушки . – СПб., 2007. – С. 312

Вологодское кружево конец 19 в.

В городе Михайлове Рязанской области 

издавна плетут цветное кружево.

Рязанское кружево — одно из самых ярких явлений в русском кружевоплетении.

наиболее самобытным из всех видов рязанского кружева было кружево города Михайлова и Михайловского уезда.

Отличительной особенностью этого вида является как архаический узор, в котором никогда не присутствуют новомодные узнаваемые цветочные и растительные мотивы, так и его колорит, состоящий преимущественно из красных тонов  с черным, коричневым, синими, темно-зелеными, охристыми, белыми и золото-серебряными акцентами.

Оригинальна и техника исполнения, согласно которой кружево выполняется из пухлой нити и дял дополнительного объема украшается вышивкой, которая располагается поверх плетения.

Плетение выполняется в наиболее архаичной численной многопарной манере.

Русское кружево отличается многообразием местных особенностей, неповторимостью изделий каждого центра. 

Лучшие образцы русского кружева ручной работы отличаются богатством колорита, совершенством технических приемов и оригинальностью узоров. 

Рисунки мастериц напоминают морозные узоры, а концы кружевных шалецй- крылья сказочных птиц…

«Для более или менее торжественных случаев самым подходящим слудет считать тонкие русские плетенные кружева, за которые за границей платят неслыханно высокие цены» — писал в 1915 году журнал «Модный свет».

С 1920-х годов в России уходит в небытие ручной труд мастериц кружевниц. На смену приходит машинное кружево…

————————

*

О кружеве много написано книг.

Подобные можно найти в интернет-библиотеках даже за 19 век.

Так же как по поисковику посмотреть множество картинок на эту тему…

Моя статья лишь капля о той создаваемой красоты,изящества и богатства в разнообразии женскими руками на Руси…

*

————————

Читайте так же:

Инструмент и техника плетения

Существует множество техник ручного исполнения ажура. Ниже приведены различные виды кружева, их названия, фото и описание.

Плетение коклюшками

Коклюшки – это специальные деревянные палочки, на которые наматывают нити, а затем в определенном порядке перебрасывают их с одной коклюшки на другую. За счет такой техники  получается длинная мерная полоска, от которой при необходимости можно отрезать кусок нужной длины. Участки рисунка плетутся сцепным способом, а затем соединяются между собой при помощи крючка.

Игольное

Этот старинный способ напоминает вышивку. Ткань крепится к бумаге с предварительно нанесенным рисунком. После этого сначала вышивается толстой иголкой контур, а затем заполняется стежками внутреннее пространство рисунка. Чаще всего для плетения используются льняные нити, а в качестве основы подходит любой тонкий материал, например, органза.

Хардангер

Кружево в технике хардангер выполняется на белом льне светлыми нитями (белого или бежевого цвета). Очертания узора вышиваются гладью, после чего необходимые участки материала удаляются маленькими ножницами. Рисунок заполняют стежками разной длины. Такой винтажный декор отлично подходит для украшения одежды, домашнего текстиля.

Узелковое

Существует два основных вида узелкового кружева – фриволите и макраме. Первая техника предполагает плетение нитями, закрученными особым способом, при помощи специальных челноков и иглы. Узелковый ажур – это идеальная основа для будущих салфеток, полотенец, покрывал, постельного белья, бижутерии, одежды и многих других изделий.

Для исполнения макраме требуются толстые плетеные нити, тесьма, бечевка. В данной технике вяжут модные шарфы и шали, предметы бижутерии и особенно популярные в наше время элементы декора интерьера.

Вязаное

Вязаный ажур изготавливают с помощью крючка или спиц. По сути, это то вязание, которым так любят заниматься тысячи российских женщин, даже не догадываясь, что создают настоящее кружево.

Кордовое

Техника корд предполагает использование сутажной (кордовой) нити, жесткость которой зависит от состава: полиэфирная нить с метанитом в составе придает волокну жесткость, в то время как вискозный и полиамидный сутаж более мягкий. Также кордовая нить может содержать шелк, полиэстер или люрекс. Главным отличием представленного вида кружева является выразительный блеск и объемность рисунка, из-за чего его часто применяют для украшения свадебных и вечерних нарядов.

Вилочное

При вилочном вязании мастера используют вспомогательный инструмент – вязальную вилку, в комплекте с крючком и нитками. Такой способ хорош для выполнения шарфов, палантинов, иных предметов гардероба. При этом результаты мастеров, выполняющих одни и те же изделия на одинаковом материале, могут кардинально разниться – многое зависит от соотношения ширины связанных на вилке лент и толщины пряжи.

Ришелье

Кружево ришелье отличается особой нарядностью. Оно вышивается преимущественно на льняной ткани или льняном батисте. Ришелье – это прорезная техника – сначала создается узор, затем он обшивается нитками, после чего промежутки между очертаниями рисунка вырезаются.

Еще одна важная особенность такой вышивки – бриды, своего рода «мостики» между крупными частями узора. Принцип их создания прост – необходимо обметать основную соединительную нить путем обвивки или обработки петельным или штопальным швом.

Ленточное

Ленточная техника предполагает вплетение в узор ленты и дополнение игольным кружевом или ажуром на коклюшках. Из такого материала получаются красивые воротнички, манжеты, другие вставки для одежды. Плести его можно как вручную, так и машинным способом. Второй способ быстрее, но при нем ленточные изгибы получаются не такими изящными, а само полотно – недостаточно высокого качества.

Филейное

За основу в филейном кружеве берется сетка с отверстиями в виде ромбов или квадратов. Необходимыми инструментами для его изготовления являются челнок, на который наматывают нити (предпочтительно натуральные), и палочки, которыми непосредственно плетут.

Кроше

Кроше — одна из самых старинных техник кружевоплетения, которая по сей день не теряет актуальности. Конечные изделия получаются с большим количеством сквозных отверстий, максимально прозрачными и ажурными. Наибольшую популярность получил узор «бабушкин квадрат».

Особенности техники

Игольное кружево, которое часто называют румынское кружево, плетут только нитью и иглой. Первые упоминания о технике плетения появились в Италии. Ажурная сеточка «ретичелла» выполнялась из льняной ткани, из которой частично выдергивали нити канвы и обшивали их в замысловатые рисунки. Украшением узора служили дополнительные стежки (бриды).

В Румынии плетение прижилось среди местных мастериц. Со временем оно усложнялось, вместе с нитями стали использовать тонкие шнурки для фактурного рисунка. Работа выполнялась с помощью игл, челнока, крючка, были разработаны различные стили. Но суть румынского кружева осталась неизменной. На жестком фоне (толстый картон или пластиковая основа) направляющая нить или тонкий шнурок закрепляют с помощью стежков. Позже наметку и фон удаляют, остается тонкое кружевное полотно.

Ткань с ажурной красотой

Во французском языке слово «ажур» означает «видимый насквозь». И действительно, ажурное кружево настолько прозрачно, что во многих случаях требует наличия подкладки. Ажурная ткань изготавливается из различных натуральных волокон – льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Для придания ей прочности и эластичности добавляют искусственные или синтетические нити – эластан, лайкру, полиэстер, вискозу.

Современная ажурная кружевная ткань может быть как однотонной, так и многоцветной. Существует также «псевдоажур» – ткань для обивки мебели, имитирующая кружевной узор.

Основные характеристики ажурного кружева

Ажурная ткань никогда не потеряет популярность, поскольку обладает целым рядом несомненных достоинств:

Благородный вид, привлекающий внимание своей изысканностью и красотой.
Тонкость и изящество, позволяющие изготавливать неповторимые наряды.
Ажур отлично сочетается и с легкими, и с плотными тканями.
Кружевное полотно воздухопроницаемо, вызывает приятные ощущения при соприкосновении с телом.
Несмотря на легкость и воздушность, ткань хорошо держит форму, прекрасно драпируется.

В отличие от кружев ручной работы, ажурное полотно не столь требовательно в уходе и дольше сохраняет свой первоначальный вид.

Но, к сожалению, на фоне сплошных положительных качеств ажур имеет и негативные стороны:

Эффект просвечивания предполагает сочетание ажурного кружева с другими тканями, что не всегда нравится покупателям.
Перегородки между основными «мотивами» ткани иногда столь тонки, что при неосторожном обращении могут рваться, нанося изделию урон.

Для чего применяется ажурная ткань

Ажурное полотно традиционно применяется для создания женской и детской одежды:

  • свадебные наряды и платья для торжественных случаев;
  • бальные платья, карнавальные и театральные костюмы;
  • нижнее белье, чулки, колготки, перчатки;
  • шарфы и палантины;
  • блузки для нарядных костюмов;
  • воротнички, манжеты и другие элементы повседневных нарядов.

Ажурная ткань широко используется для украшения домашнего интерьера. Из нее шьют гардины, скатерти, салфетки, украшают полотенца и постельные принадлежности.

Уход за изделиями из ажурной ткани

Для того, чтобы кружевные ажурные изделия как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, нужно обеспечить им правильный уход.

  • Стирать кружево лучше руками, а при использовании машинки установить самый щадящий режим.
  • Ажурные ткани несовместимы со стиральными порошками, для них подходят только жидкие средства.
  • Дорогие изделия лучше всего отдавать в специальную чистку или стирать в полотняном чехле.
  • Ткань не выкручивают, а слегка отжимают в махровом полотенце.
  • Сушат изделие в расправленном виде.
  • Гладят ажурное кружево с изнанки через влажную марлю, установив утюг на режим «шелк».

Какие бывают кружева по методике изготовления

По типу:

  • ручная работа;
  • автоматизированное производство.

Если изделие сплетено руками мастерицы, определяют подвиды:

  • связанное спицами или специальным крючком;
  • изготовленное с помощью челнока (макраме);
  • челночное плетение (коклюшки);
  • сшитое полотно (хандер);
  • ленточное кружево.

Гипюр

Название «guiper» (фр. окутывать, покрывать) присвоено этому кружеву по технике его изготовления. Тонкую ткань покрывают плотной филигранной вышивкой, затем ткань удаляют, оставляя лишь саму вышивку, то есть кружево. Раньше ткань вытравливали, в настоящее время ее удаляют с помощью вымачивания в воде либо с помощью высоких температур. Мотивы гипюрового кружева легко разъединить и обработать отдельно.

Это интересно: Ткань кордура — характеристики, аналог, особенности применения

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.


Елецкое кружево. Фото: cultinfo.ru

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

Виды кружева, какое кружево бывает

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.


Вологодское кружево. Фото: meshok.net

Происхождение кружева

Существуют некоторые разногласия насчет того, в какой стране, в Италии или Фландрии

(область на границе современных Бельгии и Франции), было впервые изготовлено вышитое кружево. Но специалисты единодушны во времени – техника плетения кружев при помощи катушек (бобин) появилось в 15 веке.

Хотя существует предположение, что кружева были изобретены древними римлянами.

Декоративные украшения были созданы путем вытягивания нитей, переплетенных в ткани

, при этом образовывались отверстия, которые закреплялись при помощи вышивки.

Когда была освоена техника изготовления кружева при помощи иглы и катушек

, появились некоторые отклонения в механике процесса: вместо того, чтобы переносить часть с плотной ткани, открытые узоры создавались путем плетения нитей поверх рисунка, таким образом, у ткани не было изнаночной стороны.

Разновидности кружева

Популярным способом ручного вязания является крючок. Он позволяет создавать мелкие элементы из одной нити. Для работы подходит крепко скрученное сырье или тесьма. Когда-то такой стиль вязания называли тамбурным.

  • Узелковое плетение или макраме получается плотным и прочным. Имеет давнюю историю и своим возникновением обязано морскому промыслу.
  • Хартангер – это норвежское кружево из белой льняной ткани. Техника предполагает нанесение гладью контурного рисунка, а потом вырезание элементов ножницами. Паутинка с помощью стежков заполняется узорами. Базовым цветом является белый.
  • Фриволите – означает «легкий, воздушный». Плетение из Франции, получаемое кручением нитей с помощью челнока. Таким образом мастерицы создают скатерти, салфетки, бижутерию и отделку для постельного белья.
  • Ришелье – итальянское кружево, выполненное на тонком полотне. Например, на сетке, батисте, муслине или органзе. Рисунок наносится стежками разной глубины. Оставшееся незаполненным пространство основы удаляется. Плетение имеет объемный эффект с теневыми бликами.
  • Ленточное, ренессанс или меццо пунто – в отличие от традиционных способов узоры формируются лентами и украшаются игольным кружевом. По схеме подбирается материал нужной длины, ширины и цвета. Благодаря тесьме рисунок приобретает плавные, округлые переходы. Производится ручным и машинным способом.
  • Игольное кружево с классическим цветочным узором из роз, хризантем и завитков. Контур рисунка переносится с бумаги на ткань и постепенно заполняется тонкой иглой мелкими стежками.
  • Филейное кружево плетется на основе сетки с квадратными или ромбовидными ячейками. Бывает простое, косое, прямое и гипюр.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector