Мастер-класс по мезенской росписи для начинающих: поэтапное рисование

Ход НОД:

Здравствуйте, дети!

Посмотрите, какая красота у нас в зале. (все рассматривают изделия с Мезенской росписью.)

Это Мезенская роспись. Вам нравится? (ответы детей)

Садитесь поудобнее я расскажу вам о том, где родилась эта великолепная ропись. Послушайте замечательное стихотворение

Светланы Ледковой «Мезенская роспись»

Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Птиц и Коней мчащих вдаль.

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса.

Даром своим совершая

Счастья, любви чудеса.

На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей. Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье.Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен. Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок. Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края. Расписывали двумя красками,которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.

Давайте ещё раз подойдём к выставке и внимательно рассмотрим все изделия.

-Что видите? Назовите узнанные вами вещи. (ответы детей)

-Какие элементы росписи вы можете назвать? (ответы детей)

Вы правы, в росписи множество завитков, крестиков, звёздочек, кружков, птиц, коней.

-Какие цвета используются в Мезенской росписи? (ответы детей)

-А хотите сами попробовать нарисовать узор на полосе? (ответы детей)

Дети садятся за приготовленные столы. Воспитатель показывает детям таблицу элементов Мезенской росписи и образцы геометрических орнаментов в полосе с простыми элементами.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Солнце золотое!»

Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое! «здороваемся» с пальцами

Здравствуй, вольный ветерок! левой руки, похлопывая друг

Здравствуй, маленький дубок! друга кончиками

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Дети самостоятельно выбирают элементы и составляют узор. Воспитатель напоминает последовательность рисования орнамента на полосе, помогает детям, нуждающимся в помощи. Все работы раскладываются на столах.

Подвидение итогов:

-С какой росписью мы сегодня познакомились?

-Назовите элементы росписи. (ответы детей)

-Какие элементы вам больше всего понравились, и вы их нарисовали? (ответы детей) Я предлагаю вам устроить вставку ваших работ.

Особенности мезенской росписи

Техника считается самобытной благодаря наличию особых черт:

  1. Использование черного и красного цвета в орнаменте, пробелы между которыми после обработки становятся золотыми.
  2. Стилизованные, несколько схематичные изображение живых существ.
  3. На большинство предметов мастера наносили большое количество дробных геометрических узоров.
  4. Символика мезенской росписи предполагает на одном предмете быта рассказ целой истории, предания. Часто ремесленники делились на изделиях своими мыслями и посланиями потомкам и родственникам, шифруя их незамысловатыми узорами.
  5. На внутренней стороне изделий мезенская роспись в полосе имела более вольное содержимое. Часто автор указывал там свое имя и заказчика, дату создания и даже стоимость утвари.

На каком материале выполнялась мезенская роспись?

Поскольку во время зарождения и расцвета промысла не было большого разнообразия материалов для предметов обихода, мезенская роспись выполнялась по дереву, которое было единственно доступным для крестьян. Использовали в основном хвойные породы – ель, сосну, а еще березу, которая стоила дороже из-за своей более плотной и ровной текстуры. Мезенской росписью покрывали:

  • прялки;
  • ковши;
  • сундуки;
  • короба;
  • батины;
  • хлебницы и другие предметы домашней утвари;
  • фасады изб.

Мезенская роспись – элементы росписи

Все элементы, из которых состоит мезенская роспись, несут в себе глубокое символическое значение. Любая деталь и ее расположение трактуются определенным образом:

  1. Лошади изображались красными, олицетворяя солнце. Несколько животных в ряд читались как движение светила по небосводу.
  2. Птицы, например, дикие гуси и утки, были символами умерших родственников. Они всегда летают рядом с живыми, чтобы помогать в трудностях и отгонять злых духов.
  3. Мезенская роспись, олень точнее олениха в которой отождествляется с небесной роженицей, часто содержит изображение сотворения всего живого на земле.
  4. Знаками плодородия в узорах считались цветы, корни, плоды и семена деревьев, обработанные поля.
  5. Если изображалось большое дерево, то оно символизировало род мастера или заказчика. Корни его являлись олицетворением подземного мира, а ромбы на стволе – родами предков.
  6. Воплощением мужественности и силы в палащельской росписи считается изображение ели.
  7. Многие предметы быта были расписаны так называемым ярусным способом. Ярусов чаще было три. Каждый сегмент символизировал тот или иной мир – живых, подземный и небесный. Расположение узора говорило о скорости и порядке течения событий в повествовании.

Мезенская роспись – основные цвета

Выполнялась мезенская роспись на доске всегда только в двух цветах:

  1. Черный оттенок крестьяне получали смешивая сажу с раствором лиственной смолы для придания нужной консистенции.
  2. Красный цвет назывался «земляной краской» за то, что его изготавливали из найденной на побережье реки Мезени охристой глины. Позже красный пигмент научились выделять и из сурика.
  3. Незакрашенные места в промысле всегда имели золотистый оттенок из-за финального покрытия изделия олифой.

Мезенская роспись – чем рисовать?

В древности мастера наносили орнамент мезенской росписи в несколько этапов:

  1. Сначала узор рисовали специальной красной краской и деревянной палочкой с измочаленным концом, которая называла тиска.
  2. Прорисовали изображение и обводили орнаменты черным красителем с помощью пера глухаря или тетерева или своеобразной кистью с щетиной из человеческого волоса.

Город в наши дни

Сейчас этот небольшой городок имеет сравнительно небольшое количество жителей и плохо развитую инфраструктуру. Основная масса построек — деревянные дома, многие из них сохранились с царских времён, но они в плохом состоянии.

Двор в городе Мезень

В городе только совсем недавно появилась нормальная дорога, в 2008 году. С её появлением, городок стал немного «оживать».

Но в основном, много запустения, по окраинам гуляют лошади, пасут скотину. Парк города так же не ухожен. 

В старину Мезень была процветающим купеческим городком. Неподалёку, в Каменке, в 1895 году братьями Ружниковыми, был построен крупнейший лесозавод.

В наше время всё по другому, но есть надежда, что благодаря построенной дороге и конечно инициативе местных властей, город станет возрождаться.

География

Город Мезе́нь расположен на правом берегу реки Мезе́ни при впадении в неё реки Товы, в 45 км от Белого моря, в 390 км от Архангельска. Напротив Мезени находится посёлок Каменка. Аэропорт Мезень используется для связи с областным центром. Постоянное автомобильное сообщение действует с 2008 года.

В 1929 году Мезень стала административным центром Мезенского района в Северном крае, с 1936 года — в Северной области, с 1937 года — в Архангельской области.

С 2006 года является также административным центром Мезенского городского поселения.

Пограничная зона

Город находится в пограничной зоне. Вблизи города расположен морской порт (портопункт Кривка).

В связи с этим, в городе можно находиться по предварительному разрешению и с пропуском. Гостям придётся пройти проверку в аэропорту и на подъездах к городу. Впрочем, очевидцы рассказывают, что попадая в город не через аэропорт, гости могут миновать строгую проверку.

Интересное замечание

Интересное замечание о части нравов мезенского чиновничества середины XIX века оставил литератор С. В. Максимов в своей книге «Год на Севере», посетивший Мезень в 1856 году. Если в других городах губернии, писал автор, местное чиновничество в свободное время худо-бедно устраивало танцы, то:

Климат

Мезень относится к районам Крайнего Севера и расположена близ границы умеренного и субарктического климатических поясов, зон тайги и лесотундры. В настоящее время город находится вне пределов распространения вечной мерзлоты.

Поскольку средняя температура самого тёплого месяца (июля) менее 15 градусов, климат субарктический, но за последние 10 лет летние ночные заморозки наблюдаются реже, чем в Архангельске, а жаркие летние дни — чаще.

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.

В статье использована информация из книг и научных статей о Русском Севере, а так же информация и иллюстрации из блога http://varandej.livejournal.com

Символизм мезенской росписи

Элементы мезенской росписи

Благодаря мезенской росписи можно проследить морфологические
воззрения народов Севера. Рисунок состоит из нескольких ярусов – краеведы и этнографы
пришли к выводу, что это отголоски шаманских традиций. Эти «этажи» изображают
миры: нижний, средний и верхний. Считается, что там, где изображены кони, олени
черного цвета – это мир мертвых, красного – живых, а птицы, которых можно увидеть
на самом верху – это мир духов.

При этом кони являются символом плодородия (не только урожая
на полях, но и деторождения).

Ярусы разделены линиями. Пряма – это земля, но при этом она
же означает и небо. Тут зависит от того, где ее нарисовали внизу или сверху.
Самые старые мифы говорят, что человека боги сотворили из глины, потому земля —
это еще и символ материнства, первородства. Может она быть изображены, в данном
случае, в виде повторяющего знака «квадрат»

Немаловажный элемент мезенской росписи – вода. Если вы
подумали, что ее изображают волнистой полосой – то не всегда. Вода рисуется
косыми чертами – это и дождь, и снег, и град.  Волнистая линия, которая может быть водой
всегда соседствует с прямой линий земли или небесной тверди. Если внизу – это реки,
а если с небом – облака. Так же часто рисуются рядом утки.

Следующий элемент – это ветер, воздух. Тут все просто – он рисуется
черточками горизонтальными, которые разбросаны по всей поверхности орнамента.
Также они могут означать духов.

Древние матер изображали и обуздание стихии ветра: черточки
наносились на две перекрещенные косые черты – как бы лопасти мельницы.

Огонь – он греет, защищает, но может быть и страшной
неистовой стихией. Его считали живым наши предки, ежегодно обновляли, «поселяя»
в печь новы огонек, полный сил. Также огонь ассоциировался с солнцем в мезенской
росписи его изображают в виде спиралей.

В мезенской росписи изображают животных: коней, оленей,
уток. Есть рисунок деревьев, особенно часто можно увидеть ели: да одинаковых и
посредине одно большое. Такие орнаменты встречают на росписи мебели, прялок.

Можно найти и бьющихся на конях всадников. По всей видимости
– это изображение духов или богов. Неземное происхождение героев таких сюжетов подтверждают
солярные знаки – спирали возле ног коней, да и их внешний вид с неестественно-тонкими
ногами, решетчатым рисунком на теле. Часто можно увидеть у таких лошадей вместо
копыт – перья. Такой знак говорит о небесном происхождении животных или о том,
что они из Прави. (Три мира: Явь, Навь, Правь)

Олени рисовались одинаково с лошадями, только у них вместо
гривы – рога.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Шаг 2. Символические изображения живых существ в мезенской росписи

Олени (кони) выглядят в мезенской росписи достаточно примитивно. Нужно нарисовать хоть что-то похожее на этих животных. В качестве примера я использовал образцы  мезенской росписи на я-картинках и инструментом кривые Безье ставил опорные точки.

Заливку задаем красным цветом, а обводку оставляем черной.

Ноги рисуем тем-же инструментом. Заливку задаем черным цветом.

Дублируем ногу (Ctrl+D), немного изменяем с помощью инструмента Редактировать узлы и рычаги (F2). Добавляем оленю четыре ноги и рисуем небольшой хвост. Хвост это небольшая кривая с контурным эффектом taper stroke.

Несколько таких кривых добавляем в качестве рогов и шерсти. После этого выделяем все объекты и группируем.

Нам нужна пара таких существ, продублируйте их и разместите их в центре тарелки, друг против друга.

С помощью кривых нарисуйте землю. Для создания волнистой линии используйте способ из Шага 3 этого урока.

Последующие шаги выполняются инструментом Кривые Безье, к линиям применяется контурный эффект taper stroke. Ниже показаны шесть шагов рисования лебедя. Для заливки замкнутой области используется инструмент Заливать замкнутые области.

Поочередно выделяем элементы лебедя и группируем.

Аналогичным образом рисуем утку. Сначала рисуем небольшую кривую, применяем контурный эффект. Далее остается дублировать, сдвигать и поворачивать очередную копию.

Поочередно выделяем элементы утки и группируем. По два экземпляра каждой птицы размещаем на тарелке. Уток я разместил в верхней части тарелки, а лебедей в нижней.

Между мирами

Композиции часто разделены узорчатыми полосами на три части. Верхняя олицетворяет небо, средняя — землю, а в самом низу — подземный либо подводный мир. Такое деление мироздания исследователи связывают с шаманскими традициями северных народов. Есть и другие, более таинственные поверья. Например, разные ярусы могут символизировать связь между мирами живых и мёртвых.

Конь — традиционный солнечный символ. Он олицетворяет утреннюю зарю. Очень часто на композициях мчатся целые вереницы коней. А рядом нередко можно увидеть утку. Это — не просто птица: она вечером уносит солнце под воду, откуда ему предстоит подняться на рассвете. Фото: Источник

Олень — также один из ключевых образов мезенской росписи. Как и конь, он связан с Солнцем. Рога оленя ассоциировались с Древом Жизни, а сам он был посредником между мирами. Олень — символ благородства, возрождения. В славянских поверьях он провожал души умерших в потусторонний мир. Это — приобщение к новой реальности, обретение мудрости и чистоты помыслов.

Мезенская роспись картинки

Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.

Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:

  • толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
  • деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
  • вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
  • следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
  • далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
  • фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
  • после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
  • затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
  • в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
  • после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
  • в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.

Знаки веков и тысячелетий: история происхождения мезенской росписи

Мезенская роспись XIX в.

Добросовестные искусствоведы утверждают, что мезенский промысел, традиция изготовления всяких полезных вещей и украшения их росписью по особой технологии, сам по себе не слишком древний. В музеях и частных коллекциях вы не найдете ни прялок, ни деревянной утвари старше начала девятнадцатого века. Именно в этот период традиция полностью сложилась и стала широко развитым народным промыслом в Архангельской области, в некоторых поселениях, расположенных на реке Мезень. Красная мезенская глина, из которой сначала изготавливалась основная краска, охра, дала название промыслу. К концу века мезенская роспись получила самую широкую известность, стала продаваться не только на праздничных ярмарках, но и в лавках, вошла в повседневный быт разных социальных групп населения России.

Совсем недавно. Так почему же так сладко, с таким необъяснимым ожиданием и надеждой замирает сердце, когда смотришь на рисунки традиционной мезенской росписи, эти будто бы давно знакомые знаки, деревья и птиц, коней и оленей? И возникает ощущение какого-то пропущенного урока, не выучив который, невозможно понять мудрость предков, их философию и нравственность, невозможно стать счастливым?

Символы мезенской росписи невероятно древние, дохристианские. Новая для славян христианская религия частично впитала их, частично предала забвению, пытаясь бороться с язычеством огнем и мечом.

Каждый раз, когда славянский мир оказывается на перепутье, знаки возникают из ниоткуда для всех, кто готов их увидеть. Не удивительно, что сегодня так сильно вырос интерес к мезенской росписи, её мудрой простоте и природной мощи.

Мезенская роспись: рисуем коня по классической схеме

Конь или лошадь, как становится понятно — одна из центральных фигур мезенского символизма. Поэтому на редком количестве существующих предметах расписанных данным типом росписи, его нет. Как он рисуется — показано ниже.

Конь или лошадь, как становится понятно — одна из центральных фигур мезенского символизма

  1. Чтобы нарисовать коня в мезенском стиле, можно сразу писать кистью или, если это сложно, сначала прорисовать простым карандашом.
  2. Кони бывают разными — совсем простые и с «вывертом». Отличие обычно в хвостах, гривах и прочих частях фигуры коня.
  3. Роспись начинать лучше с ног. Сначала пишутся крайние, затем те, что в середине.
  4. Обязательно нужно помнить о пропорциях туловища и шеи коня. На некоторых предметах, украшенных мезенской росписью, можно встретить совершенно непропорциональных коней. Но это, скорее, исключение из правил. Мастера с именем рекомендуют соблюдать общепринятые пропорции.

История возникновения

Мезенская (палащельская) роспись — древнейший русский художественный промысел, который позволяет в деталях изобразить все географические особенности северных регионов. Местные жители вложили в каждый символ скрытый смысл. Некоторые элементы живописи сразу просматриваются: распознать солнце, воду или лошадь в замысловатых орнаментах просто, а угадать, что означает тот или иной рисунок, гораздо сложнее. Чтобы понять, о чем хочет рассказать народ в красноречивой картине, нужно научиться читать символику.

Свои истоки этот тип росписи по дереву берет еще в начале XIX столетия. Несколько веков назад побережье реки Мезень, что протекает в Архангельском крае, населяли древние народы. Их жизнь была тесно связана с природой, и им приходилось бороться с различными проявлениями непогоды. В лесу они добывали себе пищу, охотились на птиц и мелких пушных зверьков. Полноводная река стала для местных жителей неиссякаемым источником рыбы. В земледелии людям помогали лошади и олени.

Свою благодарность природе, ее ресурсам, различные переживания, чувства и верования мезенские мастера изображали на предметах быта. Для каждого образа, погодного явления, животного был придуман собственный символ. Таким образом, простая совокупность художественных элементов превращалась в настоящую книгу, которую можно было прочитать, познакомившись поближе со значением каждой детали орнамента.

Свое название роспись получила в честь речки Мезени. Родиной необычного искусства считается небольшое селение Палащелье, первые упоминания о котором встречаются в 1906 году. Удивительно то, что в самой Мезени не занимались таким промыслом. Именно поэтому второе название мезенской росписи — палащельская (в честь села, где впервые зародилось искусство).

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector