Военная униформа

15-17 вв.

Рязанские казаки упоминаются в 1444 году как защитники Переславль-Залесского против частей Золотой Орды и в письме Ивана III Руси с 1502 года. После падения Золотой Орды в 1480 году территория вокруг Дона была поделена между крымскими. западная сторона и ногайская восточная сторона. На их границе с 14-го века обширная степная зона Дона была населена теми людьми, которые не были удовлетворены существующим общественным порядком, теми, кто не признавал власть землевладельцев, сбежавшими крепостными, теми, кто жаждал свободы. Со временем они превратились в единое сообщество и стали называться «казаками». Сначала основным занятием этих небольших вооруженных отрядов была охота и рыболовство, а также постоянная борьба с турками и нападающими на них татарами. Только позже они начали расселяться и работать на суше.

Этапы развития донского казачества

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Символика донского казачества

Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые. Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно. Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.

Не менее интересен и флаг донского казачества. Он представляет собой полотнище, на котором последовательно расположены три полосы одинаковой ширины – синяя, желтая, красная. Почему именно эти цвета выбраны в качестве войскового объединения? Здесь также существует несколько версий. Согласно одной из них, эти три цвета обозначают три категории населения Дона – казаков (синий), калмыков (желтый), крестьян (красный). По крайней мере именно так они указывались в одном из официальных казачьих законов начала ХХ века.

Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.

Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.

 

17ый век

Во время польско-московской войны (1605–1818 гг.) Польско-литовский дворянин Александр Юзеф Лисовский основал конно-наемную группу (названную Лисовцицами после его смерти) из различных преступников, отчасти донских казаков. Эта группа служила под польской короной; после войны с москвичами Лисовцицы участвовали в Молдавских войнах Магнатов (битва при Гуменне 23 ноября 1619 г.) в Верхней Венгрии (ныне восточная Словакия), позже они разграбили Силезию и Моравию как союзников Габсбургских армий в Богемском восстании — сначала фаза Тридцатилетней войны.

Эта фаза завершилась битвой на Белой Горе 8 ноября 1620 года (недалеко от Праги, столицы Чешской короны, ныне Чешской Республики), куда лисовцы отправили Иоганна Церклаеса, графа Тилли против венгерской кавалерии. Они победили, взяв двадцать стандартов. После битвы они терроризировали деревенских жителей вокруг Праги и других городов , поэтому им оперативно заплатили и освободили от службы 7 мая 1621 года. Некоторые вернулись в Польшу, другие служили под руководством Габсбурга Максимилиана I, курфюрста Баварии.

При Петре I и последующих правителях донские казаки участвовали в многочисленных военных кампаниях, в результате которых Российская империя расширилась от Черного до Балтийского моря. В течение многих лет казаки вели войну против османов и Крымского ханства. Осада Азова в 1641 году была одним из ключевых событий в истории донского казачества. После тотального взятия Свободных территорий донских казаков под контроль московитов, история донских казаков полностью переплетается с историей остальной России.

В обмен на защиту южных границ средневековой Руси донским казакам была предоставлена привилегия не платить налоги, и власть царя на казачьих землях была не такой абсолютной, как в других частях России.

В этот период трое из самых известных повстанцев России, Стенька Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев, были донскими казаками.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Почему донские казаки не женились на русских

На этот вопрос можно ответить, изучив историю казачества. В 15 веке крестьяне, искавшие вольно жизни и нашедшие свою землю на берегах Дона, были практически все мужского пола. Неудивительно, что «женский вопрос» стоял очень остро. Отчасти поэтому частенько казаки устраивали набеги на соседей, в основном Турцию. В качестве трофеев нередко попадались красивые турчанки, их донцы брали в жены, образуя смешанные браки.

Интересный факт!

Во время атаки на турок в Таганрогском заливе в 1635 году донские казаки захватили в плен 1735 женщин, которых всех впоследствии взяли в жены. Турчанок они называли ясырками, а рожденных детей — болдырями. От этого то и пошла фамилия Болдырев.

А вот жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже, когда на Юг массово заселялись русские, донцы предпочитали дистанцироваться от близких контактов. Переселенцев, вероятнее всего, они воспринимали, как угрозу своей самобытности. Если все-таки свадьба состоялась, то донской казак обрекал себя и свой род на вечный позор. Интересно, что казаки старались рано обзаводиться семьей, до 20 лет, чтобы успеть продолжить свой род до уход на службу.

Ход занятия.

(Ребята заходят в группу и становятся в круг)

Воспитатель. Ребята, давайте все дружно поздороваемся

Дети : Добрый день, добрый день. Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Здравствуйте, мои девочки.

Девочки : Здравствуйте

Воспитатель: Здравствуйте, мои мальчики.

Мальчики: Здравствуйте.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие придет гость. Вы хотите узнать кто же это?

Дети: Да!

Воспитатель : Тогда пожалуйста, отгадайте загадку, и вы сразу поймете кто же это.

Я хорошая игрушка,

Каждой девочки подружка

Я могу сидеть в коляске

Открывать умею глазки. (кукла)

Правильно ребята, (в группу входит кукла-казачка Маша, но это не просто кукла, это донская казачка Маша.

Воспитатель: (держа в руках куклу) Посмотрите, какой необычный у нее наряд.

На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Казачки носили длинную юбку и кофту – называли такую одежду «парочка», под низ кофты казачки надевали рубаху. Кофта – так же называлась блузкой, она была с оборочкой и застегивалась на множество мелких пуговичек.

А под верхнюю юбку надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук (так было красивее). Головной убор у казачек это платок или шлычка – маленькая шапочка которая закрывала косу.

Ребята вы запомнили? Давайте теперь вы мне расскажите что же носили казачки? (юбку, кофту, платок, шлычка-шапочка)

Воспитатель. Ребята Маша хочет нам рассказать, а что же одевали не только казачки но казаки, давайте дружно посмотрим на экран.

(на экране фотография-одежды казака)

Воспитатель. Казаки носили широкие штаны с лампасами (красная лента, такие штаны очень удобные для участия в боевых действиях и езды на коне. Рубаха из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Рубашку не заправляли, рубашки были разной расцветки, синяя, красная. Белая считалась -праздничная.

Головной убор-шапка и фуражка, а на ноги сапоги.

Воспитатель : Ребята что же носили, казаки (ответы детей).

Воспитатель : Наши казак с казачкой собираются на праздник. Маша просит вас им помочь.

Давайте подойдем к столу. Посмотрите на столе, лежит одежда, давайте ее дружно рассмотрим.

Воспитатель : Скажи те пожалуйста, а что же за вещи лежат перед вами (ответы)

Воспитатель : Ребята, выберите вещи которые подойдут нашим казакам. Давайте мальчики возьмут вещи для казака, а девочки для казачки. (Дети выбираю, на столе остаются вещи — джинсы и мини юбка)

Воспитатель : Дети, скажите, а почему вы не взяли эти вещи (показывает)

(Дети : Потому, что их казаки не носят)

Воспитатель : Молодцы, а теперь я вам предлагаю одеть, казака и казачку.

Казака будут одевать мальчики, а казачку — девочки.

(парная работа за столом)

Как думаете, нарядные у нас получились казак с казачкой? А с каким настроение они пойдут на праздник?

Вы сегодня молодцы, так хорошо по работали и теперь мы с вами нашу работу можем показать остальным деткам, а теперь давайте все дружно проводим нашу Машу домой.

Проникновение в строевые части

Впрочем, не только казаки отдавали дань кавказскому мужскому костюму, его продуманности, функциональности и красоте. Во время Кавказской войны детали костюма начали проникать в строевые части русской армии, конечно, сначала — в офицерскую среду. Офицерам позволялось несравненно больше, чем рядовым, да и деньги на приобретение экипировки у них явно были

Не стоит сбрасывать со счетов такой фактор, как успех у женщин: одетый по-кавказски офицер отличался от окружения в лучшую сторону и приковывал внимание дам. Хотя, конечно, решающим фактором было удобство и комфорт, с которыми горский костюм позволял вести боевые действия или обеспечивая их во время гарнизонной службы и переходов

Бурка же, войлочный плащ без рукавов, стала практически неотъемлемой деталью кавалерии русской императорской армии и служила верой и правдой и в Первую мировую, и в Гражданскую войны. Не зря канонический образ Василия Чапаева — именно в бурке. Бурка не только защищала от непогоды и служила укрытием на привале, но и могла отразить пулю или стрелу на излёте, скользящий удар холодным оружием — настолько плотной её делали. Бурка — древнейший элемент горского костюма, упоминавшийся ещё Геродотом.

Если же вернуться к теме униформы, то в 60-х годах XIX века горский костюм был признан таковым для Кубанского казачьего войска. В Крымской войне некоторые части линейной русской пехоты были одеты как горцы. За год до Первой мировой войны папаху сделали официальной частью обмундирования пехоты Российской империи. В СССР папаха была зимним головным убором для офицеров от полковника и выше до 1992 года.

Пожалуй, едва ли не единственное неудобство от схожей одежды казаков и горцев во время Кавказской войны — это невозможность сразу определить, кто перед тобой. Но для опознания «свой-чужой» есть разного рода флажки, значки, да речь в конце-концов: горцы не знали русского в массе своей, казаки тоже не были гениями лингвистики. С присоединением Кавказа и эта проблема была решена.

20 век

Первая Мировая Война

Накануне Первой мировой войны Донское казачье войско состояло из 17 регулярных полков плюс 6 отдельных сотний (эскадронов). Кроме того, два полка императорской гвардии были завербованы с донской территории. К 1916 году донское войско расширилось до 58 линейных полков и до 100 отдельных сотен. Центральное расположение донских территорий означало, что эти подразделения широко использовались как на немецком, так и на австро-венгерском фронтах, хотя и в меньшей степени против османских турок на юге. Сохраняющаяся ценность Дона и других казаков как конных войск была проиллюстрирована решением, принятым в 1916 году о выводе около трети регулярной русской кавалерии, но о сохранении казачьих полков в их традиционной роли.

Февраль 1917 г. Революция

С началом Февральской революции 1917 года три полка донских казаков (1-й, 4-й и 14-й) входили в состав петербургского гарнизона. Частично состоящий из новобранцев из более бедных регионов принимающей территории, эти подразделения находились под влиянием общего разочарования в царском правительстве. Соответственно, они не действовали эффективно, когда им было приказано разогнать растущие демонстрации в городе. Сообщения о том, что на исторически лояльных донских казаков больше нельзя было положиться, явились важным фактором внезапного краха царского режима.

Большевистское преследование

Донское казачье войско было расформировано на русской земле в 1918 году, после русской революции, но донские казаки в Белой армии и те, кто эмигрировал за границу, продолжали сохранять музыкальные и иные традиции своего войска. Многие нашли работу в качестве трюков в различных цирках по всей Европе и в Соединенных Штатах. Адмирал Александр Васильевич Колчак, один из лидеров Белого движения во время гражданской войны в России, был донского казачьего происхождения. После поражения Белой Армии в Гражданской войне в России на выживших казаков и их родине проводилась политика их расклассификации («Расказачивание»), поскольку они рассматривались как угроза новому советскому режиму.

Родина казачества часто была очень плодородной, и во время кампании коллективизации многие казаки разделили судьбу кулачества. По словам историка Майкла Корта, «в течение 1919 и 1920 годов из примерно 1,5 млн. Донских казаков большевистский режим убил или депортировал приблизительно от 300 000 до 500 000 человек». Регион также сильно пострадал во время советского голода 1932–1933 гг. В результате советской политики.

Казачки нижнего Дона

«… В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

16-ый век

Первые записи, относящиеся к казачьим деревням: «станица», относятся к 1549 году. В 1552 году донские казаки под командованием атамана Сусара Федорова вступили в армию Ивана Грозного во время блокады Казани в 1552 году. 2 июня В 1556 году казачий полк атамана Ляпуна Филимонова вместе с армией московитов в составе стрельцов завоевал и аннексировал Астраханское ханство.

Во времена Ивана Грозного (Иван IV) атаман Ермак Тимофеевич отправился в экспедицию по завоеванию Сибири. После победы над ханом Кучумом осенью 1582 года и оккупации Искера, столицы Сибирского ханства, Ермак послал войска казаков по Иртышу зимой 1583 года. Отряд во главе с Богданом Брязгой (по другим данным, казачий вождь) Никита Пан); прошли через земли конг-пелымских вогулов и достигли стен города Самарово. Застигнутые врасплох казачьей атакой, остяки сдались. Осенью 1585 года, вскоре после смерти Ермака, казаки во главе с воеводой (командующим армией) Иваном Мансуровым основали первый русский укрепленный город в Сибири, Обской, в устье реки Иртыш на правом берегу Оби. Таким образом, земли Манси и Ханты стали частью Российского государства, в конечном итоге обеспеченного основанием городов Пелым и Березов в 1592 году и Сургута в 1594 году. В результате экспедиции Ермака Россия смогла аннексировать Сибирь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector