Как сделать эскиз для батика, если вы не уверены в своих художественных талантах
Содержание:
- История возникновения горячего батика
- Техники холодного батика
- На чем рисовать
- Роспись по ткани в технике батик: мастер-класс
- Изучаем технику холодного батика для начинающих: мастер-класс по росписи ткани
- Виды и классификация батика
- Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани
- Разновидности и техники батика
- Мастер-класс по раскрашивания ткани
- История магического ремесла
- История
- Виды
- Виды батика
- История магического ремесла
- Батик для начинающих
История возникновения горячего батика
Считается, что впервые этот метод декорирования ткани изобрели еще в тринадцатом столетии. Правда, информация пока не имеет безусловно точного подтверждения, поэтому немало есть на этот счет споров. Например, в древних гробницах, сохранившихся с периода расцвета египетской культуры, были найдены образцы материй, оформленных в очень близком по своей сути стиле. Есть информация об окрашивании тканей и в трудах, дошедших до наших дней с первого столетия нашей эры – об этом упоминает Плиний Старший. Он писал о технологии, широко распространенной в ту эпоху в Египте.
Что любопытно, первые официальные упоминания о методе окрашивания натуральных тканей исключительно похожи на описание технологий, практикуемых мастерами в наши дни. Сперва на полотно наносили специальный защитный состав, затем опускали будущее изделие в чан с цветным кипятком, вынимали и просушивали.
Техники холодного батика
Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.
К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.
Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики.
Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.
Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.
На чем рисовать
Самый лучший расходный материал – натуральный белый шелк. Стоит он откровенно недешево, поэтому возможность работать с ним есть не у каждого. Выбирая вариант подешевле, нужно помнить, что больше подходят однотонные материи. Можно остановиться на натуральном хлопке. Для первых экспериментов подойдут синтетические ткани, искусственный шелк.
Прежде чем начинать создание картины, материал следует тщательно обработать. Этот процесс называется декатированием, в результате чего удаляются использованные на промышленности пропитки. Когда ткань полностью очищена, ее натягивают на рамку и приступают к созданию картины.
Роспись по ткани в технике батик: мастер-класс
Готовы? А теперь смотрим, как это делается:I этап. Составление эскиза (подготовительный этап).Приступим к изготовлению картины. Нарисуем эскиз и обводим его маркером (его можно придумать самому или распечатать на принтере готовую картинку).
II этап. Перевод рисунка.Натягиваем ткань на наш подрамник.
Эскиз рисунка наложим на изнаночную сторону ткани. Закрепляем булавками, если нужно для лучшей видимости, подкладываем книги под ткань (толщина книги с наш подрамник) и обводим рисунок. Я обводила акварельными карандашами. Контур каждого объекта приближенно такого цвета, как и он сам.
С лицевой стороны, касаясь концом трубочки с бесцветным резервом, обведём эскиз рисунка по намеченным линиям. Обязательным условием является замкнутость контура, иначе краска будет растекаться по ткани, давая бесформенные пятна. Линия должна вестись без остановок, чтобы состав резервирующий смог пройти сквозь ткань.
После того, как контур обведем рисунку надо высохнуть (сушка от 40 мин до 3 часов).III этап. Работа красками.
Цвета.Если мы возьмём привычные семь цветов радуги, то в нихосновные цвета: красный, желтый, синий;составные: оранжевый, голубой, зелёный, фиолетовый.Остальные цвета образуются полутонами от этих. Необходимо только добавить чёрный и белый.Смешение цветов можно поэкспериментировать на палитре.Бывает полезно создать цветовую палитру всех переходов от цвета к цветуКак правило начинаем закрашивать светлые элементы рисунка, а затем более темные его части.
(Можно включить любимую музыку).
Намочим ткань. Пользовалась соленой водой (пол стакана воды и чайную ложку соли).
Начинаем кистью наносить жидкую краску на часть поверхности, если хотим сделать переход.
Сушим феном после окончания каждого красочного слоя или оставляем работу просохнуть самостоятельно.
Совет.
Если хочется более яркого оранжевого в каких- то местах( добавление второго цвета на первый; в следующих слоях также), а вы видите, что он растекается и получается и не желтый и не оранжевый именно в том месте, где нужно. Сделайте приближенно к тому цвету, который нужен, например, желтый. Высушите феном и второй цвет добавите во втором слое, опять намочив ткань.
Опять мочу работу. Далее добавляю красные и светло голубые оттенки (они у меня не смешиваются, т.к. находятся в разных частях работы).
Сушу работу феном.
На работе добавляю голубые, синие и светло фиолетовые оттенки.
Сушу работу.
Добавим фиолетового и черного цвета…После высыхания делаю прорисовку более тонких черных линий- волос тонкой сухой кистью намочив в краске только кончик.
Прорисовка деталей и добавление перламутровой краски с блестками.
Вот такая прелесть у нас получилась!
У нас вариант оформления работы без рамы (ткань и рисунок больше по краям загибаемый на край подрамника).
Крепление я просила сделать в багетной мастерской, но можно сделать и самому, веревка чуть больше ширины картины.
Ткань натянута и прекреплена мебельным пистолетом позади работы.
Работа, вид сверху.
Как вариант, можно сделать и в раме, тогда натягивая, закрепить скобами по краю подрамника, а не позади как у меня. А уже одеть в раму и бок со скобами будет невиден.
Надеюсь, вам понравился этот мастер-класс. Желаю вам творческих успехов!
Иванова Надежда Павловна26 лет
| Комментариев к новости «Мастер – класс по технике «Батик» — роспись по ткани» уже 0:
Изучаем технику холодного батика для начинающих: мастер-класс по росписи ткани
Сделать картину в технике холодного батика достаточно просто, все необходимые материалы можно приобрести в специализированных точках продаж по приемлемой цене. Итак, давайте начнем создавать свой неповторимый шедевр.
Залог успешной работы, как известно, это хорошо организованное рабочее место и правильный подбор материалов.
Для нашего мастер-класса нам понадобятся следующие материалы:
- Ткань. В идеале для батика используется натуральный шелк, но для начинающих это слишком дорого, поэтому воспользуемся хлопчатобумажной тканью. Перед началом работы нужно простирать ткань с хозяйственным мылом, чтобы смыть специальное покрытие, иначе оно будет мешать впитыванию краски.
- Подрамник или обычные пяльцы (в этом мастер-классе мы будем использовать пяльцы)
- Шаблон необходимого размера. Если вы новичок в этой технике, выберите простой рисунок с небольшим количеством мелких деталей. Шаблон можно нарисовать вручную или найти готовый в интернете.
- Краска для батика. Для начинающих лучше выбрать не дорогую, но при выборе имейте в виду, что краски бывают универсальные, которые подходят для различных тканей, а бывают только для шелка. Так что если вы рисуете на хлопке, то и краску выбирайте соответствующую.
- Резервирующий состав. Он необходим для того, чтобы краски не перемешивались и не растекались за пределы контуров рисунка.
- Стеклянная трубочка для нанесения резерва, также можно воспользоваться аппликатором.
- Кисти.
Когда все необходимые материалы и инструменты готовы, можно приступать к работе.
Закрепляем простиранную и еще влажную ткань на пяльцах, даем просохнуть.
Переносим рисунок на ткань. Для этого закрепляем шаблон с обратной стороны ткани бумажным скотчем или булавками и обводим контуры шаблона мягким карандашом.
Теперь по контурам рисунка наносим резервирующий состав. Его надо наносить очень аккуратно, без разрывов, иначе краски растекутся. Резерв должен полностью пропитать ткань. Ждем полного высыхания.
Начинаем закрашивать наш эскиз. Лучше начинать с фона, постепенно переходя к отдельным элементам. Краски берем понемногу, так они достаточно концентрированные. Для получения разных оттенков краски можно смешивать или разбавлять водой. По завершении работы даем рисунку полностью высохнуть.
В заключении можно обработать некоторые акценты специальным декоративным контуром, затем нужно отрезать излишки ткани, оставив небольшой припуск и приклеить его к внутреннему кольцу пяльцев. Таким образом, получится своеобразная рамка для вашего рисунка.
Теперь вы знаете, что для того чтобы сделать картину в технике холодного батика не надо хорошо уметь рисовать, множество вариантов картин для начинающих батичистов можно найти в интернете или воспользоваться рисунками из детских раскрасок. С такой работой справится даже школьник, а если делать ее всей семьей кому-нибудь в подарок, то заряд позитива на долгое время вам обеспечен.
Начинающим батичистам можно порекомендовать еще одну достаточно простую технику батика – это узелковый батик. Эта техника заключается в предварительном завязывании на ткани узлов с помощью нитей, жгутов, шнуров. Можно использовать любые подручные средства, насколько у вас хватит фантазии. В результате крашения получаются разные и необычные узоры, оригинальные цветовые переходы за счет того, что в завязанные места краситель попадает неравномерно. В технике узелкового батика получаются очень красивые платки, шарфы, майки.
Виды и классификация батика
Техника рисования по ткани включает в себя такие разновидности:
- Рисование холодной техникой. То есть резистом выступает контур на основе бензина, парафина или резинового клея. Прекрасный вариант для новичков.
- Горячая техника, которая предполагает рисование горячим жидким воском. При этом рисуют не просто контур, но и каждый цвет. По окончанию всей работы, воск снимают с помощью бензина. Эта техника наиболее трудоёмка.
- Техника с помощью узелков. Для получения неповторимого рисунка, ткань связывают в узелок, без какого-либо резерва, окунают в пигмент либо распространяют рисунок кистью.
Существует вариант, когда резист не применяют, а просто — кистью наносят рисунок на ткань.
Вам это будет интересно Правила пришивания пайеток на ткани своими силами
Разные техники батика
Что нужно для батика: ткани, рамки, краски
Для занятий необходимо:
- Приготовить рамку или пяльца, в зависимости от размера холста. Существует специальное приспособление для батика, продается в специализированном магазине.
- Ткань батик — что это можно узнать у мастеров или в специальном магазине. Используют натуральную ткань — х/б, шелк, батист, шерсть. Однако плотная ткань не подходит, так как сквозь ее волокна не проступит резист и пигмент.
- Карандаш бумага — для создания эскиза
- Батик рисунки для начинающих на ткани
- Ножницы для ткани.
- Пчелиный воск, в зависимости от техники исполнения.
- Вода.
- Перчатки, для защиты рук.
- Помимо этого будут необходимы краски, резист.
Необходимые инструменты для техники Стоит сказать, что резист можно приобрести готовый, в стартовых наборах или же приготовить самостоятельно.
Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани
Способов завязывания ткани много и я выделю несколько самых простых, но эффектных при создании узора на ткани. Думаю для практического применения можно нарезать лоскуты не очень плотного однотонного батиста или другой хлопчатобумажной ткани на небольшие салфетки 30*30 см. Их в дальнейшем можно использовать в быту. К тому же для проб и ошибок — это наиболее бюджетный вариант, в дальнейшем можно использовать и шелк, уже для создания аксессуаров: платков, шарфов и палантинов. Вы можете использовать как белую ткань, так и разноцветную, но желательно светлую и однотонную. Также для работы потребуются толстые нитки или веревка, только из натурального материала, желательно тоже х/б. Так как нитка и образуемые с помощью нее узелки служат в узелковом батике резерважем, то их задача не пропускать краску, чтобы на ткани получился узор. Если использовать синтетическую нить, то она легко пропустит краситель и рисунок не получится.
Первый способ:
1. Возьмите салфетку за центр (рисунок 1), образуйте конус и начинайте затягивать ниткой конус от вершины к основанию (рисунок 2). 2. В нескольких местах сделайте более плотную обвязку ниткой (рисунок 3) на разных расстояниях.
Второй способ:
1. Ткань складывается пополам. 2. Складываем ткань гармошкой и плотно обвязываем как в предыдущем способе.
Третий способ подойдет для прямоугольной салфетки размером 30*50 см: 1. Ткань складываем вдоль пополам. 2. Разделяем получившийся лоскут на равные части, складываем ткань гармошкой так, чтобы уголки на верхнем сгибе загнулись внутрь. 3. Обвязываем сложенную ткань ниткой.
При перевязывании старайтесь, чтобы веревка очень туго затягивалась на ткани, иначе краска проступит через перевязь и окрасить ткань там, где нам этого не нужно. После того, как салфетки обвязаны, их необходимо окрасить. Для окрашивания можно использовать анилиновые или акриловые красители. Окрашивается ткань методом погружения, что увеличивает расход краски, но можно окрашивать и кистевым способом, однако при этом окрашивание может пройти не полностью. Если при окрашивании вы использовали анилиновые красители, то заготовки опускаются в горячий раствор красителя, который доводят до кипения в течение 20 минут и затем на медленном огне кипятят еще 20 минут, после чего оставляют раствор остывать до 60 градусов. После такой обработки краситель надежно проникнет в волокна ткани и закрепится. Если вы используете акриловые красители, то достаточно дождаться высыхания заготовки, прогладить ткань утюгом и краситель закрепится. Ткань после окрашивания полощется в слабом растворе шампуня, чтобы удалить остатки не впитавшейся краски.
Разновидности и техники батика
Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.
Горячий батик
Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.
Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.
Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.
К просмотру видео:
Холодный батик
Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.
Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.
Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.
Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.
Смотрите видеоряд:
Свободная роспись
Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.
При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.
Мастер-класс по видео:
Узелковый батик (бандан)
Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.
Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.
Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.
Смотрите метод:
Набивной батик
Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.
Смотрите, как исполняют технику:
Техника сибори
Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.
Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.
Мастер-класс по раскрашивания ткани
Как научиться рисовать техникой батик в домашних условиях? Предварительно необходимо ознакомиться с несколькими требованиями. Они заключаются в следующем:
- Предварительно необходимо осуществить выбор и правильную подготовку ткани;
- Нанесение разметки для рисунка. Для этого используют уголь или графит.
- Современные ремесленники предпочитают использовать готовые трафареты или специальные шаблоны.
- Некоторые мастера предпочитают использовать стеклянный стол, внизу которого присутствует рисунок.
- Благодаря этому его легко нанести на поверхность ткани;
- Окрашивание ткани при помощи специального оборудования.
Что понадобится для мастер-класса по технике батик? Для этого воспользуемся:
- Хлопчатобумажная ткань;
- Пяльца;
- Краска для шелка;
- Специальный резерв для красящих компонентов;
- Стеклянная трубка или аппликатор;
- Набор кистей;
- Декоративный контур для оформления границ ткани.
Переходим к рисованию на ткани техникой батик своими руками.
Для этого придерживаемся нескольких простых действий:
- Хлопчатобумажную основу необходимо постирать с использованием мыла. Благодаря ему удаётся создать на поверхности ткани в тонкую плёнку, которая позволит предотвратить преждевременное впитывание краски;
- Далее, влажную ткань натягиваем на пяльца и оставляем до полного высыхания;
- Теперь необходимо выбрать подходящий шаблон и нанести его на поверхность рабочей основы;
- После чего можно переходить к нанесению резерва. Состав позволит предотвратить растекание и смешивание красителей после их нанесения;
- Предварительно заполняем фоновые оттенки;
- Далее, переходим к раскрашиванию отдельных деталей. После нанесения первого слоя краски могут немного побледнеть. При добавлении второго слоя изображение станет более ярким;
- Поочередно раскрашиваем каждую часть шаблона. После нанесения ярких пигментов необходимо дождаться их полного высыхания;
- Наше полотно готово! Теперь отрезаем лишнюю ткань и помещаем поделку в красивую раму. На фото представлено изделие, выполненное в технике рисования батик.
История магического ремесла
Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.
Вам это будет интересно Пошив своими силами и выкройки интересных шорт
Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.
Расписанная ткань
В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.
Представители племени, которые практиковали ремесло
Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.
К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.
История
Родиной ручной росписи по ткани с применением резерва считается остров Ява (Индонезия). В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.
Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.
Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.
Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.
В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.
Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:
- Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
- Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
- Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
- Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
- Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.
Виды
Различные типы батика имеют собственный региональный дизайн и цветовые схемы.
Ява
Яванский считается самым древним. Для окрашивания хлопковых тканей применяют цвета глины — коричневый, индиго, черный и кремовый. Прибрежный яванский батик отличается яркими красками, цветочными мотивами, изображениями птиц.
Судан
Суданский батик включает яркие сочные оттенки, но основным является индиго из-за производства краски «индиго» в этой области.
Индия
Индийские мастера исторически сохраняют ткани для платьев и одежды, украшая орнаментами к определенным событиям в жизни.
Шри-Ланка
Техника Шри-Ланки появилась сравнительно недавно, но для туристов в стране расписывают предметы одежды в батик ткани, скатерти, гобелены и росписи, и даже постельное белье и одеяла.
Виды батика
Есть несколько видов росписи, и многое зависит от используемого материала, техники и желаемого результата. Свойство любого вида в том, что один способ необходимо применить к шёлку, а другой подойдет для синтетики.
Теперь осталось узнать более детально, что можно выполнить техникой батик:
Горячи вид. В качестве основного материала применяется воск. Чтобы его нанести, нужен специальный инструмент — чантинг. Воск препятствует распространению красящего вещества, потому что не впитывает его.
Холодный батик. Такой способ подходит для украшения шелка. Используется краска, сделанная на основе анилина. Резерв может быть густым, если в нем есть жидкие резиновые составляющие, для разбавления используют бензин.
В основном резину выдавливают из тюбиков, бензиновые же используют с помощью стеклянных трубочек. Применяются цветные и прозрачные резервы. Холодный вид предполагает нанесение в один слой, именно поэтому нужна особая аккуратность, в отличие от горячего метода.
Свободная роспись. Как правило, используется на натуральном шелке и искусственной ткани. Применяют для такого декора в основном масляные краски и анилиновые красители.
Складной батик «сибори». Принцип такой технологии состоит в перевязывании матери специальным способом, после чего наносится краска.
Узелковый вид. Это тот случай, когда на декорированной ткани делают много узелков, перевязывая их ниткой. Когда краска нанесена, узелки убирают.
История магического ремесла
Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.
Вам это будет интересно Все о выкройках и пошиве платья с вырезанными и открытыми плечами
Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.
Расписанная ткань
В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.
Представители племени, которые практиковали ремесло
Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.
К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.
Батик для начинающих
Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:
- Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
- Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
- Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
- Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
- Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
- На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
- В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.
Что нужно приготовить для первых занятий
Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:
- Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
- Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
- Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
- Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.
Рисунки для батика для начинающих
Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:
- нарисуйте три овала разного размера;
- в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
- нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
- изобразите наверху с правой части цветков бутон;
- сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
- нарисуйте листья и вокруг цветков;
- в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.
Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.