Мордовский национальный костюм

Как правильно мордовка или мордвинка

Смотреть что такое «МОРДВИНКА» в других словарях:

мордвинка — МОРДВИНЫ, ин, ед. ин, а, м. То же, что мордва. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мордвинка — сущ., кол во синонимов: 1 • мордовка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Мордвинка — ж. устар. см. мордвины Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

мордвинка — мордв инка, и, род. п. мн. ч. нок … Русский орфографический словарь

мордвинка — см. мордовцы; и; мн. род. нок, дат. нкам; ж … Словарь многих выражений

мордвинка — іменник жіночого роду, істота … Орфографічний словник української мови

мордвинка — мордв/ин/к/а … Морфемно-орфографический словарь

мордовка — мордвинка Словарь русских синонимов. мордовка сущ., кол во синонимов: 1 • мордвинка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

МОРДВИНЫ — МОРДВИНЫ, ин, ед. ин, а, муж. То же, что мордва. | жен. мордвинка, и. | прил. мордвинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Токены

1 / 2

Токен с рекламой магазина игрушек The Trustees of the British Museum

2 / 2

Токен с изображением фасада Бедлама. Конец XVIII века londoncoins.co.uk

Токены, появившиеся в XIII веке в Великобритании, во многом наследники счетных жетонов. Они чеканились частными торговцами с разрешения властей там, где наблюдался дефицит разменной медной монеты — чаще всего во время войн (часть меди Британия импортировала). Обычно это были чистые заменители денег с номиналом сначала в полпенни или ¼ пенни (фартинг), а с конца XVIII века — чаще в 1 пенни; от государственных денег они обыкно­венно не отличались размером. Единственное отличие было в том, что токены гарантиро­ванно принимали в оплату только там, где их выпустили, и в оплату того, что было обозначено на аверсе. Обычным делом было обнаружить у себя в сдаче деньги, принимаемые в оплату только в порту Дублина или в кар­диффской скобяной лавке.

Магазины игрушек, особенно импортных, были в конце XVIII века в Лондоне пионерами использо­вания токенов. Стандартная картинка на них — именно интерьер магазина игрушек, то есть жетон фактически рекламировал магазин. 

В Лондоне в обращении активно ходили благотворительные токены, выпус­кавшиеся в поддержку психиатрических приютов, в том числе знаменитого Бедлама. На таких токенах чеканили изображение фасада больницы.

Кроме прочих, выпускались тюремные токены, имевшие статус внутренних денег и ходившие только в данной тюрьме. Такие монеты часто украшали благочестивыми сентенциями.

Язык и письменность

Невероятно, но факт: мордовского языка не существует. Зато имеется мокшанский и эрзянский, на которых разговаривают представители одноименного этноса. Оба наречия подразделяются на пять диалектов. Мокшанский также классифицируется на семь говоров.

В национальных языках жителей Мордвы много заимствований из русского. Например, в обоих наречиях существует слово «вечер». Однако значение они имеют разное. У мордвы оно переводится «проведение торжественного мероприятия».

Еще один занятный пример. Слово «доска» означает исключительно школьную доску, которую используют в образовательных учреждениях. А для обозначения строительного материалы в мордовском языке применяется слово «лаз».

Принято считать, что наречие мокши имеет тюркские корни, а у эрзя славянские.

Современный алфавит народности – это кириллица. Творчество населения в основном представляет собой песни и сказки. Сведений о существовании отдельного типа письменности нет.

Название и характер народа

Есть предположение, что происхождение слова “мордва” восходит к древнеиранскому наречию, означает “человек, мужчина”. Мне не раз приходилось встречать народы, значение названий было бы подобным, а потому и эту версию можно считать вполне обоснованной.

О предках современных представителей мордовского народа, писали самые разные путешественники и исследователи. Многие отмечали мордву как два племени, что логично, учитывая особенности этого народа.

В книге Гийома де Рубрика “Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрика”, вышедшей в середине XIII века, рассказывается следующее:

Мордовский народ оставил яркий отпечаток в истории, причём не столько великими свершениями, сколько своим нравом и выдающимися личностями, являвшимися представителями этого этноса. До сих пор существуют поговорки “упрямый как мордвин”, “мордовский гвоздь — сучок” и т.п.

Классики русской литературы, в частности, Максим Горький, нередко упоминали о мордве, отмечая добродушие, мудрость и особенный подход к делам у этого народа. Сегодня изучением мокшан и эрзян занимаются этнопсихологи, а один из них, В.Г.Крысько, отмечает следующее:

Этимология

Основы традиционных мордовских личных имён обычно обозначают или черту характера —Кежай, Кежут, Кежапа, Кежеват, Кежедей от кежей ‘злой’, Паруш от паро ‘хороший’, или передают отношение к ребёнку, чувства родителей — Вечкас, Вечкуш, Вечкан, Вечковат, Вечкенза от вечкемс ‘любить’, Учай, Учват, Учесь, Учан от учемс ‘ждать’, или называют место рождения ребёнка — Паксяй, Паксют, Пакстян от пакся ‘поле’, Виряй, Виряс, Вирдян от вирь ‘лес’, или содержат намек на время рождения — Нуят, Нуянза, Нуякша от нуемс ‘жать’, Пивцай от пивцемс ‘молотить’, Кирдяй, от глагола кирдемс – ‘терпеть’, ‘держать’ – так могли назвать ребенка, появившегося на свет после трудных родов или долгожданного первенца и т. д.

У мордвы бытовали также имена с основами, обозначающими названия животных, птиц, деревьев и пр., например: Овтай от овто ‘медведь’, Пиняй, Пиняс от пине ‘собака’, Каргай, Каргаш от карго ‘журавль’, Пичай от пиче ‘сосна’, Тумай от тумо ‘дуб’.

Откуда произошла мордва?

Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника

Мордва, по крайней мере мокшане — коренные аборигены Восточной Европы.Они прямые потомки кроманьонского населения, сохранившие его тип подвергшийся процессам бореализации.Изначально это был очень крупный и рослый, светолопигментированный тип, который в условиях холодного климата Восточной Европы изменился в сторону укорачивания конечностей, расширения лица, склонности к быстрому накоплению жира в организме.Из-за чего мордва имеет более низкий рост, чем русские или украинцы, при этом сложение массивное и крупное у обоих полов.Ширококостность сочетается со склонностью к набору массы, жир откладывается в верхней части туловища и на лице у обоих полов, что определяет специфику их внешнего облика: круглое и широкое лицо, относительно короткие ноги и длинное туловище, широкие плечи.Также на облик мокши повлияли контакты с тюркскими народами и даже сибирскими аборигенами, что придает им легкую монголоидность.

Атланто-балтийский тип (сверху)

Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский. Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия. Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.

Мордовский воин спасает свою невесту от обских угров

Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много «наследили» в культуре эрзя.

Центр «Стерх»

«Мы только последние 20 лет стали вспоминать, кто эрзя, кто мокша, – говорит Анна Исаева. – А раньше все писались мордвой». Анна Михайловна после переезда в Челябинск работала штамповщицей на ЧТЗ, потом стала табельщицей, заместителем главного бухгалтера цеха. На пенсию ушла с должности заместителя директора муниципального учреждения социальной помощи.

Государственный ансамбль песни и пляски «Уморина» выступал в Челябинске на Днях мордовской культуры, они прошли 8-10 апреля 2010 года и были посвящены 1000-летию единения с народами Российского государства. Примечательно, что праздник состоялся в год всероссийской переписи населения, мордве Южного Урала вовремя напомнили о корнях. После торжеств Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая челябинской библиотекой № 11 имени Гашека (в ней находится центр «Стерх»), получили грамоты и подарки от главы Мордовии Николая Меркушкина

Он уделяет большое внимание диаспорам в регионах

В поселке Скалистый Троицкого района проходил областной праздник национальной культуры, на нем выступила народная артистка Мордовии Нина Спиркина. В районах Южного Урала есть вокальные коллективы, в которых поют и русские. В Чесме ансамбль называется «Мокшанят» («Мокшаночка»). В Нагайбакском районе, в поселке Южный, потомки переселенцев создали ансамбль «Келуне» («Березка»).- Я была в первом классе, когда мама стала ткать ткань для мордовской национальной одежды, – рассказывает А. Исаева. – «Анна, давай набивай челнок!» «Мама, кому это сейчас надо?» «Придет время, сама наденешь, и всем показывать будешь», – сказала тогда дочери Екатерина Ефимовна.

Так и вышло. Костюм Анны Михайловны сейчас висит в музее «Стерха». Она надевает его раз в год, когда проходит городской общественно-политический вернисаж. Вслед за ней и другие руководители национально-культурных центров стали облачаться в свои наряды. Примеряя для фотосессии костюм, Анна Михайловна рассказала, что мордовская невеста одевается около двух часов, а помогают ей пять человек. Надо облачиться в пять-семь рубах, надеть венок (ашкотв) на голову, навесить на плечи и на пояс много звенящих украшений (монет, колокольчиков). Анна Исаева достает это богатство из специального мешка. «Говорят, сначала мордовку услышишь по бренчанию украшений, — с улыбкой комментирует Наталья Дюрягина, — и только потом увидишь».

В музее центра «Стерх» много традиционных мордовских свистулек. Анна Исаева каждый год привозит их с родины. Замечательные изделия ей дарит директор Рузаевской художественной школы Владимир Калмыков. Среди экспонатов – забавные лошадки (автор Александр Гаушев), кукла в национальном костюме, матрешки, старичок-лесовичок, половики из 30-х годов XX века, корзины для собирания грибов.

Что значит название эрзя?

У эрзян, одной из групп мордовского народа, весьма интересное название. Оно принадлежит к древним этнонимам и, как считает подавляющее большинство учёных, происходит от “эрсемс”, эрзянского глагола. Если использовать русскую интерпретацию перевода, получим — “жить”, “живущий”. Вероятно, эрзя отмечали, что они те, кто живёт издавна на исконных землях (а это восточные регионы Мордовии).

Впрочем, о происхождении названия есть и иные версии. Существует предположение о том, что слово восходит к древнеиранскому “аршан”, а именно — “человек”. От себя хочу отметить, что многие древние народы в своём самоназвании использовали именно такое определение, указывая, что они — люди этих территорий.

Кроме того, в подтверждение теории говорит и язык эрзян, в котором имеется значительный процент иранских заимствований. Существует и ряд старинных обычаев, которые явно перекликаются с зороастрийскими верованиями иранских племён (например, почитание собаки и похоронные ритуалы).

Автор А. О. ВяйсяненЭрзянская женщина в «сороке» (женский головной убор).Шентала, Бугульминский район, Россия, 1914 год

Первые упоминания об эрзя относятся к XIV веку и встречаются в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он рассказывал об “арджанах”, населявших земли современной Мордовии.

Позднее ногайский правитель Юсуф в своей грамоте, отправленной в Москву, говорит о народе “рзань”, под которым подразумевает эрзя. Как вы могли заметить, впоследствии это название стало основой для появления именования одного из крупных русских городов — Рязани.

Музеи и парки Саранска

Если направиться от кафедрального собора имени Федора Ушакова в сторону улицы Коммунистической, то через несколько метров можно дойти до Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. В музее выставлены произведения Степана Эрьзи, Федота Сычкова, Ивана Макарова. В музее имеются выставки, посвященные искусству как прошлого, так и современности, представлено декоративно-прикладное творчество. Стоимость входного билета для взрослых составляет 150 рублей, для иностранных граждан – 300 рублей, дети до семи лет, а также школьники и студенты до 16 лет могут посетить экспозиции , а старше 16 лет – за 50 рублей.

Около музея расположился необычный объект – «Лисий мостик». Этот небольшой мост с красивыми перилами и скульптурой лисички очень полюбился жителям и туристам.

Пройдя от кафедрального собора в сторону Советской площади, можно дойти до необычного здания, напоминающего георгиевскую ленту — мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов. Вход в него свободный для всех посетителей.

Совсем недалеко от собора находится приятное место для прогулок как жителей Саранска, так и приезжающих гостей – Фонтанный спуск. Свое название оно получило благодаря целому каскаду фонтанов, спускающемуся к еще одной достопримечательности Саранска – парку имени А.С. Пушкина. В дни праздников это место становится очень популярным, тут проходят выставки, мастер-классы, играют музыканты, поют певцы, проводятся разнообразные конкурсы. Также продаются сувениры, изделия ремесленников, различные угощения.

Турист, задавшись вопросом, что посмотреть и куда сходить в Саранске туристу с детьми, а также где погулять в Саранске, оказавшись в этом месте, приятно удивиться. Здесь можно и неспешно прогуляться, и, немного спустившись, посидеть в парке на скамейке под тенистыми ветвями, и покатать детей на разнообразных аттракционах (цены начинаются от 21 рубля и вполне демократичные) и даже сводить чадо в зоопарк, расположенный прямо внутри парка. Хоть он и появился относительно недавно (в 2001 году), но успел полюбиться и местным жителям, и гостям столицы, особенно детям. Стоимость входного билета в зоопарк для взрослых и детей старше двенадцати лет составляет 160 рублей, для ребенка до трех лет – 5 рублей, от трех до шести лет – 15 рублей, от шести до двенадцати лет – 80 рублей. А уставши, перекусить в любом из понравившихся кафе также находящихся внутри парка либо поблизости от него.

Недалеко от парка на улице Московской можно посетить еще один музей – краеведческий имени И.Д. Воронина. Он был построен в начале XX века. В экспозициях музея представлена этнография, нумизматика, выставлены книги, оружие, предметы декоративного и бытового назначения, церковного обихода, часы, мебель, музыкальные инструменты, живопись и скульптура.

На улице Саранской совсем рядом с парком раскинулся музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье», по которому будет интересно прогуляться и взрослым, и детям. Он был открыт совсем недавно, в 2012 году. При его посещении можно окунуться в традиционный национальный быт мордвы, увидеть домашнюю утварь, кузницу, хозяйственные постройки. Входной билет для взрослых и детей старше шестнадцати лет стоит 50 рублей, для детей до шестнадцати лет – 30 рублей, обзорная экскурсия – 200 рублей за 45 минут. Есть возможность предварительно заказать мастер-классы, а также фотосъемку или видеосъемку. После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в расположенном на территории комплекса ресторане, который имеет не только крытое помещение, но и веранду с видом на набережную реки.

Кроме центрального парка имени А.С. Пушкина в каждом районе города есть и свои парки. Они тоже очень красивые и там есть на что посмотреть в Саранске. Например, парк отдыха Пролетарского района на проспекте 60 лет Октября был открыт в 2013 году, но уже завоевал популярность не только среди жителей Саранска, но и приезжих. Парк чистый, ухоженный, расположен в лесном массиве, в нем много новых аттракционов на любой вкус. Такое место приятно посетить с детьми.

Разновидности

Женский

Женский наряд был богат различными элементами одежды, из-за чего мордовским женщинам порой приходилось тратить на своё убранство несколько часов и прибегать к помощи нескольких помощниц.

Рубаха в виде туники была распространена у обеих этнических групп. Но в отличии от мужской, женская была богато украшена. И у женщин были распространены пояса, каркасы. Их отличительной особенностью были кисточки на концах. Мокшаны носили более короткую рубаху, поэтому к ней шли штаны. У эрзян вместо этого было принято носить набедренную повязку – пулай. Пулай и его убранство могли многое рассказать о женщине, её происхождении и достатке.

Существовало у мордвы и платье. Оно носили название кафтонь-крда. Поверх платья женщины носили распашную одежду с разными названиями: руця, импанар, мушказ, балахон. Были распространены и безрукавки, длиной до колена. Они оформлялись оборками и имели приталенный крой. Зимой женщины носили тулупы из овчины, как и мужчины.

О возрасте, положении в семье и обществе можно было судить и по женскому головному убранству. Они причудливо украшались. Эрзянки носили высокую шляпу в форме цилиндра, у мокшанок он выглядел как чепец трапецевидной формы.

Детский

Одним из последних вошёл в моду у женщин передник. Его носили не только в будни, но и в праздничные дни.

Детская одежда повторяла элементы мужских и женских взрослых костюмов. Мальчики также носили рубахи и кафтаны или тулупы. Девочки могли похвастаться расшитыми балахонами и платьями.

Мужской

Мужчины народа Мордовии одевались почти, как русские. Правда, у них были свои особенности. Главными элементами одежды были рубаха — панар, и штаны под названием понкст.

Рубаха носилась поверх штанов. Для удобства её подпоясывали. Пояс играл немаловажную роль. Он носил название кушак или каркас. Из материалов для его изготовления использовалась кожа. Бляшка из бронзы, железа или серебра служила украшением. Она могла быть обычной круглой формы или с креплением для ремня.

Летом мужской костюм народа Мордовии претерпевал изменения. Поверх основной рубахи надевалась ещё одна, белого цвета. Мокши называли ее мушкас, эрзи — руця. Осенью мужчины доставали еще один элемент одежды – пальто или сумань. Оно было приталенного кроя, чёрного или коричневого цвета. Сзади украшением служили оборки.

Ещё один вид одежды, которую носили в демисезонье – чапан, изделие прямого кроя с большим запахом, широким воротом и длинными рукавами. Он накидывался поверх рубахи и подвязывался поясом.

Зимой мордовские мужчины носили шубы из овчины. Талия у этих шуб была отрезная, со сборками. Чапан, овчинные тулупы являлись дорожной одеждой.

В качестве головного убора жители Мордовии изготавливали шляпы с небольшими полями и шапки. Цветами они особо не отличались, были либо белыми, либо чёрными. В 19 веке появилась мода на зимние шапки-ушанки и летние холщовые колпаки.

Мордовия

Озеро Инерка

Республика Мордовия находится в 330 км от Москвы (МКАДа). Чем же она интересна? Несмотря на близость к Москве, многие путают ее с Молдовой или же слышали о ней очень мало.

Центром мордовской жизни является город Саранск — столица республики Мордовия. Здесь средоточие культуры, развлечений и всего остального. Саранск — это город республиканского значения. Со всей Мордовии сюда стекаются граждане для какой-либо более узкой проблемы: мед обследования, получения гос услуги и т.д.

В Саранске проживает примерно 315 тыс. человек. На втором месте по численности и значению является город Рузаевка — с численностью около 46 тыс. чел. На третьем месте город Ковылкино с численностью 20 тыс. жителей. Следующими идут поселок городского типа Комсомольский — 13 тыс. человек и рабочий поселок Зубова Поляна — 10 тыс. человек.

Городов в Мордовии 7: кроме Саранска, Рузаевки и Ковылкино — это Краснослободск, Ардатов, Инсар и Темников. Самым старым и малочисленным считается город Темников. Его население всего 6,3 тыс. человек, дата основания — 1536 г.

Все население республики меньше 1 миллиона — примерно 800 тыс. человек. В Мордовии проживают русские, мордва и татары. Мордва подразделяются на три национальности: мокшане, эрзяне и шокша.

Самые известные

Среди мордвы много по-настоящему знаменитых людей. По мнению Льва Толстого и академика Дмитрия Лихачева, мордвином был знаменитый протопоп Аввакум (1620 – 1682 годы). В наш список также входит известный историк Василий Ключевский. Очень много знаменитостей среди эрзян: патриарх Никон (в миру – Никита Минов, 1605-1681 годы), скульптор Степан Эрзя (пишут также «Эрьзя», настоящая фамилия – Нефедов), легендарный комдив Василий Чапаев, певица Лидия Русланова, баритональный бас Илларион Яушев, народная артистка России, певица Надежда Кадышева, супермодель Наталья Водянова, актер Николай Чиндяйкин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Ольга Каниськина и Валерий Борчин, художник Никас Сафронов, группа «Братья Гримм» (близнецы Борис и Константин Бурдаевы) и другие достойные люди. Не уступают здесь и мокшане: Николай Мордвинов (1754-1845 годы) – русский государственный и общественный деятель, экономист, граф; митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912 годы жизни) – епископ Выборгский и Финляндский, Михаил Девятаев (летчик, угнавший самолет из немецкого плена, Герой Советского Союза), Алексей Маресьев (летал на военном самолете в протезах, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого), Андрей Кижеватов – защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (посмертно). Удивительно, но саранские исследователи нашли мокшанские корни и у писателя, режиссера и актера Василия Шукшина. К знаменитым мокшанам также относят: композитора, лауреата премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России Нину Кошелеву, поэта-фронтовика Ивана Чигодайкина, двукратную олимпийскую чемпионку, гимнастку Светлану Хоркину, экс-чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Олега Маскаева и многих других интересных людей. Звезда мирового хоккея Александр Овечкин тоже мордвин! Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед – мордвин.

Экономика, промышленность и сельское хозяйство

Алексеевское месторождение цементного сырья — применяемого на заводах ОАО «Мордовцемент» в Чамзинском районе. Месторождение фосфоритов, горючих сланцев и незначительное железных руд.
Атемарское месторождение известняка.

Мордовия относится к индустриально-аграрному типу регионов. Основными отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка. Развиты чугунолитейное производство, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность. Энергетика основана на использовании тепловых электростанций. Крупные промышленные предприятия Мордовии тесно сотрудничают с зарубежными партнерами. Так, развиваются совместные проекты предприятий республики с телекоммуникационными компаниями Alcatel и Nokia, функционирует Саранский филиал пивоваренной корпорации «САН ИнБев», филиал группы компаний Danone-Юнимилк «Молочный комбинат „Саранский“».

Среди крупных предприятий республики – Саранский завод «Резинотехника»; Рузаевский стекольный завод; Рузаевский завод химического машиностроения; Саранский завод автосамосвалов группы ГАЗ; Саранский вагоноремонтный завод; Вагоностроительная компания Мордовии; завод «Сарансккабель»; Саранский приборостроительный завод; предприятия «Лисма», «Электровыпрямитель», «Мордовцемент», «Магма» и «Лато».

Сельское хозяйство – одна из главных отраслей производства. Благодаря использованию новых технологий и вводу в строй новых мощностей, агропромышленный комплекс Мордовии – один из ведущих в стране. По производству яиц, молока и мяса крупного рогатого скота на душу населения регион находится на первом месте в России.

В то же время, инвестиционная привлекательность Мордовии – невысокая, инвесторы сюда не спешат. Это связано со многими параметрами, включая наличие природных ресурсов и  региональной инфраструктуры, численность экономически активных и квалифицированных кадров, доходы населения и его покупательская способность, потенциал местной экономики и финансовая устойчивость региона. По многим из этих параметров Мордовия уступает другим регионам ПФО.

Эрзя + мокша = мордва

Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).

По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.

Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян — эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.

Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.

Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.

В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.

В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.

Народ мордва. Немного истории

Как вы знаете, в древности территорию современной России населяли летописные племена — меря, весь, мурома, мещёра, чудь, мордва. Эти народы самым активным образом участвовали в политической жизни Древней Руси. Заключали межплеменные союзы, воевали, мирились, а потом… сошли с исторической сцены, оставив после себя тысячи нерусских топонимов и гидронимов, обогатив русский язык и культуру. Обрусели, то есть стали русскими – так объясняют исчезновение этих племён историки. Обрусели — забыли язык, предков, забыли религию. Да, культурная и религиозная колонизация России сделал своё дело, и мы — потомки мери, муромы, мещёры – не можем логично объяснить, почему наш родной город называется так, а не иначе. Мы-то, обыватели – ладно. Ответить на, казалось бы, элементарные вопросы не в состоянии профессиональные историки и филологи. Но как так получилось, что древние названия русских рек, озёр, деревень, городов для многих поколений исследователей звучат как абракадабра (расшифровали же египетские иероглифы)?

Это объясняют тем, что большая часть топонимов Центральной России происходит из мерянского языка. А так как народ меря исчез, то исчез и мерянский язык. Названия городов и рек со временем переосмысливались русским населением, часто — до неузнаваемости. Смысл был утерян. Правда последнее время исследователи пробуют дешифровать мерянские слова с помощью марийского языка, считая, что мари – это и есть потомки той самой летописной мери. Но результаты, скажу я вам, получаются так себе .

А между тем, эта самая меря (мурома, мещёра, чудь) никуда не делась, а как проживала на своих исконных землях, так и проживает. Да, сейчас это почти поголовно русские, но ещё в XVIII веке историки писали о мере следующее:

Женский костюм

Женская одежда, предназначенная для праздника, имела большое число элементов. Иногда на одевание женщины тратили несколько часов и, конечно, не могли сделать этого без посторонней помощи. Национальный костюм мордовский женский основой имел панар – рубаху без воротника, похожую на современную тунику. Она была щедро украшена вышивкой и подпоясывалась. Обычно пояс был изготовлен из натуральной шерсти и имел по концам кисти. Сверху панара женщины надевали сарафан.

Поверх рубахи также могли носить руцю (импанар, балахон). Мордовские национальные костюмы имели и черные безрукавки, которые были приталены и украшались большим количеством оборок сзади. Длина их была ниже колена. Верхняя одежда женщин не сильно отличалась от мужского одеяния. Женское население также носило сумань и шубы, тулупы из овчины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector