Мозаика из бумаги своими руками на картоне для детей

Римская, флорентийская, византийская

Кроме разнообразия материалов, существуют различные техники укладки мозаики. Специалисты различают следующие основные типы:

  • римская мозаика;
  • флорентийская мозаика;
  • византийская техника мозаики.

При изготовлении мозаики в римской технике используются элементы различного размера. Чаще всего, это квадратной формы кусочки мрамора различных цветов и форматов. Для создания более аккуратного контура используется дополнительное скалывание квадратного элемента, превращающего его в трапецию или треугольник.

Мозаика в римской технике

Существует несколько разновидностей техники римской мозаики:

  1. «Opus tessellatum» – используются элементы, размером более 4 мм.
  2. «Opus vermiculatum» — выкладывается из деталей, имеющих размеры менее 4 мм.
  3. «Opus regulatum» — кладка в линии одинаковых по размерам и форме элементов, применяется для создания геометрических орнаментов.
  4. «Opus sectile» — или штучная мозаика. Для её выполнения используются пластины разной формы и размера, которые подбираются согласно рисунку.

Флорентийская мозаика – самая трудоёмкая и дорогостоящая. В ней из камня, дерева, перламутра или других материалов, вырезаются элементы по контуру рисунка. Отдельные детали плотно погоняются друг к другу, чтобы шов между элементами рисунка был минимален. Если материал имеет собственный рисунок или текстуру, например, прожилки мрамора или древесные волокна, то детали вырезаются с учётом рисунка материала, чтобы рисунок материала включался в выкладываемое изображение.

Флорентийская мозаика

Византийская мозаика похожа на римскую «Opus vermiculatum». Рисунок составляется из одинаковых квадратных модулей малого размера, изготовленных из стеклянной смальты. Высокое качество изображения достигалось за счёт использования очень мелких деталей. Кроме того, в декоративности мозаичного панно играл определённую роль угол, под которым элемент вклеивался в основание: элементы из смальты, наклеенные под разными углами, по-разному отражали свет, создавая дополнительные декоративные эффекты. Обзор византийских мозаик предполагался с большого расстояния.

Византийская мозаика

Преимущества мозаичной отделки

Мозаичный декор очень востребован, т. к. дает больше возможностей для уникального оформления. Многие декорируют поверхности в ванной комнате плиткой с необычным рисунком. Технические параметры у мозаики не хуже, чем у обычного кафеля. При ее укладке не возникает сложностей.

Уход за материалом очень простой: достаточно протирать ее регулярно влажной тряпкой.

Преимущества мозаичной плитки:

  1. Создание матовых и блестящих поверхностей, придание комнатам изысканности.
  2. Нетребовательность в уходе.
  3. Отсутствие искажений при использовании матовых осколков.
  4. Богатая палитра.
  5. Отменные эксплуатационные параметры.

Коричневый, шоколадный, черный цвет в отделке — для амбициозных и энергичных.

Долгое время я занимаюсь оформлением интерьеров и могу подтвердить, что мозаичная плитка дает возможность притворять в реальность любые дизайнерские идеи.

Виды панно на стену

Главным отличием панно от картин является тот факт, что оно не обязательно является нарисованным произведением живописного искусства. На нем может быть нанесено что угодно и чем угодно. А само панно изготавливается из множества материалов. Согласно этому критерию выделяется несколько основных его видов:

Текстильные. Данный тип панно выполнен из ткани. Либо она отдельно вешается на стену, либо в составе какого-нибудь обрамления, чаще всего на деревянной основе. На текстильном панно вышиваются репродукции картин, различные гобелены, аппликации, орнаменты. Цвет задается различными нитками, объем — ими же. Подобные панно чаще всего изготавливаются на серийном производстве. Однако в продаже находятся и ручные работы. Цена таких изделий будет выше.

Текстильное панно на стену

Деревянные. В панно такого типа изображение наносится прямо на деревянную основу. Выглядеть итоговое изделие будет премиально. Однако и цена на него будет высокой.

Оригинальное деревянное панно

Панно из обоев. Необычным изделием является панно из обоев. Часто после их поклейки остаются отдельные части. Остатки обоев выглядят достойно, однако их никуда уже не применить. Потому они станут отличным декоративным элементом в панно на стену. Такую поделку довольно просто сделать самостоятельно.

Декоративное панно на стену из обоев

Фрисайз. Данный тип панно отличается своим свободным размером. У композиции нет четких границ. Ее возможно дополнять отдельными элементами. Например, модульная система из панно со звездами. Края композиции не изменяются, а вот в центр можно добавить еще панелей. Тогда общее изображение увеличится, но стилистика сохранится.

Модульное панно фрисайз

Зеркальные. Панно можно составить из композиции зеркал. Не обязательно брать классические варианты прямоугольной формы. Для изделия подойдут и неровные, а также волнистые зеркала.

Зеркальное панно

Помимо этих видов панно существует множество других. Изготовить их можно практически из любого материала. Благодаря такому разнообразию видов для каждого интерьера жилища найдется самое подходящее панно на стену.

Примеры дизайна интерьера

Дизайн интерьера – это завершающая и наиболее важная стадия создания жилища. Какое пространство мы создадим вокруг себя, так и будем жить. Окружающие нас предметы и оформление помещений призваны создать зону комфорта, где человек должен чувствовать себя наиболее защищенным в тепле и уюте после напряженного трудового дня. Помещения наших жилищ должны обладать наибольшей функциональностью и приносить эстетическое наслаждение от нахождения в них.

Создание интерьера надо начинать с эскиза, а затем составлять поэтапный план выполнения работ. Любое украшение интерьера, размещение мебели и освещение должны быть четко обусловлены на данной стадии.

Мозаичная техника исполнения рисунков и узоров используется не только как украшение, но и применяется в качестве защитного покрытия. Мозаика, если, конечно, выполнена настоящим мастером из качественных материалов и со вкусом, сама по себе очень красивая, а также обладает высокой износоустойчивостью и влагонепроницаемостью, а поэтому долговечна.

Эти качества мозаичного покрытия стали востребованы, в первую очередь, в помещениях с повышенной влажностью, таких как ванные комнаты, бани, сауны и бассейны. Некоторые названия керамического покрытия, поступающего в широкую продажу для обычного потребителя носят соответствующие типу использования названия, например, мозаика «Хамам». Хамам – это название турецких бань, в которых исторически сложился определенный вид мозаичного творчества – красочность и чистота, разбавленные восточным колоритом, вошли в легенды.

Прототипы известных хамамов в частных владениях становятся нормой в общемировой практике строения частных бань. Облицовка помещения бани – это конечный штрих создания сооружения, но его можно считать наиболее важным, так как каждая баня – это маленькое произведение искусства.

Декор интерьера ванных и кухонных комнат проводят в сочетании с мозаичными полотнами ярких насыщенных цветов или, наоборот, в мягких пастельных тонах. Оформление должно зависеть от общего стиля помещения и соответствовать стилю мебели. Настенные и напольные покрытия при этом, как правило, выполняются в едином стиле.

Оформляя мозаикой кухню, особое внимание необходимо уделить кухонному фартуку – это открытая часть стены между столешницей и навесными шкафами, поэтому на данной поверхности оседают продукты испарений при готовке. Для сокрытия следов жировых и прочих осадков используется керамическая мозаичная плитка с растягиванием цветов, с градиентами серовато-коричневых цветовых переходов

Для ванной комнаты характерна облицовка мозаичной плиткой с созданием разноцветных рисунков и узоров, повышающих настроение. Можно создавать композиции на различные темы, а можно просто варьировать цветами. При ограниченности средств, так как мозаичная плитка стоит дороже обычного кафеля, можно украсить мозаикой лишь одну стену в ванной комнате, которая является так называемым комнатным акцентом – это стена, на которую чаще падает взор при нахождении в комнате. Остальные же стены можно облицевать обычной керамической плиткой, но при этом основная цветовая тоника должна быть в гармонии с мозаичным доминирующим цветом.

Обычное стекло и фрагменты из смальты используют для отделки помещений с повышенной влажностью, фасадов зданий, кафе и ресторанов. Каменной мозаикой украшают интерьеры жилых помещений и офисов. Керамическую используют для тех же целей, что и керамическую плитку: для покрытия пола и стен, в ванных комнатах и на фасадах зданий.

Наиболее комфортно проводить мозаичные работы, когда фрагменты заранее укладываются на своеобразные матрицы, имеющие размер 300 на 300 мм. Их называют тессерами. Они имеют бумажную или полиуретановую основу, что удобнее, чем клеить их непосредственно на стену. При этом склеивание происходит наиболее аккуратно.

Декор любого интерьера, украшенного мозаикой, выглядит наиболее изысканно по сравнению с простой керамической плиткой и стеновыми панелями. Мозаика используется как сама по себе в виде настенных и напольных покрытий, так и в комплексе с другими отделочными материалами, гармонично сочетаясь с ними. Ее использование является не только своеобразным мерилом благосостояния и успешности владельца, но и показывает его эстетические предпочтения, которые выложены на долгие годы на общее обозрение.

Характеристики видов мозаики и советы по ее выбору смотрите в следующем видео.

Создаем прекрасное

Итак, приступим:

  1. Берем набор, в который входит пинцет, стразы, схема со специальным покрытием.
  1. Далее для удобства разложим все пакетики со стразами.

Внимание, теперь самый ответственный момент! Отделяем защитную пленку от схемы. Для удобства в работе лучше это делать по мере заполнения стразами

Прочтите это: Вышивка крестом: видео-уроки для начинающих мастериц

  1. На схеме указаны цифры, которые прописаны на пакетиках с алмазиками. Берем их и вкладываем в соответствующую ячейку, при этом придавливая. Так постепенно заполняем все части, шаг за шагом.
  1. Наконец наша работа готова! Оформите ее в рамку и она непременно впишется в интерьер вашего дома.

Простые аппликации для детей

При помощи самой простой аппликации на листе бумаги можно заниматься с детьми с 2-3 лет. Многие специалисты считают, что с помощью мамы малыш может заниматься аппликацией даже с года.

Самое первое задание может быть просто, приклеивать кусочки бумаги в хаотичном порядке или как ребенок хочет сам. На этом этапе ребенок учится самым простым действиям: намазать листочек клеем, перевернуть и приклеить, погладить. Главное ребенку привить интерес, а результаты скоро будут.

Следующим этапом может быть работа с шаблоном. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно приклеивать частички бумаги в некий контур, после чего должен сложиться какой-то образ.

Самым простым вариантом могут быть елка с шарами или дерево с веточками, яблоками. Сначала приклеивается основная деталь, а остальное ребенок наклеивает по своему желанию.

Обратите внимание!

  • Сюрикен из бумаги: ТОП-140 фото лучших идей оригами своими руками. Инструкция для детей поэтапно с простыми схемами

  • Как сделать когти из бумаги — подробная инструкция с простыми схемами оригами. Креативные идеи создания + фото и видео обзоры для детей

  • Поделки из картона — ТОП-130 лучших фото-инструкций для детей. Мастер-класс с понятным описанием этапов работы + обзоры креативных изделий из картона

Интересным вариантом может быть и кусковая аппликация. Сначала взрослый показывает как нужно рвать бумагу, а ребенок повторяет, затем ему необходимо вклеить их в определенный контур.

Следующий этап состоит в том, что ребенку предлагается вклеить определённую деталь в конкретный контур. Здесь ребенку уже интересен не только процесс, но и результат. Примером может быть гусеница, снеговик.

Трехлетнему ребенку уже можно доверить выстричь какую то часть(ножницы обязательно должны быть с закругленными краями). Необходимо объяснить и показать, как держать ножницы и бумагу, чтобы ребенок не травмировался. Начать можно с прямых линий, а с каждым разом усложнять задания.

Если ребенок со всеми этапами справляется хорошо можно усложнять задания. Например, к зонтику добавить дождик или тучки, а у дома могут появиться окна и труба. Это развивает наблюдательность ребенка, помогает ему чувствовать пропорции и проецировать окружающий мир на листок бумаги.

Затирка швов и дальнейший уход

Мозаичным картинам из керамики, стекла или камня требуется нанесение отделочного слоя — затирки швов. Рабочим составом может быть тот же плиточный клей, тонированный в нужный оттенок. Если мозаика предназначена для эксплуатации в сыром помещении или на улице, лучше брать влагостойкие затирочные составы (для ванных комнат и бассейнов, для наружных работ и пр.).

Раствор наносят на поверхность высохшего набора и втирают между элементами резиновым шпателем. Излишки нужно немедленно убрать влажной тканью, разглаживая поверхность затирки. После ее схватывания убрать разводы с поверхности мозаики. Готовое панно полируют чистой сухой мягкой тканью или войлоком, окончательно удаляя все остатки затирочного состава.

Мозаику-кракле полируют мелованной бумагой. Затирки для нее не требуется, но для большей влагостойкости и прочности поверхность можно покрыть прозрачным лаком.

Уход за мозаикой состоит в своевременном удалении с поверхности загрязнений. Если мозаикой выложен фартук на кухне или столешница, потребуется применение составов с обезжиривающими свойствами. В ванной и санузле мозаику обрабатывают моющими средствами для кафеля

Кракелюр следует чистить осторожно, удаляя пыль слегка влажной тряпкой

Укладка

Укладка мозаики необходима как для фирменной готовой, так и для самодельной. Поэтому с нее и начнем технологические темы, тем более, что процесс этот не сложен. В сущности, мозаику прямым способом выкладывают так же, как и плитку.

Прямая

По прямому способу фрагменты изображения выкладывают лицевой стороной вверх/наружу. Мозаика на полу выкладывается, как правило, по месту. Панно на стенах сейчас часто выкладывают на сетку из стеклоткани, а затем переносят на место; изображение удобнее набирать в горизонтальном положении. Мозаика по сетке собирается только на клее. Затирку швов делают после наклеивания всего панно на основу.

Материалы для прямой мозаики из стекла и керамики – обычные плиточные: раствор или клей, затирка. Для клееной мозаики в ванной клей нужно брать силиконовый. Он, во-первых, не только водостоек, но и водонепроницаем; во-вторых, имеет в застывшем виде консистенцию плотной резины

То и другое важно для набора из мелких фрагментов зачастую неправильной формы. При укладке обычного кафеля регулярной формы покрытие держат и швы, а в мозаике – нет

По этой же причине поверхность основы должна быть совершенно ровной и несколько шероховатой, во-первых. Заглаживания болгаркой с чашеобразным кругом недостаточно, нужна еще и пескоструйная обработка. Во-вторых, основа должна быть идеально обезжирена; если там проступают жирные пятна от старой масляной краски, лучше выбрать другой способ отделки. И, наконец, на основе не должно быть следов ржавчины, резины, цементного молока и т.п. В завершение подготовки основу обрабатывают грунтовкой глубокого проникновения по бетону или камню.

Склейка шаблона для мозаики

Затирка, особенно если набор из стекла и кусочков зеркала, нужна без песка, иначе он поцарапает фрагменты. После схватывания затирки ее следы с лица удаляют мягкой (фланель, бязь, х/б, фетр) влажной ветошью без нажима; такой же, но совершенно новой и чистой, полируют после полного застывания связующего и затирки.

Обратная

Художественная мозаика на криволинейных поверхностях небольшого размера выкладывается чаще всего обратным способом. Для него необходим прежде всего рисунок-шаблон в зеркальном отражении; при укладке прямым способом можно при некотором опыте работать и на глаз.

Оригинал рисунка сканируют или фотографируют, в фотошопе выводят в нужный размер, разбивают на куски А4 и распечатывают в цвете, это намного облегчит выкладку. Поля фрагментов обрезают с двух сторон, образующих правый верхний угол, а к левому нижнему подклеивают следующие листы, см. рис. При печати на обычном домашнем принтере любого типа контуры по краям листов не сойдутся на 1-2 мм, так что нужно следить, чтобы расхождение не превысило половины размера элемента набора.

Далее рисунок застилают прозрачной пленкой-самоклейкой листами встык, клеевой стороной вверх. Защитную пленку снимают постепенно (клеевой слой на воздухе через 3-10 мин теряет липкость) и выкладывают на нее элементы набора лицом вниз согласно рисунку; тут же прижимают. Каждый элемент нужно класть сразу точно на место, это требует верной руки.

Второй способ, не столь затратный – рисунок выстилается на пластиковой пленке (чтобы не промочило пол или стол) и покрывается по частям яичным белком. По выкладке обратный набор на белке сушат сутки-двое

Стекло и керамика на белке держатся слабовато, поэтому перенос набора на основу нужно делать осторожно, и панно нужно разбить на части размером с книгу, что не всегда возможно

Затем готовят основу, покрывают ее связующим и переносят на нее набор; то и другое – по частям. При наборе на самоклейку одна его часть может быть размером до А3. Для переноса набор разрезают монтажным ножом на части допустимой величины по промежуткам между фрагментами. Каждую часть аккуратно, но плотно прижимают к основе, чтобы детали набора вдавились в связующее.

По полном застывании связующего (не менее 3 суток для силикона и не менее 20 суток для старинного раствора, см. далее) самоклейку снимают, а остатки скотча удаляют ваткой, смоченной этиловым спиртом или растворителем для нитролака (646, 647). Если набор был на клейстер или белок, бумагу размачивают губкой, обильно пропитанной водой, а остатки клея смывают губкой средне влажной. Затирку швов и полировку делают, как при прямом наборе.

Второй урок

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Лист белого картона;
  • Ножницы для резьбы по бумаге;
  • ПВА клей;
  • Набор фломастеров;
  • Краски;
  • Набор кисточек.

Поэтапный процесс работы.

В самом начале необходимо подготовить все вышеперечисленные материалы. Для работы будем использовать уже готовые картинки.

С помощью ножниц вырезаем их. И приклеиваем заготовки на картоне.

После переходим уже непосредственно к самой аппликации. Для этого произведем нарезку цветной бумаги на полоски шириной полсантиметра, а после каждую из них разрежем на небольшие квадраты. Вот как должно у вас получаться:

Укладку готовых деталей производим один за другим, приклеиваем их на клей. Делать это можно и не совсем вплотную друг к другу. Можно придерживаться небольшого расстояния, как показано на фото.

Теперь переходим к оформлению плодоножки, для этого будем использовать бумагу зеленого цвета.

Все, картину в горизонтальном положении разделим на две части. Верхнюю зарисуем красками. После чего начнем имитировать, что наш овощ будет лежать на столе. В данном случае можно использовать более светлую краску.

Берем в руки фломастер черного цвета и аккуратно обводим контур овоща.

Теперь придаем небольшую тень помидору, для этого опять же потребуется фломастер черного цвета.

На разрисованном фоне делаем кирпичную разметку. Вот и все, на этом поделка полностью готова.

Точно таким же образом делаем и другие овощи.

Данный урок позволяет развить внимание у детей, правильность при работе с острыми режущими предметами. Конечно перед тем, как приступить к работе, обязательно проведите технику безопасности и объясните ребяткам, для чего нужны ножницы

Также данный вид деятельность позволяет выявить знание цветов, а также тренировать усидчивость.

Да и вообще работа, сделанная в технике мозаики из бумаги, очень нравится детям, они готовы длительное время проводить за данным занятие. Ведь это очень интересно и занимательно. Для начинающих рукодельниц лучше использовать простые рисунки, а уже только потом через некоторое время можно попробовать выполнить работу большого объема.

Самостоятельное изготовление мозаики


Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.

«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.

Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:

  1. Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
  2. Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
  3. Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
  4. Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
  5. Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.

Немного истории

Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Изготовление мозаичного панно в Санкт-Петербурге

Изготавливать панно в домашних условиях практически не представляется возможным, только если вы не собираетесь купить дорогостоящее оборудование и своими руками подбирать подходящие элементы мозаики.

Процесс создания мозаичного панно мастерами компании Граон

Для подобных работ используется фигурная резка с применением современного оборудования. Наша компания выполняет фигурную резку на установке гидроабразивной резки, которая позволяет изготовить изделия различной формы и сложности из натурального камня, керамики, металла, стекла.

Отметим, что при составлении панно, мозаика подбирается с большой тщательностью, необходимо, чтобы камень соответствовал по цвету и рисунку эскизу будущего панно – мозаика в этом случае будет безупречна

Для производства мозаики важно с высокой точностью вырезать детали необходимой конфигурации, технология – фигурная резка – создаст эффект реалистичности, изображение будет выглядеть натуральным и живым

Чтобы панно из природного камня служило долго и гарантировало отличное настроение, следует заказывать его изготовление в проверенной предоставляет гарантии на все виды работ: от начала разработки проекта до окончательного монтажа панно в помещении.

Воплотить в жизнь фантазию о прекрасной картине в интерьере нам по силам и по душе. Будьте уверены – ваше панно будет эксклюзивным и будет радовать долгие годы без потери качества.

Сотрудники-профессионалы помогут Вам определиться в выборе, а также изготовят мозаичные панно в римской или флорентийской технике на Ваш выбор. Все необходимые работы будут выполнены с высоким качеством и в указанные сроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector