Соломенная шляпа
Содержание:
- Традиционные решения
- Урок №1: шляпа-цилиндр
- Как делают конические шляпы «Нон Ла»
- Сомбреро
- Азиатская шляпа
- Почему азиатская шляпка такой формы – зачем она нужна
- Самодельная пилотка
- Шапка самурая
- Таинственное название
- Цветок ратибида мексиканская шляпа. Экзотическая ратибида или Мексиканская шляпа
- Специальные инструменты и материалы, используемые модистками
- Известные шляпники и модистки
- Процесс создания цилиндра
- Вьетнамская шляпа
- Японский зонт – вагаса
- Что стало прообразом китайской шляпы
Традиционные решения
Японцы известны своей консервативностью. Из поколения в поколение здесь передается обычай — поддерживать красоту волос с помощью масла камелии. В ход идут цветки этого растения, содержащие олеиновую кислоту и белки. Эти компоненты проникают в волосяной фолликул, придают ему объём и делают гладким. Вот почему у японок волосы всегда блестят и отличаются шелковистостью.
Вот вам полезный лайфхак: возьмите чайную ложку масла цветков камелии, распределите по всей длине волос, особенно усердно втирая в кончики. Помассируйте, оставьте на полчаса, после чего смойте, используя обычный шампунь. В условиях большого города волосы нередко «устают» и становятся сухими. В этом случае японки рекомендуют использовать настой зеленого чая и гибискуса. К ним необходимо добавить небольшое количество яблочного уксуса.
Урок №1: шляпа-цилиндр
Вам понадобится обычная тарелка, карандаш, ножницы, клей и тонкий картон. Это классический вариант создания шляпы, на его основе Вы можете придумывать свои идеи.
1. Разрежьте картон, предназначенный для верхней части шляпы, на две ленты одинаковой ширины (учтите, что их ширина определяет высоту цилиндра).
2. Измерьте обхват детской головы, разделите полученное число на 2, и вы получите необходимую длину каждой из полос. Сделайте припуск около 2 см на линии склейки, и отрежьте излишки картона.
3. Склейте два фрагмента внахлест по поперечной стороне. Получится одна длинная полоса картона.
4. Далее, сверните полосу в цилиндр цветной стороной наружу, и склейте ее поперечные кромки внахлест.
5. По условно нижней стороне цилиндра сделайте надрезы глубиной около 2 см, расположенные на расстоянии 2 см друг от друга. Затем отложите деталь в сторону на время.
6. Разложите на столе картон, предназначенный для полей шляпы. Положите на него обычную суповую тарелку и обведите ее контуры карандашом. Затем поставьте в центр круга ваш цилиндр и тоже обведите. Вырежьте получившийся «бублик».
7. Вернитесь к цилиндру. Поставьте его на стол надрезами вниз и нанесите на каждый немного клея или приклейте кусочек двухстороннего скотча.
8. Наденьте «бублик» на цилиндр и прижмите его, чтобы клей схватился.
Вид снизу:
9. Если вы хотите скрыть места склейки, вырежьте еще одну окружность и приклейте ее на нижнюю поверхность полей.
10. Украсьте шляпу контрастной бумажной лентой и все готово:
Видео урок
Ниже мы приводим наглядный ролик, с помощью которого вы без труда сделаете такую шляпу:
Как делают конические шляпы «Нон Ла»
Азиатская коническая шляпа общепринята в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, особенно в Бангладеш, Бутане, Китае, Камбодже, Индии, Индонезии, Японии, Кореяи, Малайзии, Мьянме, Филиппинах, части русской Маньчжурии и Вьетнаме. Она держится на голове при помощи подбородочного ремешка. Стиль этой шляпы используется в основном для защиты от солнца и дождя.
Когда она выполнена из соломы или рогожи, ее можно окунуть в воду и носить в качестве импровизированного испарительного охлаждающего устройства. На Филиппинах такие шляпы носят крестьяне, но и даже дворяне в богатых вариациях с драгоценными камнями или изготовленные из панцирей черепах.
Давайте узнаем о них подробнее…
Такие шляпы носили туземные солдаты, особенно в испанской колониальной армии в последние годы испанского колониального периода. Аналогичным образом в Индии и Борнео, простые конические шляпы носили простолюдины во время повседневной работы. В Сабах красочные конические шляпы носят для определенных танцев, а в Ассаме их развешивают на домах как украшение или носят для особых случаев. В Китае такие шляпы, как правило, связаны с фермерами. Во Вьетнаме, название «Нон Ла» («Non la») переводится, как «шляпа лист». Образы подобных шляп были выбиты на барабанах Нгок Лу около 3000 лет назад.
Эта шляпа была изображена на антиквариате — на бронзовом барабане Нгоклу, на бронзовом сосуде Даотхинь 2500-3000 лет назад.
В ходе истории, просуществовав в течение разных эпох, шляпа нон меняется как по фасону, так и по материалу, из которого она сделана. В начале, когда еще не было инструмента для шитья, шляпа была вязаная. А современная пальмовая шляпа, шитая с применением иголки, появилась уже в железном веке (примерно в третьем веке до н.э.).
Материал для пальмовой шляпы не сложен – листья пальмы Sabal palmetto, нитка из волокон лесного растения, очень упругая для шитья (теперь используют нейлоновую нитку для этой цели), и бамбук для каркаса и обруча. Пальмовые листья собирают, когда они еще зеленые и мятые, и мастера гладят их тряпичной вязькой на раскаленном железном листе
Здесь важно отрегулировать температуру – высокая температура делает листья хрупкими, пожелтевшими, а низкая температура делает листья гладкими только на первое время, затем они опять становятся мятыми. После глажения листья держат еще над огнем горящей серы, чтобы листья лучше отбеливались, и чтобы предохранить их от развития плесени и поедания разными насекомыми
Для каркаса и обруча шляпы выбираются стволы бамбука с длинными поленьями , их размещают на потолках кухни – дым делает бамбук устойчивым к плесени и насекомым. В деревне Чуонг (уезд Тханьоай, Ханой), известной производством качественных шляп, готовят каркас шляпы из 16 обручей. Красота шляпы очень во многом зависит от умелых рук мастера. При шитье шляпы мастера должны делать ровные петли, одного размера. Обычно нити для шитья шляпы имееют разные длины, и их необходимо соединить при шитье. Умелый мастер может спрятать узлы соединения нитей так, что при осмотре шляпы мы видим только красивые, ровные петли шитья.
Иногда мастера наносят на пальмовые листья различные узоры, картинки или лирическое стихотворение, которое видно только при взгляде на шляпу против солнца – таким шляпам дали название «шляпа – стихотворение».
Вьетнамцы носят пальмовую шляпу и во время полевых работ, по пути на базар или на народных празднествах. Неудивительно, что вьетнамцы привязаны к этой простой шляпе, где бы не встречали ее в нашем мире.
Форма шляпы позволяет защитить голову от палящих лучей солнца, а в дождь соломенная шляпа «Non la» служит в роли зонта. Кстати, дожди во Вьетнаме идут очень часто. Бывает несколько месяцев подряд. Шляпу можно использовать и в качестве корзины для сбора овощей, и в качестве емкости для воды. Ею очень удобно обмахиваться в жару, т.е. использовать как веер. Молодежь тоже нашла применение соломенной шляпе – скрываться за ней для поцелуев во время свиданий
Знаменитую вьетнамскую шляпу можно купить практически в любом месте, где продаются сувениры. Почти в каждом городе Вьетнама шляпу можно приобрести на центральном рынке. Стоимость такой соломенной шляпы несправедливо низкая – от 10,000 до 100,000 донгов (от 0,5 до 5 у.е.).
Сомбреро
Может ли головной убор быть жизнерадостным? Еще как! Например, известная всем, шляпа сомбреро. Это единственный в мире головной убор, который имеет свой фестиваль. Сомбреро ассоциируется с безудержным весельем и жаркой Мексикой, но действительно ли эта шляпа – творение рук Мексиканца? История этого головного убора очень запутана, а на звание го родины претендуют несколько стран.
Главная отличительная черта сомбреро – это очень широкие поля. Эта шляпа имеет массу фасонов, изготовляется из разнообразных материалов и имеет разные назначения в зависимости от региона. Итальянская сомбреро – это абсолютно любая широкополая шляпа с высокой закругленной тульей. В Мексике настоящей сомбреро считается только шляпа произведенная вручную. Бедные мексиканцы плетут ее из соломы, богачи заказывают для себя богато украшенные фетровые шляпы.
Испанские пастухи имеют свой традиционный вариант сомбреро – сомбреро вакеро. Этот головной убор нам известен как ковбойская шляпа. В Колумбии так же есть свой вариант сомбреро, он отличается черно-белой окраской.Широкополые шляпы и шляпы ковбоев по сей день пользуются огромным успехом. В летних коллекциях таких модных домов как Prada, Cavalli и Готье часто появляются образы, дополненные такими головными уборами.
Азиатская шляпа
Азиатская шляпа — в наиболее популярном из своих вариантов представляет собой коническую шляпу, однако известны также варианты, в которых вычленена тулья. Предназначена для защиты от солнца и дождя при полевых работах.
Возникла в Восточной и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Япония и Корея). Шляпы делают из пальмовых листьев, из текстиля (часто встречающийся материал — шёлк), имеется подбородочный ремень. Соломенные шляпы после погружения в воду носятся в качестве импровизированного устройства для охлаждения.
Из-за своей характерной формы, она часто используется в изображениях Восточной Азии. При проведении некоторых спортивных мероприятий среди зрителей было модным носить такие головные уборы, особенно раскрашенные в цвета команды или государственные.
В материковой части Китая и на Тайване шляпа называется доули
(кит. трад. 斗笠 , пиньинь:dǒu lì , буквально, шляпа на доу, 10 литров), также лимао кит. трад. 笠帽 , пиньинь:lìmào и чжули кит. трад. 竹笠 , пиньинь:zhúlì ).
В Японии она называется сугэгаса (яп. 菅笠 ? , шляпа из осоки) или амигаса (яп. 編み笠 ? , плетёная шляпа) .
В Корее называется саткат
(삿갓), её в основном носят буддийские монахи .
Во Вьетнаме, называется нон. Конические разновидности шляпы — нонла ( nón lá
) во Вьетнаме часто разрисовывают или расписывают вручную, в Хюэ на шляпах, называемых нонбайтхо ( nón bài thơ ) , пишут стихи и китайские иероглифы, которые становится видно на свету.
Почему азиатская шляпка такой формы – зачем она нужна
На первый взгляд может показаться, что такая причудливая форма шляпки – это всего лишь дань моде в стиле народных азиатских мотивов. Отчасти это правда. Только лишь сначала появились потребности создать ее именно в таком виде и дизайне. А уже потом эта форма шляпок ассоциативно закрепилась за вьетнамским народом и Азией в целом.
Первоначально, еще в давние времена шляпка нон исполняла роль своеобразного зонтика, прикрепленного к голове. Так вьетнамцы и тайцы, постоянно работающие на рисовых плантациях, решили проблему системного намокания головы и верхней части тела. Диаметры головных уборов достигали метра. Посудите сами: очень удобная форма со «скатами» — полностью имитирует форму зонта + нет необходимости занимать руки.
Все та же пресловутая работа на рисовых полях, вынудила поставить очередной плюс в сторону выбора такой формы для шляпки. Конусообразное изделие на голове позволит «преломлять» солнечные лучи, и не так «припекать» во время активности.
По одной из версий, конусообразная шляпка нон хорошо прижилась среди представителей Азии – еще потому, что она попросту добавляет роста.
Логично предположить, что благодаря своему строению – конусообразная шляпка нон зрительно увеличит высоту (рост) и на шаг приблизит азиатских девушек к европейским стандартам красоты.
Из чего делают азиатские шляпки
«Правильная» шляпка – изделие из пальмовых листьев. Ранее их собирали, разъединяли на небольшие лоскуты, вымачивали, а затем – высушивали на палящем солнце. Далее – скрепляли бамбуковыми волосками или теми же лоскутками от пальмовых и банановых листьев.
Сейчас – большая редкость найти подобные био-шляпки. Все чаще головные уборы делают из искусственных материалов, а для продажи туристам и вовсе – из бумаги. Теперь вы знаете как называется круглая вьетнамская шляпка, зачем она нужна и почему именно такой формы ее создали азиатские модники.
Самодельная пилотка
Оригами пилотка — вещь универсальная. Ее ролевая привязка зависит исключительно от того, как она будет вами украшена (расписана, разрисована). Давайте разбираться, как же сделать пилотку из бумаги. Посмотрите на рисунок ниже — подробный разбор схемы расскажет о процессе в деталях. На рис. 2 специально показано, как сделать пилотку из газеты, поскольку ее стандартный разворот задает достаточный размер головного убора на среднюю голову. Итак:
- Складывается оригами-пилотка из прямоугольного листа. Сложите его пополам, а затем отогните внутрь верхние «закрытые» углы свертка, сводя их воедино уголок к уголку, грань к грани (см. рис.);
- Верхний «бортик» подверните кверху дважды, затем переверните заготовку. С обеих сторон отогните к себе плоскости, задавая нужный размер (делаем пилотку для себя, подростка, маленького ребенка);
- Нижний край заготовки подверните к себе без нахлеста на выступающие сгибы, разверните край и подогните его уголки по намеченной линии нового сгиба;
- Дважды отогните нижнюю плоскость кверху, закрывая все ранее выполненные сгибы. По сути, бумажная пилотка готова;
- Перевернув заготовку, загните вершину свертка книзу, равняя ее на основание заготовки. Затем заправьте этот отгиб за бортик свертка, расправьте изделие — у вас в руках пионерская пилотка. Сделать пилотку из бумаги своими руками удалось всего за пару минут.
Шапка самурая
Самурай – это один из любимых героев мальчишек всех времен. И многим хотелось бы быть на него похожими. Именно бумажная шапка самурая может стать атрибутом перевоплощения. Сделать такую шапку своими руками сможет любой родитель. Для этого вам понадобится только квадратный ровный лист бумаги.
Сложите квадратный листок так, чтобы у вас получился треугольник. И уже из этого треугольника отгибая стороны с углами, сделайте квадрат.
В завершение шапки из бумаги вам нужно слой, который сверху, а точнее его угол, завернуть, а эту же деталь снизу расположить, чтобы он совсем немного заступал.
Таинственное название
Имя у такой шляпки в каждом языке свое. Например, жители Кореи называют ее «саткат», но носят ее в основном только буддийские монахи.
Китайцы и тайваньцы дали ей имя «доу ли», что в дословном переводе означает «шляпа на десять литров». Это неудивительно, поскольку такой предмет гардероба в прошлом использовался не только как головной убор, но и как емкость для воды.
В Японии коническую шляпу называют «сугэгаса», что переводится как «шляпа из осоки», или «амигаса» («плетеная шляпа»). Японские названия тоже очень практичны — подобные головные уборы чаще всего плетутся из растительных материалов, но об этом — немного позже.
Во Вьетнаме шляпа получила название «нон» или «нон ла», что в переводе значит «шляпа-лист». Разновидность конической шляпы, которая производится в Хюэ, названа буквально — «нонбайтхо». Слово переводится как «шляпа-стихотворение», и это связано с ее внешним видом. Такие уборы вручную расписываются различными узорами, на них пишут различные китайские стихотворения, видно которые только на свету.
Цветок ратибида мексиканская шляпа. Экзотическая ратибида или Мексиканская шляпа
Есть один красивый экзотический цветок, который хорошо переносит наш климат — это ратибида. Выращивание из семян ратибиды колоновидной под силу даже начинающему садоводу. Как и с гайлардией, начинать это дело можно уже в феврале.
Описание
- Ботаническое название: Ratibida columnifera.
- Другие названия: Мексиканская шляпа.
- Синонимы: Lepachus columnifera, Rudbeckia columnifera.
- Оттенок соцветия: желтый, красный, бордовый.
- Срок цветения: с начала лета до осени.
- Солнце: полное солнце.
- Почва: легкая, сухая, хорошо дренированная. В родных местах они растут в почве, богатой известняком, но очень хорошо адаптируются к другим почвам.
- Устойчивость к климатическим условиям: растение выносливо к засухе и морозоустойчиво.
- Высота: 80-120 см.
Глядя на отчетливую форму цветов, легко увидеть, почему растение получило название «Мексиканская шляпа». Желтые или бордовые цветы с длинными центральными конусами похожи на сомбреро.
Отличительная черта — черный конус головки, который выступает над опущенными лепестками длиной до 3 см. Некоторые сорта очень похожи на рудбекию и эхинацею, только сердцевина более длинная и более выпуклая.
В садах в основном выращивают ратибиду колоновидную. Это обильно цветущий вид с сильными древесными цветоносами. Один куст может производить сотни цветков, которые цветут в течение длительного времени. Листва сине-зеленая, опушенная.
Цветение продолжается с конца весны до июля, но если ее регулярно поливать, продолжается в августе и сентябре. Цветы хорошо подходят для срезки и могут простоять в вазе около недели.
Выращивание из семян
Помните, выращенные из семян многолетники могут не зацвести в этом же году, в зависимости от погодных условий и времени посева. Для особо холодных районов нужно высаживать на рассаду, чтобы успеть получить цветение в конце лета. Начинать нужно уже в феврале.
С семенами проблем не будет. Один раз купив семена, потом можно самим их собирать. Собирать их легко. Дайте отцветшему соцветию хорошенько высохнуть на стебле, чтобы быть уверенным, что семена достаточно вызрели. Конус должен быть темно-коричневый и сухой. Это где-то в октябре-ноябре. Маленькие семена будут желтовато-коричневого цвета в центре коробочки. Срежьте коробочку и разотрите ее в пальцах над чашкой, чтобы собрать семена. При этом можно почувствовать слабый аромат аниса.
Посев в открытом грунте
Высевать семена надо начинать рано. Для холодных районов: весной, в конце марта – начале апреля, а в теплых районах можно начинать с конца февраля. Тщательно подготовьте землю на клумбе – глубоко разрыхлите и граблями размельчите комки.
Сделайте грядки на расстоянии 30 см на глубину 20 мм и рассыпьте семена. Разровняйте. Брызгать водой нужно только в том случае, если зима и весна были сухими, без обильного таяния снега или дождей.
Посев ратибиды колоновидной на рассаду
Высевать можно в конце зимы к весне или осенью в начале зимы. Рассыпьте семена на поверхность слоя хорошо дренированного, влажного компоста и присыпьте другим, очень тонким слоем компоста или вермикулита и поместите ящик в солнечном месте. Свет помогает прорастанию. Оптимальные температуры прорастания находятся между 20 до 30 °C.
Компост всегда должен быть влажным, но не мокрым.
Всхожесть, как правило, происходит в течение двух недель.
Пикировать в отдельные горшочки надо, когда ростки разработали два листочка и достаточно велики, чтобы справиться с пересадкой. Далее выращивать их в легкой тени в теплице или холодном парнике, пока они не окрепнут.
Когда риск заморозков минует, нужно постепенно акклиматизировать ростки к внешним условиям за 10 — 15 дней до посадки. Пространство между ростками должно быть не менее 24 см друг от друга.
Несколько замечаний по выращиванию
Растение часто выращивается как однолетнее, это на самом деле выносливый многолетник и может продержаться в хорошем состоянии 3 года.
Чтобы омолодить растения и держать их сильными, делите их каждые два-три года весной, как только начинается рост, прежде чем они станут слишком одревесневшими.
Родиной цветка является вся территория от Канады до Мексики, и поэтому он прекрасно выживает в наших климатических зонах. Однако его нужно тщательно укрывать на зиму, несмотря на его морозоустойчивость.
Ратибида колоновидная — неприхотливое красивое растение и замечательно подходит, чтобы разнообразить клумбу. Оригинальный цветок немало удивит ваших соседей. А выращивание ратибиды из семян и последующий уход не займет много времени. Так что, решайтесь.
Специальные инструменты и материалы, используемые модистками
Деревянный блок шляпы — это деревянная форма с замысловатой резьбой, созданная умелыми мастерами по дереву. Шляпные блоки — это профессиональные инструменты модисток в создании уникальной формы шляпной короны. Некоторые из шляпных блоков представляют собой ансамбли с короной и полями, в то время как некоторые только с короной или полями или предназначены для чародеев. У модисток всегда есть обширная коллекция различных блоков шляп, потому что для каждого блока шляп есть определенные размеры и нестандартные формы. В процессе блокировки шляпы модистки использовали булавки и молоток, чтобы удерживать регулируемую струну вдоль воротника короны и края полей.
Изготовление цветов. Железо — это уникальное железо, используемое модистками для создания различных цветочных лепестков или листьев в качестве украшения для украшения шляп. Свечи раньше нагревали эти утюги из металла различной формы в одном комплекте. В настоящее время эти электрические утюги можно снимать с металлической рамы, что позволяет менять условия глажки. Металлический заголовок в форме шара обычно используется для изгиба цветочной пастели.
Известные шляпники и модистки
Это неполный список людей, оказавших значительное влияние на изготовление шляп и шляп.
Hatters
- International Hat Company , американскому производителю, которому приписывают изобретение одной из самых популярных шляп для сбора урожая в Америке начала 20 века для полевых рабочих, фермеров и рабочих.
- Компания Hawley Products , американский производитель, которому приписывают изобретение солнцезащитного шлема тропической формы из прессованного волокна, который использовался со времен Второй мировой войны до войны в Персидском заливе .
- Джон Кавана , американский шляпник, чьи инновации включали производство обычных, длинных и широкоовальных шляп, чтобы клиенты могли найти более подходящие готовые шляпы.
- Компания James Lock & Co. из Лондона (основанная в 1676 году) приписывают введение котелка в 1849 году.
- Джон Баттерсон Стетсон , изобретатель классической ковбойской шляпы
- Джузеппе Борсалино , с известным «Борсалино» Fedora шляпы.
Модистки
- Акио Хирата — самый влиятельный модист в Японии, сотрудничавший со многими известными японскими модельерами, включая Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо . С 1966 года он также создавал и разрабатывал шляпы для японской императрицы Митико .
- Анна Бен-Юсуф написала «Искусство шляпного дела» (1909), один из первых справочников по шляпной технике.
- Розу Бертин , модистку и модницу Марии-Антуанетты , часто называют первым в мире модельером-знаменитостью.
- Коко Шанель , создательница модного дома Chanel и Chanel №5 .
- Джон Бойд был одним из самых уважаемых модисток Лондона и известен своей знаменитой розовой шляпой-треугольником, которую носила Диана, принцесса Уэльская .
- Лилли Даше была известной американской модисткой середины 20 века.
- Фредерик Фокс был модистом австралийского происхождения, известным своими проектами для британской королевской семьи.
- Милдред Блаунт — первая афроамериканская модистка, разработавшая шляпы для голливудских фильмов « Унесенные ветром » и « Пасхальный парад» . Среди ее клиентов были Джоан Кроуфорд , Луиза Биверс , Мэриан Андерсон , Глория Вандербильт и другие звезды Голливуда.
- Г-н Джон был американским модистом, которого некоторые считали аналогом модного платья Dior в 1940-х и 1950-х годах.
- Стивен Джонс из Лондона считается одним из самых радикальных и влиятельных модисток в мире конца 20-го и начала 21-го веков.
- Симона Мирман была известна своими проектами для Елизаветы II и других членов британской королевской семьи.
- Барбара Паули была ведущей модисткой и модисткой в Швеции во времена Густава .
- Кэролайн Ребу была известной модисткой XIX и начала XX веков.
- Дэвид Шиллинг — известный модист, художник и дизайнер из Монако.
- Джастин Смит — модистка, создающая шляпы на заказ и от кутюр под брендом J Smith Esquire.
- Филип Трейси — модистка ирландского происхождения; первая модистка за 80 лет, которая будет приглашена для участия в парижских показах высокой моды.
Процесс создания цилиндра
Для изготовления цилиндра необходимо следовать таким подробным инструкциям:
- на ватмане рисуется, а затем и вырезается прямоугольник (с одной стороны откладывается высота, а со второй – окружность шляпы);
- объединив элементы необходимо склеить трубу;
- присутствующая у трубы окружность, обводится на ещё одном ватмане;
- образовавшийся круг обводится ещё одним, его размеры должны соответствовать ширине полей будущего головного убора;
- внутри выполняется обведение небольшого отверстия, при этом от контура круга нужно отступить 1,5 см;
- вырезается нарисованное отверстие и получается небольшой круг, от его края к заранее созданной линии внутреннего круга необходимо сделать зарубки и загнуть бумагу по выделенному контуру;
- на новом ватмане выполняется обведение шляпы по окружности;
- по контору выполняется вырезание детали, при этом наружу нужно отступить 1,5 см для зарубок – это верхняя часть тульи;
- используя ножницы, выполняются надрезы, и бумага загибается по заранее наведённому кругу;
- тулья склеивается с верхушкой шляпы;
- к головному убору приклеиваются поля (внутри конуса выполняется прикладывание насечек);
- шляпа обклеивается любой цветной бумагой;
- добавляются элементы декора.
Для начинающих мастеров в интернете представлены простые шаблоны шляп, там же можно найти и шаблон цилиндра.
Из бумаги можно выполнить массу головных уборов как сложных, так и более простых. К примеру, для создания пилотки потребуется только газета и несколько манипуляций рук, и вы уже обладатель лёгкого головного убора, который защитит от солнца и попадания на голову побелки во время ремонтных работ.
Главное, не бояться и тогда можно создать столько шляп, насколько только хватит фантазии, а если она закончится, то всегда можно почерпнуть идеи в сети.
Вьетнамская шляпа
Конический головной убор, сделанный из высушенной травы или листьев пальмы, называется нон. Материалом для плетения выступают широкие листья тропических растений, которые жаркое солнце высушивает добела и обработанные прутья из бамбука. На голове надежно фиксируется шелковой лентой.
Есть две разновидности подобных уборов:
- Нон ла – шляпа-лист, самая распространенная модель.
- Нон бай тхо – шляпа-стихотворение. Называется так, потому что на поверхность снаружи мастер наносит стихи, которые можно увидеть только на просвет.
Плетут нон ла только вручную и квалификация мастера должна быть высокой, иначе огрехи будут видны всем. Некоторые деревни живут этим промыслом. Дети учатся у родителей чистить, высушивать, прессовать, раскладывать, сшивать листья. Вкратце процесс можно представить так:
- сбор зеленых пальмовых листьев;
- проглаживание их на разогретом металле;
- обработка горящей серой против плесени, насекомых и для закрепления белого цвета сырья;
- соединение 16 обручей из бамбука для каркаса шляпы;
- поэтапное размещение листьев на нем и сшивание их прочной нитью.
Вьетнамский головной убор всегда выглядит так, словно его касалась не человеческая рука, а неведомый волшебник создал подобное совершенство. Стежки ровные и выверенные, узлов соединений никогда не видно, форма нон ла и длина полей идеальны.
История возникновения
Появление шляпы оригинального фасона связано со старинной легендой. Она повествует о некой женщине, высокой и прекрасной, которая появлялась в разных поселениях. Природа благоприятствовала странствиям: при ее приближении вместо туч и дождя сразу же устанавливалась замечательная погода. На голове у нее была чудесная шляпка, состоящая из листьев и бамбука.
Вьетнамцы научились у нее возделыванию полей, выращиванию деревьев, овощей и фруктов. Наступил момент, когда женщина перестала появляться, она исчезла, и никто не знал, почему это произошло. Но все были уверены, что волшебница теперь в раю. Для защиты от жары и ненастья, от невзгод и болезней жители страны стали делать такие же шляпы, как у их покровительницы. Вера в их чудодейственную силу живет в народе до сих пор.
Азиатская шляпа в наше время
Нон ла удобна, практична и выручает во многих жизненных ситуациях:
- защитит от палящего солнца;
- послужит зонтиком в дождь;
- замаскирует зеркальце на внутренней стороне шляпы у некоторых девушек;
- используется как корзина для фруктов и овощей;
- после погружения в воду, чуть отжатая, будет охлаждать от жары;
- станет при необходимости емкостью для переноса воды.
До сих пор подавляющее большинство населения хранит верность национальному головному убору. Конечно, вьетнамская шляпа дорога прежде всего жителям провинций. Стар и млад в городках и селах ходят в нон ла. Молодые люди используют ее для признаний в любви – в подаренной шляпе девушка найдет записки и стихи, или для любимой сразу же приобретается нон бай тхо с романтическими строками. Молодежь крупных городов одевается по-другому. Национальный головной убор надевается в дни праздников или на свидания. Ведь в нем так удобно прятаться от взглядов прохожих при поцелуе.
Японский зонт – вагаса
Постепенно традиция ношения зонта распространилась и на священников более низкого ранга, в том числе и на монахов. Каракаса заменил для них традиционную широкополую шляпу каса, правда и сам претерпев изменения – “китайский зонт” серьезно уменьшился в размерах и стал более компактным, да и “престижу” владельцу обеспечивал меньше – вместо шелкового тента, монахи стали натягивать на бамбуковую раму промасленную бумагу.
Лишь в начале периода Эдо (1600-1868) зонты вошли в повседневный обиход простых людей. Однако к тому времени, от каракаса, осталась, пожалуй, только идея. Благодаря творческому подходу японских ремесленников, зонты стали более удобными, легкими, даже изящными. Отказавшись от шелкового покрытия, мастера широко применяли промасленную бумагу, в немалом количестве производившуюся в стране. Но главное — зонты стали складываться. Отсюда и их новое название — вагаса (японский зонт).
Методика изготовления вагаса была несложной, но трудоемкой. Приходилось точно выверять длину и крепления бамбуковых ребер, связывая их конским волосом. Сверху ребра оклеивались бумагой кодзо, обработанной соком хурмы. Процесс оклейки был особенно сложным и ответственным, ведь под купол зонта не должна была просочиться ни капля дождевой воды. Далее мастер покрывал бумажный верх красной краской, которую затем дополнительно промазывали льняным или конопляным маслом. И наконец, завершающую обработку изделия производили, нанося лак на деревянные части зонта. Готовые зонты выносили в поле, где они сушились под лучами солнца.
Изготовленный таким образом вагаса мог служить лет десять при условии бережного обращения с ним. От влаги бумага размякала, поэтому зонт приходилось тщательно просушивать после каждого дождя, но не пересушивать, чтобы покрытие не стало слишком жестким и хрупким.
Девушка с японским зонтом вагаса
Что стало прообразом китайской шляпы
История появления головного убора восходит к удивительной вьетнамской легенде. Согласно преданию, однажды, когда во Вьетнаме выдался очень дождливый год, в одном из поселений появилась прекрасная высокая женщина. На ее голове была конусообразная шапка из листьев и бамбука. Никто не знал, кто она и откуда. Но где бы ни появлялась удивительная незнакомка, тучи расходились, и небо озарялось солнцем. Она научила людей земледелию, после чего бесследно исчезла.
Для европейского мира китайская шапка — экзотика и отличный сувенир. Но для людей Азии, и в первую очередь для вьетнамцев, такая шляпа — символ благополучия и процветания. И они свято верят, что пока носят ее, им не страшны никакие потери и невзгоды.